СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость работы над инструктивным материалом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техническая  свобода  исполнения  -  пальцевая  беглость ,  сво­бодная  координация движений  рук ,  выбор  рациональной апплика­туры ,  разнообразные  приемы звукоизвлечения  приобретаются  пу­тем  тщательной  систематической  работы  над различными  видами  инструктивного  материала .  Невозможно  переоценить  значение этого  труда ,  ибо  исполнительское  искусство  требует  от  музы­канта хорошо отработанных  двигательных  приемов  и навыков.

Во – первых ,  это  работа  над гаммами ,  арпеджио ,  аккордами  основными техническими  формулами.

Гаммы  и  упражнения  необходимы  для  укрепления  мышечной сис­темы ,  для выработки  контакта пальцев  с  клавишами .  Работая  над ними ,  нужно  стремиться  к исполнению различными штрихами , динамикой ,  метроритмическими  рисунками в пределах  полного  диапазона  инструмента  беспрерывного  многократного  повторе­ния. Качество  исполнения  закрепляется  в  коре головного мозга ,  запоминается  в  физических  ощущениях. Небрежная  игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизу­ется и вредно сказывается на технике обучаемого и  в последствии может стать необратимым явлением .  Развитие физической  вынос­ливости рук ,  пальцевой беглости  на  технических  упражнениях  не  должны  только соразмеряться  количеством затрачиваемого  времени ,  качество  труда ,  напряжение  умственной  энергии может разрешить  вопрос ,  направленный  во  имя  художественных  целей .  Поэтому  при работе над  инструктивным материалом  в  поисках  эффективного  результата  следует  ставить перед  собой опреде­ленные задачи ,  а  именно  продумывать  звуко­вую и   двигательную стороны.

Почти  все  выдающиеся  музыканты рассматривали  многолетнюю  практику  над типовыми  гаммами  и  упражнениями  не  только  с  точ­ки  зрения  укрепления  мышц  и развития  пальцевой  беглости ,  но  и  с  позиции  выработки  привычек  ряда  технических формул ,  встречаю­щихся  в художественных  произведениях .  Овладение  этими ,  как  го­ворил  профессор  Г.Г. Нейгауз, "  полуфабрикатами "  значительно  облегчает  труд исполнителя  при  работе  над  художественным  ре­пертуаром.

Почему же так необходимы для развития исполнительского мас­терства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетны­ми людьми технические упражнения ?

     Несомненно ,  что на них отрабатываются двигатель - игровые  навыки , взаимодействие всех частей рук,  координация  движений,  дается усиленная мускульная тренировка,  весь двигательный ап­парат приспосабливается к  использованию звуковых  и техничес­ких  возможностей  инструмента.  Но главное  в  том ,  что  происхо­дит активное совершенствование деятельности  органов управления движениями .

          Конечная  цель  исполнителя не  в  сохранении  приобретенных  двигательных навыков ,  а  в  безграничном  их  совершенствовании.  Упражняться  на  материале  этюдов  и  технических  эпизодов  из  ху­дожественных  произведений  возможно  тольк о на определенных  этапах  работы  баяниста,  когда  пройдены  все  предшествующие  сту­пени постепенного  развития  технического  мастерства  например, в  консерватории.  На  средних этапах  работа  над  усвоением  трудных  мест  в  произведениях  или  этюдах  не  может компенсиро­вать  отсутствия систематической  тренировки  на  специальном  ма­териале.

        Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности.  Но  такая  зависимость не является  определяющей  для  людей  со  средними исполнительскими  данными .  Достаточно вспомнить  высказывание  французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : "  Конечно , не  у  всех  способности одинаковы .  Однако ,  если  только  нет  никакого особого  недостат­ке ,  мешающего нормальным движениям пальцев ,  возможность  раз­вития  их  до  той  степени совершенства ,  чтобы  наша  игра  могла  нравиться  зависит  исключительно  от  нас самих...  усидчивая  и  направленная  по  верному  пути  работа ,  необходимые  усилия  и не­которое  время  неминуемо  выровняют пальцы , даже  наименее  ода­ренные..." Исполнителям ,  обладающим  исключительной двига­тельной одаренностью  и  очень высоким  уровнем  гармоничности  техники ,  сложившейся  природной  координацией .движений ,  гораздо  быстрее  и  легче  усваивать  технический  материал  в  художествен­ных  произведениях .  Только  они  могут частично  отводить  времени ,  гаммам и упражнениям ,  компенсируя  эту  работу  над разнооб­разным  виртуозным репертуаром своей  программы .  Но  тем  не  менее  тренировка  рук  на   материале гамм  и упражнений  для по­добного рода  музыкантов также  важна .  Они  в  значительной  мере предохраняют  от  переигрывания  рук ,  от  профессионального  забо­левания ,  которое выражается  в  сильном  перенапряжения  над  труд­ными  местами .  Работать  над техническими фигурами  в  произведе­нии  безусловно  полезно  и  необходимо ,  но  здесь внимание  заня­то  в  основном  переключениями  с  одной  последовательности  на  другую, а  не координацией  движений  внутри  ее .  Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомога­тельные упражнения к тому  или иному  трудному месту  . Игра  определенных формул – гамм  и  упражнений  не только  спо­собствуют  развитию  техники ,  но  и  укрепляет  элементарные  теоре­тические  знания ,  кроме того  дает  ладогармоническое  знание  кла­виатуры  ,  Умение хорошо играть инструктивный  материал в  большей  мере  ускоряет  развитие  навыка  игры  с  листа .  Всякое  секвенционное  перемещение по  ступеням  лада  или  хроматически ,  всякая   ус­тановка  на  определенную нюансировку ,  штрихи ,  качество  звукоизвлечения  и т.д. требует  немалой  активности  красочного и  высот­ного слуха .

        Любой   музыкальный  инструмент  требует  особой  приспособляемости   к   условиям игры  на  каждом  из  них . И  это  естественно  ,   ведь  каждый  инструмент  имеет  свои конструктивные  особенности .   Работ  над  техникой  будет эффективна  тогда ,  когда  она соразмеряется  со  спецификой  инструмента.

        В   исполнительском  отношении  баян - сложный   музыкальный   инструмент .  Он  имеет практически   невидимые  клавиатуры  и  наделен   важной   особенностью   воспроизводить  звук при помощи меха.  От  последнего  зависит  сила  ,  качество  звука ,  динамика  ,  и  т. п.   Кроме того  ,  отдельные  группы  мышц  исполнителя  , физиологически   невзаимодействующие  друг  с  другом , принимают активное участие в игровых движениях .  При  помощи  плечевых  ремней  ,  ног удерживается инструмент , одновременно  при  разжатии  меха  левая  рука  извлекает  звуки .  Довольно – таки   не  просто  добиться  четкой  координации  всех  движений ,  хорошего  ,  ровного  звука , качественного  исполнения .

        Практика  показала , как  неравномерно  развиты  технические  навыки  игры  правой  и  левой  рук ,  координация .

        Работая  над  гаммами ,  арпеджио ,  аккордами ,  необходимо  стремиться  к  их  лёгкому  и  свободному  исполнению  в  любых  темпах ,  различными  метро – ритмическими  рисунками  и  штрихами  в  пределах  полного  диапазона  инструмента .  Несомненно  пользу  оказывает  долгая ,  беспрерывная  игра  упражнений ,  развивая  выносливость  руки  и  пальцев .  При этом  необходимо  помнить  об  ошибочном  стремлении  к  игре  в  предельно  быстром  темпе ,  а  также  уметь  вовремя  отреагировать  на  усталость  руки  и  дать  ей  достаточный  отдых .  Для  каждого ученика  темп  должен  быть  сугубо  индивидуализирован  и  не  в  ущерб  красоте  звучания .  Тенденция  играть  основные  формулы  возможно  быстрее  приносит  часто  немалый  вред ,  так  как  некачественное  исполнение  разлаживает  технику .

        Упражнения  нужно  играть  красивым  звуком ,  разнообразной  динамикой ,  акцентами ,  используя  в  работе  секвенции ,  полиритмию ,  упражнения  с  выдержанными  нотами ,  ломанные  арпеджио ,  аккорды ,  репетиции ,  скачки ,  тремоло  и  многое  другое .

        Приступая  к  работе  над  основными  техническими  формулами ,  необходимо  усвоить  основные  их  виды  сначала  каждой  рукой  отдельно ,  после  чего  играть  каждой  рукой  разные  штрихи ,  достигая  независимости  рук . 

        Работа  над  инструктивным  материалом  в  классе  крайне  важна  и  ей  должно  уделяться  большое  внимание  на  всех  этапах  музыкального  образования .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая  свобода  исполнения  -  пальцевая  беглость ,  сво­бодная  координация движений  рук ,  выбор  рациональной апплика­туры ,  разнообразные  приемы звукоизвлечения  приобретаются  пу­тем  тщательной  систематической  работы  над различными  видами  инструктивного  материала .  Невозможно  переоценить  значение этого  труда ,  ибо  исполнительское  искусство  требует  от  музы­канта хорошо отработанных  двигательных  приемов  и навыков.

