№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность учащихся |
1. | Организационный этап. | Приветствие детей учителем. Проверка готовности к уроку. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. | Приветствие учителя. Проверка рабочего места. |
2. | Актуализация знаний. | Стадия «Вызов». Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал». 1. Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством автора, который вам уже известен. Попробуйте догадаться, кто это? Показывает: Портрет А.П. Чехова. (портрет) Зачитывает отрывок из рассказа Каштанка. Через минуту послышалось хрюканье... Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу. Отворилась дверь, в комнату поглядела какая-то старуха и, сказав что-то, впустила чёрную, очень некрасивую свинью. Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки, свинья подняла вверх свой пятачок и весело; захрюкала. По-видимому, ей было очень приятно видеть своего хозяина, кота и Ивана Иваныча. Когда она подошла к коту и слегка толкнула его под живот своим пятачком и потом о чём-то заговорила с гусем, в её движениях, в голосе и в дрожании хвостика чувствовалось много добродушия. Каштанка сразу поняла, что ворчать и лаять на таких субъектов - бесполезно. Правильно. Это Антон Павлович Чехов. | Называют фамилию, имя и отчество писателя. |
| | Акст Мария вам приготовила небольшое выступление об Антоне Павловиче Чехове. | Самостоятельная работа в парах: обсуждение. Выступление обучающейся с показом презентации. |
| | 3. Итак, подведём итоги вашей работы. Мы «Знаем»: (слайд) - писатель - жанры его произведений - темы его произведений - круг его читателей | Самостоятельная работа в парах: обсуждение. Это писатель. Он пишет рассказы и повести для детей и взрослых. Его произведения о людях, о животных, о природе. |
| | Вы уже догадались, чье произведение мы будем проходить. А что бы вы хотели узнать из этого урока | Формулируют цель урока: «Хотим узнать тему, жанр, особенности нового произведения, о ком или о чем это произведение». |
| | (слайд) Я предлагаю вам узнать, как называется это произведение, отгадав загадку: Какая ширь здесь и приволье, Куда ни глянь - полей раздолье, Южнее полосы лесов Лежит ковёр из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, синицам, Здесь суховеи любят петь, А зовётся это: (слайд) | Степь. |
3. | Первичное знакомство с произведением. | Стадия «Осмысление». Что такое степь? Вы сейчас поработаете в группах У вас на столах конверты. Прочитайте задания. Найдите ответы на поставленные вопросы. ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР Сформулируйте вывод: что такое степь? | У каждой группы свои задания: 1 - Прочитать статью в словаре. Вспомнить, какие растения и каких животных можно встретить в степи? 2 – Описание степи у других писателей. С чем сравнивается степь? 3 – Найти изображение степи среди других пейзажей. Подобрать эпитеты. Какая она? Устный связный ответ детей. |
| | Итак, мы получили полную картину степи | Ответы детей. |
| | Сейчас я прочитаю вам это произведение. Вам встретятся непонятные слова: Рогожа, потёмки, перекати –поле. Кто сможет объяснить значение этих слов? слайд Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите. | Объясняют. Рогожа – грубая ткань для пошива мешков. Потёмки – темнота, отсутствие света. ФОСФОРИЧЕСКАЯ - светящаяся бледным светом Явственно- явно очевидно Слушают. |
4. | Проверка восприятия. | Какие картины вы нарисовали? (Учитель фиксирует опорные слова на доске) О чём же это произведение? Почему же называется «Степь»? Какой вид жанра этого произведения Каким словом можно заменить слово «отрывок» | Ответы детей. Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота, дождь и т.д. О грозе. Действие происходит в степи. Это отрывок из повести. Это художественное произведение. фрагмент |
5. | Физминутка. | Физминутка «Гроза» (звуковой фрагмент). Попробуйте представить, что вы оказались в степи. Вы слышите приближение грозы. Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы. | Слушают звуковой фрагмент, выполняют движения. |
6. | Повторное чтение. | О ком рассказывается в новом произведении, которое мы прочитали? Что хотели бы вы узнать о нём? Не возникли ли у вас вопросы к нему? Где об этом можно узнать? Сейчас один человек поработает с книгами и найдёт ответ на этот вопрос. А второй человек поработает самостоятельно с текстом и найдёт ответ на вопрос: подумает какие чувства, испытывал Егорушка во время грозы? | О Егорушке. Мне интересно узнать: Кто он такой? Почему он оказался в степи? С кем? Куда направлялся? В самой повести; в предисловии к книге. Самостоятельное чтение детей. |
7. | Анализ произведения. | Художник пишет картину красками, а писатель …?. | При помощи слов, использует средства художественной выразительности. |
| | Найдите в тексте произведения слова, с помощью которых писатель рисует грозу. Рисуя грозу Чехов , как бы оживляет природу. -найдите в этой части слова – глаголы, которые помогают нам ярче представить, почувствовать приближение грозы. -Как можно озаглавить эту часть? - Найдите слова, которые помогают нам оценить силу ветра? - Давайте прочитаем слова (чтение про себя) Ветерок Ветер Вихрь Буря Ураган - Произнесите эти слова медленно и протяжно. - Что вы чувствуете в звучании этих слов? - Как можно озаглавить эту часть? («Ветер») Найдите в тексте и отметьте, где говорится , туче, громе как о живых существах) | Выборочное чтение. (« Приближение грозы») |
| | Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой прием- « оживления» Природы? | |
8. | Проверка индивидуальной работы. | Кто такой Егорушка? (Мальчик, который поехал из деревни в город поступать в гимназию) Какие чувства он испытывал? | Ответы детей, самостоятельно работающих с книгами и учебником. |
9. | Итог урока. | Стадия «Рефлексия». Итак, возвращаемся к нашей таблице «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Что же мы «Узнали» о новом произведении А.П. Чехова? Предлагаю вам провести самооценку по критериям: «5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно; «4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно; « » - не очень понравилась моя работа на уроке, поднимите руку те, кто за свою работу не поставил себе оценку; теперь те, кто поставил оценку «4»; теперь те, кто поставил оценку «5». | Узнали, что это – отрывок из повести. Это произведение о чувствах маленького мальчика. Что писатель словами, как художник красками, рисует картину грозы. Сами оценивают себя по критериям. |
10. | Домашнее задание. | Подготовить выразительное чтение произведения «Степь». Учебник, с. 134-136. Составить «синквейн» |