Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.
Правописание – ТСЯ и -ТЬСЯ в возвратных глаголах.»
Тип урока: Изучение новых знаний и первичное закрепление.
Цель:
-познакомить с возвратной формой глагола;
-создать условия для формирования умения различать и грамотно писать глаголы с –ТСЯ и -ТЬСЯ;
- выработать умение применять знания в схожей ситуации и самостоятельно.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество;
- воспитывать духовно-нравственные качества.
Технологии:
-проблемного диалога
-оценивание учебных успехов
Оборудование:
-словари (орфографический, толковый, морфемный)
-карточки с разноуровневыми заданиями
-памятки с алгоритмом
-карточки с планом
1.Организационный
(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений: самоорганизация и организация своего рабочего места).
Придумано кем – то и просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
И доброе утро длиться до вечера.
- Ребята, поприветствуем наших гостей. Улыбнитесь, подарите красоту своих сердец. Садитесь.
- У каждого из вас есть сигнальные карточки. Покажите своё настроение на начало урока и в конце урока мы посмотрим с каким результатом мы провели урок.
- Я рада, что у нас отличное настроение! Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
- А урок я предлагаю начать с пословицы. Прочитайте её.
«С малой удачи начинается успех».
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Перед вами лесенка знаний. Посмотрите на неё и мысленно определите своё положение на ней. Я думаю, что за сегодняшний урок мы с вами, поднимемся хотя бы на одну ступеньку этой лестницы и наша маленькая удача, приведёт к большому успеху. Готовы работать. Я думаю, что у нас с вами всё получится.
2. Актуализация имеющихся и необходимых знаний.
- Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи идёт речь.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол!
1.(Работа в группах «Блиц – опрос», индивидуальное задание 2 ученика выполняют тест)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?
-Пользуясь «Картой Глагола» задайте друг другу вопросы по теме «Глагол».
1.Что такое глагол?
Ответ: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает
действие предметов и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?
2.На какие на вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Ответ: Что делать? Что сделать?
3.Что вы можете рассказать о прошедшем времени глагола?
Ответ: Глагол в прошедшем времени отвечает на вопрос Что делал? Что сделал? И обозначает действие, которое происходило ранее. Имеет суффикс Л.
Глаголы в пр.вр. изменяются по числам и родам.
4.Что такое спряжение?
Ответ: Это изменение глаголов по числам и лицам
5.Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
Ответ: В личных окончаниях гласная Е, во мн.ч. 3 лице – УТ, -ЮТ.
6.Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
Ответ: Поставить глагол в н.ф. и посмотреть на глагольный суффикс:
Если И, то это 2 спряжение, а если другие, то 1 спряжение.
Выяснить, не является ли глаголом- исключением.
7. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Ответ: Глагол в предложении бывает сказуемым.
8. Как изменяются глаголы?
Ответ: а) по временам,
б) в наст. и буд. времени по лицам и числам,
а в прош. времени по родам и числам.
9. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Ответ: В личных окончаниях гласная И, во мн.ч. 3 лице – АТ, -ЯТ
10. Как пишется частица не с глаголами?
Ответ: Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
- А зачем нам нужно знать эти правила?
(Чтобы грамотно писать, грамотно употреблять глаголы в речи в зависимости от жизненной ситуации).
2. Чистописание.
Наблюдение и постановка проблемы.
- О чём говорит эта запись?
-ишь – ешь (окончания глаголов 1 и 2 спряжения)
-ся – сь ( ?)
- Почему не можете объяснить правописание последней записи?
- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? -сь? У каких глаголов нужно писать данные буквосочетания.)
- Глаголы с частичкой – тся в русском языке называют возвратными. А вы ребята знаете почему?
- Попробуйте сформулировать тему урока: Возвратная форма глагола.
- Сформулируйте задачи урока:
1. Узнать какие глаголы называются возвратными .
2. Выяснить, когда в глаголе нужно писать – ТЬСЯ, а когда – ТСЯ.
- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока: «С малой удачи начинается успех».
- Найдите глагол (начинается ).
- Дайте характеристику этому глаголу.
- (Что делает?) начинается глагол н.времени
- Подберите транскрипцию для данного глагола.
(Работа в группах)
[начинается]
[наченаеца]
[начинайэца]
[наченайэца]
- Какой секрет вы обнаружили? (пишется ТСЯ, слышется ЦА)
Разбор слова НАЧИНАЕТСЯ по составу (Словообразовательный словарь )
- Что необычного вы обнаружили?
