СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Знакомство с Конституцией" для 9 класса.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу "Знакомство с Коституцией" разработана для 9 класса. Содержание учебного элективного курса включает в себя разделы: "Права человека","Конституционное право", "Права человека в современном мире".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Знакомство с Конституцией" для 9 класса.»


Краснодарский край, Мостовский район, поселок Мостовской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 поселка Мостовского

муниципального образования Мостовский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «__» ____________ года

Председатель педсовета

____________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному курсу «Знакомство с Конституцией» ­



Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класс


Количество часов 34 часа ­


Учитель Крысина Ольга Сергеевна ­





Программа разработана на основе Авторской программы «Знакомство с Конституцией», учитель Григорова И. В.- Краснодар – 2005; авторской программы Правоведение. 9 класс. Человек имеет право. Систем конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы/составитель Н. И. Чеботарева.- Волгоград: Учитель, 2007.








Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- авторской программы «Знакомство с Конституцией» учитель Григорова И. В. из

сборника программ элективных курсов, разработанных педагогами- победителями

краевого конкурса в 2004-2005 учебном году,- Краснодар – 2005.

- авторской программы Правоведение. 9 класс. Человек имеет право. Система конспектов

занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы/составитель Н. И.

Чеботарева.- Волгоград: Учитель, 2007.

Курс «Знакомство с Конституцией» состоит из 17 часов. Считая целесообразным

расширение курса за счет дополнительного материала, направленного на более

углубленное изучение прав человека не только по Конституции РФ , но и согласно

международных документов «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о

правах ребенка» на которые ориентирована Конституция РФ, количество часов в курсе

увеличено до 34. Курс «Знакомство с Конституцией» интегрирован с элективным

курсом «Человек имеет право».

Правовая культура личности – это часть общей культуры человека. Помимо этого она

является стандартом поведения, основанным на неукоснительном исполнении и

соблюдении действующих норм права ,на взаимном уважении граждан друг к другу и

государству.

На современном этапе развития общества Российское государство заинтересовано в

развитии всех уровней правовой культуры, ибо это ведет к укреплению правопорядка в

обществе, к разрешению различного рода конфликтов цивилизованным путем. Знания о

правах и свободах человека, об основном законе страны являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека

формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются

знания и умения, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к

другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств

разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к

сотрудничеству с другими людьми.

Данный курс введен как предпрофильный с целью последующего перехода

образовательного процесса на профильное обучение социально-экономического цикла.

Цели курса:

- создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и

основным свободам человека;

- чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы

между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

- умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам

человека, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков;

- освоить основы организации государственной власти; взаимоотношений государства и

человека, гражданина;

- курс рассчитан на воспитание компетентного поведения будущего полноправного

гражданина России в любой правовой деятельности;

- познакомить учащихся с юридическими профессиями.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания:

формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения.

Учащиеся должны:

1. Знать основные законы нашего государства, структуру власти, основные

юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного

права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;

2. Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-

правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания

на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на

практике; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты

юридических документов и объяснять их смысл;

3. Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение

4. Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества

5. Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической

направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье

человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установк

на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;

6. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни: определять способы реализации и защиты собственных прав;

способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное

суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в

надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

7. Повышение уровня правовой культуры воспитанников.


Содержание учебного элективного курса

Вводное занятие (1ч)

Раздел 1. Права человека (15 ч)

Основные принципы и стандарты прав человека. Ценности (принципы) прав человека:

гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы.

«Виды прав человека». Классификация прав человека по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу, по временам формирования, по субъектам- носителям. «Всеобщая декларация прав человека», ее содержание. Знакомство со статьями по

документу. «Конвенция о правах ребенка». Учащиеся усваивают, что Конституция РФ на бумаге , а имеет силу прямого действия, составляются схемы : «Способы принятия конституции: «Виды конституций». Учащиеся находят ответ на вопрос : «Почему конституция является основным законом? Все права и свободы граждан, перечисленные в Конституции РФ, составляют основу правового статуса личности. Ученики составляют «Схему классификации прав человека и гражданина в РФ». Учащимся подчеркивается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным

принципам и нормам международного права сформулированным, во Всеобщей декларации прав человека, провозглашается идея «естественности прав и свобод человека», которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Понятие «социальное государство» для нашей Конституции является новым, хотя оно уже в середине XX века получило право на существование. Учащиеся должны понять, что в Конституции закреплена обязанность государства заботится о человеке (ст.7), как впрочем, что «жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя». Содержание «Конвенции о правах ребенка». Принятие Конвенции в 1959г. организацией ООН. Участники Конвенции о правах ребѐнка. Образование в 1946 году

Детского фонда ООН ЮНИСЕФ как организации по защите прав ребенка.

