СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку в начальной школе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме: "Возвратные глаголы. Правописание -ться и тся в возвратных глаголах". Цель урока познакомить обучающихся с понятием возвратная форма глагола и правописанием -ться и тся в глаголах.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в начальной школе.»

Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.

Правописание – ТСЯ и -ТЬСЯ в возвратных глаголах.»



Тип урока: Изучение новых знаний и первичное закрепление.

Цель:

-познакомить с возвратной формой глагола;

-создать условия для формирования умения различать и грамотно писать глаголы с –ТСЯ и -ТЬСЯ;

- выработать умение применять знания в схожей ситуации и самостоятельно.

Задачи: 
Образовательные: 
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).
Развивающие: 
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность; 
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока. 
Воспитательные: 
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; 
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество; 
- воспитывать духовно-нравственные качества.

Технологии:

-проблемного диалога

-оценивание учебных успехов

Оборудование:

-словари (орфографический, толковый, морфемный)

-карточки с разноуровневыми заданиями

-памятки с алгоритмом

-карточки с планом



1.Организационный

(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений: самоорганизация и организация своего рабочего места).

Придумано кем – то и просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

И доброе утро длиться до вечера.

- Ребята, поприветствуем наших гостей. Улыбнитесь, подарите красоту своих сердец. Садитесь.

- У каждого из вас есть сигнальные карточки. Покажите своё настроение на начало урока и в конце урока мы посмотрим с каким результатом мы провели урок.

- Я рада, что у нас отличное настроение! Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

- А урок я предлагаю начать с пословицы. Прочитайте её.

«С малой удачи начинается успех».

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Перед вами лесенка знаний. Посмотрите на неё и мысленно определите своё положение на ней. Я думаю, что за сегодняшний урок мы с вами, поднимемся хотя бы на одну ступеньку этой лестницы и наша маленькая удача, приведёт к большому успеху. Готовы работать. Я думаю, что у нас с вами всё получится.

2. Актуализация имеющихся и необходимых знаний.

- Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи идёт речь.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам глагол!

1.(Работа в группах «Блиц – опрос», индивидуальное задание 2 ученика выполняют тест)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?

-Пользуясь «Картой Глагола» задайте друг другу вопросы по теме «Глагол».

1.Что такое глагол?

Ответ: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает

действие предметов и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?

2.На какие на вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Ответ: Что делать? Что сделать?

3.Что вы можете рассказать о прошедшем времени глагола?

Ответ: Глагол в прошедшем времени отвечает на вопрос Что делал? Что сделал? И обозначает действие, которое происходило ранее. Имеет суффикс Л.

Глаголы в пр.вр. изменяются по числам и родам.

4.Что такое спряжение?

Ответ: Это изменение глаголов по числам и лицам

5.Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

Ответ: В личных окончаниях гласная Е, во мн.ч. 3 лице – УТ, -ЮТ.


6.Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

Ответ: Поставить глагол в н.ф. и посмотреть на глагольный суффикс:

Если И, то это 2 спряжение, а если другие, то 1 спряжение.

Выяснить, не является ли глаголом- исключением.

7. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Ответ: Глагол в предложении бывает сказуемым.

8. Как изменяются глаголы?

Ответ: а) по временам,

б) в наст. и буд. времени по лицам и числам,

а в прош. времени по родам и числам.

9. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Ответ: В личных окончаниях гласная И, во мн.ч. 3 лице – АТ, -ЯТ

10. Как пишется частица не с глаголами?

Ответ: Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

- А зачем нам нужно знать эти правила?

(Чтобы грамотно писать, грамотно употреблять глаголы в речи в зависимости от жизненной ситуации).

2. Чистописание.

Наблюдение и постановка проблемы.

- О чём говорит эта запись?

-ишь – ешь (окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

-ся – сь ( ?)

- Почему не можете объяснить правописание последней записи?

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? -сь? У каких глаголов нужно писать данные буквосочетания.)

- Глаголы с частичкой – тся в русском языке называют возвратными. А вы ребята знаете почему?

- Попробуйте сформулировать тему урока: Возвратная форма глагола.

- Сформулируйте задачи урока:

1. Узнать какие глаголы называются возвратными .

2. Выяснить, когда в глаголе нужно писать – ТЬСЯ, а когда – ТСЯ.

- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока: «С малой удачи начинается успех».

- Найдите глагол (начинается ).

- Дайте характеристику этому глаголу.