- Что такое - СЯ? (Это суффикс)
- К глаголу присоединился суффикс СЯ.
- Чем интересен этот суффикс? В какой части слова стоит суффикс СЯ?
- Суффикс - СЯ стоит после окончания и входят в основу.
- А ещё ребята этот хитрый суффикс не даёт действию переходить на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому предмету или человеку, который это действие выполняет.
Работа с учебником С.102, упр.210
- Прочитайте.
- Сравните пары глаголов. В чём сходство и различие?
- На какой вопрос отвечают глаголы первого столбика? (что делать?)
- На какой вопрос отвечают глаголы второго столбика? (что сделать?)
- В какой форме стоят глаголы? (в неопределённой форме)
- С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы?
- Суффиксы СЯ и Сь придают глаголу особое значение. Они образуют возвратную форму глагола.
- На кого направлено действие обозначенное глаголом одевать? (одевать кого - то)
- На кого направлено действие обозначенное глаголом одеваться (одевать себя). Действие как бы «возвращается, т.е. направлено на того, кто его совершает:
Умывать – умываюсь (умываю себя)
ВЫВОД:
- Попробуйте сформулировать правило, какие глаголы называются возвратными.
- Проверим верно ли наше предположение. Стр. 102 Правило
- Так что же указывает на возвратность глагола? (суффиксы – СЯ, - СЬ)
Глаголы с – СЯ обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет. (Схема: СЯ)
4.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Заболотского.
На доске :
Не позволяй душе лени[ца]!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана труди[ца]
И день и ночь, и день и ночь!
(Работа с толковыми с фразеологическим словарём )
- Как понимаете смысл этих строчек?
- Значение каких слов хотели бы уточнить? (Ступа, толочь)
- Кто попробует ответить?
- Где мы можем узнать, что обозначает слово? (В толковом словаре, в интернете от одноклассников, учителя, родителей.)
- Посмотрим в словаре. ( Если толочь воду (лениться), то ничего не будет.)
-Теперь попробуйте объяснить смысл строчек.
-Что будет, если толочь воду?
- Прочитайте строчки ещё раз. Вместе
Самостоятельная работа :
- Возьмите карточку №1 с этими строчками.
-Какое задание нужно сделать?
Запишите пропущенные глаголы, обозначьте графически орфограммы, над глаголами укажите форму. Не позволяй душе лени… Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана труди… И день и ночь, и день и ночь! (Н.А.Заболоцкий) |
Проверка:
- Какие орфограммы вы выдели? (не с глаголом, предлог, правописание –тся, - ться)
- Всё получилось? Достаточно ли вам знаний о глаголе, что бы выполнить все задания?
-Какие вопросы у вас возникли?
-Что обозначают такие глаголы, на что указывают?
- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом – ся?
-Чтобы выполнить задание полностью и правильно,
нам надо ответить на вопрос.
На доске:
1.Как пишутся глаголы с -[ЦА] ?
-Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (В учебнике)
- Отложите пока карточки и откройте учебник на стр. 104 пользуясь правилом заполните таблицу когда нужно писать –тся? а когда – ться?
-ТЬСЯ | - ТСЯ |
Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол неопределённой формы и в нём перед суффиксом –ся пишется мягкий знак. | Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то глагол стоит в форме 3 – го лица и в нём перед суффиксом – ся мягкий знак не пишется. |
- Сочетание – ТСЯ и – ТЬСЯ на конце глаголов , это опасное место. Орфограмма.
- Прочитайте об этом вывод на стр. 105
- Что узнали?
ВЫВОД:
Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол неопределённой формы и в нём перед суффиксом –ся пишется мягкий знак.
Если глагол отвечает на вопрос
что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то глагол стоит в форме 3 – го лица и в нём перед суффиксом – ся мягкий знак не пишется.
Физминутка:
- Я вижу вы немножко устали, давайте отдохнём. Слушаем внимательно слова физминутки, запоминаем, какие возвратные глаголы я назову.
Мы старались, мы трудились
И немножко утомились.
Сделать мы сейчас должны
Упражнение для спины.
(Руки на пояс, повороты вправо начинай. 1,2,3,4)
Мы работаем руками
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх
- Кто летит быстрее всех?
Чтобы ноги не болели
Раз присели, два присели.
Рядом с партою идём
Раз идём и два идём.
