СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие «В помощь учителю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методитеское пособие предназначено для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «В помощь учителю»»







Методическое пособие

«В помощь учителю»

(развитие творческих способностей учащихся начальных классов)







Автор: Маркина Татьяна Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Мечетинской СОШ







Пояснительная записка

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Пособие состоит из двух частей:

- теоретическая часть

- практическая часть

В теоретической части изложено:

  • требования к уроку:

- психологические;

- гигиенические

  • структура урока

  • классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

  • - приемы деятельности учителя и учащихся

  • - формы организации обучения

  • средства активизации учения

  • общеучебные умения и навыки



В практической части пособия содержатся разработки уроков  по развитию письменной речи с учётом требований ФГОС НОО и реализацией деятельностных технологий обучения для учащихся начальных классов. 





Теоретическая часть



Требования к уроку

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Индивидуализация обучения - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Внутриклассная индивидуализация учебной работы. Комбинация основных форм индивидуализации учебной работы.

Дифференциация обучения - группировка учащихся на основе их способностей.

Дифференциация объема учебного материала, степени сложности, степени помощи.

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

  • учет возрастных особенностей;

  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).


Этапы

Дидактические цели

Показатели реального результата решения задачи

1.

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2.

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3.

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.





5.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

7.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

8.

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

9.

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;

  • освещенность;

  • критические точки усвояемости.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УРОКА

Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего занятия.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление знаний и способов действий.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Контроль и самопроверка знаний.

9. Подведение итогов занятия.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.

Структурные элементы учебного занятия

В  педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока.

Классификация типов уроков:

1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.

2. Закрепления новых знаний.

3. Комплексного применения знаний.

4. Обобщения и систематизации знаний.

5. Проверки, оценки и коррекции знаний.

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

 Содержание учебного материала подбирается учителем в соответствии с темой урока и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать государственному стандарту. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.

Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

 

Выделяют  следующие методы обучения:

1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

2. программированное обучение;

3. эвристический;

4. проблемный;

5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).

Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

№ пп

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1.

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы

  • наглядные методы

  • аудиовизуальные методы

  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

3.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля.

Методы самоконтроля.

Основные принципы отбора методов:

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.

 

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  • повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  • демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

  • инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );

  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

 

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

  • задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;

  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

  • задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

  • задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

  • задание учащимся на раскодирование алгоритма;

  • организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

  • задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

  • предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

  • фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;

  • предъявление учащимся конфликтного примера.

 

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 

1. Фронтальная         2. Групповая:          3. Парная          4. Индивидуальная:

(коллективная)                2.1. бригадная;                          4.1. индивидуализированная;

                         2.2. звеньевая;                         4.2. индивидуализ-о-групповая.

2.3. кооперированно-групповая;

2.4. дифференцированно-групповая.

СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ 

1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели

урока, активизации учения.

Требования к самостоятельной работе (СР):

1. Наличие конкретной цели.

2. Наличие конкретного задания.

3. Четкая форма выражения результата СР.

4. Определение формы проверки СР.

5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.

6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ ур

ока.

7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  1. Учебно-организационные: 

  • умение организовывать учебный труд;  

  • умение организовывать свою познавательную деятельность;  

  • умение участвовать в коллективной познавательной деятельности.

2. Информационные:

  • умение рационально читать;  

  • умение работать с учебником, справочной литературой;  

  • библиотечно-библиографические знания и умения;  

  • умение пользоваться аудио-визуальными средствами.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • умение формировать приемы диалектического и формально-логического мышления.

4. Коммуникативные:

  • умение пользоваться речью: монологической, диалогической;  

  • умение слушать и слышать;  

  • умение участвовать в дискуссии;  

  • умение пользоваться различными видами письменной речи.

 

Урок надо строить с учетом принципов научной организации труда (НОТ) и учить основам НОТ:

  1. Умению планировать работу во времени в соответствии с целью урока.

