Техническая свобода исполнения - пальцевая беглость , свободная координация движений рук , выбор рациональной аппликатуры , разнообразные приемы звукоизвлечения приобретаются путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала . Невозможно переоценить значение этого труда , ибо исполнительское искусство требует от музыканта хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.
Во – первых , это работа над гаммами , арпеджио , аккордами основными техническими формулами.
Гаммы и упражнения необходимы для укрепления мышечной системы , для выработки контакта пальцев с клавишами . Работая над ними , нужно стремиться к исполнению различными штрихами , динамикой , метроритмическими рисунками в пределах полного диапазона инструмента беспрерывного многократного повторения. Качество исполнения закрепляется в коре головного мозга , запоминается в физических ощущениях. Небрежная игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизуется и вредно сказывается на технике обучаемого и в последствии может стать необратимым явлением . Развитие физической выносливости рук , пальцевой беглости на технических упражнениях не должны только соразмеряться количеством затрачиваемого времени , качество труда , напряжение умственной энергии может разрешить вопрос , направленный во имя художественных целей . Поэтому при работе над инструктивным материалом в поисках эффективного результата следует ставить перед собой определенные задачи , а именно продумывать звуковую и двигательную стороны.
Почти все выдающиеся музыканты рассматривали многолетнюю практику над типовыми гаммами и упражнениями не только с точки зрения укрепления мышц и развития пальцевой беглости , но и с позиции выработки привычек ряда технических формул , встречающихся в художественных произведениях . Овладение этими , как говорил профессор Г.Г. Нейгауз, " полуфабрикатами " значительно облегчает труд исполнителя при работе над художественным репертуаром.
Почему же так необходимы для развития исполнительского мастерства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетными людьми технические упражнения ?
Несомненно , что на них отрабатываются двигатель - игровые навыки , взаимодействие всех частей рук, координация движений, дается усиленная мускульная тренировка, весь двигательный аппарат приспосабливается к использованию звуковых и технических возможностей инструмента. Но главное в том , что происходит активное совершенствование деятельности органов управления движениями .
Конечная цель исполнителя не в сохранении приобретенных двигательных навыков , а в безграничном их совершенствовании. Упражняться на материале этюдов и технических эпизодов из художественных произведений возможно тольк о на определенных этапах работы баяниста, когда пройдены все предшествующие ступени постепенного развития технического мастерства например, в консерватории. На средних этапах работа над усвоением трудных мест в произведениях или этюдах не может компенсировать отсутствия систематической тренировки на специальном материале.
Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности. Но такая зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными . Достаточно вспомнить высказывание французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : " Конечно , не у всех способности одинаковы . Однако , если только нет никакого особого недостатке , мешающего нормальным движениям пальцев , возможность развития их до той степени совершенства , чтобы наша игра могла нравиться зависит исключительно от нас самих... усидчивая и направленная по верному пути работа , необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы , даже наименее одаренные..." Исполнителям , обладающим исключительной двигательной одаренностью и очень высоким уровнем гармоничности техники , сложившейся природной координацией .движений , гораздо быстрее и легче усваивать технический материал в художественных произведениях . Только они могут частично отводить времени , гаммам и упражнениям , компенсируя эту работу над разнообразным виртуозным репертуаром своей программы . Но тем не менее тренировка рук на материале гамм и упражнений для подобного рода музыкантов также важна . Они в значительной мере предохраняют от переигрывания рук , от профессионального заболевания , которое выражается в сильном перенапряжения над трудными местами . Работать над техническими фигурами в произведении безусловно полезно и необходимо , но здесь внимание занято в основном переключениями с одной последовательности на другую, а не координацией движений внутри ее . Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомогательные упражнения к тому или иному трудному месту . Игра определенных формул – гамм и упражнений не только способствуют развитию техники , но и укрепляет элементарные теоретические знания , кроме того дает ладогармоническое знание клавиатуры , Умение хорошо играть инструктивный материал в большей мере ускоряет развитие навыка игры с листа . Всякое секвенционное перемещение по ступеням лада или хроматически , всякая установка на определенную нюансировку , штрихи , качество звукоизвлечения и т.д. требует немалой активности красочного и высотного слуха .
