Просмотр содержимого документа
«ЛИРИЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. Конспект урока.»
Учитель русского языка и литературы КШДС №33
города Караганды Садвакасова Д.А.
Тема: Лирические бытовые песни.
Цель: изучить материал о лирических песнях – жанре фольклора; показать их отличие от других фольклорных жанров: предмет изображения, принципы классификации, композиция, стиль; показать, какими художественными средствами выражается настроение песен.
Ход урока.
Организационный этап.
Этап подготовки к усвоению новых знаний.
Сообщение темы.
Формулировка цели.
Этап усвоения новых знаний.
Лирические песни передают чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер.
Работа со статьёй учебника и ответы групп в форме схем, плана и т.д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕСЕН (схема)
ПО ХАРАКТЕРУ ИСПОЛНЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ГЕРОЮ
ЧАСТЫЕ ПРОТЯЖНЫЕ ЛЮБОВНЫЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ
ШУТОЧНЫЕ ПЛЯСОВЫЕ САТИРИЧЕСКИЕ СОЛДАТСКИЕ ЯМЩИЦКИЕ РАЗБОЙНИЧЬИ
КОМПОЗИЦИЯ ПЕСЕН (план)
МОНОЛОГ.
ДИАЛОГ.
ОПИСАНИЕ.
ПОВЕСТВОВАНИЕ.
ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ, ДОПОЛНЕННАЯ МОНОЛОГОМ ИЛИ ДИАЛОГОМ.
ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ
Психологический параллелизм (сначала даётся картина из жизни природы, затем картина из жизни человека).
Символика песенных образов.
Символ – иносказание или условное изображение чувств самого человека.
Обращение к природе.
Приём ступенчатого сужения образов.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ ГИПЕРБОЛЫ
ПЛАН.
ВИД (по характеру исполнения и по содержанию и герою).
ФОРМА.
ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ.
СТИЛЬ.
АНАЛИЗ ПЕСНИ.
Лирическая песня «Снежки белые» по характеру исполнения является протяжной, а по содержанию – любовной.
По своей форме это произведение -монолог.
В произведении используются приемы психологического параллелизма (сначала даётся картина из жизни природы, а затем – из жизни человека) и приём ступенчатого сужения образов (поля – поле – ветка - кусточек – листочек).
В песне много эпитетов: «снежки белые», «кусточек одинёшенек», в «чужой стороне» и т.д., есть гипербола: «слезка капнет, снег растает».
4. Этап информации о Д/З : знать теорию урока.