СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка и природа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сердце и душа, любовь и счастье, честь и совесть, дружба и братство – вот те немногие понятия, на которые привык опираться человек, анализируя  поступки. Природа и музыка – одни из таких понятий. Они вечны, незыблемы, неделимы и всегда современны.

Если рассмотреть творчество настоящего поэта, писателя, музыканта, то мы увидим, что стихи о природе наполнены музыкой, а музыка о природе-  поэтична.

Мы, читатели и слушатели, ощущаем, что неживое, нарицательное, неодушевленное становится живым, ощутимым, умеющим передавать мысли, пробуждать самые лучшие человеческие чувства.

           Обратившись к  музыке и поэзии о природе и познакомившись с биографией наших композиторов и поэтов, то заметно, что большинство из них провели свое детство в деревне, которая формировала их личность и миросозерцание,  а впоследствии все это отразилось в их творчестве - музыке и поэзии.

Такую мыслящую и чувственную природу я нахожу в произведениях величайшего русского композитора С.Рахманинова, который знаком мне с детства. С.Рахманинов воспитан в краю лесном, речном и озерном. Этот сказочный, чудесный, былинный край – источник его вдохновения.

Во многих музыкальных произведениях Рахманинова больше печали, чем радости. В далеком детстве однажды картина спиленной на глазах у Сережи вековой ели больно ранила его душу; мальчик закричал; эта душевная боль ощущается во многих его произведениях, особенно тех, которые были созданы в эмиграции. Третья симфония С. Рахманинова   наполнена  задушевным, пейзажно-русским, глубоко родным…

Слушаю музыку… Звуки вливаются в мою душу и заполняют ее целиком. И я чувствую – вот она, Природа. Становится понятным ее бесконечное очарование. Вечный неисчерпаемый клад прекрасного хранит она в своих недрах и отдает человеку вдохновенному, неравнодушному, умеющему передать всю ее прелесть в звуках и словах.

Не менее сильные эмоции рождают во мне произведения А.П. Чехова. В лирических напряженных интонациях и образах «Степи» передо мной возникает мотив бесполезно гибнущей красоты. В этой красоте чувствую тоску, как будто сама степь осознает, что она одинока, что богатство ее гибнет даром для мира. Она просит певца, который сможет воспеть ее. Впечатлительному человеку открывается не только красота природы, вся поэзия степи, но ему еще слышится ее музыка. Ведь это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

Слушайте музыку слов и мелодию природы! Видеть, слышать, любить природу и музыку, проникать в их тайны дано не каждому человеку. Но, прикоснувшись к их глубинам, уже невозможно лукавить и лицедействовать. Это опора, которая позволяет человеку остаться Человеком, «не сгинуть» в водовороте пошлости и лицемерия.

Сердце и душа, любовь и счастье, честь и совесть, дружба и братство – вот те немногие понятия, на которые привык опираться человек, анализируя  поступки. Природа и музыка – одни из таких понятий. Они вечны, незыблемы, неделимы и всегда современны.

Если рассмотреть творчество настоящего поэта, писателя, музыканта, то мы увидим, что стихи о природе наполнены музыкой, а музыка о природе-  поэтична.

Мы, читатели и слушатели, ощущаем, что неживое, нарицательное, неодушевленное становится живым, ощутимым, умеющим передавать мысли, пробуждать самые лучшие человеческие чувства.

           Обратившись к  музыке и поэзии о природе и познакомившись с биографией наших композиторов и поэтов, то заметно, что большинство из них провели свое детство в деревне, которая формировала их личность и миросозерцание,  а впоследствии все это отразилось в их творчестве - музыке и поэзии.

Такую мыслящую и чувственную природу я нахожу в произведениях величайшего русского композитора С.Рахманинова, который знаком мне с детства. С.Рахманинов воспитан в краю лесном, речном и озерном. Этот сказочный, чудесный, былинный край – источник его вдохновения.

Во многих музыкальных произведениях Рахманинова больше печали, чем радости. В далеком детстве однажды картина спиленной на глазах у Сережи вековой ели больно ранила его душу; мальчик закричал; эта душевная боль ощущается во многих его произведениях, особенно тех, которые были созданы в эмиграции. Третья симфония С. Рахманинова   наполнена  задушевным, пейзажно-русским, глубоко родным…

Слушаю музыку… Звуки вливаются в мою душу и заполняют ее целиком. И я чувствую – вот она, Природа. Становится понятным ее бесконечное очарование. Вечный неисчерпаемый клад прекрасного хранит она в своих недрах и отдает человеку вдохновенному, неравнодушному, умеющему передать всю ее прелесть в звуках и словах.