  2. Умению оборудовать рабочее место.

  3. Умению оптимизировать технику личного труда.































Практическая часть

Урок развития речи в 4 классе

Тема: работа с деформированным текстом

(на материале о Великой Отечественной войне)


Цели и задачи:

  1. Закрепить знания детей о словосочетании, развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

  2. Развивать речь учащихся.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за русский народ.


Оборудование:

    • Фамилии писателей и их портреты: Б. Полевой, А. Подстаницкий, М. Джалиль, А. Гайдар.

    • Выставка книг писателей.

    • Раздаточный материал - деформированный текст (Приложение 1)


Ход урока


  1. Орг. момент

Сообщение темы, цели урока.


  1. Каллиграфия с орфографической работой.

- Перед вами фамилии людей. Предположите, что их объединяет.


Борис Полевой, Александр Подстаницкий, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль.


- Этих людей объединяет война – они не только писали о войне, но и сами воевали. Если имена трех первых писателей вам хорошо известны, то о Мусе Джалиле я расскажу. Это татарский поэт, Герой Советского Союза. В 1942 году был ранен и взят в плен. Фашистские палачи добивались выдачи имен товарищей, но Мусса стойко переносил пытки и не назвал ни одного имени. В тюрьме он продолжал писать стихи в тетрадке из обрывков бумаги размером с детскую ладошку.

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час – умру. Но знай – умру я стоя.

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья.

Колени преклонив, у Родины моей.

Когда Муссу Джалиля повели на казнь, он передал свою тетрадь со стихами сокамернику. Тот сумел вынести ее из тюрьмы. Так о подвиге М. Джалиля узнала вся страна.


- Запишите эти имена в тетрадь


  1. Работа со словарными словами.

(Запись в тетради и на доске)


Командир, отечество, пароль, солдат, шествие, салют, торжественный, победа, свобода, мужество, экипаж, герой, оборона.


- Что объединяет эти слова? Какое слово лишнее? (имя прилагательное) К какой части речи относятся остальные слова?

- Разделите существительные на 3 группы. По какому признаку? (род)

- Записать синонимы к словам: отечество - …, солдат - …, мужество - …

- Записать антонимы к словам: свобода - …, герой - …, победа - …


- Прежде чем скажу следующее задание, вспомним, какая связь слов бывает в словосочетаниях. Приведите примеры.

- Задание: 1 ряд записывает словосочетания с 3 существительными из словаря женского рода, 2 ряд с 3 существительными мужского рода, 3 ряд - с 3 существительными среднего рода.


4. Работа с деформированным текстом.


- Перед вами деформированный текст. Из слов каждой строки надо составить предложения. Форму слов нужно изменить. Карандашом самостоятельно расставьте в каждой строке порядок слов.

- Если возникнут трудности, можно спросить совета соседа.


- Проверим вашу работу. (Лексическая и орфографическая работа над каждым предложением)

- О ком текст? Что вы узнали об этом мальчике? А кто написал о его короткой, но славной жизни? Это писатели Лев Кассиль и Макс Поляновский.

Показ книги «Улица младшего сына». Я рекомендую вам прочитать эту книгу.

- Ну а сейчас озаглавьте получившийся текст и самостоятельно запишите его.


- Для тех, кто справится с заданием быстро, есть грамматические задания на выбор:

1) подчеркнуть члены предложения,

2) указать в одном предложении части речи,

3) найти и отметить сложное предложение,

4) разобрать по составу сложное слово,

5) выписать слова, подходящие к схеме: приставка – корень - окончание


5. Подведение итогов.

- Что было трудным на уроке?

- Что не вызвало затруднений?

- Если вы считаете свою работу выполненной отлично, нарисуйте флажок на самом верху древка, если были проблемы – посередине, а если чувствуете, что работа сегодня давалась с трудом, то флажок внизу.

- Спасибо всем за работу.






