СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы в мире прав Элективный курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы в мире прав Элективный курс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Посольская средняя общеобразовательная школа»

МО «Кабанский район»

Республики Бурятия

Программа обсуждена

на заседании

М/О

Гуманитарного цикла

Протокол №____от____

Председатель М/О_______


Согласовано

Зам

директора по УВР

Е.И.Вещева

________________

Утверждаю

Директор школы

С.А. Осетрова

___________________











Программа факультативного курса

«Мы в мире прав»

















Составил учитель истории Вещева Е.И.

Оглавление

Оглавление 1

Пояснительная записка. 2

Содержание учебного материала факультативного курса 6

Учебно - тематический план 8

Календарно – тематическое планирование факультативного курса «Мы в мире прав» 12

Основные темы рефератов и проектов: 18

Итоговый тест 19

литература: 277

Пояснительная записка.

Одной из задач сельской школы на современном этапе является формирование современной успешной личности, способной осуществлять свободный жизненный выбор и эффективно реализовывать себя как в сельских, так и в городских условиях.

Строительство новой демократической России связано с необходимостью обучения граждан нашей страны, молодежи в первую очередь, основам мировой и отечественной политической культуры. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить процесс формирования массового менталитета, адекватного новой политической системе. В факультативном курсе «Мы в мире прав» рассмотрены проблемы политики, права, как явления общественной жизни. Основные институты политической системы российского общества, личность в политико-правовом и духовном процессе. Цели курса:
  1. научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;

  2. способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

  3. способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.

Задачи:

  1. знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них);

  2. освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

  3. прививать необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)

  4. развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

Рабочая программа по факультативному курсу «Мы в мире прав» составлена на основе государственного стандарта образовательной области «Право» 1994г и рекомендована для изучения в старших (10-11) классах.

Срок реализации программы рассчитан на один учебный год, 34 часа..

При реализации программы используются элементы следующих технологий:

- здоровьесберегающая технология, в основе которой лежит выбор учащихся форм и методов изучения тем; учет возрастных особенностей учащихся

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности;

-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

-объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.

-проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать изменения в обществе;

-формирование учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач.

-технология проблемного подхода.

Предлагаются и различные формы обучения: классно-урочная система, включающая разные типы и виды уроков, написание проектов.

В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции:

  1. Ценностно-смысловые компетенции,- компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём.

знать

- юридические термины и понятия;

- содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

- знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

- знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

2. Общекультурные компетенции – ученик должен владеть:

- четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;

- владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;

- владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

- владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

3.Учебно-познавательные компетенции - сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

уметь

- осуществлять свои права на практике;

- руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

- проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

- правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;

4.Информационные компетенции - при помощи реальных объектов (СМИ, литературы, работы в архивах, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и применять ее.

5.Коммуникатывные компетенции. Способы взаимодействия с окружающими их людьми.

7.Компетенции личностного самосовершенствования направлены на понимание личной значимости правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.

Изучение факультативного курса «Мы в мире прав» может быть изучена при проведении разных форм и типов урока:


– обсуждение проблемного задания;
– лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями);
– обсуждение сообщений учащихся;
– семинарское занятие;
– работа над понятиями;

– деловая игра;

- составление проектов;


Формы контроля:

Тестирование; вопросы – ответы; интеллектуальные игры; интересные задания разного типа; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.






























Содержание учебного материала факультативного курса «Мы в мире прав» (34часа).

1. «Происхождение государства и права». Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство? «Что такое право?». Понятие права. Правовое государство Правоотношения. Источники права. Правовая норма.

«Из истории российского права». Развитие права до XIX в. Российское право в XIX - начале XX в. Советское право. «Понятие и источники гражданского права». Что такое гражданское право? (2ч)

2. «Реформа российского права после 1991 г.». Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов. Субъекты гражданско-правовых отношений. Источники гражданского права.

«Обязательственное право». Обязательственное право, договоры, сделки. Виды договоров.

«Право собственности». Понятие, право и формы собственности. Прекращение и приобретение права собственности. (2ч)

3. «Понятие конституции». Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционное право. Конституционализм.

«Общая характеристика Конституции Российской Федерации».

«Основы конституционного строя». Преамбула Конституции РФ. Содер. главы 1 Кон. РФ.

