СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение "Каштанка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портрет А.П.Чехова.Что такое степь?Будет работа в группах

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение "Каштанка"»

п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

Приветствие детей учителем. Проверка готовности к уроку.


Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места.

2.

Актуализация знаний.

Стадия «Вызов».

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

1. Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством автора, который вам уже известен. Попробуйте догадаться, кто это? Показывает:

  1. Портрет А.П. Чехова. (портрет)

  2. Зачитывает отрывок из рассказа Каштанка.

Через минуту послышалось хрюканье... Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу. Отворилась дверь, в комнату поглядела какая-то старуха и, сказав что-то, впустила чёрную, очень некрасивую свинью. Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки, свинья подняла вверх свой пятачок и весело; захрюкала. По-видимому, ей было очень приятно видеть своего хозяина, кота и Ивана Иваныча. Когда она подошла к коту и слегка толкнула его под живот своим пятачком и потом о чём-то заговорила с гусем, в её движениях, в голосе и в дрожании хвостика чувствовалось много добродушия. Каштанка сразу поняла, что ворчать и лаять на таких субъектов - бесполезно.

Правильно. Это Антон Павлович Чехов.





Называют фамилию, имя и отчество писателя.







Акст Мария вам приготовила небольшое выступление об Антоне Павловиче Чехове.

Самостоятельная работа в парах: обсуждение.





Выступление обучающейся с показом презентации.



3. Итак, подведём итоги вашей работы. Мы «Знаем»: (слайд)

- писатель

- жанры его произведений

- темы его произведений

- круг его читателей

Самостоятельная работа в парах: обсуждение.


Это писатель.

Он пишет рассказы и повести для детей и взрослых. Его произведения о людях, о животных, о природе.







Вы уже догадались, чье произведение мы будем проходить. А что бы вы хотели узнать из этого урока





Формулируют цель урока:

«Хотим узнать тему, жанр, особенности нового произведения, о ком или о чем это произведение».



(слайд) Я предлагаю вам узнать, как называется это произведение, отгадав загадку:

Какая ширь здесь и приволье,
Куда ни глянь - полей раздолье,
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, синицам,
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это:

(слайд)










Степь.

3.

Первичное знакомство с произведением.

Стадия «Осмысление».

Что такое степь?

Вы сейчас поработаете в группах

У вас на столах конверты. Прочитайте задания. Найдите ответы на поставленные вопросы.


ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


Сформулируйте вывод: что такое степь?


У каждой группы свои задания:

1 - Прочитать статью в словаре. Вспомнить, какие растения и каких животных можно встретить в степи?

2 – Описание степи у других писателей. С чем сравнивается степь?

3 – Найти изображение степи среди других пейзажей. Подобрать эпитеты. Какая она?

Устный связный ответ детей.



Итак, мы получили полную картину степи

Ответы детей.



Сейчас я прочитаю вам это произведение. Вам встретятся непонятные слова:

Рогожа, потёмки, перекати –поле. Кто сможет объяснить значение этих слов? слайд


Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.

Объясняют.


Рогожа – грубая ткань для пошива мешков.

Потёмки – темнота, отсутствие света.

ФОСФОРИЧЕСКАЯ - светящаяся бледным светом

Явственно- явно очевидно





Слушают.

4.

Проверка восприятия.

Какие картины вы нарисовали?

(Учитель фиксирует опорные слова на доске)

О чём же это произведение?


Почему же называется «Степь»?


Какой вид жанра этого произведения


Каким словом можно заменить слово «отрывок»

Ответы детей.

Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота, дождь и т.д.

О грозе.


Действие происходит в степи.


Это отрывок из повести. Это художественное произведение.


фрагмент

5.

Физминутка.

Физминутка «Гроза» (звуковой фрагмент). Попробуйте представить, что вы оказались в степи. Вы слышите приближение грозы. Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы.

Слушают звуковой фрагмент, выполняют движения.

6.


Повторное чтение.


О ком рассказывается в новом произведении, которое мы прочитали?


Что хотели бы вы узнать о нём?


Не возникли ли у вас вопросы к нему?



Где об этом можно узнать?

Сейчас один человек поработает с книгами и найдёт ответ на этот вопрос.

А второй человек поработает самостоятельно с текстом и найдёт ответ на вопрос: подумает какие чувства, испытывал Егорушка во время грозы?




О Егорушке.



Мне интересно узнать:

Кто он такой? Почему он оказался в степи? С кем? Куда направлялся?


В самой повести; в предисловии к книге.


Самостоятельное чтение детей.




7.

Анализ произведения.


Художник пишет картину красками, а писатель …?.



При помощи слов, использует средства художественной выразительности.



Найдите в тексте произведения слова, с помощью которых писатель рисует грозу.


Рисуя грозу Чехов , как бы оживляет природу.

-найдите в этой части слова – глаголы,  которые помогают нам ярче представить,  почувствовать  приближение грозы.


-Как можно  озаглавить эту часть?


- Найдите слова, которые помогают нам оценить  силу ветра?

- Давайте прочитаем слова (чтение  про себя)

Ветерок

Ветер

Вихрь

Буря

Ураган

- Произнесите эти слова медленно и протяжно.

- Что  вы чувствуете в звучании этих слов?

 - Как можно озаглавить эту часть?  («Ветер»)

Найдите в тексте и отметьте, где говорится , туче, громе как о живых существах)

Выборочное чтение.











(« Приближение грозы»)




















Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой прием- « оживления» Природы?


8.

Проверка индивидуальной работы.

Кто такой Егорушка?

(Мальчик, который поехал из деревни в город поступать в гимназию)

Какие чувства он испытывал?

Ответы детей, самостоятельно работающих с книгами и учебником.

9.

Итог урока.

Стадия «Рефлексия».

Итак, возвращаемся к нашей таблице «Знаем. Хотим узнать. Узнали».

Что же мы «Узнали» о новом произведении А.П. Чехова?


Предлагаю вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« » - не очень понравилась моя работа на уроке,

поднимите руку те, кто за свою работу не поставил себе оценку;

теперь те, кто поставил оценку «4»;

теперь те, кто поставил оценку «5».




Узнали, что это – отрывок из повести.

Это произведение о чувствах маленького мальчика. Что писатель словами, как художник красками, рисует картину грозы.


Сами оценивают себя по критериям.

10.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение произведения «Степь».

Учебник, с. 134-136.

Составить «синквейн»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!