СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мировой океан и его части

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мировой океан и его части»

Тема урока «Мировой океан и его части».

Класс 6 Дата 15.09.2020 Урок №2

Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование понятий: «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «канал», «остров», «архипелаг», «полуостров»;
- Метапредметные:
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

Личностные УУД:
- индетифицировать себя с мировой культурой;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;

Оборудование: карта океанов, Атлас, учебник

Ход урока.

I. Организационный этап.

(Слайд 1. Иллюстрация океана)

1.Приветствие, психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.

- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.

2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.

-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас.


II. Актуализация знаний.

- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.

- У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе.

- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу). Прикрепляю понятие “Гидросфера” на доску.

1. Задание «Мозаика».(2 учащихся собирают картинку: а)Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?(гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу). б)Почему океан соленый, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная?(С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворенные в ней вещества остаются)

2. Групповая работа:

1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»

2 -ая группа письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.( ученики полу чают бланк с тестовыми заданиями)

А)Работа со схемой «Состав гидросферы»

-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)

Гидросфера


Гидросфера





Мировой океан

96,5%

Ледники

1,8%

Подземные воды

1,7%

Реки, озера,

Болота

0,01%



Океаны

Моря

Заливы

Проливы

-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?

-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное движение воды –Мировой круговорот воды)

Б)Тест “Гидросфера”.

1. Водная оболочка Земли:

  • Атмосфера.

  • Литосфера.

  • Гидросфера.

  • Биосфера.

2. Пресными водами гидросферы являются:

  • Воды Мирового океана.

  • Внутренние воды суши.

3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:

  • Круговороту воды в природе.

  • Выветриванию.

  • Океаническим течениям.

  • Приливным явлениям.

  • Землетрясениям.

4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

  • Только в жидком.

  • В жидком и твёрдом.

5. К водам суши относятся:

  • Реки, озёра.

  • Реки, озёра, моря, ледники.

  • Реки, озёра, болота, ледники.

6. Вода гидросферы может находиться:

  • Только в жидком состоянии.

  • В жидком, твёрдом состоянии.

  • В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

7. Поставщиком пресной воды на суше является:

  • Ветер.

  • Мировой океан.

  • Осадки.

По завершении работы производится самоконтроль Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан

Критерии оценок: 7 правильных ответов – «5»;

5 - 6 – «4»;

4 - «3»;

менее 4 – «2».

3. Проверка выполнения задания «Мозаика»

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

  1. Изучение нового материала.

-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах? (Слайды №3 -12).Фоном звучит шум моря

-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)

-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)


-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? («Мировой океан и его части»)

- Вы правы. Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Звучит шум моря. Учитель читает эпиграф к уроку:

«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны».

Жюль Верн

- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 18-19), найдите, где находится Мировой океан? (Его нет)

-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов

(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)

-Найдите в учебнике на стр.132 определение Мирового океана (дети читают определение).

- Какова площадь земного шара? (510 млн.кв.км.)

- На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли)

-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.

Океаны и их границы.

- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).

- Океаны – самые крупные части Мирового океана.

- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Океан»).

- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. (Учитель по карте показывает границы океанов.)

-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира - Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст и таблицу 6 в учебнике(с.132) составьте описание океанов по плану

Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.


План

Тихий океан

1. Какое место занимает по площади?

Первое


2. С какими другими океанами связан?

с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым


3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку


4. Какова максимальная глубина?

11022 м



Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием, настенной карты. (Один ученик от группы дает характеристику океана)


Пункт

плана

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

1

второе

третье

четвертое

2

с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

с Тихим и Атлантическим

с Тихим и Атлантическим

3

Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северную Америку, Евразию

4

8742 м

7729 м

5527 м

-Молодцы, ребята!

- Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут ребята. Давайте их послушаем. (Ребята дают характеристику каждому из океанов, делают выводы).

Проверяем выполнение задания на интер. карте.

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

Физминутка: сидя на стуле, дети разминают мышцы ног, туловища и рук; Моря.-Определите, о какой части океана идет речь.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)

-Найдите в учебнике на стр.133 определение моря. (дети читают определение).

(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.)

-Запишите в тетрадь определение моря.

- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Море»).

- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.

- Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы.

1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море

Балтийское море Аравийское море

- Найдите их на карте. Попробуйте определить в чем их отличие (разное местоположение)

- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).

- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)

- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).

На интер. карте красными флажками обозначены самые крупные моря. Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое).

- Давайте посмотрим на карте где находятся Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море. (Один ученик работает у доски)

Проверяем выполнение задания на интер. карте.

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

  1. Закрепление

1. Задание «Номенклатура». Работа в парах

-А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?

V. Оценивание знаний учащихся.

- Ребята сосчитайте общее количество баллов, полученных сегодня за урок. Переведите их в оценку:

Критерии оценок за урок: баллов – «5»

баллов – «4»

баллов – «3»

баллов – «2»

-Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?

VI. Рефлексия.

Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

- (Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности)

VII. Домашнее задание:

Слайд 29

1.Изучить материал параграфа 34 (Всем учащимся)

2. Задание на выбор: а)Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока».

б)Подготовить проект «Разноцветные моря».



Приложение

План характеристики океана

Атлантический океан

1. Какое место занимает по площади?


2. С какими другими океанами связан?


3. Какие материки омывает?


4. Какова максимальная глубина?



План характеристики океана

Индийский океан

1. Какое место занимает по площади?


2. С какими другими океанами связан?


3. Какие материки омывает?


4. Какова максимальная глубина?



План характеристики океана

Северный Ледовитый океан

1. Какое место занимает по площади?


2. С какими другими океанами связан?


3. Какие материки омывает?


4. Какова максимальная глубина?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!