Приложение 1

      1. Володя Дубинин, пионер, родиться, в, город Керчь, в, семья, военный, моряк

      2. отец, Володя, уйти, на, война, с, фашисты

      3. стать, вожак, Володя, отряды, тимуровские, семьи, помогать, фронтовики

      4. но, приближаться, фронт

      5. фашисты, Керчь, к, город, подойти

      6. от, школа, сгореть, фашистская, бомба, в, которая, Володя, учиться

      7. Володя Дубинин, партизаны, уйти, вместе с, подземелье, в

      8. с, 50, день, 50, ночь, в, Володя, пробыть, каменоломни, партизаны

      9. быть, командир, он, юные, маленькая, разведчики, группа

      10. они, партизаны, бить, помогать, фашисты

      11. в, о, разведчик, память, юный, в, Керчь, Володя Дубинин, улица, есть 



Тема: «Сочинение - описание по картине М. Левитана «Золотая осень».

Цель:

-формировать умение воспринимать образ картины;

- развивать универсальные учебные действия: умение работать над текстом, выделяя его основные части, орфографическую зоркость;

- метапредметные результаты: воспитывать через картину любовь к родной природе, чувства прекрасного.

Методы: информационно-сообщающий, объяснительный, иллюстративный.

Оборудование: репродукция картины М. Левитана «Золотая осень»; презентация; портрет художника М. Левитан; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года» (осень).

Этапы и структура урока

  1. Предварительная работа. Чтение стихотворения.

Лес, точно, терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей тишине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листикам шуршанье.



- Кто автор этих строк?

Что хотел поэт сказать нам о своих чувствах к родной природе?

  1. Работа над репродукцией картины М. Левитана «Золотая осень».

На доске открывается репродукция картины И. Левитана "Золотая осень".

Ученики внимательно рассматривают ее.

- Какое название вы бы дали этой картине?

- Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.

- Прокомментируйте свой выбор.

"Осенняя река"

" Осень"


"Солнечный день"

"Золотая осень" - Картина называется "Золотая осень".

(Рассказ учителя о художнике)

- Почему картина называется "Золотая осень"?

Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда

деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету,

они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Левитан хотел показать

красоту этого времени.

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?

(радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.)

- Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение.

- С какой день изобразил художник? ( День теплый, солнечный, погожий)

- С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости?

- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать "золото" осени?

( Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, желтые, зеленые,

красные, оранжевые, коричневые )

- Какие деревья вы видите на картине?

- Какого цвета наряд у берез? (они золотые)

- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются

зелеными?

- Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый.

ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке)


- Что более удачно, на ваш взгляд, удалось художнику изобразить на картине?

3. Словарная работа.

- Что такое эпитеты? Какие эпитеты можно использовать для описания картины М. Левитана?

- Что такое сравнение? С чем можно сравнить объекты, которые изображены на картине?

4. Составление плана сочинения (совместная работа учителя и учащихся)

- С чего бы вы начали писать сочинение?

- Какие основные части можно выделить в сочинении?

- О чём вы будете писать в основной части?

- Чем закончите описание картины?

5. Работа по памятке «Как подготовиться к сочинению».

А) Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.

Б) Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.

В) Слова должны быть употреблены в правильном значении.

Г) Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным

6. Написание сочинения. Ребята пишут сочинения под музыку П.И. Чайковского «Времена года» (осень).

7. Редактирование сочинения.

8. Рефлексия. Кто хочет зачитать свои сочинения?

Примерный текст сочинения.

На картине художника Л.Левитана изображена золотая осень. Стоит величавый лес.

погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как

стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

В центре картины, голубой лентой, вьётся река. В ней, как в зеркале,

отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес.

Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые.

Белоствольные березки, заплели в свои косы, яркие оранжевые ленты. Они

будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу

березок, возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются

волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми

зелёными платочками.

Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают зелёные цвета

маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за

собой в эту разноцветную сказку.

Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!