СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе по литературе Тема: «Лирические народные песни».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе

Тема: «Лирические народные  песни».

Цель урока: дать знания учащимся о лирических песнях, их классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами анализа лирических песен; повторить изученное о художественных средствах в поэзии; развитие  аналитических навыков, навыков самостоятельной работы с текстом ; воспитание уважения к культурным традициям русского народа; семейным ценностям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по литературе Тема: «Лирические народные песни».»

Тема: «Лирические народные песни». (слайд 1)

Класс: 5

Цель урока: дать знания учащимся о лирических песнях, их классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами анализа лирических песен; повторить изученное о художественных средствах в поэзии; развитие аналитических навыков, навыков самостоятельной работы с текстом ; воспитание уважения к культурным традициям русского народа; семейным ценностям.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русская словесность», авторы: Т.П.Чаплышкина, А.М. Садвакасова, Л.В. Сафронова, издательство: «Атамура» , 2015 г.

План урока:

  • организационный этап – 5 мин.;

  • повторение, этап подготовки к усвоению знаний – 5 мин.;

  • определение практической значимости урока, – 10 мин.;

  • постановка учебной проблемы – 5 минуты;

  • этап обобщения и систематизации – 15 мин.;

  • подведение итогов, выводы по уроку, рефлексия, оценивание, этап информации о домашнем задании – 5 мин.

Итого: 45 мин.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.

II. Проверка домашнего задания.

- С самых малых лет вы знакомились с произведениями устного народного творчества.

-Какие жанры народного творчества вам известны? (Скороговорки, загадки, сказки, пословицы, поговорки, былины, частушки, считалки, народные песни)

- А теперь проверим домашнее задание, посмотрим, как вы усвоили новую тему: «Историческая песня как вид устного творчества».

1. Беседа: (фронтально)

- Что является предметом исторических песен? (Конкретные события и лица)

- О чем повествуют исторические песни? (О прошлом)

-Кто складывал исторические песни? (Участники или свидетели событий)

-Назовите состав действующих лиц в исторических песнях. (Иван Грозный, Ермак, Разин, Пугачев).

2. Определите по тексту, к какому циклу исторических песен принадлежит каждый из отрывков.

Они популярны среди донских казаков. Герой в них изображался казачьим атаманом. (Исторические песни 16 века. Песни о Ермаке.)

Герой – смелый представитель народных масс, восставших против угнетения. Он наделен необычайной силой и смелостью. Он непобедим.

« И вы пороху не теряете снарядов не ломаете,

меня пулечка не тронет, меня ядрышко не возьмет». (Исторические песни 17 века. Песня о С. Разине).

В песнях нет мотивов чудесного, нет романтической удали. Ясно выражено ненависть народных масс к боярам и воеводам. (Исторические песни 18 века. Песня о Емельяне Пугачеве).

III. Объяснение нового материала.

- На этом уроке мы с вами по­вто­рим ос­нов­ные све­де­ния о фольк­ло­ре, по­лу­чен­ные в преды­ду­щих клас­сах. По­зна­ко­мим­ся с новым жан­ром уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства – ли­ри­че­ской пес­ней.(слайд 2)

- Про­чи­та­ем неко­то­рые из них и от­ме­тим ос­нов­ные ху­до­же­ствен­ные при­е­мы, при­су­щие этому жанру.

Мак­си­му Горь­ко­му при­над­ле­жат слова: «Нигде нет такой ли­те­ра­ту­ры, как у нас, у рус­ских. А на­род­ные песни?... Такие песни могли ро­дить­ся толь­ко в на­ро­де ве­ли­кой души...» (слайд 3)

