Методические материалы к уроку русского языка по теме
«Однородные члены предложения»
Тимачева Оксана Аркадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа №30»
Россия,
Московская обл., г. Балашиха
E-mail: [email protected]
Представлена методическая разработка урока русского языка по теме «Однородные члены предложения». Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих в третьем классе по УМК «Школа 2100», но может быть использован при работе по любому учебно-методическому комплексу. Урок построен в соответствии со структурой урока открытия нового знания в аспекте системно-деятельностного подхода.
Пояснительная записка.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он
охотно пойдет за своим наставником искать эти самые
знания и овладевать ими».
Шалва Амонашвили
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат. На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения.
Актуальность методических материалов в том, что в современной школе всё больше возрастает роль самостоятельной работы учащихся, самостоятельного открытия новых знаний.
Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Она позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое.
Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Целью данного урока является знакомство с однородными членами предложения. В материале описаны методы и приёмы обучения, применяемые в данном уроке для достижения поставленных задач, формы работы, планируемые результаты.
К конспекту урока прилагаются карточки для учащихся и презентация, использованная для сопровождения разработанного урока.
Тема урока: Однородные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель:
- создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Задачи урока:
- вывести понятие однородные члены предложения;
- способствовать формированию умения распознавать предложения с однородными членами;
- способствовать развитию умения выделять грамматическую основу предложения с однородными членами;
- способствовать развитию умения отличать простые предложения от предложений с однородными членами;
- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- способствовать пробуждению познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.
Предметные: повторить имеющиеся сведения о предложении;
научить определять предложения с однородными членами, находить в
предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, одно-
родные второстепенные члены);
познакомить с тем, как связаны (объединены) однородные члены в
предложении (перечислительной интонацией);
развивать речь, орфографическую зоркость;
воспитывать положительные качества личности.
понимание термина «однородные члены предложения». Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами . безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графические знаки для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами предложения.
Метапредметные: Точное выражение собственного мнения и позиции. Принятие и сохранность учебной задачи, находить в учебниках ответ на заданный вопрос, осуществляет синтез как составление целого из частей.
Методы обучения:: деятельностный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, памятки.
Средства обучения для учащихся: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык», 3 класс, карточки.
Ход урока:
(Фрагмент урока русского языка по теме «Однородные члены предложения».
3 класс. Школа 2100).
1. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока русского языка.
(На доске записаны и закрыты полосками бумаги слова темы: Однородные члены предложения. Снимаю первую полоску (предложение).
Учитель: Что вы знаете о предложении?
Ответы учащихся:
- Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
- По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
- По интонации - восклицательные, невосклицательные.
- Предложения бывают распространенные и нераспространенные.
(Снимаю вторую полоску (члены).
Учитель: Что вы знаете о членах предложения?
Ответы учащихся:
- Члены предложения могут быть главными и второстепенными.
- Главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое.
- Второстепенными членами называют все остальные слова в предложении.
2. Постановка проблемы.
Учитель: На полоске №3 – знак «?»
- Какие есть члены предположения? Мы что-то новое узнаем о членах предложения. Готовы к новому открытию? Тогда за работу!
- Послушайте строки из стихотворения А.С. Пушкина и догадайтесь, о каком времени года говорит поэт.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Ответы учащихся:
В этом стихотворении А.С. Пушкин говорит о весне.
Учитель: По каким признакам вы догадались, что поэт говорит о весне?
Ответы учащихся:
(Дети перечисляют признаки весны)
Учитель: Наш знакомый, Афанасий, который путешествует вместе с нами по страницам учебника, тоже вспомнил признаки весны и в записанных предложениях подчеркнул главные члены. Посмотрите, правильно ли он выполнил задание. (Слайд 1)
Весной ярко светит солнце.
На деревьях появляются почки.
В лесу просыпаются ежи, бобры, медведи.
Ответы учащихся:
Ребята высказывают свои мнения по двум первым предложениям.