Во – первых ,  это  работа  над гаммами ,  арпеджио ,  аккордами  основными техническими  формулами.

Гаммы  и  упражнения  необходимы  для  укрепления  мышечной сис­темы ,  для выработки  контакта пальцев  с  клавишами .  Работая  над ними ,  нужно  стремиться  к исполнению различными штрихами , динамикой ,  метроритмическими  рисунками в пределах  полного  диапазона  инструмента  беспрерывного  многократного  повторе­ния. Качество  исполнения  закрепляется  в  коре головного мозга ,  запоминается  в  физических  ощущениях. Небрежная  игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизу­ется и вредно сказывается на технике обучаемого и  в последствии может стать необратимым явлением .  Развитие физической  вынос­ливости рук ,  пальцевой беглости  на  технических  упражнениях  не  должны  только соразмеряться  количеством затрачиваемого  времени ,  качество  труда ,  напряжение  умственной  энергии может разрешить  вопрос ,  направленный  во  имя  художественных  целей .  Поэтому  при работе над  инструктивным материалом  в  поисках  эффективного  результата  следует  ставить перед  собой опреде­ленные задачи ,  а  именно  продумывать  звуко­вую и   двигательную стороны.

Почти  все  выдающиеся  музыканты рассматривали  многолетнюю  практику  над типовыми  гаммами  и  упражнениями  не  только  с  точ­ки  зрения  укрепления  мышц  и развития  пальцевой  беглости ,  но  и  с  позиции  выработки  привычек  ряда  технических формул ,  встречаю­щихся  в художественных  произведениях .  Овладение  этими ,  как  го­ворил  профессор  Г.Г. Нейгауз, "  полуфабрикатами "  значительно  облегчает  труд исполнителя  при  работе  над  художественным  ре­пертуаром.

Почему же так необходимы для развития исполнительского мас­терства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетны­ми людьми технические упражнения ?

     Несомненно ,  что на них отрабатываются двигатель - игровые  навыки , взаимодействие всех частей рук,  координация  движений,  дается усиленная мускульная тренировка,  весь двигательный ап­парат приспосабливается к  использованию звуковых  и техничес­ких  возможностей  инструмента.  Но главное  в  том ,  что  происхо­дит активное совершенствование деятельности  органов управления движениями .

          Конечная  цель  исполнителя не  в  сохранении  приобретенных  двигательных навыков ,  а  в  безграничном  их  совершенствовании.  Упражняться  на  материале  этюдов  и  технических  эпизодов  из  ху­дожественных  произведений  возможно  тольк о на определенных  этапах  работы  баяниста,  когда  пройдены  все  предшествующие  сту­пени постепенного  развития  технического  мастерства  например, в  консерватории.  На  средних этапах  работа  над  усвоением  трудных  мест  в  произведениях  или  этюдах  не  может компенсиро­вать  отсутствия систематической  тренировки  на  специальном  ма­териале.

        Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности.  Но  такая  зависимость не является  определяющей  для  людей  со  средними исполнительскими  данными .  Достаточно вспомнить  высказывание  французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : "  Конечно , не  у  всех  способности одинаковы .  Однако ,  если  только  нет  никакого особого  недостат­ке ,  мешающего нормальным движениям пальцев ,  возможность  раз­вития  их  до  той  степени совершенства ,  чтобы  наша  игра  могла  нравиться  зависит  исключительно  от  нас самих...  усидчивая  и  направленная  по  верному  пути  работа ,  необходимые  усилия  и не­которое  время  неминуемо  выровняют пальцы , даже  наименее  ода­ренные..." Исполнителям ,  обладающим  исключительной двига­тельной одаренностью  и  очень высоким  уровнем  гармоничности  техники ,  сложившейся  природной  координацией .движений ,  гораздо  быстрее  и  легче  усваивать  технический  материал  в  художествен­ных  произведениях .  Только  они  могут частично  отводить  времени ,  гаммам и упражнениям ,  компенсируя  эту  работу  над разнооб­разным  виртуозным репертуаром своей  программы .  Но  тем  не  менее  тренировка  рук  на   материале гамм  и упражнений  для по­добного рода  музыкантов также  важна .  Они  в  значительной  мере предохраняют  от  переигрывания  рук ,  от  профессионального  забо­левания ,  которое выражается  в  сильном  перенапряжения  над  труд­ными  местами .  Работать  над техническими фигурами  в  произведе­нии  безусловно  полезно  и  необходимо ,  но  здесь внимание  заня­то  в  основном  переключениями  с  одной  последовательности  на  другую, а  не координацией  движений  внутри  ее .  Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомога­тельные упражнения к тому  или иному  трудному месту  . Игра  определенных формул – гамм  и  упражнений  не только  спо­собствуют  развитию  техники ,  но  и  укрепляет  элементарные  теоре­тические  знания ,  кроме того  дает  ладогармоническое  знание  кла­виатуры  ,  Умение хорошо играть инструктивный  материал в  большей  мере  ускоряет  развитие  навыка  игры  с  листа .  Всякое  секвенционное  перемещение по  ступеням  лада  или  хроматически ,  всякая   ус­тановка  на  определенную нюансировку ,  штрихи ,  качество  звукоизвлечения  и т.д. требует  немалой  активности  красочного и  высот­ного слуха .

