-Давайте вспомним, что такое мелодия? (ответ детей) -Музыка обладает своим особенным языком-языком звуков. У нее тоже есть свои выразительные средства. Главное из них- мелодия. -Сегодня мы познакомимся с композитором, пианистом, дирижером С.В.Рахманиновым. (Показываю портрет). слайд № 3,4 — Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же, как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, прелюдиях и романсах С.Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А.Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы. Слайд 5 Современники С.Рахманинова предполагали, что в концерте №3 для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. «Первая тема моего 3 концерта, — писал Рахманинов, — ни из народных, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!»)(обращаю внимание детей на нотную запись рядом с портретом). Слайд 6, 7 -Обратите внимание на нотную строчку. Это начало «Концерта №3 для фортепиано с оркестром» С.В.Рахманинова. Послушайте, как она звучит на фортепиано. (исполняю строчку на фортепиано) (Обращаем внимание на небольшой диапазон, постепенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть.) -Давайте пропоем ее на слог «лю» (пропеваем вместе на слог) -Давайте с вами споем эту мелодию a`cappella — что это значит (Поем) -А теперь споем под аккомпанемент. Будьте внимательны, я буду играть только аккомпанемент, а вы поете мелодию. (Поем) -Пожалуйста, сядьте как слушатели и проследите за этой мелодией «Концерта №3 для фортепиано с оркестром» - как она будет развиваться. Найдите подходящие слова в словаре. (Раздаю словарь эстетических эмоций) Приложение 1 (Слайд 8) Слушаем «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинов https://www.youtube.com/watch?v=XTn2iUgHf Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, Сергея Рахманинова был написан в 1909 году и является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений автора. -главная мелодия звучит сначала у солиста – пианиста, а затем её «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. Солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта. -Какой характер у произведения? -А кто мне скажет, что такое концерт? -Ребята, давайте вспомним мелодию русского композитора Чайковского «Симфония №4, 2 часть». Послушаем как она звучит https://www.youtube.com/watch?v=m9wslny4z Вспоминаем, пропеваем мелодию -Давайте сравним её с мелодией Рахманинова, что у них общего? -Они похожи на народные? (делаем вывод, что обе мелодии интонационно схожие и похожи на народные) | -Мелодия — последовательность звуков, которые образуют напев, песню. - a`cappella – без сопровождения, как в капелле. Работа со Словарём эстетических эмоций. Подбор подходящих эпитетов. (ответы детей) (в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.) | Познавательные:извлечение необходимой информации. Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности, потребность в самовыражении и самореализации. Регулятивные: планирование, оценка, саморегуляция. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом в хоровом исполнении музыки . умение слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, участие в вокально-хоровой работе |