Любой музыкальный инструмент требует особой приспособляемости к условиям игры на каждом из них . И это естественно , ведь каждый инструмент имеет свои конструктивные особенности . Работ над техникой будет эффективна тогда , когда она соразмеряется со спецификой инструмента.
В исполнительском отношении баян - сложный музыкальный инструмент . Он имеет практически невидимые клавиатуры и наделен важной особенностью воспроизводить звук при помощи меха. От последнего зависит сила , качество звука , динамика , и т. п. Кроме того , отдельные группы мышц исполнителя , физиологически невзаимодействующие друг с другом , принимают активное участие в игровых движениях . При помощи плечевых ремней , ног удерживается инструмент , одновременно при разжатии меха левая рука извлекает звуки . Довольно – таки не просто добиться четкой координации всех движений , хорошего , ровного звука , качественного исполнения .
Практика показала , как неравномерно развиты технические навыки игры правой и левой рук , координация .
Работая над гаммами , арпеджио , аккордами , необходимо стремиться к их лёгкому и свободному исполнению в любых темпах , различными метро – ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента . Несомненно пользу оказывает долгая , беспрерывная игра упражнений , развивая выносливость руки и пальцев . При этом необходимо помнить об ошибочном стремлении к игре в предельно быстром темпе , а также уметь вовремя отреагировать на усталость руки и дать ей достаточный отдых . Для каждого ученика темп должен быть сугубо индивидуализирован и не в ущерб красоте звучания . Тенденция играть основные формулы возможно быстрее приносит часто немалый вред , так как некачественное исполнение разлаживает технику .
Упражнения нужно играть красивым звуком , разнообразной динамикой , акцентами , используя в работе секвенции , полиритмию , упражнения с выдержанными нотами , ломанные арпеджио , аккорды , репетиции , скачки , тремоло и многое другое .
Приступая к работе над основными техническими формулами , необходимо усвоить основные их виды сначала каждой рукой отдельно , после чего играть каждой рукой разные штрихи , достигая независимости рук .
Работа над инструктивным материалом в классе крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах музыкального образования .
Техническая свобода исполнения - пальцевая беглость , свободная координация движений рук , выбор рациональной аппликатуры , разнообразные приемы звукоизвлечения приобретаются путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала . Невозможно переоценить значение этого труда , ибо исполнительское искусство требует от музыканта хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.
Во – первых , это работа над гаммами , арпеджио , аккордами основными техническими формулами.
Гаммы и упражнения необходимы для укрепления мышечной системы , для выработки контакта пальцев с клавишами . Работая над ними , нужно стремиться к исполнению различными штрихами , динамикой , метроритмическими рисунками в пределах полного диапазона инструмента беспрерывного многократного повторения. Качество исполнения закрепляется в коре головного мозга , запоминается в физических ощущениях. Небрежная игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизуется и вредно сказывается на технике обучаемого и в последствии может стать необратимым явлением . Развитие физической выносливости рук , пальцевой беглости на технических упражнениях не должны только соразмеряться количеством затрачиваемого времени , качество труда , напряжение умственной энергии может разрешить вопрос , направленный во имя художественных целей . Поэтому при работе над инструктивным материалом в поисках эффективного результата следует ставить перед собой определенные задачи , а именно продумывать звуковую и двигательную стороны.
Почти все выдающиеся музыканты рассматривали многолетнюю практику над типовыми гаммами и упражнениями не только с точки зрения укрепления мышц и развития пальцевой беглости , но и с позиции выработки привычек ряда технических формул , встречающихся в художественных произведениях . Овладение этими , как говорил профессор Г.Г. Нейгауз, " полуфабрикатами " значительно облегчает труд исполнителя при работе над художественным репертуаром.
Почему же так необходимы для развития исполнительского мастерства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетными людьми технические упражнения ?