        Любой   музыкальный  инструмент  требует  особой  приспособляемости   к   условиям игры  на  каждом  из  них . И  это  естественно  ,   ведь  каждый  инструмент  имеет  свои конструктивные  особенности .   Работ  над  техникой  будет эффективна  тогда ,  когда  она соразмеряется  со  спецификой  инструмента.

        В   исполнительском  отношении  баян - сложный   музыкальный   инструмент .  Он  имеет практически   невидимые  клавиатуры  и  наделен   важной   особенностью   воспроизводить  звук при помощи меха.  От  последнего  зависит  сила  ,  качество  звука ,  динамика  ,  и  т. п.   Кроме того  ,  отдельные  группы  мышц  исполнителя  , физиологически   невзаимодействующие  друг  с  другом , принимают активное участие в игровых движениях .  При  помощи  плечевых  ремней  ,  ног удерживается инструмент , одновременно  при  разжатии  меха  левая  рука  извлекает  звуки .  Довольно – таки   не  просто  добиться  четкой  координации  всех  движений ,  хорошего  ,  ровного  звука , качественного  исполнения .

        Практика  показала , как  неравномерно  развиты  технические  навыки  игры  правой  и  левой  рук ,  координация .

        Работая  над  гаммами ,  арпеджио ,  аккордами ,  необходимо  стремиться  к  их  лёгкому  и  свободному  исполнению  в  любых  темпах ,  различными  метро – ритмическими  рисунками  и  штрихами  в  пределах  полного  диапазона  инструмента .  Несомненно  пользу  оказывает  долгая ,  беспрерывная  игра  упражнений ,  развивая  выносливость  руки  и  пальцев .  При этом  необходимо  помнить  об  ошибочном  стремлении  к  игре  в  предельно  быстром  темпе ,  а  также  уметь  вовремя  отреагировать  на  усталость  руки  и  дать  ей  достаточный  отдых .  Для  каждого ученика  темп  должен  быть  сугубо  индивидуализирован  и  не  в  ущерб  красоте  звучания .  Тенденция  играть  основные  формулы  возможно  быстрее  приносит  часто  немалый  вред ,  так  как  некачественное  исполнение  разлаживает  технику .

        Упражнения  нужно  играть  красивым  звуком ,  разнообразной  динамикой ,  акцентами ,  используя  в  работе  секвенции ,  полиритмию ,  упражнения  с  выдержанными  нотами ,  ломанные  арпеджио ,  аккорды ,  репетиции ,  скачки ,  тремоло  и  многое  другое .

        Приступая  к  работе  над  основными  техническими  формулами ,  необходимо  усвоить  основные  их  виды  сначала  каждой  рукой  отдельно ,  после  чего  играть  каждой  рукой  разные  штрихи ,  достигая  независимости  рук . 

        Работа  над  инструктивным  материалом  в  классе  крайне  важна  и  ей  должно  уделяться  большое  внимание  на  всех  этапах  музыкального  образования .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая  свобода  исполнения  -  пальцевая  беглость ,  сво­бодная  координация движений  рук ,  выбор  рациональной апплика­туры ,  разнообразные  приемы звукоизвлечения  приобретаются  пу­тем  тщательной  систематической  работы  над различными  видами  инструктивного  материала .  Невозможно  переоценить  значение этого  труда ,  ибо  исполнительское  искусство  требует  от  музы­канта хорошо отработанных  двигательных  приемов  и навыков.

Во – первых ,  это  работа  над гаммами ,  арпеджио ,  аккордами  основными техническими  формулами.

