СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: Чехов А.П. «Каштанка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: Чехов А.П. «Каштанка»»



Урок литературного чтения по теме: Чехов А.П. «Каштанка» Развивающая цель урока: развивать умение составлять рассказ от имени персонажа, расширять словарный запас учащихся. Познавательная цель урока: учить анализировать текст рассказа, продолжить формирование умения грамотно и выразительно читать текст. Воспитательная цель урока: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.


Оборудование:

Презентация №1 “Жизнь и творчество А.П.Чехова», №2 «Собаки».

Выставка книг, посвящённых творчеству писателя;

Мультфильм «Каштанка»;

Карточки с пословицами, карточки с фразеологизмами.

Ход урока:

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим открытый урок литературного чтения. На уроке нам понадобятся учебники, карточки с пословицами и карандаши. Сообщение темы и целей урока. Начнём наш урок мы с загадки: На сене лежит, сама не ест и другим не дает.

Кто это? Правильно, это собака. Поднимите руки, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке, и наше занятие не оставит вас равнодушными. У Антона Павловича Чехова тоже было особое отношение к собакам. Потому что в доме писателя постоянно жили эти животные.


На свете множество собак, но мы сегодня на уроке поговорим лишь об одной – о героине рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Сегодня мы проведём краткий анализ всего текста, продолжим учиться грамотно и выразительно читать текст, узнаем лексическое значение новых для вас слов, познакомимся с пословицами, будем учиться быть добрее по отношению к животным, внимательнее друг к другу. (Показ отрывка из мультфильма).

– Знаком ли вам автор этого рассказа?

Беседа об А. П. Чехове и его произведениях. (Презентация №1).


1) Краткая биография писателя. (Выступают сильные ученики, которые подготовили доклад к уроку)


Выступают 2 ученика


А.П. Чехов родился в семье купца третьей гильдий Павла Егоровича — владельца бакалейной лавки. Одаренность Чехова не проявлялась во время учебы. В 1876г. отец семейства разорился и уехал в Москву. В Таганроге остались старшие его дети — Антон и Иван, вынужденные самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и даже помогать семье бедствующей в столице. В 1879г. окончив гимназию, Антон присоединился к семье и поступил на медицинский факультет Московского университета.


В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы и врачебной практики Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники.

Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904г.г. он жил на собственной даче в Ялте.


2) Рассматривание выставки книг А. П. Чехова.


Учитель.


Младшие школьники читают рассказы о детях: “детвора”, “Ванька”, “Мальчики”, “Беглец”, “Спать хочется”


Речевая разминка.

А чтобы на чтении хорошо поработать, разомнём речевой аппарат.

На доске: О-А-А.

Прочитайте, отчётливо произнося каждый звук. Прочитайте в медленном темпе, затем в быстром. Прочитайте с ударением на вторую гласную. Из какого словарного слова взяты эти гласные? Собака Прочитаем это слово с интонацией удивления, вопроса, радости, обращения. Образуйте однокоренные слова. На доске после ответов детей открывается запись: Собачка Собачонка Собачий Собачник Собаковод.