- (Что делает?) начинается глагол н.времени

- Подберите транскрипцию для данного глагола.

(Работа в группах)

[начинается]

[наченаеца]

[начинайэца]

[наченайэца]

- Какой секрет вы обнаружили? (пишется ТСЯ, слышется ЦА)

Разбор слова НАЧИНАЕТСЯ по составу (Словообразовательный словарь )

- Что необычного вы обнаружили?

- Что такое - СЯ? (Это суффикс)

- К глаголу присоединился суффикс СЯ.

- Чем интересен этот суффикс? В какой части слова стоит суффикс СЯ?

- Суффикс - СЯ стоит после окончания и входят в основу.

- А ещё ребята этот хитрый суффикс не даёт действию переходить на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому предмету или человеку, который это действие выполняет.

Работа с учебником С.102, упр.210

- Прочитайте.

- Сравните пары глаголов. В чём сходство и различие?

- На какой вопрос отвечают глаголы первого столбика? (что делать?)

- На какой вопрос отвечают глаголы второго столбика? (что сделать?)

- В какой форме стоят глаголы? (в неопределённой форме)

- С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы?

- Суффиксы СЯ и Сь придают глаголу особое значение. Они образуют возвратную форму глагола.

- На кого направлено действие обозначенное глаголом одевать? (одевать кого - то)

- На кого направлено действие обозначенное глаголом одеваться (одевать себя). Действие как бы «возвращается, т.е. направлено на того, кто его совершает:

Умывать – умываюсь (умываю себя)

ВЫВОД:

- Попробуйте сформулировать правило, какие глаголы называются возвратными.

- Проверим верно ли наше предположение. Стр. 102 Правило

- Так что же указывает на возвратность глагола? (суффиксы – СЯ, - СЬ)

Глаголы с – СЯ обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет. (Схема: СЯ)

4.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Заболотского.

На доске :

Не позволяй душе лени[ца]!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана труди[ца]

И день и ночь, и день и ночь!

(Работа с толковыми с фразеологическим словарём )

- Как понимаете смысл этих строчек?

- Значение каких слов хотели бы уточнить? (Ступа, толочь)

- Кто попробует ответить?

- Где мы можем узнать, что обозначает слово? (В толковом словаре, в интернете от одноклассников, учителя, родителей.)

- Посмотрим в словаре. ( Если толочь воду (лениться), то ничего не будет.)

-Теперь попробуйте объяснить смысл строчек.

-Что будет, если толочь воду?

- Прочитайте строчки ещё раз. Вместе


Самостоятельная работа :

- Возьмите карточку №1 с этими строчками.

-Какое задание нужно сделать?


Запишите пропущенные глаголы, обозначьте графически орфограммы, над глаголами укажите форму.

Не позволяй душе лени…

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана труди…

И день и ночь, и день и ночь!

(Н.А.Заболоцкий)


Проверка:

- Какие орфограммы вы выдели? (не с глаголом, предлог, правописание –тся, - ться)

- Всё получилось? Достаточно ли вам знаний о глаголе, что бы выполнить все задания?

-Какие вопросы у вас возникли?

-Что обозначают такие глаголы, на что указывают?

- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом – ся?

-Чтобы выполнить задание полностью и правильно,

нам надо ответить на вопрос.

На доске:

1.Как пишутся глаголы с -[ЦА] ?

-Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (В учебнике)

- Отложите пока карточки и откройте учебник на стр. 104 пользуясь правилом заполните таблицу когда нужно писать –тся? а когда – ться?


-ТЬСЯ

- ТСЯ

Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол неопределённой формы и в нём перед суффиксом –ся пишется мягкий знак.

Если глагол отвечает на вопрос

что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то глагол стоит в форме 3 – го лица и в нём перед суффиксом – ся мягкий знак не пишется.


- Сочетание – ТСЯ и – ТЬСЯ на конце глаголов , это опасное место. Орфограмма.

- Прочитайте об этом вывод на стр. 105

- Что узнали?

ВЫВОД:

Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол неопределённой формы и в нём перед суффиксом –ся пишется мягкий знак.

Если глагол отвечает на вопрос

что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то глагол стоит в форме 3 – го лица и в нём перед суффиксом – ся мягкий знак не пишется.

Физминутка:

- Я вижу вы немножко устали, давайте отдохнём. Слушаем внимательно слова физминутки, запоминаем, какие возвратные глаголы я назову.

Мы старались, мы трудились

И немножко утомились.

