СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технические трудности и их преодоление в работе над музыкальным произведением»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         Ход урока  

I. Организационный момент.

Приветствие. Урок проводится с уч-ся 2 класса Обыночной  Кристиной.                                                                                                                        

II. Сообщение темы урока: «Технические трудности и их преодоление в работе над музыкальным произведением».

В музыкально – исполнительском искусстве технике отводится значительное место, в то же время техника – не самоцель, а лишь средства воплощения художественного содержания музыкального произведения.

Материалом для развития технической беглости игры на инструменте служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. Домашнюю работу следует начинать именно с упражнений и гамм. Начиная с пьес, в целях “экономии” нескольких минут, ученик теряет часы, т. к. мышцы не “разогреты”, пальцы малоподвижны, и чтобы добиться нужного результата, требуется много времени.                                                         

 

III Работа над инструктивным материалом.

1.Упражнения –эффективное средство для развития игровой техники ученика- его способностей, умений и навыков. Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, заботиться об артикуляции, ритмической ровности. Затем постепенно ускорять темп с изменением динамики. Работу над упражнениями следует вести систематично.

 

Игра упражнений (упражнение на подкладывание первого пальца, упражнение в виде арпеджио Опорные звуки нужно выделить более сильным акцентом и активным движением пальца ).                                                                                                                                                     

 

II.Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы      аккордеонистов над развитием и совершенствованием исполнительской техники. Систематическая и последовательная работа над этим материалом – необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:                                                                                                                                                   а) гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический  и  гармонический слух .

б) гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

Просмотр содержимого документа
««Технические трудности и их преодоление в работе над музыкальным произведением»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Унечская детская школа искусств»







Открытый урок

Тема: «Технические трудности и их преодоление в работе над музыкальным произведением»

с уч-ся 2 класса Обыночной Кристиной





Провела преподаватель

высшейкатегории

Ильина А.В.















Тема урока: «Технические трудности и их преодоление в работе над музыкальным произведением».



Цель урока: Формирование исполнительских и технических навыков игры на аккордеоне.



Задачи:

  • Учить слуховому восприятию музыки;

  • Эмоциональному отношению к исполнению изучаемого музыкального произведения;

  • Накопление игровых навыков;

  • Преодолению трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения;

  • Развивать технические способности;

  • Развивать мышление, умение анализировать и сопоставлять;

  • Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям, стремление к самосовершенствованию.



Оборудование:

  • 2 аккордеона

  • Пюпитр

  • Учебная мебель

  • Нотные сборники













Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Урок проводится с уч-ся 2 класса Обыночной Кристиной.

II. Сообщение темы урока: «Технические трудности и их преодоление в работе над музыкальным произведением».

В музыкально – исполнительском искусстве технике отводится значительное место, в то же время техника – не самоцель, а лишь средства воплощения художественного содержания музыкального произведения.

Материалом для развития технической беглости игры на инструменте служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. Домашнюю работу следует начинать именно с упражнений и гамм. Начиная с пьес, в целях “экономии” нескольких минут, ученик теряет часы, т. к. мышцы не “разогреты”, пальцы малоподвижны, и чтобы добиться нужного результата, требуется много времени.



III Работа над инструктивным материалом.

1.Упражнения –эффективное средство для развития игровой техники ученика- его способностей, умений и навыков. Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, заботиться об артикуляции, ритмической ровности. Затем постепенно ускорять темп с изменением динамики. Работу над упражнениями следует вести систематично.



Игра упражнений (упражнение на подкладывание первого пальца, упражнение в виде арпеджио Опорные звуки нужно выделить более сильным акцентом и активным движением пальца ).



II.Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы аккордеонистов над развитием и совершенствованием исполнительской техники. Систематическая и последовательная работа над этим материалом – необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин: а) гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух .

б) гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

в) гаммы – необходимо для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентацией на ней.

г) гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

д) гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио…).

Исполнение гаммы: С- dur разными штрихами, арпеджио (короткие, длинные), аккорды. Исполнение гаммы- без остановок, точной аппликатурой и сменой меха.


III. Ещё один важный пункт в техническом развитии инструменталиста – изучение этюдов. Включение какого-либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определенного вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном произведении. Ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда не цель, а средство для достижения выразительности исполнения.