Гаммы  и  упражнения  необходимы  для  укрепления  мышечной сис­темы ,  для выработки  контакта пальцев  с  клавишами .  Работая  над ними ,  нужно  стремиться  к исполнению различными штрихами , динамикой ,  метроритмическими  рисунками в пределах  полного  диапазона  инструмента  беспрерывного  многократного  повторе­ния. Качество  исполнения  закрепляется  в  коре головного мозга ,  запоминается  в  физических  ощущениях. Небрежная  игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизу­ется и вредно сказывается на технике обучаемого и  в последствии может стать необратимым явлением .  Развитие физической  вынос­ливости рук ,  пальцевой беглости  на  технических  упражнениях  не  должны  только соразмеряться  количеством затрачиваемого  времени ,  качество  труда ,  напряжение  умственной  энергии может разрешить  вопрос ,  направленный  во  имя  художественных  целей .  Поэтому  при работе над  инструктивным материалом  в  поисках  эффективного  результата  следует  ставить перед  собой опреде­ленные задачи ,  а  именно  продумывать  звуко­вую и   двигательную стороны.

Почти  все  выдающиеся  музыканты рассматривали  многолетнюю  практику  над типовыми  гаммами  и  упражнениями  не  только  с  точ­ки  зрения  укрепления  мышц  и развития  пальцевой  беглости ,  но  и  с  позиции  выработки  привычек  ряда  технических формул ,  встречаю­щихся  в художественных  произведениях .  Овладение  этими ,  как  го­ворил  профессор  Г.Г. Нейгауз, "  полуфабрикатами "  значительно  облегчает  труд исполнителя  при  работе  над  художественным  ре­пертуаром.

Почему же так необходимы для развития исполнительского мас­терства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетны­ми людьми технические упражнения ?

     Несомненно ,  что на них отрабатываются двигатель - игровые  навыки , взаимодействие всех частей рук,  координация  движений,  дается усиленная мускульная тренировка,  весь двигательный ап­парат приспосабливается к  использованию звуковых  и техничес­ких  возможностей  инструмента.  Но главное  в  том ,  что  происхо­дит активное совершенствование деятельности  органов управления движениями .

          Конечная  цель  исполнителя не  в  сохранении  приобретенных  двигательных навыков ,  а  в  безграничном  их  совершенствовании.  Упражняться  на  материале  этюдов  и  технических  эпизодов  из  ху­дожественных  произведений  возможно  тольк о на определенных  этапах  работы  баяниста,  когда  пройдены  все  предшествующие  сту­пени постепенного  развития  технического  мастерства  например, в  консерватории.  На  средних этапах  работа  над  усвоением  трудных  мест  в  произведениях  или  этюдах  не  может компенсиро­вать  отсутствия систематической  тренировки  на  специальном  ма­териале.

        Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности.  Но  такая  зависимость не является  определяющей  для  людей  со  средними исполнительскими  данными .  Достаточно вспомнить  высказывание  французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : "  Конечно , не  у  всех  способности одинаковы .  Однако ,  если  только  нет  никакого особого  недостат­ке ,  мешающего нормальным движениям пальцев ,  возможность  раз­вития  их  до  той  степени совершенства ,  чтобы  наша  игра  могла  нравиться  зависит  исключительно  от  нас самих...  усидчивая  и  направленная  по  верному  пути  работа ,  необходимые  усилия  и не­которое  время  неминуемо  выровняют пальцы , даже  наименее  ода­ренные..." Исполнителям ,  обладающим  исключительной двига­тельной одаренностью  и  очень высоким  уровнем  гармоничности  техники ,  сложившейся  природной  координацией .движений ,  гораздо  быстрее  и  легче  усваивать  технический  материал  в  художествен­ных  произведениях .  Только  они  могут частично  отводить  времени ,  гаммам и упражнениям ,  компенсируя  эту  работу  над разнооб­разным  виртуозным репертуаром своей  программы .  Но  тем  не  менее  тренировка  рук  на   материале гамм  и упражнений  для по­добного рода  музыкантов также  важна .  Они  в  значительной  мере предохраняют  от  переигрывания  рук ,  от  профессионального  забо­левания ,  которое выражается  в  сильном  перенапряжения  над  труд­ными  местами .  Работать  над техническими фигурами  в  произведе­нии  безусловно  полезно  и  необходимо ,  но  здесь внимание  заня­то  в  основном  переключениями  с  одной  последовательности  на  другую, а  не координацией  движений  внутри  ее .  Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомога­тельные упражнения к тому  или иному  трудному месту  . Игра  определенных формул – гамм  и  упражнений  не только  спо­собствуют  развитию  техники ,  но  и  укрепляет  элементарные  теоре­тические  знания ,  кроме того  дает  ладогармоническое  знание  кла­виатуры  ,  Умение хорошо играть инструктивный  материал в  большей  мере  ускоряет  развитие  навыка  игры  с  листа .  Всякое  секвенционное  перемещение по  ступеням  лада  или  хроматически ,  всякая   ус­тановка  на  определенную нюансировку ,  штрихи ,  качество  звукоизвлечения  и т.д. требует  немалой  активности  красочного и  высот­ного слуха .