«Федеративное устройство». Формы государственного устройства. Россия – федерация.(4ч)

4. «Президент Российской Федерации». Кто такой Президент? Полномочия Президента РФ.

«Федеральное Собрание (Совет Федерации. Гос. Дума) ». Парламент и парламентаризм. Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Возможность роспуска Гос. Думы.

«Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура». (3ч)

5. «Местное самоуправление». Органы местного самоуправления. (2ч)

6. «Права и свобода человека и гражданина». Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Идеология прав человека. (1ч)

7. «Международные договоры о правах человека». Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции.(1ч)

8. «Избирательное право». Проявление социальной ответственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Единое правовое пространство. (1ч)

9. «Избирательный процесс». Избирательные системы. (1ч)




10. Предпринимательство». Рынок и предпринимательство. Что такое предпринимательство? Что нужно знать предпринимателю. Индивидуальное предпринимательство. (1ч)

11. «Налоговое право. Налоговые органы». Что такое налог? Налоговое право. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы.

«Налоги с физических лиц». Налоги с населения. Налоги в налогообложении физических лиц.

«Ответственность за уклонение от уплаты налогов». Нарушения в налоговой сфере. Ответственность по Уголовному кодексу РФ. Дисциплинарная ответственность.(3ч)

12. «Понятие и источники семейного права». Понятие и источники семейного права.

«Брак и условия его заключения». Что такое брак? Условия и порядок регистрации брака.

«Права и обязанности супругов». Сфера личных отношений. Сфера имущественных отношений. Брачный договор. Причины возможного распада семьи.

«Права и обязанности родителей и детей». Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав. Алименты. Права и обязанности детей. Усыновление. Опека. Попечительство (4ч)

13. «Понятие и источники трудового права». Понятие трудового права. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права.

«Трудовой договор. Коллективный договор». Что такое трудовой договор? Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор.

«Оплата труда. Охрана труда». Заработная плата. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних.

«Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву». Неурегулированные разногласия. Дисциплина труда. Ответственность по трудовому праву.(3ч)

14. «Административная ответственность». Административные наказания. Подведомственность дел об административных правонарушениях. (1ч)

15. «Понятие и источники уголовного права». Уголовное право. Источник уголовного права.

«Преступление». Понятие преступления. Разновидности преступлений.

«Уголовная ответственность». Понятие уголовного наказания. Виды уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних.(2ч)

16. «Содержание правовой культуры». Объемное понятие. Правовая культура человека.

17. «Совершенствование правовой культуры». Недостатки правовой культуры. Учащиеся и правовая культура.(2ч)

18. Дискуссии, рефераты, сообщения. (1ч).



Учебно - тематический план Факультативного курса «Мы в мире прав»

Номер урока

Название разделов, тем уроков

Количество часов

1

Введение

1

«Происхождение государства и права». (2ч)

2

Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство? «Что такое право?». Понятие права. Правовое государство Правоотношения. Источники права. Правовая норма.

1

3

«Из истории российского права». Развитие права до XIX в. Российское право в XIX - начале XX в. Советское право. «Понятие и источники гражданского права». Что такое гражданское право?

1

«Реформа российского права после 1991 г.». (2ч)

4

Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов. Субъекты гражданско-правовых отношений. Источники гражданского права.

«Обязательственное право». Обязательственное право, договоры, сделки. Виды договоров.

1

5

«Право собственности». Понятие, право и формы собственности. Прекращение и приобретение права собственности.

1

Конституционное право.(4ч)

6

«Понятие конституции». Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционализм.

1

7

«Общая характеристика Конституции Российской Федерации».

1

8

«Основы конституционного строя». Преамбула Конституции РФ. Содер. главы 1 Кон. РФ.

1

9

«Федеративное устройство». Формы государственного устройства. Россия – федерация.

1

Правительство Российской Федерации. (3ч)

10

«Президент Российской Федерации». Кто такой Президент? Полномочия Президента РФ.

1

11

«Федеральное Собрание (Совет Федерации. Гос. Дума) ». Парламент и парламентаризм. Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Возможность роспуска Гос. Думы.

1

12

«Судебная власть. Прокуратура».

1

Местное самоуправление. (2ч)

13

Местное самоуправление

1

14

Органы местного самоуправления

1

Права и свобода человека и гражданина. (1ч)

15

Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Идеология прав человека.

