Учитель начальных классов
Михаленок Жанна Викторовна
Квалификационная категория; высшая
Предмет: русская литература
Класс: 3
Тема: Обобщающий урок по теме «Басни»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Басни»; развивать творческие способности и речь учащихся.
Оборудование: иллюстрации героев, портреты писателей, шкатулка со словами, флажки, карточки со словами трудолюбие, смекалка, дружба.
Ход урока
Организационный момент
Вот звонок сигнал нам дал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И урок наш начинаем.
Знакомство с новой темой
Игра-путешествие
- У нас будет не просто урок, а урок-путешествие в страну… Ой, название, страны рассыпалось. Восстановите его, ребята!
1) Вот в эту страну под названием БАСНЯ мы и отправимся. Мы повторим басни, которые изучали. Встретимся с их героями. Будем характеризовать их поступки, и извлекать мудрые уроки.
2) А чтобы наше путешествие было удачным возьмём с собой в дорогу…
Задание «Назови одним словом»
Любовь к труду – трудолюбие.
Способность быстро находить выход из любой ситуации – смекалка.
Её, если она крепкая, и топором не разрубишь – дружба.
- Итак, начнем наше путешествие в страну Басня. А путешествовать будем на … и по станциям.
1 станция «Знайкино»
- На этой станции вам предстоит ответить на вопросы:
Что такое басня? Сколько лет существует басня?
Что такое мораль басни?
Где обычно в басне находится мораль? Чем басня похожа на сказку?
Какие русские писатели писали басни? (портреты)
2 станция «Угадайки»
- Я зачитываю отрывок из басни, вам необходимо сказать название и автора басни.
С.45 «Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука, Рак» И.А.Крылов)
Самостоятельное чтение, вслух.
Анализ по вопросам:
Какую работу взялись выполнять лебедь, Щука, Рак?
Зачитайте строчки, которые подтверждают, как они стараются.
Почему не могут сдвинуть воз?
Куда тащила Щука? Лебедь? Как двигался Рак? (чтение)
Прочитайте строчки, которые являются моралью басни?
Как вы их понимаете?
С. 47 «Однажды у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили» («Стрекоза и муравьи» Л.Н.Толстой)
1. Чтение в парах
2. Чтение вслух
3. Анализ:
С какой просьбой обратилась Стрекоза?
А почему она сама не заготовила корм?
Какой совет ей дали муравьи?
Как понимаете смысл этих слов?
С.49 «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка» («Белка и Волк» Л.Н.Толстой)
1. Чтение в парах
2. Чтение вслух
3. Анализ:
Что случилось с белкой?
О чем она просила у Волка?
Какой вопрос волновал Волка?
Прочитайте ответ Белки. Как вы понимаете смысл её слов?
3 станция «Геройкино»
- Здесь вам нужно узнать героев басни. Итак, кто сказал эти слова?
Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей. (Стрекоза)
Не стыдно ль, говорит – средь бела дня попался.
Не провели бы так меня. (Голубь)
Да работала ль ты в лето? (Муравей)
Мне всегда скучно, а на вас смотришь –
Вы там вверху всё играете, прыгаете. (Волк)
Задание: У ребят карточки с пословицами. Соединить пословицу с названием героя, к которому она подходит (в парах работа)
Пословицы:
Дело мастера боится. (Муравей)
Лентяю что ни день, то праздник. (Стрекоза)
Плохо тому, кто не делает добра никому. (Волк)
Чем хвалишься, на том и провалишься. (Голубь)
4 станция «Театральная»
Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»
Конкурс чтецов басни «Чикс и голубь»
5 станция «Копилкино»
Игровой момент «Чёрный ящик»
- Басни, которые мы изучали, написаны много лет назад. Поэтому в их тексте использованы слова и выражения, которыми мы не пользуемся в современной речи. Но значение их знаем и с удовольствием этими старинными выражениями пополняем свой словарный запас.
Игра-ситуация «Словцо из шкатулки»
(Учащийся берёт из шкатулки слово, зачитывает его и объясняет его значение)
Подведение итогов урока
Наше путешествие подошло к концу. С какими баснями встретились? С какими героями? Какие уроки вынесли для себя?
А путешествие оказалось звёздным. Потому что вы были дружны, трудолюбивы, смекалисты.
Читайте, изучайте и пишите басни.