Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чернецовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы_____________ Дмитриев А.А.
Приказ от 28.08.2020 г. №30
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок:«Литература Дона» направление: духовно-нравственное уровень общего образования 6 класс ( 10-11 лет) основное общее образование
количество часов: 35 часов учитель: Курносова Наталья Николаевна
Программа разработана на основе: Примерной программы основного общего образования регионального компонента (литература Дона). Литература Программно-методический материал 5-9 классов. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону,
Х.Чернецов
2020Г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНого КУРСа
Личностными результатами являются следующие умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• анализировать художественное произведение;
• сравнивать произведения разных жанров и авторов;
• давать характеристику героев.
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и понимать литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам в различных ситуациях речевого общения
– выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях в произведениях писателей Дона
– выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать произведения, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивая произведения, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
«Содержание учебного КУРСА»
Введение(1ч)
Художественный мир литературного произведения
Жанры художественной литературы.
Донской фольклор (4ч)
Донской фольклор. Казачьи песни. Виды народных песен и их популярность.
Предания, легенды, былички.
Сказки как вид народной прозы.
Урок – игра. Устное народное творчество на Дону.
Древнерусская литература ( 1 час)
Отражение истории Древней Руси в «Повесть об Азовском осадном сидении…»
Русские поэты о Доне ( 5 часов)
И.С.Никитин,Н.П.Огарёв . Русские поэты о Доне. Донской край в творчестве русских поэтов.
К.Д.Бальмонт. Тема донской степи в поэзии. «Ковыль». Родная земля в творчестве донских поэтов.
Е.А.Долматовский «Сенокос».
Великая Отечественная война в стихотворениях донских поэтов.
Проза донских писателей ( 22 часа)
М.А.Шолохов «Жеребенок»
А.А.Коркищенко Люди и животные в повести «Старая лошадь Зина». Сражение у ерика.История дружбы.
А.П.Чехов . Жизнь и судьба А.П.Чехова. Заочная (виртуальная) экскурсия по чеховским местам
А.П.Чехов «Ванька». Характеристика героя
И.Д.Василенко. Творческая биография. «Артёмка в цирке» . Сюжет и герои повести. Характеристика героев повести. Творческая работа. Рассказ о герое.
А.С.Серафимович «Маленький шахтер». Основные темы и характеристики образов рассказа «Маленький шахтер»
П.Н.Яковлев . «Первый ученик». Краткие сведения о писателе
Дм.И.Петров «Повесть о моей юности». Знакомство с героем.
Б.В. Изюмский. «Алые погоны». Краткие сведения о писателе. Герои романа
В.А. Закруткин «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа. Творческая работа по рассказу
А.И.Солженицын «Крохотки». Жизнь и творчество писателя.
В.А.Шанковал «Мачеха» Сюжет и герои рассказа. Представление о героях рассказа.
Урок-игра «По дорогам героев любимых произведений».
Литературное краеведение (1 час)
В.С. Моложавенко. Донские писатели-краеведы о пребывании поэта на Дону и жизненных истоках его произведений.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, урок- концерт, урок-путешествие, урок -тестирование, урок - развитие речи, проведение самостоятельных работ.. Используются следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность, исследовательские работы, лекции.
«Тематическое планирование»
В программе курса литературы Дона 6 класса представлены следующие разделы:
Введение(1ч)
Донской фольклор (4ч)
Древнерусская литература ( 1 час)
Русские поэты о Доне ( 5 часов)
Проза донских писателей ( 22 часа)
Литературное краеведение (1 час)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ покурсу « литературе Дона»
6 класс.
№ | Тема урока | Кол –во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 9 |
1 | Введение(1час) Художественный мир литературного произведения | 1 | |
2 | Донской фольклор (4 часа) Донской фольклор. Казачьи песни. Виды народных песен и их популярность. | 1 | |
3 | Предания, легенды, былички. | 1 | |
4 | Сказки как вид народной прозы. | 1 | |
5 | Урок – игра. Устное народное творчество на Дону. | 1 | |
6. | Древнерусская литература(1час) Отражение истории Древней Руси в «Повесть об Азовском осадном сидении…» | 1 | |
7. | Русские поэты о Доне(5часов) Донской край в творчестве русских поэтов. | 1 | |
8 | Русские поэты о Доне.(И.С.Никитин,Н.П.Огарёв и др.) | 1 | |
9 | Тема донской степи в поэзии. К.Д.Бальмонт «Ковыль», Е.А.Долматовский «Сенокос». | 1 | |
10 | Родная земля в творчестве донских поэтов. | 1 | |
11 | Великая Отечественная война в стихотворениях донских поэтов. | 1 | |
12 | Проза донских писателей(22часа)М.А.Шолохов «Жеребенок» | 1 | |
13 | Люди и животные в повести А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». | 1 | |
14 | А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». Сражение у ерика. | 1 | |
15 | А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». История дружбы. | 1 | |
16 | Жизнь и судьба А.П.Чехова. Заочная (виртуальная) экскурсия по чеховским местам | 1 | |
17 | А.П.Чехов «Ванька». Характеристика героя | 1 | |
18. | Творческая биография И.Д.Василенко. «Артёмка в цирке» | 1 | |
19 | И.Д.Василенко «Артёмка в цирке». Сюжет и герои повести | 1 | |
20 | И.Д.Василенко «Артёмка в цирке». Характеристика героев повести | 1 | |
21 | Рассказ о герое. И.Д.Василенко «Артёмка в цирке». | 1 | |
22 | А.С.Серафимович «Маленький шахтер» | 1 | |
23 | Основные темы и характеристики образов рассказа «Маленький шахтер» | 1 | |
24 | Краткие сведения о писателе П.Н.Яковлев «Первый ученик». | 1 | |
25 | П.Н. Яковлев «Первый ученик» (главы из повести). | 1 | |
26 | Дм.И.Петров «Повесть о моей юности». Знакомство с героем. | 1 | |
27 | Краткие сведения о писателе. Б.В. Изюмский. «Алые погоны». | 1 | |
28 | Герои романа «Алые погоны». Б.В. Изюмский | 1 | |
29 | В.А. Закруткин «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа. | 1 | |
30 | Творческая работа по рассказу В.А. Закруткина «Подсолнух». | 1 | |
31 | Жизнь и творчество писателя. А.И.Солженицын «Крохотки». | 1 | |
32 | Сюжет и герои рассказа. В.А.Шанковал «Мачеха» | 1 | |
33 | В.А.Шанковал «Мачеха». Представление о героях рассказа. | 1 | |
34 | Литературное краеведение(1час) Донские писатели-краеведы В.С. Моложавенко о пребывании поэта на Дону и жизненных истоках его произведений. | 1 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Головченко В.Г.___________ от____________2020 года Дата_____________________ №____ Руководитель МС: __________/Головченко В.Г./