МБОУ СШ № 4
Разработка
раздела программы по теме
«Обыкновенные дроби»
Учитель математики: Лунина Т.А.
Р.п. Юганец
2014-15 учебный год
Методическая разработка раздела программы по математике для 5 класса по теме «Обыкновенные дроби» составлена на основе календарно-тематического планирования учебного материала по математике 5 класса (5 часов в неделю, всего 170 часов) составлено с учётом «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы/ автор - составитель В.И.Жохов. – М.: Мнемозина, 2010.
Литература.
Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.И.Жохов/ – М.: Мнемозина, 2009 г.
Чесноков А.С., Нешков К.И. ″ Дидактические материалы по математике для 5 класса – М.: Просвещение, 2009г.
Пояснительная записка
Понятие, как множество определяющих его свойств, фиксированное в мышлении человека, является одной из главных компонент содержания любого учебного предмета, в том числе – и математики.
Одно из первых математических понятий, с которым ребенок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое значение.
В школу обычно ребенок приходит, имея представление о натуральных числах. В процессе изучения математики понятие о числе постепенно расширяется. Это связано с практическим применением чисел – измерением величин. Для этих целей натуральных чисел оказывается недостаточно: не всегда единица величины укладывается целое число раз в измеряемой величине. Для того чтобы выразить результат любого измерения, необходимо расширить запас чисел, введя новые числа, отличные от чисел натуральных. Именно так появляются рациональные (т.е. дробные) числа, а затем и иррациональные, которые вместе образуют множество действительных чисел. На этом расширение понятия о числе не останавливается, а продолжается, поскольку это необходимо для других наук и самой математики.
Знакомство с понятием дробного числа происходит, как правило, в начальных классах. Затем понятие дроби расширяется и углубляется. В связи с этим, учителю необходимо хорошо владеть методами ознакомлении с дробными числами, обучению действиям, научить видеть взаимосвязи между множествами натуральных и рациональных чисел, и, в конечном счете, полноценному усвоению понятия рационального числа. Понятие дроби и действия с дробями не являются такими элементарными как представляется математикам и учителям математики. Нередко действия с дробями вызывают серьезные затруднения даже у старшеклассников и студентов. Поэтому проблема надежного и четкого усвоения понятия дроби и свойства дробей является актуальной.
Раздел программы по математике «Обыкновенные дроби» решает ряд целей обучения:
Предметные – систематическое развитие понятия числа; выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами.
Метапредметные – создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности.
Личностного развития – развитие логического мышления; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность; развитие интереса к математическому творчеству. Основной целью изучения раздела «Обыкновенные дроби» в 5 классе является познакомить каждого учащегося с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. Задачи изучения раздела:
Познавательные – познакомить учащихся с понятием «дробь»; формировать умения отмечать дробные числа на координатном луче; формировать умения читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия с дробями.
Развивающие – развивать восприятие, внимание, память; развивать умения сравнивать, анализировать; развивать навыки реализации теоретических знаний на практике.
Воспитательные – воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать вколлективе; содействовать рациональной организации труда.
Раздел «Обыкновенные дроби» подразделяется на два блока изучения темы:
1 блок – Окружность и круг. Доли и обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби.
Цели изучения блока:
Научить понимать, что такое доля, половина, треть, четверть; уметь записывать дроби, изображать дроби на координатном луче; ü Научить сравнивать дроби, выработать навык в сравнении дробей;
Научить определять правильные и неправильные дроби, сравнивать их с 1 2 блок – Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Цели изучения блока:
«Открыть» правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применять это правило при выполнении действий;
Научить записывать результат деления в виде дроби, натуральное число в виде дроби, делить сумму на число;
Научить определять, что такое смешанное число; выделять целую часть из неправильной дроби; смешанное число представлять в виде неправильной дроби
«Открыть» правило сложения и вычитания смешанных чисел
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями:
Младший подростковый возраст(возникновение чувства взрослости);
Учащиеся 5 классов обладают достаточно высоким уровнем развития восприятия: острота зрения, слуха, ориентировка на форму и цвет предмета.
Адаптационный период: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работает уже несколько учителей, у которых различные требования, стили ведения урока, отношения к учащимся.
