СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок биологии в 5 классе по теме "Царство Грибы. Общая характеристика грибов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе знакомства с общей характеристикой Царства Грибы.

2. Предметно – дидактическая: познакомиться с характерными признаками грибов.

Планируемые результаты обучения:

1. Метапредметные: учатся работать с текстом, добывать необходимую информацию, работать в группе.

2. Предметные: выделяют существенные признаки грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

3. Личностные: осознают важность бережного отношения к природе.

Тип урока: Вводный (Урок – знакомство)

Методы обучения: проблемного изложения; частично-поисковый

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок биологии в 5 классе по теме "Царство Грибы. Общая характеристика грибов"»

Ход урока

I.Организационный момент

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Создавать условия для активизации познавательной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока (задает загадку)

Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради

Контроль: педагогическое наблюдение


II. Постановка проблемного вопроса

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий

Учитель спрашивает учащихся о том, какие грибы они знают?

Учитель сообщает о том, что мир грибов очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации.

Учитель формулирует проблемный вопрос о том, почему такие разные грибы относятся к одному царству?

Отвечают на вопросы учителя.



Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради группы грибов.



Высказывают свои версии и пути решения проблемы

Контроль: фронтальный и индивидуальный

III. Изучение и закрепление нового материала

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия

Учитель организует групповую работу с учебником по составлению общей характеристики грибов, консультирует учащихся.

Подводит итоги работы, корректирует работу.

Предлагает найти ответ на проблемный вопрос.


По заданным критериям просит оценить работу.

Работают в группах по плану, данному учителем, результаты заносят в таблицу.


Отчитываются о проделанной работе

Пытаются ответить на проблемный вопрос, используя результаты своей работы.


Контроль: групповой, самопроверка, взаимопроверка

IV. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Предлагает ученикам оценить (выбор смайликов) свою работу на уроке. Установить причины затруднений.

Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений.


Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания.

Записывают, обсуждают домашнее задание.

Контроль: педагогическое наблюдение, самоконтроль


БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС ФГОС ООО

Тема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе знакомства с общей характеристикой Царства Грибы.

2. Предметно – дидактическая: познакомиться с характерными признаками грибов.

Планируемые результаты обучения:

1. Метапредметные: учатся работать с текстом, добывать необходимую информацию, работать в группе.

2. Предметные: выделяют существенные признаки грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

3. Личностные: осознают важность бережного отношения к природе.

Тип урока: Вводный (Урок – знакомство)

Методы обучения: проблемного изложения; частично-поисковый

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.


Приветствие


Проверка Домашнего задания.

Проверь себя – хорошо ли ты разобрался в строении бактериальной клетки

- Какое строение имеет бактериальная клетка?

- При наступлении неблагоприятных условий многие бактерии образуют ……. ?

- Размножаются бактерии …..?

- Какова роль бактерий в природе и жизни человека?


I.Организационный момент

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.


Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.


Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?


Совершенно верно - это гриб

Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика грибов

(запись в тетради)

II. Постановка проблемного вопроса

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – Царство Грибы.

- Ребята, а какие грибы знаете вы? (перечисляют)

Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства

Факт 1: в природе известно более 100 тысяч видов грибов. Они обитают везде, где есть органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, и даже на телах живых организмов, на теле человека, животных, растений.

Факт 2: Грибы похожи и на растения, и на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.

Факт 3: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами как животные.


У грибов есть признаки, которые сближают их с растениями, но есть и признаки, сближающие их с животными.

Так что же такое гриб? Почему же грибы выделили в отдельное царство?

Это мы попытаемся выяснить на уроке. Вы получите задания и будете работать в парах.

III. Изучение и закрепление нового материала

Вспомним правила работы в группах. План работы групп таков:

-прочитать задание, обсудить, выполнить.


ГРУППА №1

Прочитайте П.13, абзац «Питание грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1и 2:

  1. Какими веществами питаются грибы?

  2. На какие две группы делятся грибы по характеру питания?

