СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература Дона 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе: Примерной программы основного общего образования регионального компонента (литература Дона).  Литература Программно-методический материал 5-9 классов. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону, 

Просмотр содержимого документа
«Литература Дона 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чернецовская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю


Директор школы_____________ Дмитриев А.А.

Приказ от 28.08.2020 г. №30













Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок:«Литература Дона» направление: духовно-нравственное уровень общего образования 6 класс ( 10-11 лет) основное общее образование

количество часов: 35 часов учитель: Курносова Наталья Николаевна










Программа разработана на основе: Примерной программы основного общего образования регионального компонента (литература Дона). Литература Программно-методический материал 5-9 классов. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону,

Х.Чернецов


2020Г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНого КУРСа

Личностными результатами являются следующие умения:

• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

• проговаривать последовательность действий на уроке;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

• учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других;

• выразительно читать и пересказывать текст;

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

• подробно пересказывать текст;

• составлять устный рассказ по картинке;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

• анализировать художественное произведение;

• сравнивать произведения разных жанров и авторов;

• давать характеристику героев.


Ученик научится:

– осознанно воспринимать и понимать литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам в различных ситуациях речевого общения

– выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях в произведениях писателей Дона

– выбирать  произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать произведения, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.


Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивая произведения, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

  • сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


«Содержание учебного КУРСА»


Введение(1ч)

Художественный мир литературного произведения

Жанры художественной литературы.

Донской фольклор (4ч)

Донской фольклор. Казачьи песни. Виды народных песен и их популярность.

Предания, легенды, былички.

Сказки как вид народной прозы.

Урок – игра. Устное народное творчество на Дону.

Древнерусская литература ( 1 час)

Отражение истории Древней Руси в «Повесть об Азовском осадном сидении…»

Русские поэты о Доне ( 5 часов)

И.С.Никитин,Н.П.Огарёв . Русские поэты о Доне. Донской край в творчестве русских поэтов.

К.Д.Бальмонт. Тема донской степи в поэзии. «Ковыль». Родная земля в творчестве донских поэтов.

Е.А.Долматовский «Сенокос».

Великая Отечественная война в стихотворениях донских поэтов.

Проза донских писателей ( 22 часа)

М.А.Шолохов «Жеребенок»

А.А.Коркищенко Люди и животные в повести «Старая лошадь Зина». Сражение у ерика.История дружбы.

А.П.Чехов . Жизнь и судьба А.П.Чехова. Заочная (виртуальная) экскурсия по чеховским местам

А.П.Чехов «Ванька». Характеристика героя

И.Д.Василенко. Творческая биография. «Артёмка в цирке» . Сюжет и герои повести. Характеристика героев повести. Творческая работа. Рассказ о герое.

А.С.Серафимович «Маленький шахтер». Основные темы и характеристики образов рассказа «Маленький шахтер»

П.Н.Яковлев . «Первый ученик». Краткие сведения о писателе

Дм.И.Петров «Повесть о моей юности». Знакомство с героем.


Б.В. Изюмский. «Алые погоны». Краткие сведения о писателе. Герои романа

В.А. Закруткин «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа. Творческая работа по рассказу

А.И.Солженицын «Крохотки». Жизнь и творчество писателя.

В.А.Шанковал «Мачеха» Сюжет и герои рассказа. Представление о героях рассказа.

Урок-игра «По дорогам героев любимых произведений».

Литературное краеведение (1 час)

В.С. Моложавенко. Донские писатели-краеведы о пребывании поэта на Дону и жизненных истоках его произведений.



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, урок- концерт, урок-путешествие, урок -тестирование, урок - развитие речи, проведение самостоятельных работ.. Используются следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность, исследовательские работы, лекции.



«Тематическое планирование»


В программе курса литературы Дона 6 класса представлены следующие разделы:

Введение(1ч)

Донской фольклор (4ч)

Древнерусская литература ( 1 час)

Русские поэты о Доне ( 5 часов)

Проза донских писателей ( 22 часа)

Литературное краеведение (1 час)




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ покурсу « литературе Дона»

6 класс.



Тема

урока


Кол –во часов


Дата

1

2

3

9

1

Введение(1час)

Художественный мир литературного произведения

1


2

Донской фольклор (4 часа)

Донской фольклор. Казачьи песни. Виды народных песен и их популярность.




1


3

Предания, легенды, былички.

1


4

Сказки как вид народной прозы.

1


5

Урок – игра. Устное народное творчество на Дону.

1


6.

Древнерусская литература(1час)

Отражение истории Древней Руси в «Повесть об Азовском осадном сидении…»

1


7.

Русские поэты о Доне(5часов)

Донской край в творчестве русских поэтов.

1


8

Русские поэты о Доне.(И.С.Никитин,Н.П.Огарёв и др.)

1


9

Тема донской степи в поэзии. К.Д.Бальмонт «Ковыль», Е.А.Долматовский «Сенокос».

1


10

Родная земля в творчестве донских поэтов.

1


11

Великая Отечественная война в стихотворениях донских поэтов.

1


12

Проза донских писателей(22часа)М.А.Шолохов «Жеребенок»




1


13

Люди и животные в повести А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина».

1


14

А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». Сражение у ерика.

1


15

А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». История дружбы.

1


16

Жизнь и судьба А.П.Чехова. Заочная (виртуальная) экскурсия по чеховским местам

1


17

А.П.Чехов «Ванька».

Характеристика героя

1


18.

Творческая биография И.Д.Василенко. «Артёмка в цирке»

1


19

И.Д.Василенко «Артёмка в цирке». Сюжет и герои повести

1


20

И.Д.Василенко «Артёмка в цирке». Характеристика героев повести

1


21

Рассказ о герое. И.Д.Василенко «Артёмка в цирке».

1


22

А.С.Серафимович «Маленький шахтер»

1


23

Основные темы и характеристики образов рассказа «Маленький шахтер»

1


24

Краткие сведения о

писателе П.Н.Яковлев

«Первый ученик».

1


25

П.Н. Яковлев «Первый ученик» (главы из повести).

1


26

Дм.И.Петров «Повесть о моей юности». Знакомство с героем.

1


27

Краткие сведения о писателе. Б.В. Изюмский. «Алые погоны».

1


28

Герои романа «Алые погоны». Б.В. Изюмский

1


29

В.А. Закруткин «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа.

1


30

Творческая работа по рассказу В.А. Закруткина «Подсолнух».

1


31

Жизнь и творчество писателя. А.И.Солженицын «Крохотки».

1


32

Сюжет и герои рассказа. В.А.Шанковал «Мачеха»

1


33

В.А.Шанковал «Мачеха». Представление о героях рассказа.

1


34

Литературное краеведение(1час)

Донские писатели-краеведы В.С. Моложавенко о пребывании поэта на Дону и жизненных истоках его произведений.





1



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Головченко В.Г.___________ от____________2020 года Дата_____________________ №____ Руководитель МС: __________/Головченко В.Г./



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!