        Любой   музыкальный  инструмент  требует  особой  приспособляемости   к   условиям игры  на  каждом  из  них . И  это  естественно  ,   ведь  каждый  инструмент  имеет  свои конструктивные  особенности .   Работ  над  техникой  будет эффективна  тогда ,  когда  она соразмеряется  со  спецификой  инструмента.

        В   исполнительском  отношении  баян - сложный   музыкальный   инструмент .  Он  имеет практически   невидимые  клавиатуры  и  наделен   важной   особенностью   воспроизводить  звук при помощи меха.  От  последнего  зависит  сила  ,  качество  звука ,  динамика  ,  и  т. п.   Кроме того  ,  отдельные  группы  мышц  исполнителя  , физиологически   невзаимодействующие  друг  с  другом , принимают активное участие в игровых движениях .  При  помощи  плечевых  ремней  ,  ног удерживается инструмент , одновременно  при  разжатии  меха  левая  рука  извлекает  звуки .  Довольно – таки   не  просто  добиться  четкой  координации  всех  движений ,  хорошего  ,  ровного  звука , качественного  исполнения .

        Практика  показала , как  неравномерно  развиты  технические  навыки  игры  правой  и  левой  рук ,  координация .

        Работая  над  гаммами ,  арпеджио ,  аккордами ,  необходимо  стремиться  к  их  лёгкому  и  свободному  исполнению  в  любых  темпах ,  различными  метро – ритмическими  рисунками  и  штрихами  в  пределах  полного  диапазона  инструмента .  Несомненно  пользу  оказывает  долгая ,  беспрерывная  игра  упражнений ,  развивая  выносливость  руки  и  пальцев .  При этом  необходимо  помнить  об  ошибочном  стремлении  к  игре  в  предельно  быстром  темпе ,  а  также  уметь  вовремя  отреагировать  на  усталость  руки  и  дать  ей  достаточный  отдых .  Для  каждого ученика  темп  должен  быть  сугубо  индивидуализирован  и  не  в  ущерб  красоте  звучания .  Тенденция  играть  основные  формулы  возможно  быстрее  приносит  часто  немалый  вред ,  так  как  некачественное  исполнение  разлаживает  технику .

        Упражнения  нужно  играть  красивым  звуком ,  разнообразной  динамикой ,  акцентами ,  используя  в  работе  секвенции ,  полиритмию ,  упражнения  с  выдержанными  нотами ,  ломанные  арпеджио ,  аккорды ,  репетиции ,  скачки ,  тремоло  и  многое  другое .

        Приступая  к  работе  над  основными  техническими  формулами ,  необходимо  усвоить  основные  их  виды  сначала  каждой  рукой  отдельно ,  после  чего  играть  каждой  рукой  разные  штрихи ,  достигая  независимости  рук . 

        Работа  над  инструктивным  материалом  в  классе  крайне  важна  и  ей  должно  уделяться  большое  внимание  на  всех  этапах  музыкального  образования .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая  свобода  исполнения  -  пальцевая  беглость ,  сво­бодная  координация движений  рук ,  выбор  рациональной апплика­туры ,  разнообразные  приемы звукоизвлечения  приобретаются  пу­тем  тщательной  систематической  работы  над различными  видами  инструктивного  материала .  Невозможно  переоценить  значение этого  труда ,  ибо  исполнительское  искусство  требует  от  музы­канта хорошо отработанных  двигательных  приемов  и навыков.

Во – первых ,  это  работа  над гаммами ,  арпеджио ,  аккордами  основными техническими  формулами.