1

Международные договоры о правах человека. (1ч)

16

Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции

1

Избирательное право. (1ч)

17

«Проявление социальной ответственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Единое правовое пространство.

«Избирательный процесс». Избирательные системы.

1

Предпринимательство (1ч)

18

Рынок и предпринимательство. Что такое предпринимательство? Что нужно знать предпринимателю. Индивидуальное предпринимательство.

1

Налоговое право. (3ч)

19

Что такое налог? Налоговое право. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы.

1

20

«Налоги с физических лиц». Налоги с населения. Налоги в налогообложении физических лиц.

1

21

«Ответственность за уклонение от уплаты налогов». Нарушения в налоговой сфере. Ответственность по Уголовному кодексу РФ. Дисциплинарная ответственность

1

Понятие и источники семейного права. (4ч)

22

Понятие и источники семейного права.

1

23

«Брак и условия его заключения». Что такое брак? Условия и порядок регистрации брака.

1

24

«Права и обязанности супругов». Сфера личных отношений. Сфера имущественных отношений. Брачный договор. Причины возможного распада семьи.

1

25

«Права и обязанности родителей и детей». Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав. Алименты. Права и обязанности детей. Усыновление. Опека. Попечительство

1

«Понятие и источники трудового права». (3ч)

26

Понятие трудового права. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права.

1

27

«Трудовой договор. Коллективный договор». Что такое трудовой договор? Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор.

«Оплата труда. Охрана труда». Заработная плата. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних.

1

28

«Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву». Неурегулированные разногласия. Дисциплина труда. Ответственность по трудовому праву

1

Административная ответственность». (1ч)

29

Административные наказания. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

1

Уголовное право. (2ч).

30

«Понятие и источники уголовного права». Источник уголовного права. Преступление». Понятие преступления. Разновидности преступлений

1

31

Уголовная ответственность». Понятие уголовного наказания. Виды уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

«Правовая культура человека. .(2ч)

32

Содержание правовой культуры. Объемное понятие.

1

33

«Совершенствование правовой культуры». Недостатки правовой культуры. Учащиеся и правовая культура

1

34

Круглый стол. Дискуссии, рефераты, сообщения.

1


































Календарно – тематическое планирование факультативного курса «Мы в мире прав»


Темы.

Методы и формы.

Оборудование.

дата



1.

Введение

Информационно-репродуктивный; обсуждение., лекция.

Таблица, карточки с заданиями.




2.

Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство? «Что такое право?». Понятие права. Правовое государство Правоотношения. Источники права. Правовая норма.

Информационно-репродуктивный; беседа, мини лекция.

Карточки с задания.




3.

«Из истории российского права». Развитие права до XIX в. Российское право в XIX - начале XX в. Советское право. «Понятие и источники гражданского права». Что такое гражданское право?

Информационно-репродуктивный; мини лекция, работа с фак.

Гражданский кодекс




4.

Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов. Субъекты гражданско-правовых отношений. Источники гражданского права.

«Обязательственное право». Обязательственное право, договоры, сделки. Виды договоров.

Репродуктивный с элем бес.; групповая работа.

Таблица, карточки с заданиями.




5.

«Право собственности». Понятие, право и формы собственности. Прекращение и приобретение права собственности.

Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; обсуждения. Гражданские правоспособность и дееспособность.

Карточки с задания - ми.




6.

«Понятие конституции». Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционализм.

Информационный с элементами беседы; мини лекция, выпол. задании.

Конституция РФ, карточки с заданиями.




7.

«Общая характеристика Конституции Российской Федерации».

Объяснительно иллюстративный с элем. бес.; обсуждение фактов.

Конституция РФ, схема, карточки с заданиями.




8.

«Основы конституционного строя». Преамбула Конституции РФ. Содер. главы 1 Кон. РФ.

Лекция с элементами беседы; беседа.

Конституция РФ, задания.




9.

«Федеративное устройство». Формы государственного устройства. Россия – федерация.

Информационно-репродуктивный; вып. зад.

Конституция РФ, карточки с заданиями.




10.

«Президент Российской Федерации». Кто такой Президент? Полномочия Президента РФ.

Информационно-репродуктивный; вып. зад.

Конституция, таблица, карточки с зад-ми.




11.

«Федеральное Собрание (Совет Федерации. Гос. Дума) ». Парламент и парламентаризм. Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Возможность роспуска Гос. Думы.

Инфор. с элем. беседы; обсуждение фактов.