Какой корень в этих словах? Прочитайте, молча, следя за указкой. Прочитайте вслух целыми словами на одном дыхании. Словарная работа. А теперь давайте поработаем с устойчивыми сочетаниями слов со словом «собака». Что обозначает выражение «собак гонять»? Прочитайте. Объясните фразеологизм «вешать всех собак»? Что обозначает выражение «собаку съел на чём-то, в чём-либо»? А кто себя считает знатоком собачьих пород? Назовите известные вам породы. А какой породы была Каштанка? На доске после ответов учащихся открывается запись: Помесь таксы с дворнягой, мордой похожа на лисицу. ( Презентация №2). Ребята, а как вы объясните слова: В такую погоду хозяин собаку из дома не выпустит (не выгонит)? О какой погоде так говорят? Анализ произведения. Вспомните, какая погода была в тот вечер, когда потерялась Каштанка. Прочитайте со слов «Каштанка бегала…» Из-за чего Каштанка потерялась? Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте. Да, Каштанка потерялась из-за того, что не любила громкую музыку. На незнакомой улице ей было одиноко и страшно. Прочитайте, как об этом пишет автор. Что усиливало несчастье собаки? Правильно, голод и холод. Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа? На доске после ответов учеников открывается запись: Несчастная Одинокая Озябшая Голодная Но дальше начинается новая жизнь Каштанки. Вспомните, в чей дом она попала? Как к ней отнёсся незнакомец? Докажите текстом. Несмотря на то, что Каштанке было так сыто, тепло, уютно в новом доме, кого она вспомнила, засыпая на своём матрасике? Прочитайте. Как к Каштанке относились прежние хозяева? Какая собака может тосковать о своих хозяевах, которые не любили её? На доске открывается запись: Верная Преданная С кем познакомилась Каштанка в доме незнакомца? Что делали эти животные в квартире незнакомца? Давайте покажем, что умел делать гусь. Перечислите все движения. Объяснить смысл слов нам поможет Толковый словарь. Физминутка. Дети показывают движения гуся (реверанс, звонил в колокол, стрелял, дёргая за верёвку, прыгал через барьер и обруч, становился на дыбы, бегал по корде). Как животные изображали египетскую пирамиду? Прочитайте. Кто же по профессии был незнакомец? Где работают дрессировщики и клоуны? Сообщение о цирке. Звучит песня «Цирк. Цирк. Цирк». (Выступление ученика с докладом). Кто из вас был в цирке? Цирк – это всегда праздник. Цирк – одно из самых древних искусств. Это любимое зрелище всех народов сохранилось до сих пор. Каким бы ни был цирк в любой стране мира – передвижным, маленьким или стационарным (постоянным) – арена в нём всегда одной и той же величины. Диаметр её равен 13 метрам. Это установлено навсегда. И навсегда установлена и круглая форма арены. Почему? А всё из-за того, что когда-то большую часть программы занимали выступления наездников и дрессированных лошадей – а им-то как раз нужна была круглая площадка такого размера. Сейчас в цирке выступают ловкие акробаты и эквилибристы, дрессировщики и наездники, фокусники и воздушные гимнасты и, конечно же, создатели особого, радостного настроения – клоуны. Ведь цирк – это праздник! Продолжение анализа произведения. Какую новую кличку дал дрессировщик Каштанке? Сколько Тётка прожила в его доме? Давайте прочитаем, о чём по вечерам грустила собака? Кто ей виделся? Она уже забыла их имена, их облик, но помнила, что они ей симпатичны, помнила она и запах в столярной мастерской. Чему обучилась собака в доме дрессировщика? Какое качество не раз подчёркивал учитель? На доске после ответов учащихся открывается запись: Способная Талантливая Умная Животные способны не только учиться чему-либо, но и предчувствовать, предугадывать изменения погоды, природные катаклизмы, плохие события, происходящие в доме. Вспомните, чем были обеспокоены животные ночью? Кто был «этот чужой», которого не было видно, нельзя было укусить, так как он не имел формы? За кем пришла смерть? Из-за чего умер гусь? Гусь умер, и Каштанке пришлось заменить его на представлении. Последняя глава называется «Неудачный дебют». Объясните значение слова «дебют». Прочитайте, как в глазах Каштанки выглядел цирк. С чем собака сравнила купол цирка? Супник, супница – это специальная кастрюля, в которой подают суп к столу. Если её перевернуть, то по форме она будет напоминать купол цирка. Где собака могла видеть супник? Конечно, на столе хозяина. Какое чувство человека передалось животному? Где собака ещё раз испытала ужас? Как повела она себя, когда чемодан открылся? Как подействовал на собаку тот новый мир, в который она попала? Почему Тётка завыла? Выразительное чтение отрывка по ролям. Чем закончилось выступление Каштанки, мы прочитаем по ролям. Распределение ролей, определение тембра, темпа, интонации голоса автора, Федюшки, Луки Александрыча. Творческая работа. Какие чувства вызвал у вас конец этой истории? Хотелось бы вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как? А почему? Работа с пословицами (обсуждение). Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу? На доске: Собака помнит, кто её кормит. В гостях хорошо, а дома лучше. От учителя наука. У голодного хлеб на уме. Итог урока. Выставление оценок, задание на дом - нарисовать рисунок по прочитанному рассказу.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!