Гаммы  и  упражнения  необходимы  для  укрепления  мышечной сис­темы ,  для выработки  контакта пальцев  с  клавишами .  Работая  над ними ,  нужно  стремиться  к исполнению различными штрихами , динамикой ,  метроритмическими  рисунками в пределах  полного  диапазона  инструмента  беспрерывного  многократного  повторе­ния. Качество  исполнения  закрепляется  в  коре головного мозга ,  запоминается  в  физических  ощущениях. Небрежная  игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизу­ется и вредно сказывается на технике обучаемого и  в последствии может стать необратимым явлением .  Развитие физической  вынос­ливости рук ,  пальцевой беглости  на  технических  упражнениях  не  должны  только соразмеряться  количеством затрачиваемого  времени ,  качество  труда ,  напряжение  умственной  энергии может разрешить  вопрос ,  направленный  во  имя  художественных  целей .  Поэтому  при работе над  инструктивным материалом  в  поисках  эффективного  результата  следует  ставить перед  собой опреде­ленные задачи ,  а  именно  продумывать  звуко­вую и   двигательную стороны.

Почти  все  выдающиеся  музыканты рассматривали  многолетнюю  практику  над типовыми  гаммами  и  упражнениями  не  только  с  точ­ки  зрения  укрепления  мышц  и развития  пальцевой  беглости ,  но  и  с  позиции  выработки  привычек  ряда  технических формул ,  встречаю­щихся  в художественных  произведениях .  Овладение  этими ,  как  го­ворил  профессор  Г.Г. Нейгауз, "  полуфабрикатами "  значительно  облегчает  труд исполнителя  при  работе  над  художественным  ре­пертуаром.

Почему же так необходимы для развития исполнительского мас­терства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетны­ми людьми технические упражнения ?

     Несомненно ,  что на них отрабатываются двигатель - игровые  навыки , взаимодействие всех частей рук,  координация  движений,  дается усиленная мускульная тренировка,  весь двигательный ап­парат приспосабливается к  использованию звуковых  и техничес­ких  возможностей  инструмента.  Но главное  в  том ,  что  происхо­дит активное совершенствование деятельности  органов управления движениями .

          Конечная  цель  исполнителя не  в  сохранении  приобретенных  двигательных навыков ,  а  в  безграничном  их  совершенствовании.  Упражняться  на  материале  этюдов  и  технических  эпизодов  из  ху­дожественных&n

Просмотр содержимого документа
«Необходимость работы над инструктивным материалом»




Методическое сообщение



НЕОБХОДИМОСТЬ РАБОТЫ НАД ИНСТРУКТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ


Панафидина

Светлана Викторовна




Преподаватель класса баяна







ДШИ п. Строитель


2017-2018 уч. гг.








НЕОБХОДИМОСТЬ РАБОТЫ НАД ИНСТРУКТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Техническая свобода исполнения - пальцевая беглость , сво­бодная координация движений рук , выбор рациональной апплика­туры , разнообразные приемы звукоизвлечения приобретаются пу­тем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала . Невозможно переоценить значение этого труда , ибо исполнительское искусство требует от музы­канта хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.

Во – первых , это работа над гаммами , арпеджио , аккордами основными техническими формулами.

Гаммы и упражнения необходимы для укрепления мышечной сис­темы , для выработки контакта пальцев с клавишами . Работая над ними , нужно стремиться к исполнению различными штрихами , динамикой , метроритмическими рисунками в пределах полного диапазона инструмента беспрерывного многократного повторе­ния. Качество исполнения закрепляется в коре головного мозга , запоминается в физических ощущениях. Небрежная игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизу­ется и вредно сказывается на технике обучаемого и в последствии может стать необратимым явлением . Развитие физической вынос­ливости рук , пальцевой беглости на технических упражнениях не должны только соразмеряться количеством затрачиваемого времени , качество труда , напряжение умственной энергии может разрешить вопрос , направленный во имя художественных целей . Поэтому при работе над инструктивным материалом в поисках эффективного результата следует ставить перед собой опреде­ленные задачи , а именно продумывать звуко­вую и двигательную стороны.

Почти все выдающиеся музыканты рассматривали многолетнюю практику над типовыми гаммами и упражнениями не только с точ­ки зрения укрепления мышц и развития пальцевой беглости , но и с позиции выработки привычек ряда технических формул , встречаю­щихся в художественных произведениях . Овладение этими , как го­ворил профессор Г.Г. Нейгауз, " полуфабрикатами " значительно облегчает труд исполнителя при работе над художественным ре­пертуаром.

Почему же так необходимы для развития исполнительского мас­терства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетны­ми людьми технические упражнения ?

Несомненно , что на них отрабатываются двигатель - игровые навыки , взаимодействие всех частей рук, координация движений, дается усиленная мускульная тренировка, весь двигательный ап­парат приспосабливается к использованию звуковых и техничес­ких возможностей инструмента. Но главное в том , что происхо­дит активное совершенствование деятельности органов управления движениями .