Особенности восприятия учебного материала (реальность предметного мира, образно-знаковых систем, начало формирования абстрактного мышления
Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Обыкновенные дроби» Должны знать:
что называют окружностью, кругом, радиусом и диаметром окружности, соотношение между радиусом и диаметром,
что называют обыкновенной дробью, числителем и знаменателем,
как сравнивают дроби с равными знаменателями,
алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,
какие числа называют смешанными,
алгоритм выделения целой части из неправильной дроби,
алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби Должны уметь:
строить окружность, круг, радиус и диаметр окружности,
сравнивать дроби,
отличать правильные и неправильные дроби,
выполнять сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,
читать и записывать смешанное число, представлять его в виде неправильной дроби и наоборот,
выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
Используемые в образовательном процессе по разделу программы образовательные технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся Формы организации деятельности учащихся:
Технология индивидуального обучения
Дифференцированный подход
Фронтальная работа
Устная работа
Тестирование
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Методы обучения:
Беседа
Лекция
Поиск решения (по источнику передачи и восприятия информации)
Поисковая или частично-поисковая деятельности (по характеру деятельности учащихся), по степени управления – под руководством учителя
Контроля и самоконтроля – взаимоконтроль при выполнении упражнений у доски, в тетрадях, самоконтроль при выполнении диктантов, самостоятельных работ.
Место раздела «Обыкновенные дроби» в программе :
На изучение данного раздела отводится 23 часа при 5-часовой недельной нагрузке. Актуальность раздела программы связана с дальнейшим изучением десятичных дробей в программе 5 класса. Понятие дроби и действия с дробями не являются такими элементарными как представляется математикам и учителям математики. Нередко действия с дробями вызывают серьезные затруднения даже у старшеклассников и студентов. Поэтому проблема надежного и четкого усвоения понятия дроби и свойств дробей является актуальной.
Основной целью изучения раздела «Обыкновенные дроби» в 5 классе является познакомить каждого учащегося с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Календарно-тематическое планирование
| | §5. Обыкновенные дроби. 23 урока | |
79 | 22 | Окружность и круг. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.22, №874-877, 883 | |
80 | 22 | Окружность и круг. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.22, №878-882 | |
81 | 23 | Доли. Обыкновенные дроби. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.23, №925-928 | |
82 | 23 | Доли. Обыкновенные дроби. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.23, №929-932 | |
83 | 23 | Доли. Обыкновенные дроби. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.23 №933-936 | |
84 | 24 | Сравнение дробей. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.24, №965-969 | |
85 | 24 | Сравнение дробей. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.24, №970-972 | |
86 | 24 | Сравнение дробей. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.24, №965-969 | |
87 | 25 | Правильные и неправильные дроби. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. | п.25, №999-1002 №1003-1004 | |
88 | 25 | Правильные и неправильные дроби. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. | п.25, №999-1002 №1003-1004 | |
89 | | Обобщающий урок по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 | | | обобщающий | п.22-п.25, №990-992 | |
90 | | Контрольная работа № 8 по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 | | | Урок контроля знаний, умений и навыков | п.22-п.25, | |
91 | 26 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. | п.26, №1039-1041, | |
92 | 26 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. | п.26, №1042-1044 | |
93 | 26 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. | п.26, №1045-1048 | |
94 | 27 | Деление и дроби. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. | п.27, №1076-1079, №1080-1083 | |
95 | 27 | Деление и дроби. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. | п.27, №1076-1079, №1080-1083 | |
96 | 28 | Смешанные числа | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.28, №1109-1111 | |
97 | 28 | Смешанные числа | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала | П.28,№1112-1113 №1114 | |
98 | 29 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. Отработка умений и навыков | П.29, №1136-1138 | |
99 | 29 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | | | Уроки изучения и закрепления нового материала. Отработка умений и навыков | П.29, №1139-1141 | |
100 | | Обобщающий урок по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 | | | обобщающий | П.26-29, №1132-1134 | |
101 | | Контрольная работа № 9 по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 | | | Урок контроля знаний, умений и навыков | П.26-29, №1142-1143 | |