Несомненно , что на них отрабатываются двигатель - игровые навыки , взаимодействие всех частей рук, координация движений, дается усиленная мускульная тренировка, весь двигательный аппарат приспосабливается к использованию звуковых и технических возможностей инструмента. Но главное в том , что происходит активное совершенствование деятельности органов управления движениями .
Конечная цель исполнителя не в сохранении приобретенных двигательных навыков , а в безграничном их совершенствовании. Упражняться на материале этюдов и технических эпизодов из художественных произведений возможно тольк о на определенных этапах работы баяниста, когда пройдены все предшествующие ступени постепенного развития технического мастерства например, в консерватории. На средних этапах работа над усвоением трудных мест в произведениях или этюдах не может компенсировать отсутствия систематической тренировки на специальном материале.
Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности. Но такая зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными . Достаточно вспомнить высказывание французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : " Конечно , не у всех способности одинаковы . Однако , если только нет никакого особого недостатке , мешающего нормальным движениям пальцев , возможность развития их до той степени совершенства , чтобы наша игра могла нравиться зависит исключительно от нас самих... усидчивая и направленная по верному пути работа , необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы , даже наименее одаренные..." Исполнителям , обладающим исключительной двигательной одаренностью и очень высоким уровнем гармоничности техники , сложившейся природной координацией .движений , гораздо быстрее и легче усваивать технический материал в художественных произведениях . Только они могут частично отводить времени , гаммам и упражнениям , компенсируя эту работу над разнообразным виртуозным репертуаром своей программы . Но тем не менее тренировка рук на материале гамм и упражнений для подобного рода музыкантов также важна . Они в значительной мере предохраняют от переигрывания рук , от профессионального заболевания , которое выражается в сильном перенапряжения над трудными местами . Работать над техническими фигурами в произведении безусловно полезно и необходимо , но здесь внимание занято в основном переключениями с одной последовательности на другую, а не координацией движений внутри ее . Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомогательные упражнения к тому или иному трудному месту . Игра определенных формул – гамм и упражнений не только способствуют развитию техники , но и укрепляет элементарные теоретические знания , кроме того дает ладогармоническое знание клавиатуры , Умение хорошо играть инструктивный материал в большей мере ускоряет развитие навыка игры с листа . Всякое секвенционное перемещение по ступеням лада или хроматически , всякая установка на определенную нюансировку , штрихи , качество звукоизвлечения и т.д. требует немалой активности красочного и высотного слуха .
Любой музыкальный инструмент требует особой приспособляемости к условиям игры на каждом из них . И это естественно , ведь каждый инструмент имеет свои конструктивные особенности . Работ над техникой будет эффективна тогда , когда она соразмеряется со спецификой инструмента.
В исполнительском отношении баян - сложный музыкальный инструмент . Он имеет практически невидимые клавиатуры и наделен важной особенностью воспроизводить звук при помощи меха. От последнего зависит сила , качество звука , динамика , и т. п. Кроме того , отдельные группы мышц исполнителя , физиологически невзаимодействующие друг с другом , принимают активное участие в игровых движениях . При помощи плечевых ремней , ног удерживается инструмент , одновременно при разжатии меха левая рука извлекает звуки . Довольно – таки не просто добиться четкой координации всех движений , хорошего , ровного звука , качественного исполнения .
Практика показала , как неравномерно развиты технические навыки игры правой и левой рук , координация .
Работая над гаммами , арпеджио , аккордами , необходимо стремиться к их лёгкому и свободному исполнению в любых темпах , различными метро – ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента . Несомненно пользу оказывает долгая , беспрерывная игра упражнений , развивая выносливость руки и пальцев . При этом необходимо помнить об ошибочном стремлении к игре в предельно быстром темпе , а также уметь вовремя отреагировать на усталость руки и дать ей достаточный отдых . Для каждого ученика темп должен быть сугубо индивидуализирован и не в ущерб красоте звучания . Тенденция играть основные формулы возможно быстрее приносит часто немалый вред , так как некачественное исполнение разлаживает технику .