Конечная цель исполнителя не в сохранении приобретенных двигательных навыков , а в безграничном их совершенствовании. Упражняться на материале этюдов и технических эпизодов из ху­дожественных произведений возможно тольк о на определенных этапах работы баяниста, когда пройдены все предшествующие сту­пени постепенного развития технического мастерства например, в консерватории. На средних этапах работа над усвоением трудных мест в произведениях или этюдах не может компенсиро­вать отсутствия систематической тренировки на специальном ма­териале.

Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности. Но такая зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными . Достаточно вспомнить высказывание французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : " Конечно , не у всех способности одинаковы . Однако , если только нет никакого особого недостат­ке , мешающего нормальным движениям пальцев , возможность раз­вития их до той степени совершенства , чтобы наша игра могла нравиться зависит исключительно от нас самих... усидчивая и направленная по верному пути работа , необходимые усилия и не­которое время неминуемо выровняют пальцы , даже наименее ода­ренные..." Исполнителям , обладающим исключительной двига­тельной одаренностью и очень высоким уровнем гармоничности техники , сложившейся природной координацией .движений , гораздо быстрее и легче усваивать технический материал в художествен­ных произведениях . Только они могут частично отводить времени , гаммам и упражнениям , компенсируя эту работу над разнооб­разным виртуозным репертуаром своей программы . Но тем не менее тренировка рук на материале гамм и упражнений для по­добного рода музыкантов также важна . Они в значительной мере предохраняют от переигрывания рук , от профессионального забо­левания , которое выражается в сильном перенапряжения над труд­ными местами . Работать над техническими фигурами в произведе­нии безусловно полезно и необходимо , но здесь внимание заня­то в основном переключениями с одной последовательности на другую, а не координацией движений внутри ее . Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомога­тельные упражнения к тому или иному трудному месту . Игра определенных формул – гамм и упражнений не только спо­собствуют развитию техники , но и укрепляет элементарные теоре­тические знания , кроме того дает ладогармоническое знание кла­виатуры , Умение хорошо играть инструктивный материал в большей мере ускоряет развитие навыка игры с листа . Всякое секвенционное перемещение по ступеням лада или хроматически , всякая ус­тановка на определенную нюансировку , штрихи , качество звукоизвлечения и т.д. требует немалой активности красочного и высот­ного слуха .

Любой музыкальный инструмент требует особой приспособляемости к условиям игры на каждом из них . И это естественно , ведь каждый инструмент имеет свои конструктивные особенности . Работ над техникой будет эффективна тогда , когда она соразмеряется со спецификой инструмента.

В исполнительском отношении баян - сложный музыкальный инструмент . Он имеет практически невидимые клавиатуры и наделен важной особенностью воспроизводить звук при помощи меха. От последнего зависит сила , качество звука , динамика , и т. п. Кроме того , отдельные группы мышц исполнителя , физиологически невзаимодействующие друг с другом , принимают активное участие в игровых движениях . При помощи плечевых ремней , ног удерживается инструмент , одновременно при разжатии меха левая рука извлекает звуки . Довольно – таки не просто добиться четкой координации всех движений , хорошего , ровного звука , качественного исполнения .

Практика показала , как неравномерно развиты технические навыки игры правой и левой рук , координация .

Работая над гаммами , арпеджио , аккордами , необходимо стремиться к их лёгкому и свободному исполнению в любых темпах , различными метро – ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента . Несомненно пользу оказывает долгая , беспрерывная игра упражнений , развивая выносливость руки и пальцев . При этом необходимо помнить об ошибочном стремлении к игре в предельно быстром темпе , а также уметь вовремя отреагировать на усталость руки и дать ей достаточный отдых . Для каждого ученика темп должен быть сугубо индивидуализирован и не в ущерб красоте звучания . Тенденция играть основные формулы возможно быстрее приносит часто немалый вред , так как некачественное исполнение разлаживает технику .

Упражнения нужно играть красивым звуком , разнообразной динамикой , акцентами , используя в работе секвенции , полиритмию , упражнения с выдержанными нотами , ломанные арпеджио , аккорды , репетиции , скачки , тремоло и многое другое .

Приступая к работе над основными техническими формулами , необходимо усвоить основные их виды сначала каждой рукой отдельно , после чего играть каждой рукой разные штрихи , достигая независимости рук .

Работа над инструктивным материалом в классе крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах музыкального образования .















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!