ГЛАВА 4. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Музыка как вид искусства
Планируемый результат: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; выражать своё отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;
- приводить примеры преобразующего влияния музыкального искусства;
- распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки как вида искусства, понимать их взаимосвязь с формой музыкальных произведений.
Умение: устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы, изобразительного искусства.
Задание 6 (комплексное, базовый
и повышенный уровни) бЦД^ЦсО
Прочитай стихотворение. V_
Осыпаются листья в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нём Показались повсюду просветы, И красив он в уборе своём, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука... Осень веет тоской, Осень веет разлукой.
(И. Бунин)
Назови созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выбери наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных (по выбору учителя). Поясни, что объединяет эти сочинения.
Произведения живописи
(с учётом особенностей программы могут быть
заменены учителем на равноценные) Т. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. В. Делфтский. Девушка, читающая письмо. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ. В. Борисов-Мусатов. Осенняя песнь; Майские цветы. А. Головин. Осень. И. Левитан. Весна. Большая вода. П. Филонов. Формула весны.
М. Врубель. Царевна-лебедь; Ангел с кадилом и свечой. М. Менъков. Симфония (скрипка). К. Чюрленис. Знаки зодиака; Сотворение мира.
Примечание. Для аргументированного ответа можно воспользоваться приведённой ниже таблицей и кратко охарактеризовать выразительные средства музыки и живописи.
Мелодия
|
Линия
|
Лад
|
Колорит
|
Метроритм
|
Ритм
|
Тембр
|
Цвет
|
Форма
|
Композиция
|
Описание правильного ответа: Базовый уровень:
- После чтения стихотворения названо музыкальное произве
дение лирического характера и соответствующего настроения
(например, «Осенняя песня» П. И. Чайковского, или «Осень» из
музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пуш
кина «Метель», или какая-либо песня и др.).
- Выбрана одна из предложенных учителем картин, созвучная
музыкальному произведению.
- На основе таблицы, приведённой в задании, даны краткие
пояснения о взаимосвязи между художественными образами
музыки, литературы, изобразительного искусства.
Повышенный уровень:
1. После чтения стихотворения названо не менее двух музыкальных произведений лирического характера и соответствующего настроения (например, «Осенняя песня» П. И. Чайковского, или «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», или какая-либо песня и др.).
- Выбрана одна из предложенных учителем картин, созвуч
ная музыкальному произведению.
- На основе таблицы, приведённой в задании, даны развёрну
тые пояснения о взаимосвязи между художественными обра
зами музыки, литературы, изобразительного искусства.
Критерии достижения планируемого результата: Базовый уровень:
- Верно названо одно музыкальное сочинение, соответст
вующее художественно-образному содержанию прочитанного
стихотворения.
- Верно подобрано произведение живописи, созвучное
художественно-образному содержанию музыки.
- Даны краткие пояснения о том, что объединяет эти
произведения различных видов искусства.
Повышенный уровень:
- Верно названо не менее двух музыкальных сочинений,
соответствующих художественно-образному содержанию про
читанного стихотворения.
- Верно подобрано произведение живописи, созвучное
художественно-образному содержанию музыки.
- Даны развёрнутые пояснения о том, что объединяет
эти произведения различных видов искусства.
Примечание. В задании допускаются варианты. Например, может быть предложено музыкальное произведение, к которому учащиеся подбирают созвучный поэтический и живописный образы, или репродукция картины, к которой надо подобрать музыкальное произведение. Например: какое из музыкальных произведений — «Весна» А. Вивальди, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, «Весенние воды» С. В. Рахманинова, «Весна» Г. В. Свиридова -в большей степени созвучно картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (или картине П. Н. Филонова «Формула весны»)?
Конспект урока:
Ребята, на доске написано стихотворение Ивана Бунина про осень. После того, как мы с вами его прочитаем, вы определите, какому рисунку из ниже приведенных она больше подходит. (читаю стих.)
Прочитай стихотворение.
Осыпаются листья в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой.
(И. Бунин)
Назови созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выбери наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных (по выбору учителя). Поясни, что объединяет эти сочинения.
Произведения живописи:
В. Делфтский. Девушка, читающая письмо.
А. Головин. Осень.
К. Чюрлёнис. Сотворение мира.
Итак, какие картины больше по смыслу подходят для этого стихотворения? И второе задание: какие музыкальные произведения известных композиторов вы можете привести в пример? И почему ты так думаешь?
Сейчас послушаем произведение ,а выберете к какой картине будет подходить данная музыка.
1. «Осенняя песня» П. И. Чайковского
Просмотр содержимого документа
«Музыка как вид искусства»