СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автор Танашевич А.А. Конспекты уроков родной русской литературы в 7 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены конспекты уроков РРЛ-7 по темам:

- Русские народные песни: исторические и лирические («На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»).

- Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе (А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»).

- Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе (А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»)

- Подготовка к домашнему сочинению «Русские традиции в художественных произведениях» (А. П. Чехов «Казак» и  В. А. Солоухин «Камешки на ладони»)

 - Города земли русской: Сибирский край (А. И. Солженицын «Колокол Углича»)

https://vk.com/public186013587

Просмотр содержимого документа
«Автор Танашевич А.А. Конспекты уроков родной русской литературы в 7 классе.»

Конспекты уроков родной русской литературы в 7 классе

Автор Танашевич А.А.



Русские народные песни: исторические и лирические

(«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»)

 Тип урока: урок открытия знаний.

Цели урока:

Образовательная: углубить представление учащихся о многообразии фольклорных жанров. Пробудить интерес к фольклору как к зеркалу народной души. Познакомить с народной песней как с видом устного народного творчества.

Развивающая: содействовать проявлению личностного отношения учащихся к историческим и лирическим народным песням, самостоятельной оценки услышанного и прочитанного. Объяснить теоретические понятия «белый стих» и «образные параллелизмы», научить находить их в лирических произведениях.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:


Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.


Оборудование: раздаточный материал (при наличии ИКТ – видеоурок), тетрадь.


Ход урока


1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

3)   Мотивация и целеполагание.

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической и исторической песнями.


4)   Первичное усвоение новых знаний. (Видколекция: https://www.youtube.com/watch?v=X_yJXPfJ990)

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.


Жанры фольклора

1.    народные сказки

2.    предание

3.    обрядовые песни

4.    пословицы

5.    поговорки

6.    загадки

7.    былины

Свойства фольклора

1.     Анонимность (отсутствие автора).

2.     Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3.     Неотъемлемая связь с жизнью народа.

 

5)      Первичная проверка понимания.

Жанры народной песни

  • исторические

  • семейно-бытовые

  • любовные

  • обрядовые

  • календарные

  • колыбельные

  • плясовые

  • военные

  • разбойничьи

  • трудовые

  • частушки


Художественные особенности произведений фольклора:


1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

 

6)      Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.


а)      Прочитайте выразительно текст народной песни «На заре то было, братцы, на утренней».


На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади

Отрубили буйну голову».


б)      К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

в)      С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

г)      Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?


Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.


                     Вопросы и задания:

1.    Определите тему и основную мысль песни.

2.    Какую печальную новость принес есаул?

3.    С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана?

4.    Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

 

                    Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

   В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

   Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

                     Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются

д) Идейно-художественное содержание песни «Ах вы, ветры, ветры буйные»


Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная!..

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.


Вопросы и задания:


       Каким настроением проникнута песня?

       С помощью каких поэтических символов передается это настроение?

       Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини?

       Какова тема и основная мысль произведение?

       Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины). 

 

7)   Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выучить содержание конспекта, выразительно читать песни (в приложении), уметь отвечать на вопросы.

 

8)   Рефлексия (подведение итогов занятия).

       Какие жанры народных песен вам известны?

       Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

       Какова тематика лирических песен?

       Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

       В чем отличие лирических песен от исторических?



Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

(А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»)



Тип урока: урок открытия знаний.

Цели урока:


Образовательная: выявить связь творчества А. С. Пушкина с устным народным творчеством; выявить связь «песен» А. С. Пушкина с устным народным творчеством; рассмотреть в качестве примера «Песни о Стеньке Разине».

Развивающая: содействовать проявлению личностного отношения учащихся к историческим и лирическим народным песням, самостоятельной оценки услышанного и прочитанного. Объяснить теоретические понятия «белый стих» и «образные параллелизмы», научить находить их в лирических произведениях.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.


Планируемые результаты:


Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического созна-ния через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.


Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.


Ход урока


1) Организационный этап.


2) Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания: выучить содержание конспекта, выразительно читать песни в приложении, уметь отвечать на вопросы.


3)      Мотивация и целеполагание.


С особой глубиной народно – поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством.

Именно Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения.

Песни литературного происхождения - это произведения, которые вошли в народную словесность из профессиональной литературы. Чаще всего - песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринятый текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, и песня начинала бытовать как народная.

Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стих) ложился на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным.

Бывало и то, что в основе определенного авторского текста составлялся подобный мотивами и образы, с той же ритмомелодикой, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.

Каждая песня литературного происхождения имеет свою историю (которая, однако, не всегда сохраняется в народной памяти), проходит разные периоды распространения, шлифование, переработки, пока входит в народную традицию, испытает определенных изменений (временами довольно значительных), наслоений разных эпох и т.п. Но, несмотря на тщательную народную обработку (кое-где на протяжении нескольких столетий), песни литературного происхождения все же отличались от народных специфическими чертами. Это дает основание относить их к разряду песен, авторство которых не сохранилось, которые не имеют литературных соответствий, но определенными признаками выделяются из собственно народных. Самой определяющей их чертой является другой уровень индивидуализации. В то время как устное народное творчество выбирает все самое типичное, создает схематические сюжеты и довольно абстрактные обобщенные образы, литературная песня как индивидуальное творчество построено на основе личных переживаний, нетрадиционных ситуаций: фольклорное обобщение жизненных явлений здесь уступает место индивидуальным чувствам, которые вызваны конкретными обстоятельствами. Лирический герой таких песен высказывает свое видение и понимание мира, которое, как правило, не совпадает с общепринятым.


4)      Первичное усвоение новых знаний.


Песня о Степане Разине, сочиненная самим Пушкиным, рассказывает об эпизоде, не получившем отражения в фольклоре, но, судя по рассказам очевидцев, имевшем место в действительности. В основе его лежит факт, который описал в воспоминаниях Ян Янсен Стрейс, или Стрюйс (Struys, 1630—1694), голландский ремесленник и путешественник. С 1668 г. он служил парусным мастером в России, находился в Астрахани во время разинского бунта. Бежал в Дагестан и через Персию и Индонезию вернулся в Нидерланды. В 1676 г. в Амстердаме он издал книгу «Три путешествия» (М. 1935), переведенную на многие языки мира. В 1824 г. в журнале «Северный Архив» была опубликована статья А. Корниловича о путешествии Стрейса, в которой приводился следующий случай, бывший со Степаном Разиным. «...Мы видели его (С. Разина. — Авт.) на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке и строго наказывал прелюбодеяние».

Случай с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине.

Уже первая строчка этого пушкинского стихотворения дословно повторяет первый стих зачина многих народных песен: «Как по Волге-реке, по широкой». Композиция произведения строится по принципу «ступенчатого сужения образа», неоднократно использованного в народной песне. Она начинается как бы издалека — с упоминания широкой реки, потом, приближаясь к месту действия, описывается лодка, затем плывущие на ней казаки, и, наконец, после этого вступления, говорится о главном персонаже, хозяине лодки — грозном Стеньке Разине. Поэт использовал многие элементы народной поэтики, в частности, постоянные эпитеты «мать родная», «волновая погода», «красная девица». Пушкин обращает особое внимание на звукопись, один из основных элементов художественности в устном творчестве. В первых, начальных стихах ударными в основном оказываются три звука: «О», «А», «Ы». Само звучание стиха живописует простор и раздолье. Стихотворение написано анапестом, иногда перемежающимся ямбом — размером, приближающим его к напевности русской «долгой» (протяжной) песни, не знающей рифм, но часто использующей звуковую однородность глагольных окончаний: воспоила... качала... выносила... не дремала... наделила... не дарили...

Плавная и широкая, несколько медлительная, величаво-эпическая заданность первой части сменяется во второй стремительным развитием действия: «вскочил», «подхватил», «бросил».