Конституция РФ, карточки с заданиями.




12.

«Судебная власть. Прокуратура».

Информационно-репродуктивный; мини лекция, беседа, выполнение задании.

Конституция РФ, карточки с заданиями.




13.

Местное самоуправление

Частично-исследовательский; беседа, обсуждение фактов.

Конституция РФ, таблица, карточки с заданиями.




14.

Органы местного самоуправления

Частично-исследовательский; беседа.

Карточки с заданиями.




15.

Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Идеология прав человека.

Объяснительно иллюстративный; раб. с док, выполнение задании.

Всеобщая декларация прав человека, карточки с заданиями.




16.

Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции

Информационно-репродуктивный; беседа, обсуждение, выпол. зад.

Декларация и Конвен- ция, карточки с заданиями.




17.

«Проявление социальной ответственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Единое правовое пространство.

«Избирательный процесс». Избирательные системы.

Информационно-репродуктивный с элементами беседы; обсуж. фак. Избирательное право

Декларация, карточки с заданиями.




18.

Рынок и предпринимательство. Что такое предпринимательство? Что нужно знать предпринимателю. Индивидуальное предпринимательство.

Инфор-но – репродук.; бес., раб. с док – том.

Декларация, карточки с заданиями.




19.

Что такое налог? Налоговое право. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы.

Объяс-но иллюс–ный; беседа, выпол. задании. Налоги с физических лиц.

Декларация, карточки с заданиями.




20.

«Налоги с физических лиц». Налоги с населения. Налоги в налогообложении физических лиц.

Налоговое право. Налоговые органы.Объяснительно иллюстративный; бес., обсуж.

Конвенция, карточки с заданиями.




21.

«Ответственность за уклонение от уплаты налогов». Нарушения в налоговой сфере. Ответственность по Уголовному кодексу РФ. Дисциплинарная ответственность

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Карточки с задания – ми, схемы.




22.

Понятие и источники семейного права.

Понятие и источники семейного права.

Объяснительно иллюстративный; обсуж. фак.




23.

«Брак и условия его заключения». Что такое брак? Условия и порядок регистрации брака.

Брак, условия его заключения.

Исследовательский; рассказ уч-в, обсужд.

1ч.


24.

«Права и обязанности супругов». Сфера личных отношений. Сфера имущественных отношений. Брачный договор. Причины возможного распада семьи.

Права и обязанности супругов.

Информ-но-репро-ный; бес., обсуж. Ф., гр. раб.

Карточки с задания - ми.


25.

«Права и обязанности родителей и детей». Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав. Алименты. Права и обязанности детей. Усыновление. Опека. Попечительство

Права и обязанности родителей и детей.

Информ-но-репро-ный; беседа, выпол. задании.

Карточки с задания - ми.


26.

Понятие трудового права. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права.

Понятие и источники трудового права..

Информ-но-репро-ный; беседа, выпол. задании.

Карточки с задания - ми.


27.

«Трудовой договор. Коллективный договор». Что такое трудовой договор? Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор.

«Оплата труда. Охрана труда». Заработная плата. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних.

Трудовой договор. Коллективный договор.

Информ-но-репро-ный; беседа, групп. работа.

Карточки с задания - ми.


28.

«Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву». Неурегулированные разногласия. Дисциплина труда. Ответственность по трудовому праву

Оплата труда. Охрана труда.

Объяс-но иллюс-ный с элементами беседы; выпол. зад., групп. раб.

Карточки с задания – ми и схемы.


29.

Административные наказания. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

Объяс-но иллюс-ный с элем-ми бес.; вып. зад.

Карточки с задания - ми.


30.

«Понятие и источники уголовного права». Источник уголовного права. Преступление». Понятие преступления. Разновидности преступлений

Уголовный кодекс

Частично – ис-кий; обс. фактов, тестирование.

Карточки с задания - ми, тесты. Уголовный Кодекс


31.

Уголовная ответственность». Понятие уголовного наказания. Виды уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Практикум по главе «Уголовное право».

Информ-но - репро-ный; беседа, выпол. задании.

Карточки с задания – ми и схемы.


32.

Содержание правовой культуры. Объемное понятие.

Содержание правовой культуры.

Лекция с элементами беседы; выпол. зад.

Карточка с задания - ми.


33.

«Совершенствование правовой культуры». Недостатки правовой культуры. Учащиеся и правовая культура

Совершенствование правовой культуры.

