СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме "Однородные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Представлена методическая разработка урока русского языка по теме «Однородные члены предложения». Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих в третьем классе по УМК «Школа 2100», но может быть использован  при работе по любому учебно-методическому комплексу. Урок построен в соответствии со структурой урока открытия нового знания в аспекте системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме "Однородные члены предложения"»


Методические материалы к уроку русского языка по теме

«Однородные члены предложения»


Тимачева Оксана Аркадьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа №30»

Россия,

Московская обл., г. Балашиха

E-mail: [email protected]

Представлена методическая разработка урока русского языка по теме «Однородные члены предложения». Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих в третьем классе по УМК «Школа 2100», но может быть использован при работе по любому учебно-методическому комплексу. Урок построен в соответствии со структурой урока открытия нового знания в аспекте системно-деятельностного подхода.

Пояснительная записка.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он

охотно пойдет за своим наставником искать эти самые

знания и овладевать ими».

Шалва Амонашвили


Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат. На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения.

Актуальность методических материалов в том, что в современной школе всё больше возрастает роль самостоятельной работы учащихся, самостоятельного открытия новых знаний.

Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Она позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое.

Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Целью данного урока является знакомство с однородными членами предложения. В материале описаны методы и приёмы обучения, применяемые в данном уроке для достижения поставленных задач, формы работы, планируемые результаты.

К конспекту урока прилагаются карточки для учащихся и презентация, использованная для сопровождения разработанного урока.

Тема урока: Однородные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель:

- создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Задачи урока:

- вывести понятие однородные члены предложения;

- способствовать формированию умения распознавать предложения с однородными членами;

- способствовать развитию умения выделять грамматическую основу предложения с однородными членами;

- способствовать развитию умения отличать простые предложения от предложений с однородными членами;

- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;

- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- способствовать пробуждению познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.

Предметные: повторить имеющиеся сведения о предложении;

научить определять предложения с однородными членами, находить в

предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, одно-

родные второстепенные члены);

познакомить с тем, как связаны (объединены) однородные члены в

предложении (перечислительной интонацией);

развивать речь, орфографическую зоркость;

воспитывать положительные качества личности.

понимание термина «однородные члены предложения». Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами . безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графические знаки для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами предложения.

Метапредметные: Точное выражение собственного мнения и позиции. Принятие и сохранность учебной задачи, находить в учебниках ответ на заданный вопрос, осуществляет синтез как составление целого из частей.

Методы обучения:: деятельностный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, памятки.

Средства обучения для учащихся: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык», 3 класс, карточки.


Ход урока:

(Фрагмент урока русского языка по теме «Однородные члены предложения».

3 класс. Школа 2100).



1. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока русского языка.

(На доске записаны и закрыты полосками бумаги слова темы: Однородные члены предложения. Снимаю первую полоску (предложение).

Учитель: Что вы знаете о предложении?

Ответы учащихся:

- Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

- По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

- По интонации - восклицательные, невосклицательные.

- Предложения бывают распространенные и нераспространенные.

(Снимаю вторую полоску (члены).

Учитель: Что вы знаете о членах предложения?

Ответы учащихся:

- Члены предложения могут быть главными и второстепенными.

- Главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое.

- Второстепенными членами называют все остальные слова в предложении.

2. Постановка проблемы.

Учитель: На полоске №3 – знак «?»

- Какие есть члены предположения? Мы что-то новое узнаем о членах предложения. Готовы к новому открытию? Тогда за работу!

- Послушайте строки из стихотворения А.С. Пушкина и догадайтесь, о каком времени года говорит поэт.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.

Ответы учащихся:

В этом стихотворении А.С. Пушкин говорит о весне.

Учитель: По каким признакам вы догадались, что поэт говорит о весне?

Ответы учащихся:

(Дети перечисляют признаки весны)

Учитель: Наш знакомый, Афанасий, который путешествует вместе с нами по страницам учебника, тоже вспомнил признаки весны и в записанных предложениях подчеркнул главные члены. Посмотрите, правильно ли он выполнил задание. (Слайд 1)

Весной ярко светит солнце.

На деревьях появляются почки.

В лесу просыпаются ежи, бобры, медведи.

Ответы учащихся:

Ребята высказывают свои мнения по двум первым предложениям.