Сделать мы сейчас должны

Упражнение для спины.

(Руки на пояс, повороты вправо начинай. 1,2,3,4)



Мы работаем руками

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх

- Кто летит быстрее всех?



Чтобы ноги не болели

Раз присели, два присели.

Рядом с партою идём

Раз идём и два идём.

И садимся мы потом.

- Тихонечко сели, проверили свою осанку.

Правописаение глаголов

- Какие глаголы с возвратным значением вы услышали?

-Давайте проверим.

(Д: СТАРАЛИСЬ, ТРУДИЛИСЬ, УТОМИЛИСЬ, САДИМСЯ)

- Запишем данные глаголы в неопределённой форме, в форме наст. вр., 3 л., ед.ч.

Что делать? Он что делает?

Стараться старается

Трудиться трудится

Утомиться учится

Садиться садится

(ученик у доски)

- Сравните глаголы в 1 и во 2 столбиках.





- В первом столбике к чему присоединился суффикс – ся? (К неопределённой форме глагола).

- Как догадались? (По вопросу что делать? И суффиксу – ть).

- Во 2 столбике к чему присоединился суффикс – ся? ( К глаголам в форме настоящего времени, 3 лица, единственного лица).

- Чем является в слове – ет? (Окончанием).

- Чем различаются в написании эти 2 столбика?

- Попробуйте сделать вывод, почему Ь то пишется, то не пишется.

ВЫВОД:

- Какое открытие сделали?

- От чего же зависит написание – ТСЯ с мягким знаком и без мягкого знака.

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с – тся и –ться? ( Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).

- А кто попробует объяснить другим способом? (Задать вопрос если в вопросе есть мягкий знак значит – ТЬСЯ с Ь, и если в вопросе Ь нет то пишем -ТСЯ)

5. Первичное закрепление.

- Кто считает, что уже понял, как грамотно написать глагол с - ТСЯ?

ПАМЯТКА

  1. Задать вопрос.

  2. Поставить глагол в неопределённую форму

  3. Определить спряжение.

  4. Поставить глагол в форму 3 лица, ед.числа.

Игра «Письмо под диктовку»


1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ

+



+

+


+


- ТСЯ


+

+



+


+

  1. запираться на засов

  2. расстилается туман

  3. собирается в школу

  4. надо заботиться о здоровье

  5. хочет учиться

  6. девочка учится

  7. любит трудиться

  8. слышится голосок

ИТОГ

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Какую проблему мы сформулировали?

- Что мы узнали о глаголе? Какое открытие сделали?

- Как образуется возвратная форма глагола?

- С какой орфограммой познакомились?

- Какие 2 способа проверки запомнили?

- Где могут пригодиться эти знания?

- Ребята, а ведь это открытие, это символ того, что испытав маленькую удачу, нас ждёт большой, большой успех в будущем.

- Ребята, скажите, всё ли мы узнали о глаголе? Мы заполнили всю карту по глаголу? (нет) На следующих уроках мы продолжим совершать открытия по стране «Глагол».

- Вам понравился урок? Вам было комфортно на уроке?

- Я предлагаю оценить себя, свою деятельность на уроке.

(лист самооценки)

- Возьмите свои листы самооценки, оцените свою деятельность на уроке.

- Кроме этого вы ещё работали в группах. Возьмите необходимые сигнальные карточки, оцените свою работу в группе.

- Кто был открывателем на уроке, хорошо знал все орфограммы, правила?

(Я ОТКРЫВАТЕЛЬ)

- Кто умело доказывал, спорил? (Я УМЕЛО ДОКАЗЫВАЛ)

- Кто был помощником, помогал своим капитанам?

(Я БЫЛ ПОМОЩНИКОМ)































Физминутка:

Мы старались, мы трудились

И немножко утомились.

Сделать мы сейчас должны

Упражнение для спины.

(Руки на пояс, повороты вправо начинай. 1,2,3,4)



Мы работаем руками

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх

- Кто летит быстрее всех?



Чтобы ноги не болели

Раз присели, два присели.

Рядом с партою идём

Раз идём и два идём.

И садимся мы потом.



















Карточка №


1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ









- ТСЯ









Карточка №


1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ









- ТСЯ









Карточка №


1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ









- ТСЯ









Карточка №


1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ









- ТСЯ









Карточка №


1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ









- ТСЯ









Карточка №


1

2

3

4

5

6

7

8

- ТЬСЯ









- ТСЯ












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!