Учитель: А с третьим предложением поработайте самостоятельно. Запишите его в тетрадь и выделите грамматическую основу.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Я увидела разные варианты выделения грамматической основы. (Слайд 2)
- Какой вопрос у вас возникает? (Слайд 3)
Ответ учащихся:
Может ли быть в предложении несколько подлежащих?
3. Поиск решения проблемы.
Учитель: Давайте разбираться. Что вы знаете о подлежащем?
Ответ учащихся:
Подлежащее – это главный член предложения, который называет о ком или о чем говорится в предложении.
Учитель: О ком говорится в этом предложении?
Ответы учащихся:
В этом предложении говорится о ежах, бобрах и медведях.
Учитель: Что и них говорится?
Ответы учащихся:
Они просыпаются.
Учитель: Сколько в этом предложении подлежащих?
Ответы учащихся: В этом предложении три подлежащих.
Учитель: На какой вопрос они отвечают?
Ответы учащихся:
Они отвечают на один и тот же вопрос КТО?
Учитель: К какому слову относятся?
Ответы учащихся:
К одному и тому же слову «просыпаются».
Учитель: Как бы вы назвали члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?
Ответы учащихся:
(Дети предлагают свои версии)
Учитель: В русском языке у них есть название – однородные члены предложения.
(Открываю третье слово в теме урока)
Учитель: Как вы понимаете ОДНОРОДНЫЕ?
Ответы учащихся:
Гипотезы детей.
Учитель: Давайте прочитаем в толковом словаре, что означает это слово. Стр. 193 учебника.
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Ответы учащихся: Однородные члены предложения.
Учитель: Поставим перед собой учебные задачи. Чему будем учиться на уроке?
Ответы учащихся:
Мы будем учиться находить однородные члены предложения.
Учитель: Вернёмся к нашему предложению. Какие члены предложения являются однородными?
Ответы учащихся:
В этом предложении есть однородные подлежащие.
(Табличка на доске)
Учитель: Как вы думаете, а только ли подлежащие могут быть однородными?
Можете привести примеры предложений, где однородными были бы сказуемые?
( или наблюдение: упр. 424, стр. 159 (выполняем в учебнике)
Ответы учащихся:
В этом предложении есть однородные сказуемые.
Учитель: Чтобы безошибочно находить однородные члены предложения, нужно знать их признаки. (Слайд 4). Эти признаки вы сейчас постараетесь сформулировать. Предлагаю провести небольшое исследование. Работая в парах, ответьте на поставленные вопросы у вас на карточках и сделайте вывод, какие же члены предложения называются однородными? Помните про наш девиз: «Знаю сам, помогу товарищу». Затем соберитесь в штабе своей группы и сравните выводы.
Работа в парах, а затем работа в группах.
Приложение1. Карточка для работы в паре.
Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами. Бабочки порхали и кружились над душистыми цветами. 1) На какие вопросы отвечают выделенные слова? Это один и тот же вопрос или разные? 2) К какому члену предложения относятся выделенные слова? Это один и тот же член предложения или разные? 3) Каким членом предложения являются выделенные слова? Это один и тот же член предложения или разные? |
Приложение 2. Карточка для работы в группе.
- Мы работали с предложением… - В этом предложении есть однородные … - Мы пришли к выводу… Вывод. Однородными называются члены предложения, которые 1) отвечают __________________________________________________ 2) относятся __________________________________________________ 3) являются __________________________________________________ Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами. Бабочки порхали и кружились над душистыми цветами.
|
Учитель: Какие же выводы вы сделали?
Ответы учащихся:
Защита работ:
Учитель: Подведём итог нашей работы. Какие же члены предложения называются однородными?
Однородными называются члены предложения, которые
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения;
3) являются одним и тем же членом предложения;
- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? (вернитесь на с. 159)
4) произносятся с интонацией перечисления.
Учитель: Сравните свои выводы с выводом в учебнике, с. 159. Прочтите правило.
- Каким оказался ваш вывод? (Наш вывод оказался верным)
- Молодцы! Вы открыли сегодня новое знание. Оцените каждый свою работу на уроке по шкале успешности.