К.Черни «Этюд» С- dur. Вопросы к учащейся: В какой форме написан этюд. Определение тональности, характера, динамики. Какие технические трудности встречаются? Работа на уроке. Проигрывание технически трудных мест I части, II части этюда в медленном темпе с опорой на первую долю, следить за сменой меха. Нюансы игры аккомпанемента (глубокий бас, легкое касание аккордов). Проигрывание цельно после отработки.

Д\З Добиваться легкого, свободного исполнения.



IV. Для освоения трудных мест ученику необходимо давать специальные упражнения, связанные с музыкально-исполнительскими задачами, возникающими при разучивании произведения. Упражнения, построенные на элементах технически трудных мест разучиваемого произведения, являются хорошим средством преодоления технических трудностей в произведении. Они могут состоять из наиболее сложного оборота, двух-трех элементов следующих в произведении друг за другом.

1.Н.Чайкин «Вальс» Педагог исполняет вальс, уч-ся сообщает краткие сведения о композиторе, вальсе. Вместе с уч-ся делаем ознакомительный разбор: «Вальс» Н.Чайкина это концертная, оригинальная пьеса для баяна, написана в сложной трех частной форме. 1часть-простая 3-х частная форма состоит из трех периодов. 1и 3(повторение первой части) части написаны в Ре- миноре, 2 часть в Ре- мажоре. В целом, музыке этого произведения присуще-жизнерадостность, живость, все части объединены единым танцевальным ритмом. Работа на уроке: Игра упражнений, построенных на элементах технически трудных мест. Далее работа над музыкальными фрагментами (приём вычленения), игра каждой рукой отдельно, приём многократных повторений. Ученик при этом способе работы находит нужные движения, запоминает их. Необходимо стремиться, чтобы каждое новое повторение было лучше предыдущего.
Д/З: Работа над легкостью и техничностью исполнения, умением играть «чисто», в характере произведения.


2. Р.Н.П обр. В. Бухвостова «Я на горку шла». Русская народная песня – фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передается из уст в уста. Чаше всего у народной песни нет определенного автора или автор неизвестен. Вопросы к ученице: Разновидность Р.Н.П. «Я на горку шла», в какой форме написано произведение, какие технические трудности встречаются? Работа на уроке: игра упражнения на основе секвенции из 2 и 3 вариации; работа над лёгкостью и техничностью исполнения в соответствии с характером произведения. Д/З: работать над выразительностью исполнения, играть в характере. Учить наизусть.


V. Повторение пройденного материала. А.Гречанинов «Мазурка» - игра в концертном исполнении.


VI. Чтение нот с листа. Д. Кабалевский «Маленькая полька»


VII.Итог урока.


1.Анализ музыкально- практической деятельности учащейся на уроке.


2.Выставление мотивированной оценки.


3. Обобщение домашнего задания.

Самоанализ урока.



Тема урока: «Работа над преодолением технических трудностей».



Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами инструктивного материала: упражнениями, гаммами и этюдами.

Хотелось бы отметить, что работа над техникой должна проводиться систематически и целенаправленно, принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся и степень их подготовки.

Учащаяся Обыночная Кристина имеет средние музыкальные данные, хорошую музыкальную память, чувство ритма, владеет определённым запасом технических навыков, музыкальна, умеет слушать себя. На академических концертах показывает хорошие результаты.



Цель урока: формирование исполнительских и технических навыков игры на инструменте.

Задачи:

Образовательные – учить слуховому восприятию музыки; эмоциональному отношению к исполнению изучаемого музыкального произведения; накоплению игровых навыков; преодолению трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения.

Развивающие – развивать технические способности учащихся; развивать мышление, самостоятельность в работе, техническая работа, подготавливающая учащихся в овладении нужным характером звучания.

Воспитательные – воспитывать музыкальное мышление, стремление к самосовершенствованию.



Тип урока: комбинированный.



Для музыканта важно правильно уяснить роль техники в создании художественного образа. Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника - это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счёте, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи музыкального содержания.



Методы и приемы: на уроке использовались словесный, наглядный, объяснительно– иллюстративный методы. Самостоятельная работа.

Этапы урока соблюдены.

Время, отведенное на все этапы урока, распределено рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а так же сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.

Урок результативный.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!