- В на­род­ных пес­нях глу­бо­ко и прав­ди­во от­ра­зи­лась ис­то­рия рус­ско­го на­ро­да с древ­ней­ших вре­мен и до наших дней. Ве­ли­кой муд­ро­сти, прав­ды и кра­со­ты полны рус­ские песни. Со­чи­нен­ные неиз­вест­ны­ми пев­ца­ми-ска­зи­те­ля­ми, они хра­нят­ся в па­мя­ти на­ро­да и пе­ре­да­ют­ся из уст в уста. Из песен мы узна­ем о по­ко­ре­нии че­ло­ве­ком при­ро­ды, о ге­ро­и­че­ской борь­бе с ино­зем­ны­ми за­хват­чи­ка­ми, о бо­га­ты­рях и на­род­ных ге­ро­ях. В пес­нях ярко рас­кры­ва­ют­ся черты рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра: пат­ри­о­тизм, му­же­ство, лю­бовь к при­ро­де, тру­до­лю­бие.

В жанре лирических песен можно выделить несколько тематических типов: семейно- бытовые песни, бурлацкие песни, песни о солдатчине, любовные песни.

- Семейно-бытовые песни. (слайд 4)

Эти песни проникнуты от начала до конца глубокой печалью и безутешным горем.

Мотив этих песен- противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Женщина была на положении рабыни.

- Бурлацкие песни. (слайд 5)

Бурлаки выполняют самую тяжелую работу на больших реках: они артелью тянули на канатах вверх по реке тяжело груженные суда.

Песни, сложенные самими бурлаками, напоминали собой скорбный стон замученных людей.

«Дубинушка».

Ритм песни отвечает ритму выполняемой. Назначение «Дубинушки» было в том, чтобы согласовать действия всех, тянущих баржу.

Состоит из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все , тянувшие баржу.

- Песня о солдатчине. (слайд 6)

Первые песни - 18 в. Петр I издал указ – бессрочное солдатская служба. Этот указ был в силе почти 100 лет. В 1793 – 25 лет, 1834 – 20 лет.

Уходили в солдаты здоровыми, а возвращались стариками, калеками или совсем не возвращались. Именно поэтому родные провожали в солдаты с плачем.

- Любовные песни. (слайд 7)

Главные герои-молодые люди, юноши и девушки. Их мысли, чувства, переживания составляют основное содержание песенная тема любви. Для выражения ласки и нежности используются различные эпитеты и слова с уменьшительными суффиксами.

Девушка-сердце-лапушка, сударушка, радость, верная, любочка, красота неоценимая.

Любимого называет – милый, радость, отрада, сизый голубь, ясный сокол.

Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым:

«Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…»

Поэтический стиль лирических песен.

а) В основе лежит живая разговорная речь народа;

б) В лирических песнях очень часто используется символика, образ природы.

Символ молодца - соловей, голубь.

Символ девушки – белая лебедушка, серая утушка, сизая голубка.

в) Широко употребляются поэтические средства – эпитеты, метафоры и сравнения: «зеленый сад», «чистое поле», «русая коса», «белая береза».

г) Широкое употребление обращений:

«Ах ты, мать моя, матушка!», «Молодка, молодка молодая! », «Ох, ночь моя, ночка, ночка темная!»

д) Выразительную роль в лирических песнях выполняют различные суффиксы:

ВЫВОД: Поэтический стиль лирических песен отличается яркими жанровыми особенностями.

- Ли­ри­че­ские песни со­став­ля­ют самую боль­шую груп­пу на­род­ных песен. Их от­ли­ча­ет мно­го­об­ра­зие му­зы­каль­но­го и по­э­ти­че­ско­го языка. Они от­ра­жа­ют душу на­ро­да. Рус­ский поэт С. Есе­нин писал: «Сколь­ко песен у Рос­сии – Сколь­ко во поле цве­тов!».

Лирические песни можно классифицировать так: (слайд 8)

1. По характеру исполнения (частые, протяжные).

2. По содержанию (семейно - бытовые, любовные, солдатские, ямщицкие, удалые или разбойничьи).

Композиция песен такова (план) (слайд 9)

  1. Монолог.

  2. Диалог.

  3. Описание.

  4. Повествование.

  5. Описательно-повествовательная часть, дополненная монологом или диалогом.

Приёмы организации композиции (слайд 10)

  1. Психологический параллелизм (сначала даётся картина из жизни природы, затем картина из жизни человека).