Раздел 2. Конституционное право (7ч)

В разделе дается характеристика федеративной формы национально-территориального

устройства. Важно сравнить федерацию с унитарным государством и конфедерацией ( в виде

таблицы). Подчеркнуть, что Россия согласно Конституции является федерацией (ст.1,5). Федеративное устройство Российской Федерации основано не еѐ государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации между собой равноправны. Указываем исключительные права Российской Федерации (ст.71) и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72). Важно подчеркнуть, что региональные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причѐм органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. На занятии учащиеся знакомятся со структурой Совета Федерации, Государственной Думой, Правительства РФ и их полномочиями, а также порядком формирования. Изучая тему Судебная власть в РФ, учащиеся получат ответы на вопросы: 1) В какой суд обращаться;

2) Как найти своего судью;

3) Как подать заявление в суд;

4) Какие документы подают в суд;

5) Цена иска и госпошлины;

6) Если у вас не приняли документы.

Изучая материал по теме «Местное самоуправление» учащиеся знакомятся с такими терминами, как органы местного самоуправления – в значении не входящие в систему органов государственной власти, местное сообщество - это объединение людей по месту жительства с многочисленными формальными, безличными и неформальными, личностно окрашенными связями между ними. Местное сообщество, реализуя своѐ право на местное самоуправление, решает вопросы местного значения. Перечень этих вопросов устанавливает п.2 ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» На занятии рассматривается глава 8 Конституции РФ .

Раздел 3. Права человека в современном мире (11ч)

Виды нарушений прав человека. Дискриминация. Виды нарушений прав человека по сферам жизнедеятельности, по способу осуществления, по масштабам последствий. Геноцид, апартеид, национальный экстремизм, расизм, беженцы, рабочие-мигранты Гарантии прав человека и гражданина (гарантии-условия: среда, государственный и общественный строй; гарантии-средства: экономические, политические, социальные, идеологические, юридические). Лица, нуждающиеся в специальных правах. Права сирот, лиц с ограниченными возможностями. «Конвенция о статусе беженцев». Организации защиты прав человека. Международные организации: ООН, Генеральная ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный суд, Комитет по правам человека. Внутригосударственные правозащитные органы: суды, прокуратура, региональные представители уполномоченного по правам человека, комиссия по помилованию при Президенте РФ.


Тематическое планирование элективного курса

Тема


Форма организации учебных занятий

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Раздел 1. Права Человека

9

6

15

3

Раздел 2.Конституционное право.

7

-

7

4

Раздел 3.Права человека в современном мире.

6

2

8

5

Итоговое занятие

-

3

3


ИТОГО

23

11

34


Тематическое планирование элективного курса

Вводное занятие (1ч)

Особенности изучения курса.

Раздел 1. Права человека (15ч)

Тема 1.1 Конституция РФ (6ч)

Основные принципы и стандарты прав человека

Виды прав человека

Всеобщая декларация прав человека. Практическое занятие.

Всеобщая декларация прав человека. Деловая игра.

1.2 Всеобщая декларация прав человека (4ч)

Конституция - Основной закон государства

Человек, его права и свободы – высшая ценность

Правовой статус личности

Гарантии конституционных прав и свобод личности

Социально-экономические права человека и гражданина в

Конституционные обязанности граждан РФ

1.3 Конвенция о правах ребенка (5ч)

Конвенция о правах ребенка. Практическое занятие.

Конвенция о правах ребенка. Деловая игра.

Права человека: принципы, виды, стандарты. Деловая игра.

Ответственность государства перед личностью

Контрольное тестирование

Раздел 2. Конституционное право (7ч)

Федеративное устройство РФ

Система органов государственной власти

Полномочия Президента РФ

Федеральные органы государственной власти. Федеральное собрание.

Федеральные органы государственной власти. Правительство.

Система судебной власти в РФ

Местное самоуправление

Раздел 3. Права человека в современном мире. (11ч)

Виды нарушений прав человека по сферам жизнедеятельности, по способу

осуществления, по масштабам последствий.

Виды нарушений прав человека. Деловая игра.

Соблюдение прав человека

Лица, нуждающиеся в специальных правах.

Конвенция о статусе беженцев

Организация защиты прав человека

Дискриминация или защита прав человека? Деловая игра.

Заключение. Права и ответственность человека.

Защита исследовательских работ учащихся по главе 1,2 Конституции РФ

Защита исследовательских работ учащихся по главе 3,4 Конституции РФ

Защита исследовательских работ учащихся по главе 5,6,7 Конституции РФ



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей историко-филологического цикла

от «__» _______ 201_ года №1

___________________ /



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по МР

_____________ /

«__» ________ 201_ года






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!