  3. Ответьте устно. Какие особенности питания грибов сближает их с животными, а какие с растениями?


ГРУППА №2

Прочитайте П.13, абзац «Строение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:

  1. На какие две группы делятся грибы по строению?

  2. Какое вещество, характерное для насекомых, содержат оболочки клеток грибов?

3. Из чего состоит тело гриба? Как оно называется?


ГРУППА №3

Прочитайте П.13, абзац «Размножение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:

  1. Какими двумя способами размножаются грибы?

  2. Назовите два способа бесполого размножения?

  3. Назовите два способа вегетативного размножения?


СХЕМА СПОСОБОВ РАЗМНОЖЕНИЯ ГРИБОВ


Размножение грибов


бесполое половое

спорами вегетативное

частями почкование

грибницы

ГРУППА №4

Прочитайте П.13, абзац «Роль грибов в природе и жизни человека», рассмотрите рис.39 на с.68.

Запишите в таблицу положительную «+» и отрицательную « - » роль грибов в природе и жизни человека.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение на слова:

«Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем».

А теперь давайте представим итоги вашей работы.

Учащиеся дают ответы на вопросы.


IV. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания

Так что же такое гриб? Почему ученые выделили грибы в отдельное царство?

Учащиеся дают ответы на вопросы.


- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)


Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)


Учитель: Растёт гриб подберёзовик в лиственных лесах, преимущественно в березняке. Попадаются грибы в парках и молодых порослях берёзок вблизи лесов, любят края полянок, заросшие старые дорожки в светлых смешанных лесах и по краю оврагов. Появляется подберезовик в конце мая одновременно с маслятами и белыми или чуть раньше. Подберёзовик любит тепло и растёт там, где солнышко хорошо прогревает почву с грибницей.


На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

Учитель: Опята появляются в конце августа, а собирать их можно до осенних морозов. По многочисленности плодовых тел опенок осенний превосходит все съедобные шляпочные грибы. Грибы годятся для жарки, варки, засола, маринования и сушки.


А какие несъедобные грибы вы знаете? (перечисляют)


Давайте подведём итоги нашей работы. Выясним, хорошо ли вы поработали на уроке.


Перед вами лежат смайлики. Ответь с их помощью:

  1. Я доволен своей работой на уроке.

  2. Я не прилагал усилий для работы на уроке.

  3. Я не доволен своей работой на уроке.

Домашнее задание

Параграф 13, вопросы устно. Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»





Приложение 1



Приложение 2

ГРУППА №1

Прочитайте П.13, абзац «Питание грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1и 2:

  1. Какими веществами питаются грибы?

  2. На какие две группы делятся грибы по характеру питания?

  3. Ответьте устно. Какие особенности питания грибов сближает их с животными, а какие с растениями?


ГРУППА №2

Прочитайте П.13, абзац «Строение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:

  1. На какие две группы делятся грибы по строению?

  2. Какое вещество, характерное для насекомых, содержат оболочки клеток грибов?

3. Из чего состоит тело гриба? Как оно называется?


ГРУППА №3

Прочитайте П.13, абзац «Размножение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:

  1. Какими двумя способами размножаются грибы?

  2. Назовите два способа бесполого размножения?

  3. Назовите два способа вегетативного размножения?



ГРУППА №4

Прочитайте П.13, абзац «Роль грибов в природе и жизни человека», рассмотрите рис.39 на с.68.

Запишите в таблицу положительную «+» и отрицательную « - » роль грибов в природе и жизни человека.



Приложение 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ


ПРИЗНАКИ ГРИБОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ

1. Питание

1.


2.


2. Строение

1.

2.

3.


3. Размножение

1.

2.

3.


4. Роль в природе и жизни человека

«+»

«-»



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ

ПРИЗНАКИ ГРИБОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ

1. Питание

1.


2.


2. Строение

1.

2.

3.


3. Размножение

1.

2.

3.


4. Роль в природе и жизни человека

«+»






«-»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!