Информационный с элем-ми беседы; работа с документом.



34.

Круглый стол. Дискуссии, рефераты, сообщения.

Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и рефератов.

Исследовательский; рассказ учеников.









Основные темы рефератов и проектов:
  1. Традиции местного самоуправления в нашем крае (республике).
    Рабство в прошлом и настоящем.
    Соотношение права на социальное обеспечение и уровня развития страны.
    Система российского законодательства о выборах в органы власти.
    Гражданин и собственность.
    Несовершеннолетний предприниматель: смысл и возможности и т. д.



  1. Основные понятия: закон, право, юрисдикция, юриспруденция, гражданство, государство, правовое государство, законодательство, законопроект, инстанция судебная, иск, истец, кодекс, декларация, конкуренция, преступность, несовершеннолетний и т. д.
































Итоговый тест «Мы в мире прав»


Задание I.

Выберите правильный ответ (ответы)


  1. Выделите признаки мажоритарной избирательной системы:

А) В качестве кандидатов выступают политические партии и индивиды

Б) Избиратели голосуют за конкретного кандидата

В) Избиратели отдают голоса за список той или иной партии

Г) Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов


  1. Наследование - это:

А) Переход прав и обязанностей умершего к другим лицам в установленном законом порядке

Б) Переход прав умершего к другим лицам в установленном законом порядке

В) Переход прав умершего к его родственникам в установленном законом порядке

Г) Переход имущества умершего к другим лицам в установленном законом порядке


  1. Форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, воздерживаясь от совершения действий, которые ему не дозволены, называется:

А) Исполнением

Б) Использованием

В) Применением

Г) Соблюдением


  1. Трудовой договор с работником может заключаться на:

А) Неопределенный срок

Б) 10 лет

В) 5 лет

Г) 3 года


  1. Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства:

А) Конституционного

Б) Гражданского

В) Уголовного

Г) Административного

Д) Трудового


  1. В рамках состава правонарушения само деяние и его противоправность характеризуют такой элемент состава правонарушения, как:

А) Умысел

Б) Объект

В) Вина

Г) Объективная сторона


  1. Кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся источником административного права в Российской Федерации, это:

А) Кодекс РФ об административных правонарушениях

Б) Административный кодекс РФ

В) Кодекс РФ об административной ответственности

Г) Кодекс РФ об административных правонарушениях и ответственности


  1. Укажите организационно-правовую форму юридического лица, не обладающего правом собственности на закрепленное за ним имущество:

А) открытое акционерное общество

Б) закрытое акционерное общество

В) общество с ограниченной ответственностью

Г) унитарное предприятие


  1. Характерным признаком первобытно-общинного строя является:

А) Публичная власть

Б) Высшая власть принадлежала общему собранию (совету) всех членов рода

В) Опора власти на авторитет, уважение, обычаи

Г) Местное самоуправление


  1. В обязательстве сторона, обязанная совершить определенное действие, называется:

А) оферентом

Б) акцептантом

В) должником

Г) кредитором


  1. Слово «конституция» образовано от латинского constitutio, что означает

А) установление

Б) согласие

В) основной закон

Г) договор


  1. Какое из перечисленных условий не является основанием прекращения обязанностей Президента РФ?

А) Истечение срока пребывания Президента в должности.

Б) Отставка Президента

В) Достижение Президентом 65-летнего возраста

Г) Отрешение Президента от должности


  1. К категории вещи как объекту гражданского правоотношения по Гражданскому кодексу РФ относятся:

А) Наличные деньги

Б) Рыболовецкие суда

В) Земельные участки

Г) Ценные бумаги


  1. Какие из перечисленных наказаний являются административными:

А) Дисквалификация

Б) Штраф

В) Строгий выговор

Г) Арест

Д) Лишение физического лица специального права


  1. Брачный договор заключается в:

А) Устной форме

Б) Простой письменной форме

В) Письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению

Г) Письменной форме и подлежит государственной регистрации


Задание II.

16. Раскройте содержание следующих понятий:

  1. Система права -

  2. Дисциплинарный проступок -

  3. Суверенитет -

  4. Экстрадиция -


Задание III.