Особенностью русской народной песни Пушкин считал «лестницу чувств» — переход от одного настроения к другому. Этот прием использован им и здесь. Получилось широко, раздольно, свободно, но вместе с тем чувствуется «пиитический ужас» от жестокости, «бессмысленной и беспощадной», как несколько позже напишет Пушкин о русском бунте.

Поэт создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же, как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами), показывая ее поэзию и мудрость.


5)      Первичная проверка понимания.


Стенька Разин – образ русского бунтаря, память о котором хранит русское сознание. Цикл составляют три стихотворения, в которых использованы типичные для фольклорных песен о Разине сюжеты: Разин приносит в жертву реке персидскую царевну, сталкивается в Астрахани с воеводой и решается на разбой.

В пушкинской интерпретации Стенька — герой природно-языческого толка, он существует в природном мире. Не случайно в первом и последнем стихотворении возникает образ подвижной, мудрой и могущественной водной стихии. Река для бунтаря - «мать родная». В первом стихотворении герой жертвой благодарит реку за милость и заботу, в третьем — море откликается Разину, обещая щедро отплатить герою.

Каждое стихотворение цикла добавляет новые черты в облик Разина. В первом — Стенька «грозен» и задумчив. Во втором — Разин находится в социально-бытовой ситуации, он находчив и сметлив. Он не привязан к материальным ценностям. = Разин — не разбойник, а бунтарь, поддерживаемый самой стихией.

Разин в этом цикле — предтеча другого «бунтовщика» - Емельяна Пугачева из «Капитанской дочки». Они оба выходят из природной стихии (Разин — связан с водой, Пугачев — выходит из бурана). Оба противостоят установившемуся миропорядку.


6)      Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.



         Выразительное чтение «Песни…»

Песни о Стеньке Разине

1.

Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.

 

        Анализ произведения:


Композиция произведения строится по принципу «ступенчатого сужения образа», свойственного народной песне. Первая часть «Песен…» начинается с упоминания широкой реки, потом место действия приближается, описывается лодка и плывущие на ней казаки, и, наконец, говорится о главном персонаже – грозном Стеньке Разине.

- Назовите другие черты сходства поэтики народной песни и «Песни о Стеньке Разине» А.С. Пушкина, заполните вторую часть таблицы примерами. 


Особенности поэтики песни

Примеры

Народно-поэтические обороты речи

 

Повторы

 

Обращения

 

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 

Краткие и усечённые формы прилагательных

 

Постоянные эпитеты

 


      Работа с текстом.


- Выпишите рифмующиеся слова из фрагмента от слов «С глупых лет меня ты воспоила…» до конца первой части.

- Каковы особенности звучания стиха в этой части?

- Что позволяет почувствовать такая резкая перемена в звучании стиха?

 

7)   Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Выразительно читать «Песни о Стеньке Разине» (песню 1) А. С. Пушкина, устно отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям.

 

8)   Рефлексия (подведение итогов занятия).


















Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

(А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»)

Тип урока: урок открытия знаний.


Цели урока:


Образовательная: получить представление о личности и мировоззрении А.К. Толстого, об основных темах, мотивах и образах творчества поэта. Увидеть уникальность таланта художника слова.

Развивающая: содействовать проявлению личностного отношения учащихся к историческим и лирическим народным песням, самостоятельной оценки услышанного и прочитанного. Объяснить теоретические понятия «белый стих» и «образные параллелизмы», научить находить их в лирических произведениях.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.


Планируемые результаты:


Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического созна-ния через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.


Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.


Ход урока


1.       Организационный этап.


2.       Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания: выразительно читать «Песни о Стеньке Разине» (песню 1) А. С. Пушкина, отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям.


3.       Мотивация и целеполагание.


Многие русские поэты воспевали и славили природу родного края, и каждый находил что-то свое очень личное: ассоциации, образы из детства, только ему знакомые аккорды, завораживающие краски. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту в разное время года.


4.       Первичное усвоение новых знаний.