Учитель: А с третьим предложением поработайте самостоятельно. Запишите его в тетрадь и выделите грамматическую основу.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Я увидела разные варианты выделения грамматической основы. (Слайд 2)

- Какой вопрос у вас возникает? (Слайд 3)

Ответ учащихся:

Может ли быть в предложении несколько подлежащих?

3. Поиск решения проблемы.

Учитель: Давайте разбираться. Что вы знаете о подлежащем?

Ответ учащихся:

Подлежащее – это главный член предложения, который называет о ком или о чем говорится в предложении.

Учитель: О ком говорится в этом предложении?

Ответы учащихся:

В этом предложении говорится о ежах, бобрах и медведях.

Учитель: Что и них говорится?

Ответы учащихся:

Они просыпаются.

Учитель: Сколько в этом предложении подлежащих?

Ответы учащихся: В этом предложении три подлежащих.

Учитель: На какой вопрос они отвечают?

Ответы учащихся:

Они отвечают на один и тот же вопрос КТО?

Учитель: К какому слову относятся?

Ответы учащихся:

К одному и тому же слову «просыпаются».

Учитель: Как бы вы назвали члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?

Ответы учащихся:

(Дети предлагают свои версии)

Учитель: В русском языке у них есть название – однородные члены предложения.

(Открываю третье слово в теме урока)

Учитель: Как вы понимаете ОДНОРОДНЫЕ?

Ответы учащихся:

Гипотезы детей.

Учитель: Давайте прочитаем в толковом словаре, что означает это слово. Стр. 193 учебника.

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Ответы учащихся: Однородные члены предложения.

Учитель: Поставим перед собой учебные задачи. Чему будем учиться на уроке?

Ответы учащихся:

Мы будем учиться находить однородные члены предложения.

Учитель: Вернёмся к нашему предложению. Какие члены предложения являются однородными?

Ответы учащихся:

В этом предложении есть однородные подлежащие.

(Табличка на доске)

Учитель: Как вы думаете, а только ли подлежащие могут быть однородными?

Можете привести примеры предложений, где однородными были бы сказуемые?

( или наблюдение: упр. 424, стр. 159 (выполняем в учебнике)

Ответы учащихся:

В этом предложении есть однородные сказуемые.

Учитель: Чтобы безошибочно находить однородные члены предложения, нужно знать их признаки.  (Слайд 4). Эти признаки вы сейчас постараетесь сформулировать. Предлагаю провести небольшое исследование. Работая в парах, ответьте на поставленные вопросы у вас на карточках и сделайте вывод, какие же члены предложения называются однородными? Помните про наш девиз: «Знаю сам, помогу товарищу». Затем соберитесь в штабе своей группы и сравните выводы.

Работа в парах, а затем работа в группах.


Приложение1. Карточка для работы в паре.

Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами. 
Бабочки
порхали и кружились над душистыми цветами. 

1) На какие вопросы отвечают выделенные слова? Это один и тот же вопрос или разные?

2) К какому члену предложения относятся выделенные слова? Это один и тот же член предложения или разные?

3) Каким членом предложения являются выделенные слова? Это один и тот же член предложения или разные?



Приложение 2. Карточка для работы в группе.

- Мы работали с предложением…

- В этом предложении есть однородные …

- Мы пришли к выводу…

Вывод. 
Однородными называются члены предложения, которые 
1) отвечают __________________________________________________ 
2) относятся __________________________________________________ 
3) являются __________________________________________________ 

Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами. 
Бабочки
порхали и кружились над душистыми цветами. 



Учитель: Какие же выводы вы сделали? 

Ответы учащихся:

Защита работ:

Учитель: Подведём итог нашей работы. Какие же члены предложения называются однородными?

Однородными называются члены предложения, которые 
1) отвечают на один и тот же вопрос; 
2) относятся к одному и тому же члену предложения;
3) являются одним и тем же членом предложения; 
- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? (вернитесь на с. 159) 
4) произносятся с интонацией перечисления. 

Учитель: Сравните свои выводы с выводом в учебнике, с. 159. Прочтите правило.
- Каким оказался ваш вывод? (Наш вывод оказался верным) 

- Молодцы! Вы открыли сегодня новое знание. Оцените каждый свою работу на уроке по шкале успешности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!