17. Найдите ошибки в трудовом договоре:

Трудовой договор

Мы, нижеподписавшиеся, Иванов Иван Иванович, с одной стороны, и ООО «СОК» - с другой, составили настоящий договор о том, что Иванов И.И. обязуется произвести ремонт офиса фирмы в течение 20 дней с момента заключения договора, а ООО«СОК» - оплатить работу в размере 50 000 рублей по завершении работ.

Подписи сторон

20 сентября 2010 года


18. Верны или ложны следующие утверждения. Обведите правильный ответ.


Пятнадцатилетний подросток может:

  1. Не согласиться на изменение своего имени и фамилии – верно / ложно

  2. Выехать за пределы Российской Федерации без загранпаспорта - верно / ложно

  3. Положить деньги в банк – верно / ложно

  4. Получить вознаграждение за сочиненную им песню – верно / ложно

  5. Стать членом жилищного кооператива – верно / ложно

  6. Потратить свою стипендию без согласия родителей – верно / ложно

  7. Получить у нотариуса свидетельство о праве наследования

верно / ложно

  1. Работать в свободное от учебы время – верно / ложно

  2. Лично обратиться в суд за защитой своих прав – верно / ложно


Задание IV.

Дополните предложения одним или несколькими словами.


  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, ___________, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.


  1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен ___________________________, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.


  1. Преступлениями ____________признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное данным Кодексом, превышает два года лишения свободы.


  1. Ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу _____________ ____для совместного рассмотрения с первоначальным иском.


Задание V.

Решите задачу:

23. На дачный участок бывшего военнослужащего, пенсионера В.Г. Потапенко постоянно совершали набеги «непрошенные гости». Устав считать понесённые потери и окончательно разозлившись на дачных грабителей, он остался ночевать в дачном домике. Ночью, как пенсионер только услышал подозрительный шум, он выбежал из домика и несколько раз выстрелил из охотничьего ружья по темным силуэтам. В результате полученного огнестрельного ранения один из мальчишек, которые воровали яблоки в саду В.Г. Потапенко, стал инвалидом.

Правомерны ли действия Потапенко? Обоснуйте свой ответ.


Задание VI.


24. Классифицируйте нижеприведённые полномочия на те, что относятся к компетенции Президента, Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации:

утверждение военной доктрины Российской Федерации; издание постановлений и распоряжений; назначение на должность судей Верховного суда Российской Федерации; назначение референдума; утверждение изменения границ между субъектами федерации; решение вопросов гражданства; управление федеральной собственностью; назначение на должность Председателя Центрального Банка; объявление амнистии; руководство внешней политикой; решение вопроса о доверии Правительству; разработка федерального бюджета; назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации.


Президент

Государственная Дума

Совет Федерации

Правительство




















Итоговый тест

«Мы в мире прав»

11 класс

Задание I.

Выберите правильный ответ (ответы) и заполните таблицу ответов, которая приводится в конце данного задания.

  1. Федеративное устройство Российской Федерации основано на следующих принципах:

А) Равноправие субъектов федерации

Б) Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами

В) Единство системы государственной власти

Г) Право выхода субъекта из состава федерации


  1. Абсолютными и относительными, вещными и обязательственными бывают:

А) правоотношения

Б) действия

В) сроки

Г) договоры


  1. Источниками действующего трудового права являются:

А) Конституция РФ

Б) КЗоТ РСФСР

В) Правила внутреннего трудового распорядка

Г) Трудовой договор с работником

Д) Трудовой кодекс РФ


  1. Состав правонарушения – это

А) действие и бездействие

Б) умысел и неосторожность

В) Субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона

Г) Преступления и проступки


  1. Некоммерческое юридическое лицо:

А) вправе заниматься коммерческой деятельностью;

Б) не вправе заниматься коммерческой деятельностью;

В) вправе заниматься коммерческой деятельностью, соответствующей его уставным целям деятельности и в пределах, необходимых для достижения этих целей.

Г) не вправе заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли


  1. При совершении кражи мобильного телефона объектом преступления выступает:

А) мобильный телефон

Б) лицо, у которого похитили мобильный телефон

В) отношения собственности

Г) лицо, похитившее телефон


  1. Между какими родственниками возможно заключение брака:

А) Дедушка и внучка

Б) Родные (полнородные) брат и сестра

В) Двоюродные брат и сестра

Г) Дядя и племянница

Д) Неполнородные (общие мать или отец) брат и сестра


  1. В ведении Российской Федерации:

А) Судоустройство

Б) Федеративное устройство и территория Российской Федерации

В) Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами

Г) Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Д) Внешнеэкономические отношения Российской Федерации


  1. Какие правоотношения не регулируются нормами гражданского права?

