КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями»
Класс: 5
Учитель: Боталова Любовь Петровна
Цель урока: систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Правильные и неправильные дроби», «Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Планируемые результаты:
обучающие:
• обобщение и систематизация знаний обучающихся по изученным темам, умение применять свои знания на практике.
развивающие:
• развитие мышления, внимания, культуры математической речи, приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
• привитие интереса к изучению математики;
• расширении кругозора обучающихся;
воспитательные:
• воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, самоконтроля, самостоятельности, умения работать в коллективе, уважения друг к другу;
• воспитание чувства любви к родной стране, её истории;
Тип урока: урок систематизации и обобщении знаний
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наглядность, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Фронтальная беседа с учащимися:
- Отгадайте загадку:
Загадка: «Она бывает охотничья, барабанная и математическая». (дробь)
Учитель: «Мы заканчиваем изучение темы «Обыкновенные дроби», эта тема в курсе математики занимает одно из важных мест. Почему?».
Ученики: «Так как на протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с дробями. Ведь человеку нужно не только считать предметы, но и измерять величины: длины, площади, объемы, массы и т д. А величины не всегда удается измерить целыми числами».
Учитель: «А какие бы вы поставили цели и задачи нашего урока?».
Ученики: «Мы должны вспомнить и закрепить все, что знаем про обыкновенные дроби. повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить навыки решения задач с дробями».
Учитель: Чтобы наша работа не была скучной, мы будем решать какие-то задания устно, а какие-то письменно, какие-то задания будут групповыми, а какие-то индивидуальными.
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Начнем с устной работы.
Помогите вернуть в текст сбежавшие слова. (Повторим определение числителя и знаменателя). Работа в парах на листочках.
Каждый может за версту
Видеть ДРОБНУЮ черту.
Над чертой – ЧИСЛИТЕЛЬ, знайте,
Под чертою – ЗНАМЕНАТЕЛЬ.
Дробь такую, непременно,
Надо звать – ОБЫКНОВЕННОЙ.
- Что у вас получилось? Проверим. (Один ученик читает, остальные проверяют).
- Что вы знаете об обыкновенных дробях? Что умеете делать?(дроби записываются с помощью дробной черты, есть числитель, знаменатель, правильные дроби, неправильные дроби и т.д.)
- Что показывает числитель? знаменатель?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
На доске выписан ряд дробных чисел:
24/18, 1/2, 1/5, 6/5, 7/2, 5/20, 8/4, 6/6,
-Выберите из них:
-Правильные дроби;
-Неправильные дроби;
-Равные 1;
-Меньшие 1;
-Большие 1;
4. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Сейчас, мы поиграем в математическое лото. Каждый из вас получит карточку с одним примером. Надо найти результат и по таблице с алфавитом найти свою букву. Вычисления и результат вы записываете на карточке рядом с примером, а букву ищите на столе и прикрепляете на доске под номером своей карточки. На решение примера дается 2 минуты. Всем классом составляется фраза и выстраивается на доске. Если кто-то неправильно решит пример и найдёт не ту букву, то предложение не получится. Будьте внимательны!
Ученики решают карточки и составляют фразу «ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА – ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ»
- Скажите, а кто-то из вас знает, откуда эти слова? И почему сегодня на уроке они появились? (Год памяти и славы, отмечается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне)
- Великая Отечественная война сплотила всех русских людей. По всей стране были развешаны плакаты, которые говорили, что для фронта мы должны отдать всё, что у нас есть. И один из плакатов серии «Всё для фронта! Всё для победы!» нам показывает простых трудовых русских людей, которые создавали военную технику.
- Урок у нас сегодня необыкновенный! Он будет посвящен ДНЮ ПОБЕДЫ. И пусть слова этого плаката будут сегодня девизом нашего урока. А какую свою победу вы бы хотели одержать на нашем уроке? (решить сложные задачи, вспомнить и закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, решить что-то самостоятельно…)
- Я хочу, чтоб сейчас каждый из вас подумал, а какую свою победу вы бы хотели одержать на уроке, а в конце урока скажете, получилось ли у вас.
-Именно обыкновенные дроби помогут нам сегодня узнать что-то новое не только в математике, но и об истории нашего народа. Звучит отрывок песни: “Вставай, страна огромная!”
5. Применение знаний и умений учащихся.
- Война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.
Задача №1. Работа в парах.
План нападения на СССР был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года. Он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР. Какое название имел план Гитлера вы узнаете, решив данное задание.
Выполните задания и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
25 | 18 | 50 | 25 | 18 | 50 | 20 | 1/365 | 1/366 | 18 |
Б | A | P | Б | A | P | O | C | C | A |
А: В партизанском отряде 24 человека. 3/4 всех партизан составляли женщины. Сколько женщин было в партизанском отряде? (18)
Б: В отряде было 35 солдат, из них 5/7 составляли добровольцы. Сколько добровольцев было в отряде? (25)
О: Треть часа стояла тишина между боями. Сколько минут она длилась? (20)
Р: Танку надо было преодолеть расстояние 100 км. Он проехал половину своего пути. Сколько км проехал танк? (50)
С: Какую долю составляли сутки от военного года? (1/365 или 1/366)
- Что у вас получилось? Запомните это слово? План Барбаросса был назван в честь Фридриха Барбароссы, императора 12 века, который прославился своими завоевательными походами.
Работа в группах.
- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Блокада Ленинграда.
-Трудно пришлось всем в первые месяцы и годы войны. И на фронте, и в тылу. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. 872 дня держалась блокада Ленинграда.
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но больше всего умирало от голода. Была введена карточная система на продукты.
Задача № 1
Подсчитайте, сколько хлеба в сутки получали люди во время блокады, если рабочий получал 1/4 часть 1 буханки (1кг), служащий, иждивенец и дети до 12 лет – по 1/8 части буханки (1 кг).
Решение:
1) 1000: 4 = 250(г)
2) 1000: 8 = 125(г)
Ответ: 250 г, 125 г.
(проверка на слайде)
Шёл солдат – слуга отчизны,
Шёл солдат во имя жизни,
Землю спасая, мир защищая,
Шёл вперёд солдат.
(ФИЗМИНУТКА)
- Пошагайте на месте, как солдаты. Пройдите вокруг своего ряда.
Задача №2
В первый день солдаты прошли 5/25 всего пути, а во второй день 7/25. Известно, что за эти два дня солдаты прошли 36 км. Сколько километров составляет весь путь солдат?
Решение:
5/25+7/25 = 12/25 (всего пути)
36:12 = 3(км) – это 1/25 часть всего пути
3*25 = 75(км) – весь путь солдат
ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ УЧАЩИМИСЯ
Задача № 3
Оборона занимает прямоугольный участок местности. Линия обороны имеет длину 90 км. Одна из наибольшей стороны прямоугольника является передним краем и равна 3/9 линии обороны, а ширина – 3/6 большей стороны. Определить площадь участка обороны.
Решение
1) 90 : 9 * 3 = 30 (км) – одна сторона
2) 30 : 6 * 3 = 15 (км) – вторая сторона
3) 30 * 15 = 450 (км2)
(ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ )
Наша страна понесла огромные потери в той войне. Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров. Но наш народ выстоял и победил фашизм. Звучит песня “День Победы”.
(Беседа об участии в войне родственников учащихся (при наличии времени))
6.Рефлексия деятельности. Информация о домашнем задании.
О чем и о ком мы сегодня говорили на уроке?
-Что мы повторили на уроке по теме?
-С какими трудностями столкнулись в работе?
-Вспомните вопрос, какую свою победу вы одержали сегодня на уроке?
Продолжите фразу:
-я сегодня на уроке…….
-мне сегодня на уроке было сложно……, но я справился сам (или с помощью одноклассников)
-Я сегодня одержал победу при решении……
-Мне легко давались ….., потому что……
Домашнее задание.
Придумать задачу о войне с применением обыкновенных дробей. В дальнейшем будет создан сборник задач.
Приложение № 1 «Математическое лото»
Карточки с заданиями
1) | 8) 17 _ 11 13 13 | 15) 50 _ 2 7 7 | 22) 16 _ 8 7 7 |
2) | 9) 21 _ 3 5 5 | 16) | 23) 29 _ 3 5 5 |
3) | 10) | 17) | 24) 33 _ 3 6 6 |
4) | 11) 12 _ 4 3 3 | 18) | |
5) | 12) 21 _ 3 7 7 | 19) 26 _ 5 5 5 | |
6) | 13) 16 + 9 5 5 | 20) 111 _ 11 10 10 | |
7) 17 _ 3 5 5 | 14) | 21) | |
Приложение № 2 Ответы к математическому лото.
В | | | Ф | |
С | | Р | |
Ё | | О | |
Д | | Н | |
Л | | Т | |
Я | | А | |
В | | П | |
С | | О | |
Ё | | Б | |
Д | | Е | |
Л | | Д | |
Я | | Ы | |
Приложение № 3.
Каждый может за версту
Видеть ___________________ черту.
Над чертой – ____________________, знайте,
Под чертою – _________________________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать – ___________________________.
Приложение № 4. Задачи для работы в группах
ЗАДАЧА № 1
Подсчитайте, сколько хлеба в сутки получали люди во время блокады, если рабочий получал 1/4 часть 1 буханки (1кг), служащий, иждивенец и дети до 12 лет – по 1/8 части буханки (1 кг).
ЗАДАЧА №2
В первый день солдаты прошли 5/25 всего пути, а во второй день 7/25. Известно, что за эти два дня солдаты прошли 36 км. Сколько километров составляет весь путь солдат?
ЗАДАЧА № 3
Оборона занимает прямоугольный участок местности. Линия обороны имеет длину 90 км. Одна из наибольшей стороны прямоугольника является передним краем и равна 3/9 линии обороны, а ширина – 3/6 большей стороны. Определить площадь участка обороны.
Приложение № 5. Плакат «Всё для фронта! Всё для победы!»
Приложение № 6. План «Барбаросса». Работа в парах.
25 | 18 | 50 | 25 | 18 | 50 | 20 | 1/365 | 1/366 | 18 |
| | | | | | | | | |
А: В партизанском отряде 24 человека. 3/4 всех партизан составляли женщины. Сколько женщин было в партизанском отряде?
Б: В отряде было 35 солдат, из них 5/7 составляли добровольцы. Сколько добровольцев было в отряде?
О: Треть часа стояла тишина между боями. Сколько минут она длилась?
Р: Танку надо было преодолеть расстояние 100 км. Он проехал половину своего пути. Сколько км проехал танк?
С: Какую долю составляли сутки от военного года?