Упражнения нужно играть красивым звуком , разнообразной динамикой , акцентами , используя в работе секвенции , полиритмию , упражнения с выдержанными нотами , ломанные арпеджио , аккорды , репетиции , скачки , тремоло и многое другое .
Приступая к работе над основными техническими формулами , необходимо усвоить основные их виды сначала каждой рукой отдельно , после чего играть каждой рукой разные штрихи , достигая независимости рук .
Работа над инструктивным материалом в классе крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах музыкального образования .
Техническая свобода исполнения - пальцевая беглость , свободная координация движений рук , выбор рациональной аппликатуры , разнообразные приемы звукоизвлечения приобретаются путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала . Невозможно переоценить значение этого труда , ибо исполнительское искусство требует от музыканта хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.
Во – первых , это работа над гаммами , арпеджио , аккордами основными техническими формулами.
Гаммы и упражнения необходимы для укрепления мышечной системы , для выработки контакта пальцев с клавишами . Работая над ними , нужно стремиться к исполнению различными штрихами , динамикой , метроритмическими рисунками в пределах полного диапазона инструмента беспрерывного многократного повторения. Качество исполнения закрепляется в коре головного мозга , запоминается в физических ощущениях. Небрежная игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизуется и вредно сказывается на технике обучаемого и в последствии может стать необратимым явлением . Развитие физической выносливости рук , пальцевой беглости на технических упражнениях не должны только соразмеряться количеством затрачиваемого времени , качество труда , напряжение умственной энергии может разрешить вопрос , направленный во имя художественных целей . Поэтому при работе над инструктивным материалом в поисках эффективного результата следует ставить перед собой определенные задачи , а именно продумывать звуковую и двигательную стороны.
Почти все выдающиеся музыканты рассматривали многолетнюю практику над типовыми гаммами и упражнениями не только с точки зрения укрепления мышц и развития пальцевой беглости , но и с позиции выработки привычек ряда технических формул , встречающихся в художественных произведениях . Овладение этими , как говорил профессор Г.Г. Нейгауз, " полуфабрикатами " значительно облегчает труд исполнителя при работе над художественным репертуаром.
Почему же так необходимы для развития исполнительского мастерства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетными людьми технические упражнения ?
Несомненно , что на них отрабатываются двигатель - игровые навыки , взаимодействие всех частей рук, координация движений, дается усиленная мускульная тренировка, весь двигательный аппарат приспосабливается к использованию звуковых и технических возможностей инструмента. Но главное в том , что происходит активное совершенствование деятельности органов управления движениями .
Конечная цель исполнителя не в сохранении приобретенных двигательных навыков , а в безграничном их совершенствовании. Упражняться на материале этюдов и технических эпизодов из художественных произведений возможно тольк о на определенных этапах работы баяниста, когда пройдены все предшествующие ступени постепенного развития технического мастерства например, в консерватории. На средних этапах работа над усвоением трудных мест в произведениях или этюдах не может компенсировать отсутствия систематической тренировки на специальном материале.
Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности. Но такая зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными . Достаточно вспомнить высказывание французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : " Конечно , не у всех способности одинаковы . Однако , если только нет никакого особого недостатке , мешающего нормальным движениям пальцев , возможность развития их до той степени совершенства , чтобы наша игра могла нравиться зависит исключительно от нас самих... усидчивая и направленная по верному пути работа , необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы , даже наименее одаренные..." Исполнителям , обладающим исключительной двигательной одаренностью и очень высоким уровнем гармоничности техники , сложившейся природной координацией .движений , гораздо быстрее и легче усваивать технический материал в художественных произведениях . Только они могут частично отводить времени , гаммам и упражнениям , компенсируя эту работу над разнообразным виртуозным репертуаром своей программы . Но тем не менее тренировка рук на материале гамм и упражнений для подобного рода музыкантов также важна . Они в значительной мере предохраняют от переигрывания рук , от профессионального заболевания , которое выражается в сильном перенапряжения над трудными местами . Работать над техническими фигурами в произведении безусловно полезно и необходимо , но здесь внимание занято в основном переключениями с одной последовательности на другую, а не координацией движений внутри ее . Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомогательные упражнения к тому или иному трудному месту . Игра определенных формул – гамм и упражнений не только способствуют развитию техники , но и укрепляет элементарные теоретические знания , кроме того дает ладогармоническое знание клавиатуры , Умение хорошо играть инструктивный материал в большей мере ускоряет развитие навыка игры с листа . Всякое секвенционное перемещение по ступеням лада или хроматически , всякая установка на определенную нюансировку , штрихи , качество звукоизвлечения и т.д. требует немалой активности красочного и высотного слуха .
