Тема урока «Мировой океан и его части».
Класс 6 Дата 15.09.2020 Урок №2
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование понятий: «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «канал», «остров», «архипелаг», «полуостров»;
- Метапредметные:
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
Личностные УУД:
- индетифицировать себя с мировой культурой;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;
Оборудование: карта океанов, Атлас, учебник
Ход урока.
I. Организационный этап.
(Слайд 1. Иллюстрация океана)
1.Приветствие, психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.
2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.
-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас.
II. Актуализация знаний.
- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.
- У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу). Прикрепляю понятие “Гидросфера” на доску.
1. Задание «Мозаика».(2 учащихся собирают картинку: а)Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?(гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу). б)Почему океан соленый, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная?(С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворенные в ней вещества остаются)
2. Групповая работа:
1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»
2 -ая группа письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.( ученики полу чают бланк с тестовыми заданиями)
А)Работа со схемой «Состав гидросферы»
-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)
Гидросфера
Гидросфера
Мировой океан
96,5%
Ледники
1,8%
Подземные воды
1,7%
Реки, озера,
Болота
0,01%
Океаны Моря Заливы Проливы |
-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?
-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное движение воды –Мировой круговорот воды)
Б)Тест “Гидросфера”.
1. Водная оболочка Земли:
Атмосфера.
Литосфера.
Гидросфера.
Биосфера.
2. Пресными водами гидросферы являются:
Воды Мирового океана.
Внутренние воды суши.
3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
Только в жидком.
В жидком и твёрдом.
5. К водам суши относятся:
Реки, озёра.
Реки, озёра, моря, ледники.
Реки, озёра, болота, ледники.
6. Вода гидросферы может находиться:
Только в жидком состоянии.
В жидком, твёрдом состоянии.
В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
7. Поставщиком пресной воды на суше является:
Ветер.
Мировой океан.
Осадки.
По завершении работы производится самоконтроль Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан
Критерии оценок: 7 правильных ответов – «5»;
5 - 6 – «4»;
4 - «3»;
менее 4 – «2».
3. Проверка выполнения задания «Мозаика»
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Изучение нового материала.
-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах? (Слайды №3 -12).Фоном звучит шум моря
-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)
-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? («Мировой океан и его части»)
- Вы правы. Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Звучит шум моря. Учитель читает эпиграф к уроку:
«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны».
Жюль Верн
- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 18-19), найдите, где находится Мировой океан? (Его нет)
-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов
(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)
-Найдите в учебнике на стр.132 определение Мирового океана (дети читают определение).
- Какова площадь земного шара? (510 млн.кв.км.)
- На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли)
-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.
Океаны и их границы.
- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).
- Океаны – самые крупные части Мирового океана.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Океан»).
- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. (Учитель по карте показывает границы океанов.)
-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира - Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст и таблицу 6 в учебнике(с.132) составьте описание океанов по плану
Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.
План | Тихий океан | … |
1. Какое место занимает по площади? | Первое | |
2. С какими другими океанами связан? | с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым | |
3. Какие материки омывает? | Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку | |
4. Какова максимальная глубина? | 11022 м | |
Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием, настенной карты. (Один ученик от группы дает характеристику океана)
Пункт плана | Атлантический океан | Индийский океан | Северный Ледовитый океан |
1 | второе | третье | четвертое |
2 | с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым | с Тихим и Атлантическим | с Тихим и Атлантическим |
3 | Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду | Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку | Северную Америку, Евразию |
4 | 8742 м | 7729 м | 5527 м |
-Молодцы, ребята!
- Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут ребята. Давайте их послушаем. (Ребята дают характеристику каждому из океанов, делают выводы).
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Физминутка: сидя на стуле, дети разминают мышцы ног, туловища и рук; Моря.-Определите, о какой части океана идет речь.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
-Найдите в учебнике на стр.133 определение моря. (дети читают определение).
(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.)
-Запишите в тетрадь определение моря.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Море»).
- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.
- Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы.
1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море
Балтийское море Аравийское море
- Найдите их на карте. Попробуйте определить в чем их отличие (разное местоположение)
- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).
- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)
- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).
На интер. карте красными флажками обозначены самые крупные моря. Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое).
- Давайте посмотрим на карте где находятся Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море. (Один ученик работает у доски)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Закрепление
1. Задание «Номенклатура». Работа в парах
-А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?
V. Оценивание знаний учащихся.
- Ребята сосчитайте общее количество баллов, полученных сегодня за урок. Переведите их в оценку:
Критерии оценок за урок: баллов – «5»
баллов – «4»
баллов – «3»
баллов – «2»
-Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?
VI. Рефлексия.
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
- (Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности)
VII. Домашнее задание:
Слайд 29
1.Изучить материал параграфа 34 (Всем учащимся)
2. Задание на выбор: а)Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока».
б)Подготовить проект «Разноцветные моря».
Приложение
План характеристики океана | Атлантический океан |
1. Какое место занимает по площади? | |
2. С какими другими океанами связан? | |
3. Какие материки омывает? | |
4. Какова максимальная глубина? | |
План характеристики океана | Индийский океан |
1. Какое место занимает по площади? | |
2. С какими другими океанами связан? | |
3. Какие материки омывает? | |
4. Какова максимальная глубина? | |
План характеристики океана | Северный Ледовитый океан |
1. Какое место занимает по площади? | |
2. С какими другими океанами связан? | |
3. Какие материки омывает? | |
4. Какова максимальная глубина? | |