  2. Символика песенных образов.

Символ – иносказание или условное изображение чувств самого человека.

  1. Обращение к природе.

  2. Приём ступенчатого сужения образов.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (слайд 11)




ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ ГИПЕРБОЛЫ


ПЛАН. (слайд 12)

  1. Вид (по характеру исполнения и по содержанию и герою).

  2. Форма.

  3. Приёмы организации композиции.

  4. Стиль.

VI. Работа над анализом песен.

Мно­гие по­пу­ляр­ные на­род­ные песни имеют мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию. Уди­ви­тель­но, что они до сих пор лю­би­мы. Так, на­при­мер, из­вест­на еще с XVIII века песня «Вдоль по улице ме­те­ли­ца метет» (слайд 13)

Вдоль по улице ме­те­ли­ца метёт,
За ме­те­ли­цей мой ми­лень­кий идёт.
Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.
На твою ли на при­ят­ну кра­со­ту,
На твоё лишь толь на белое лицо.
Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.
Кра­со­та твоя с ума меня свела,
Ис­су­ши­ла добра мо­лод­ца, меня.
Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.
Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.

- Это песня о любви. Как и мно­гие на­род­ные песни, она по­стро­е­на на диа­ло­ге. Пер­вые две стро­ки про­пе­ва­ют­ся от лица де­ви­цы-кра­са­ви­цы, ко­то­рая на улице встре­ти­ла сво­е­го ми­ло­го. Осталь­ная часть песни по­ет­ся от лица мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, влюб­лен­но­го в де­вуш­ку. Она ис­су­ши­ла и из­му­чи­ла его, од­на­ко он не те­ря­ет на­деж­ды. Имен­но по­это­му песня про­ник­ну­та за­дор­ным и иг­ри­вым на­стро­е­ни­ем.

Все на­зван­ные ху­до­же­ствен­ные при­е­мы ра­бо­та­ют для со­зда­ния опре­де­лен­но­го на­стро­е­ния. В нашей песне это оп­ти­мизм и жиз­не­лю­бие. Но не все­гда толь­ко ра­дост­ные на­стро­е­ния встре­ча­ют­ся в пес­нях. За­ча­стую песни пе­чаль­ны.

Сле­ду­ю­щая песня, с ко­то­рой мы по­зна­ко­мим­ся, как раз и про­ник­ну­та таким на­стро­е­ни­ем. 

Лирическая песня «Снежки белые» (слайд 14-16) по характеру исполнения является протяжной, а по содержанию – любовной.

По своей форме это произведение -монолог.

В произведении используются приемы психологического параллелизма (сначала даётся картина из жизни природы, а затем – из жизни человека) и приём ступенчатого сужения образов (поля – поле – ветка - кусточек – листочек).

В песне много эпитетов: «снежки белые», «кусточек одинёшенек», в «чужой стороне» и т.д., есть гипербола: «слезка капнет, снег растает».

- Мы с вами про­чи­та­ли и про­ана­ли­зи­ро­ва­ли две песни, со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ные по на­стро­е­нию. Это го­во­рит о том, что в песне от­ра­жа­ет­ся вся жизнь на­ро­да, со всеми пе­ча­ля­ми и ра­до­стя­ми. В пес­нях от­ра­жа­ет­ся душа на­ро­да, и имен­но по­это­му они пе­ре­жи­ва­ют сто­ле­тия, хра­нят­ся в на­род­ной па­мя­ти и пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

 До­маш­нее за­да­ние. (слайд 19)

  1. Про­чи­тать песню «Со­ло­вей мой, со­ло­вей, со­ло­вуш­ко мо­ло­дой!» и оха­рак­те­ри­зо­вать ее те­ма­ти­ку, ге­ро­ев, ху­до­же­ствен­ное свое­об­ра­зие.

  2. На­ри­со­вать ил­лю­стра­цию к вы­бран­ной по же­ла­нию на­род­ной ли­ри­че­ской песне.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!