Любой музыкальный инструмент требует особой приспособляемости к условиям игры на каждом из них . И это естественно , ведь каждый инструмент имеет свои конструктивные особенности . Работ над техникой будет эффективна тогда , когда она соразмеряется со спецификой инструмента.
В исполнительском отношении баян - сложный музыкальный инструмент . Он имеет практически невидимые клавиатуры и наделен важной особенностью воспроизводить звук при помощи меха. От последнего зависит сила , качество звука , динамика , и т. п. Кроме того , отдельные группы мышц исполнителя , физиологически невзаимодействующие друг с другом , принимают активное участие в игровых движениях . При помощи плечевых ремней , ног удерживается инструмент , одновременно при разжатии меха левая рука извлекает звуки . Довольно – таки не просто добиться четкой координации всех движений , хорошего , ровного звука , качественного исполнения .
Практика показала , как неравномерно развиты технические навыки игры правой и левой рук , координация .
Работая над гаммами , арпеджио , аккордами , необходимо стремиться к их лёгкому и свободному исполнению в любых темпах , различными метро – ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента . Несомненно пользу оказывает долгая , беспрерывная игра упражнений , развивая выносливость руки и пальцев . При этом необходимо помнить об ошибочном стремлении к игре в предельно быстром темпе , а также уметь вовремя отреагировать на усталость руки и дать ей достаточный отдых . Для каждого ученика темп должен быть сугубо индивидуализирован и не в ущерб красоте звучания . Тенденция играть основные формулы возможно быстрее приносит часто немалый вред , так как некачественное исполнение разлаживает технику .
Упражнения нужно играть красивым звуком , разнообразной динамикой , акцентами , используя в работе секвенции , полиритмию , упражнения с выдержанными нотами , ломанные арпеджио , аккорды , репетиции , скачки , тремоло и многое другое .
Приступая к работе над основными техническими формулами , необходимо усвоить основные их виды сначала каждой рукой отдельно , после чего играть каждой рукой разные штрихи , достигая независимости рук .
Работа над инструктивным материалом в классе крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах музыкального образования .
Техническая свобода исполнения - пальцевая беглость , свободная координация движений рук , выбор рациональной аппликатуры , разнообразные приемы звукоизвлечения приобретаются путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала . Невозможно переоценить значение этого труда , ибо исполнительское искусство требует от музыканта хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.
Во – первых , это работа над гаммами , арпеджио , аккордами основными техническими формулами.
Гаммы и упражнения необходимы для укрепления мышечной системы , для выработки контакта пальцев с клавишами . Работая над ними , нужно стремиться к исполнению различными штрихами , динамикой , метроритмическими рисунками в пределах полного диапазона инструмента беспрерывного многократного повторения. Качество исполнения закрепляется в коре головного мозга , запоминается в физических ощущениях. Небрежная игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизуется и вредно сказывается на технике обучаемого и в последствии может стать необратимым явлением . Развитие физической выносливости рук , пальцевой беглости на технических упражнениях не должны только соразмеряться количеством затрачиваемого времени , качество труда , напряжение умственной энергии может разрешить вопрос , направленный во имя художественных целей . Поэтому при работе над инструктивным материалом в поисках эффективного результата следует ставить перед собой определенные задачи , а именно продумывать звуковую и двигательную стороны.