Детство Алексей Константинович провел в Черниговской губернии в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевдонимом Антония Погорельского). Первое в русской литературе авторское произведения для детей – волшебная повесть «Чёрная курица, или Подземные жители», - было написано специально для А. К. Толстого его дядей. А. Перовский поощрял рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы и регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, а однажды представил его самому И. В. Гёте. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта.

В 9-летнем возрасте его перевозят в Санкт-Петербург, где он вскоре познакомился и сблизился с юным цесаревичем Александром (будущим императором Александром II). Они были ровесниками, и дружба, завязавшаяся между ними в раннем возрасте, с годами окрепла и сохранилась на всю жизнь.

Впоследствии А. К. Толстой использовал привилегию друга императора: «говорить во что бы то ни стало правду», оказать помощь своим собратьям по перу. Благодаря хлопотам А. Толстого состоялось возвращение из ссылки И. Тургенева, Т. Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету «День».

В 1864 году А. Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, хотя не испытывал симпатий ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности. В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель.

В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь».

В тридцатисемилетнем возрасте А. Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения, простые и задушевные – о любви ко всему «земному», к родине, родному краю, к окружающей природе, тонко ощущая её красоту.

А.К. Толстой с раннего детства любил и понимал родную природу. Глубоко русский человек, граф, он сумел подметить в скромных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования, сумел найти поэзию даже в прозе русской природы.

На протяжении всего творческого пути Алексей Константинович обращался к картинам русского пейзажа. Наверное, поэтому его стихи так проникновенны и лиричны. В более позднем его творчестве мы видим величественные картины южной природы Крыма. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей родной Брянщины- села Красный Рог, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.  

Из письма А.К. Толстого к Я.П. Полонскому видим: «А вот это хорошо, что Вы, может быть, приедете к нам в Красный Рог. Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 верст и более, луга и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью, особенно в эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура».


5.       Первичная проверка понимания.


1)      Прочитать выразительно стихотворение:

Моя душа летит приветом...

...Моя душа летит приветом

Навстречу вьюге снеговой,

Люблю я тройку удалую

И свист саней на всем бегу,

Гремушки, кованую сбрую

И золоченую дугу.

 

Люблю тот край, где зимы долги,

Но где весна так молода,

Где вниз по матушке по Волге

Идут бурлацкие суда.

 

Люблю пустынные дубравы,

Колоколов призывный гул,

И нашей песни величавой

Тоску, свободу и разгул.

 

Она, как Волга, отражает

Родные степи и леса,

Стесненья мелкого не знает,

Длинна, как девичья коса.

 

Как синий вал, звучит глубоко,

Как белый лебедь, хороша,

И с ней уносится далеко

Моя славянская душа.

1862


2)      Определить тему и основную мысль произведения.


6.       Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием.


В стихах о зиме в творчестве русские поэты восхищаются её суровостью, передают уют народного быта русской избы и жизни крестьянина в долгое морозное время. Стихи повествуют о сказках, созданных самим очарованием зимней природы.

Так что же привлекало поэта в данном времени года? Да, пожалуй, всё: и долгая снежная зима, и удалая тройка, несущаяся со свистом «на всём бегу», и пустынные зимние дубравы:

Моя душа летит приветом

Навстречу вьюги снеговой,

Люблю я тройку удалую

И свист саней на всём бегу…

(«Моя душа летит приветом…», 1862)

Выдающемуся русскому лирику Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах.


- Повторим термины:


Инверсия - необычная последовательность слов в предложении.

Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в конце нескольких фраз или строф.

Параллелизм - один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения.

 

7.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Выразительно читать стихотворение, устно отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям.

 

8.       Рефлексия (подведение итогов занятия).

Особенное внимание А.К. Толстой уделял временам года. В произведениях поэта найдут отражение все времена года, и, хотя они не оформлены в самостоятельную тему и часто являются символическим фоном для размышлений поэта в определённый период жизни, можно говорить о том, что они составляют важную часть всего творчества поэта. 



Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Русские традиции в художественных произведениях» (А. П. Чехов «Казак» и В. А. Солоухин «Камешки на ладони»)

Тип урока: урок развития речи.


Цели:


Образовательные: вспомнить все части рассуждения как типа речи, выразить своё мнение о восприятии изученных произведений.


Развивающие: развивать умение определять все части текста-рассуждения: тезис, основную мысль, вывод, строить рассуждение на заданную тему.


Воспитательные: воспитывать чувство языка, умение сопереживать, ощущать позитивные чувства и выражать их словами. 


Планируемые результаты


Личностные: развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия русской литературы, выполнение творческой деятель­ности эстетического характера.

Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей дея­тельности в процессе достижения результата, осознанный выбор в учебной деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Предметные: развитие умения интерпретировать прочитанное на уровне интеллектуального осмысления; словесно оформлять своё мнение в письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналити­ческого и интерпретирующего характера.


Оборудование: учебник, тетрадь, ИКТ.


Ход урока


1. Организационный момент.


2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.


3. Сообщение темы и целей урока. Мотивация.


4. Изучение новой темы.


Сочинение на одну из тем:


1.   Особенности рассказа А. П. Чехова «Казак».

2.   Мастерство В. А. Солоухина в сборнике «Камешки на ладони».

Оценивание согласно «Нормам оценок сочинений». С учётом указания темы и процента самостоятельности.


1.    Совместное составление плана к каждой теме.


Особенности рассказа А. П. Чехова «Казак».


1)   Автор, жанр и название заинтересовавшего нас произведения. Краткая история его написания.

2)   Какие именно особенности привлекли наше внимание: кратко описать определённые эпизоды, объяснить, как вы их поняли, сделать маленький вывод о важности этих эпизодов.

3)   Сделать общий вывод об особенности рассказа А. П. Чехова «Казак», о том, чему такие произведения учат.

Мастерство В. А. Солоухина в сборнике «Камешки на ладони».


1)   Автор, жанр и название заинтересовавшего нас произведения. Краткая история его написания.

2)   Какие именно особенности привлекают внимание? Привести два примера из текста, объяснить: в чём именно особенность каждого, какое значение они имеют для понимания читателя.

3)   Сделать общий вывод об особенностях сборника В. А. Солоухина «Камешки на ладони», о том, чему такие произведения учат читателей, как влияют на их мышление.

 

2.     Оформление:


Дата.


Домашнее сочинение


«Русские традиции в художественных произведениях».


Записать одну из предложенных тем (точно так, как напечатано) и написать по ней сочинение (план в тетради):

Особенности рассказа А. П. Чехова «Казак».

ИЛИ

Мастерство В. А. Солоухина в сборнике «Камешки на ладони».

 

3.       Рефлексия.


Домашнее задание:


Написать в тетради сочинение на одну из тем (оформить по образцу в приложении):

1. Особенности рассказа А. П. Чехова «Казак».

2. Мастерство В. А. Солоухина в сборнике «Камешки на ладони».























Города земли русской: Сибирский край

(А. И. Солженицын «Колокол Углича»)

Тип урока: урок открытия знаний.

Цели урока:


Образовательная: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына;

научить на основе непосредственных впечатлений от прочтения произведений делать их комплексный анализ, рассматривая проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающая: совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.

Воспитательная: работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.


Оборудование: тетрадь, ИКТ, раздаточный материал.


Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться опреде­лять тему и идею произве-дения, анализи-ровать художест-венные средства выразительности.

Познавательные: уметь осмысленно чи­тать и объяснять значение прочитанного.

Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Формирование мотивации к самосовершенство­ванию


Ход урока


1.      Организационный этап.


2.      Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания: выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям.


3.      Мотивация и целеполагание.