А) отношения по поводу перевозки груза

В) отношения по поводу получения гражданства

Г) отношения по поводу усыновления ребенка

Д) отношения по поводу получения вознаграждения по договору хранения


  1. Л.И. Петражицкий является представителем:

А) Психологической теории права

Б) Нормативистской теории права

В) Социологической теории права

Г) Солидаристской теории права


  1. В соответствии с Частью III Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди являются:

А) дети

Б) супруг

В) родители

Г) родные братья и сестры


  1. Для работников в возрасте до 16 лет нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:

А) 4 часа в неделю

Б) 10 часов в неделю

В) 16 часов в неделю

Г) 20 часов в неделю


  1. В соответствии с Гражданским кодексом, если у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет имущества, достаточного для возмещения вреда, вред должен быть возмещен родителями (усыновителями) или попечителем. В данном случае ответственность родителей (усыновителей) или попечителя является:

А) дисциплинарной

Б) субсидиарной

В) смешанной

Г) регрессной


  1. Какое из перечисленных административных наказаний может применяться только в качестве основного?

А) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Б) Административный штраф

В) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Г) Административное выдворение за пределы РФ


  1. Имущество общества с ограниченной ответственностью :

А) является собственностью его учредителей

Б) является собственностью юридического лица

В) является собственностью его акционеров

Г) является собственностью Председателя правления этого общества



Задание II.

16. Раскройте содержание следующих понятий.

1) Диспозиция -

2) Омбудсмен –

3) Кассационная жалоба -

4) Обратная сила -

5) Реституция -


Задание III.

17. Верны или ложны следующие утверждения. Обведите правильный ответ.


Пятнадцатилетний подросток может:

  1. Не согласиться на изменение своего имени и фамилии – верно / ложно

  2. Выехать за пределы Российской Федерации без загранпаспорта - верно / ложно

  3. Положить деньги в банк – верно / ложно

  4. Получить вознаграждение за сочиненную им песню – верно / ложно

  5. Стать членом жилищного кооператива – верно / ложно

  6. Потратить свою стипендию без согласия родителей – верно / ложно

  7. Получить у нотариуса свидетельство о праве наследования

верно / ложно

  1. Работать в свободное от учебы время – верно / ложно

  2. Лично обратиться в суд за защитой своих прав – верно / ложно


Задание IV.

18. Составьте и заполните таблицу «Источники (формы) права», в первой колонке указав источник права, а во второй – пример.


Источник (форма) права

Пример














Задание V.

19. Дополните предложения одним или несколькими словами:


  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, __________ _______не имеет.

  2. Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности признается договором ___________ и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.

  3. ___________________ признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

  4. На требования, вытекающие из семейных отношений, __________ _________не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен Семейным Кодексом.

  5. Лица, участвующие в деле вправе в течение месяца подать ___________________ ___________________на решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.


Задание VI.

20. Решите задачу:

Василий Петрович Иванов пообещал своему внуку 8-класснику Антону приобрести для него в турагентстве поездку в Англию на 1 месяц, если Антон окончит школу без «троек». В подтверждение своего обещания В.Иванов составил письменное обязательство. Через год после этого В. Иванов скончался. Окончив школу на «хорошо» и «отлично», Антон потребовал от единственного указанного в завещании наследника - Максима Васильевича Иванова - либо выполнить письменно оформленное обещание деда, либо выплатить стоимость подобной путевки деньгами. A.M.Иванов выполнить обещанное В.П.Ивановым отказался. Правомерны ли требования Антона?



Задание VII.

21. Составьте схему под названием «Формы вины по Уголовному кодексу Российской Федерации».








литература:

для учителя:

  1. А. Ф. Никитин «Правоведение» (10 – 11), Издательство «Просвещение», 2004 г., 351

  2. А. Ф. Никитин «Право и политика» (9), Издательство «Просвещение», 2005 г.

  3. М. В. Мустафина «Правоведение» (10 – 11), Сборник элективных курсов, 2006 г.

  4. Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2004 – 2006 г.

  5. Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.

для учеников:

  1. А. Ф. Никитин «Правоведение» (10 – 11), Издательство "Просвещение", 2004 г.,351

  2. Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.












12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!