Почти все выдающиеся музыканты рассматривали многолетнюю практику над типовыми гаммами и упражнениями не только с точки зрения укрепления мышц и развития пальцевой беглости , но и с позиции выработки привычек ряда технических формул , встречающихся в художественных произведениях . Овладение этими , как говорил профессор Г.Г. Нейгауз, " полуфабрикатами " значительно облегчает труд исполнителя при работе над художественным репертуаром.
Почему же так необходимы для развития исполнительского мастерства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетными людьми технические упражнения ?
Несомненно , что на них отрабатываются двигатель - игровые навыки , взаимодействие всех частей рук, координация движений, дается усиленная мускульная тренировка, весь двигательный аппарат приспосабливается к использованию звуковых и технических возможностей инструмента. Но главное в том , что происходит активное совершенствование деятельности органов управления движениями .
Конечная цель исполнителя не в сохранении приобретенных двигательных навыков , а в безграничном их совершенствовании. Упражняться на материале этюдов и технических эпизодов из художественных&n
Просмотр содержимого документа
«Необходимость работы над инструктивным материалом»
Методическое сообщение
НЕОБХОДИМОСТЬ РАБОТЫ НАД ИНСТРУКТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Панафидина
Светлана Викторовна
Преподаватель класса баяна
ДШИ п. Строитель
2017-2018 уч. гг.
НЕОБХОДИМОСТЬ РАБОТЫ НАД ИНСТРУКТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Техническая свобода исполнения - пальцевая беглость , свободная координация движений рук , выбор рациональной аппликатуры , разнообразные приемы звукоизвлечения приобретаются путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала . Невозможно переоценить значение этого труда , ибо исполнительское искусство требует от музыканта хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.
Во – первых , это работа над гаммами , арпеджио , аккордами основными техническими формулами.
Гаммы и упражнения необходимы для укрепления мышечной системы , для выработки контакта пальцев с клавишами . Работая над ними , нужно стремиться к исполнению различными штрихами , динамикой , метроритмическими рисунками в пределах полного диапазона инструмента беспрерывного многократного повторения. Качество исполнения закрепляется в коре головного мозга , запоминается в физических ощущениях. Небрежная игра без должного контроля за качеством их выполнения дезорганизуется и вредно сказывается на технике обучаемого и в последствии может стать необратимым явлением . Развитие физической выносливости рук , пальцевой беглости на технических упражнениях не должны только соразмеряться количеством затрачиваемого времени , качество труда , напряжение умственной энергии может разрешить вопрос , направленный во имя художественных целей . Поэтому при работе над инструктивным материалом в поисках эффективного результата следует ставить перед собой определенные задачи , а именно продумывать звуковую и двигательную стороны.
Почти все выдающиеся музыканты рассматривали многолетнюю практику над типовыми гаммами и упражнениями не только с точки зрения укрепления мышц и развития пальцевой беглости , но и с позиции выработки привычек ряда технических формул , встречающихся в художественных произведениях . Овладение этими , как говорил профессор Г.Г. Нейгауз, " полуфабрикатами " значительно облегчает труд исполнителя при работе над художественным репертуаром.
Почему же так необходимы для развития исполнительского мастерства аккорды, арпеджио и специально написанные авторитетными людьми технические упражнения ?
Несомненно , что на них отрабатываются двигатель - игровые навыки , взаимодействие всех частей рук, координация движений, дается усиленная мускульная тренировка, весь двигательный аппарат приспосабливается к использованию звуковых и технических возможностей инструмента. Но главное в том , что происходит активное совершенствование деятельности органов управления движениями .
Конечная цель исполнителя не в сохранении приобретенных двигательных навыков , а в безграничном их совершенствовании. Упражняться на материале этюдов и технических эпизодов из художественных произведений возможно тольк о на определенных этапах работы баяниста, когда пройдены все предшествующие ступени постепенного развития технического мастерства например, в консерватории. На средних этапах работа над усвоением трудных мест в произведениях или этюдах не может компенсировать отсутствия систематической тренировки на специальном материале.