А. И. Солженицын – один из самых популярных и влиятельных писателей нашего времени. Его творчество, жизненный путь, политические взгляды, мировоззрение являлись и являются предметом интереса и изучения не только в России, но и во всем мире. Это писатель, открывший деревенскую литературу для широкого круга читателей, это мастер «лагерной» прозы, это политик, озабоченный обустройством России.

У Солженицына есть маленькие миниатюры, которые писатель назвал «Крохотки». Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.


4.      Первичное усвоение новых знаний.

Один из таких рассказов – «Крохоток» - «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.

Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.

Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.


5.      Первичная проверка понимания.


  Выразительное чтение произведения «Колокол Углича»


Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.

Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника – в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот – я и в Угличе, в храме Димитрияна-крови. И колокол, хоть и двадцатипудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают – ударить.

Я – бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины – к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая – и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.

В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа – то колокол возвещал общий страх за Русь.

Те раскатные колокольные удары – клич великой Беды – и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол – где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная – лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.


  Определить тему и основную мысль произведения.

  Назвать лексические средства выразительности.

  Вспомнить из истории, что такое Смута, какие периоды Смуты можно выделить.

  Как вы считаете какой период Смуты автор называет Третьим, каковы его предпосылки?


6.      Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием.


Колокольный звон возвестил о страшной беде - начале Смуты. Чем же так страшна Смута? Это время, когда вихрем разрушалось все былое: связи, представления и сложившиеся порядки. Законного государя не было; один за другим являлись самозванцы, которые готовы были духовно поработить Русь. Разбойники производили насилия и грабежи. А как же народ относился к смуте? Все это не могло не сеять ужас в сердца простых людей. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты.

Термин «смута» использовался уже в обиходной речи XVII в. Церковная историография XIX – начала XX в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Вслушаемся в значение слова «беда».

«БЕДА - несчастный случай, несчастие; происшествие, приключение злыдарное, гибельное, несущее вред, убыток, горе». В церковнославянском словаре слово «беда» определяется как 1) нужда; 2) опасность; 3) наказание, рана; 4) печаль, тяжесть; 5) сражение, война; 6) насилие, неволя.

Третья смута в длении, еще не наступила. Но наши души уже замутненные. И потому есть опасность тления, несущего «порчу, разрушение». «ТЛЕТЬ, тлевать, гнить, разрушаться гниением, перегнивать; слеживаться, задхлеть, преть, сопревать. Готовы ли мы к страданию, как выстрадал страдальный колокол? А «страдальчество – это всегда труд, подвиг, мученичество».

Таким образом, устаревшая, высокая и даже окказиональная лексика придают тексту оттенок торжественности, патетичности. Автор стремится максимально ярко, эмоционально передать смысл происходящего, опираясь на исконное значение корня. Это позволяет увидеть не только конкретное событие, но, прежде всего, высокие духовные категории.


7.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


1)      Выразительно читать «Колокол Углича».

2)      Выучить наизусть одно из стихотворений: Ивана Саввича Никитина «Поле» ИЛИ Инны Анатольевны Гофф «Русское поле».


8.      Рефлексия (подведение итогов занятия).

Историческая миниатюра «Колокол Углича» наполнена глубоким духовно-нравственным смыслом. Образ страдального колокола, для русского православного человека всегда представлявшийся живым и одухотворенным, имеет в тексте символическое содержание. За «раскатные» удары колокол Углича подобно человеку понес наказание. Били его, ссылали, потому что испугались его набатного звона, но помиловали и возвратили. Страдание же навсегда отпечаталось на его «лице». Колокол олицетворяет и выстраданную душу всего русского народа, которого тоже «лишали языка», «били плетьми», «ссылали». И все же он выстоял. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного. По верному утверждению одного из критиков, «в эстетике А. И Солженицына соединяется несоединимое: с одной стороны, строгий документализм, принципиальный отказ от любого вымысла, который трактуется как ненужное излишество, способное исказить истинную картину событий, с другой стороны, глубинная онтологическая символика, которую видит писатель в документально подтвержденных фактах».

Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.

В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!