И садимся мы потом.
- Тихонечко сели, проверили свою осанку.
Правописаение глаголов
- Какие глаголы с возвратным значением вы услышали?
-Давайте проверим.
(Д: СТАРАЛИСЬ, ТРУДИЛИСЬ, УТОМИЛИСЬ, САДИМСЯ)
- Запишем данные глаголы в неопределённой форме, в форме наст. вр., 3 л., ед.ч.
Что делать? Он что делает?
Стараться старается
Трудиться трудится
Утомиться учится
Садиться садится
(ученик у доски)
- Сравните глаголы в 1 и во 2 столбиках.
- В первом столбике к чему присоединился суффикс – ся? (К неопределённой форме глагола).
- Как догадались? (По вопросу что делать? И суффиксу – ть).
- Во 2 столбике к чему присоединился суффикс – ся? ( К глаголам в форме настоящего времени, 3 лица, единственного лица).
- Чем является в слове – ет? (Окончанием).
- Чем различаются в написании эти 2 столбика?
- Попробуйте сделать вывод, почему Ь то пишется, то не пишется.
ВЫВОД:
- Какое открытие сделали?
- От чего же зависит написание – ТСЯ с мягким знаком и без мягкого знака.
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с – тся и –ться? ( Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).
- А кто попробует объяснить другим способом? (Задать вопрос если в вопросе есть мягкий знак значит – ТЬСЯ с Ь, и если в вопросе Ь нет то пишем -ТСЯ)
5. Первичное закрепление.
- Кто считает, что уже понял, как грамотно написать глагол с - ТСЯ?
ПАМЯТКА
Задать вопрос.
Поставить глагол в неопределённую форму
Определить спряжение.
Поставить глагол в форму 3 лица, ед.числа.
Игра «Письмо под диктовку»
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- ТЬСЯ | + | | | + | + | | + | |
- ТСЯ | | + | + | | | + | | + |
запираться на засов
расстилается туман
собирается в школу
надо заботиться о здоровье
хочет учиться
девочка учится
любит трудиться
слышится голосок
ИТОГ
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какую проблему мы сформулировали?
- Что мы узнали о глаголе? Какое открытие сделали?
- Как образуется возвратная форма глагола?
- С какой орфограммой познакомились?
- Какие 2 способа проверки запомнили?
- Где могут пригодиться эти знания?
- Ребята, а ведь это открытие, это символ того, что испытав маленькую удачу, нас ждёт большой, большой успех в будущем.
- Ребята, скажите, всё ли мы узнали о глаголе? Мы заполнили всю карту по глаголу? (нет) На следующих уроках мы продолжим совершать открытия по стране «Глагол».
- Вам понравился урок? Вам было комфортно на уроке?
- Я предлагаю оценить себя, свою деятельность на уроке.
(лист самооценки)
- Возьмите свои листы самооценки, оцените свою деятельность на уроке.
- Кроме этого вы ещё работали в группах. Возьмите необходимые сигнальные карточки, оцените свою работу в группе.
- Кто был открывателем на уроке, хорошо знал все орфограммы, правила?
(Я ОТКРЫВАТЕЛЬ)
- Кто умело доказывал, спорил? (Я УМЕЛО ДОКАЗЫВАЛ)
- Кто был помощником, помогал своим капитанам?
(Я БЫЛ ПОМОЩНИКОМ)
Физминутка:
Мы старались, мы трудились
И немножко утомились.
Сделать мы сейчас должны
Упражнение для спины.
(Руки на пояс, повороты вправо начинай. 1,2,3,4)
Мы работаем руками
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх
- Кто летит быстрее всех?
Чтобы ноги не болели
Раз присели, два присели.
Рядом с партою идём
Раз идём и два идём.
И садимся мы потом.
Карточка №
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- ТЬСЯ | | | | | | | | |
- ТСЯ | | | | | | | | |
Карточка №
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- ТЬСЯ | | | | | | | | |
- ТСЯ | | | | | | | | |
Карточка №
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- ТЬСЯ | | | | | | | | |
- ТСЯ | | | | | | | | |
Карточка №
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- ТЬСЯ | | | | | | | | |
- ТСЯ | | | | | | | | |
Карточка №
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- ТЬСЯ | | | | | | | | |
- ТСЯ | | | | | | | | |
Карточка №
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- ТЬСЯ | | | | | | | | |
- ТСЯ | | | | | | | | |