Надо сказать, что в развитии техники не последнюю роль играют природные способности. Но такая зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными . Достаточно вспомнить высказывание французского композитора и ученого 18 века Ж ,Ф , Рамо : " Конечно , не у всех способности одинаковы . Однако , если только нет никакого особого недостатке , мешающего нормальным движениям пальцев , возможность развития их до той степени совершенства , чтобы наша игра могла нравиться зависит исключительно от нас самих... усидчивая и направленная по верному пути работа , необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы , даже наименее одаренные..." Исполнителям , обладающим исключительной двигательной одаренностью и очень высоким уровнем гармоничности техники , сложившейся природной координацией .движений , гораздо быстрее и легче усваивать технический материал в художественных произведениях . Только они могут частично отводить времени , гаммам и упражнениям , компенсируя эту работу над разнообразным виртуозным репертуаром своей программы . Но тем не менее тренировка рук на материале гамм и упражнений для подобного рода музыкантов также важна . Они в значительной мере предохраняют от переигрывания рук , от профессионального заболевания , которое выражается в сильном перенапряжения над трудными местами . Работать над техническими фигурами в произведении безусловно полезно и необходимо , но здесь внимание занято в основном переключениями с одной последовательности на другую, а не координацией движений внутри ее . Добиться ее можно только на упражнениях, где каждая фигура много раз повторяется. Поэтому приходится иногда сочинять вспомогательные упражнения к тому или иному трудному месту . Игра определенных формул – гамм и упражнений не только способствуют развитию техники , но и укрепляет элементарные теоретические знания , кроме того дает ладогармоническое знание клавиатуры , Умение хорошо играть инструктивный материал в большей мере ускоряет развитие навыка игры с листа . Всякое секвенционное перемещение по ступеням лада или хроматически , всякая установка на определенную нюансировку , штрихи , качество звукоизвлечения и т.д. требует немалой активности красочного и высотного слуха .
Любой музыкальный инструмент требует особой приспособляемости к условиям игры на каждом из них . И это естественно , ведь каждый инструмент имеет свои конструктивные особенности . Работ над техникой будет эффективна тогда , когда она соразмеряется со спецификой инструмента.
В исполнительском отношении баян - сложный музыкальный инструмент . Он имеет практически невидимые клавиатуры и наделен важной особенностью воспроизводить звук при помощи меха. От последнего зависит сила , качество звука , динамика , и т. п. Кроме того , отдельные группы мышц исполнителя , физиологически невзаимодействующие друг с другом , принимают активное участие в игровых движениях . При помощи плечевых ремней , ног удерживается инструмент , одновременно при разжатии меха левая рука извлекает звуки . Довольно – таки не просто добиться четкой координации всех движений , хорошего , ровного звука , качественного исполнения .
Практика показала , как неравномерно развиты технические навыки игры правой и левой рук , координация .
Работая над гаммами , арпеджио , аккордами , необходимо стремиться к их лёгкому и свободному исполнению в любых темпах , различными метро – ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента . Несомненно пользу оказывает долгая , беспрерывная игра упражнений , развивая выносливость руки и пальцев . При этом необходимо помнить об ошибочном стремлении к игре в предельно быстром темпе , а также уметь вовремя отреагировать на усталость руки и дать ей достаточный отдых . Для каждого ученика темп должен быть сугубо индивидуализирован и не в ущерб красоте звучания . Тенденция играть основные формулы возможно быстрее приносит часто немалый вред , так как некачественное исполнение разлаживает технику .
Упражнения нужно играть красивым звуком , разнообразной динамикой , акцентами , используя в работе секвенции , полиритмию , упражнения с выдержанными нотами , ломанные арпеджио , аккорды , репетиции , скачки , тремоло и многое другое .
Приступая к работе над основными техническими формулами , необходимо усвоить основные их виды сначала каждой рукой отдельно , после чего играть каждой рукой разные штрихи , достигая независимости рук .
Работа над инструктивным материалом в классе крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах музыкального образования .