Не менее сильные эмоции рождают во мне произведения А.П. Чехова. В лирических напряженных интонациях и образах «Степи» передо мной возникает мотив бесполезно гибнущей красоты. В этой красоте чувствую тоску, как будто сама степь осознает, что она одинока, что богатство ее гибнет даром для мира. Она просит певца, который сможет воспеть ее. Впечатлительному человеку открывается не только красота природы, вся поэзия степи, но ему еще слышится ее музыка. Ведь это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

Слушайте музыку слов и мелодию природы! Видеть, слышать, любить природу и музыку, проникать в их тайны дано не каждому человеку. Но, прикоснувшись к их глубинам, уже невозможно лукавить и лицедействовать. Это опора, которая позволяет человеку остаться Человеком, «не сгинуть» в водовороте пошлости и лицемерия.

 

Сердце и душа, любовь и счастье, честь и совесть, дружба и братство – вот те немногие понятия, на которые привык опираться человек, анализируя  поступки. Природа и музыка – одни из таких понятий. Они вечны, незыблемы, неделимы и всегда современны.

Если рассмотреть творчество настоящего поэта, писателя, музыканта, то мы увидим, что стихи о природе наполнены музыкой, а музыка о природе-  поэтична.

Мы, читатели и слушатели, ощущаем, что неживое, нарицательное, неодушевленное становится живым, ощутимым, умеющим передавать мысли, пробуждать самые лучшие человеческие чувства.

           Обратившись к  музыке и поэзии о природе и познакомившись с биографией наших композиторов и поэтов, то заметно, что большинство из них провели свое детство в деревне, которая формировала их личность и миросозерцание,  а впоследствии все это отразилось в их творчестве - музыке и поэзии.

Такую мыслящую и чувственную природу я нахожу в произведениях величайшего русского композитора С.Рахманинова, который знаком мне с детства. С.Рахманинов воспитан в краю лесном, речном и озерном. Этот сказочный, чудесный, былинный край – источник его вдохновения.

Во многих музыкальных произведениях Рахманинова больше печали, чем радости. В далеком детстве однажды картина спиленной на глазах у Сережи вековой ели больно ранила его душу; мальчик закричал; эта душевная боль ощущается во многих его произведениях, особенно тех, которые были созданы в эмиграции. Третья симфония С. Рахманинова   наполнена  задушевным, пейзажно-русским, глубоко родным…

Слушаю музыку… Звуки вливаются в мою душу и заполняют ее целиком. И я чувствую – вот она, Природа. Становится понятным ее бесконечное очарование. Вечный неисчерпаемый клад прекрасного хранит она в своих недрах и отдает человеку вдохновенному, неравнодушному, умеющему передать всю ее прелесть в звуках и словах.

Не менее сильные эмоции рождают во мне произведения А.П. Чехова. В лирических напряженных интонациях и образах «Степи» передо мной возникает мотив бесполезно гибнущей красоты. В этой красоте чувствую тоску, как будто сама степь осознает, что она одинока, что богатство ее гибнет даром для мира. Она просит певца, который сможет воспеть ее. Впечатлительному человеку открывается не только красота природы, вся поэзия степи, но ему еще слышится ее музыка. Ведь это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

Слушайте музыку слов и мелодию природы! Видеть, слышать, любить природу и музыку, проникать в их тайны дано не каждому человеку. Но, прикоснувшись к их глубинам, уже невозможно лукавить и лицедействовать. Это опора, которая позволяет человеку остаться Человеком, «не сгинуть» в водовороте пошлости и лицемерия.

 

Сердце и душа, любовь и счастье, честь и совесть, дружба и братство – вот те немногие понятия, на которые привык опираться человек, анализируя  поступки. Природа и музыка – одни из таких понятий. Они вечны, незыблемы, неделимы и всегда современны.

Если рассмотреть творчество настоящего поэта, писателя, музыканта, то мы увидим, что стихи о природе наполнены музыкой, а музыка о природе-  поэтична.

Мы, читатели и слушатели, ощущаем, что неживое, нарицательное, неодушевленное становится живым, ощутимым, умеющим передавать мысли, пробуждать самые лучшие человеческие чувства.

           Обратившись к  музыке и поэзии о природе и познакомившись с биографией наших композиторов и поэтов, то заметно, что большинство из них провели свое детство в деревне, которая формировала их личность и миросозерцание,  а впоследствии все это отразилось в их творчестве - музыке и поэзии.

Такую мыслящую и чувственную природу я нахожу в произведениях величайшего русского композитора С.Рахманинова, который знаком мне с детства. С.Рахманинов воспитан в краю лесном, речном и озерном. Этот сказочный, чудесный, былинный край – источник его вдохновения.

Во многих музыкальных произведениях Рахманинова больше печали, чем радости. В далеком детстве однажды картина спиленной на глазах у Сережи вековой ели больно ранила его душу; мальчик закричал; эта душевная боль ощущается во многих его произведениях, особенно тех, которые были созданы в эмиграции. Третья симфония С. Рахманинова   наполнена  задушевным, пейзажно-русским, глубоко родным…

Слушаю музыку… Звуки вливаются в мою душу и заполняют ее целиком. И я чувствую – вот она, Природа. Становится понятным ее бесконечное очарование. Вечный неисчерпаемый клад прекрасного хранит она в своих недрах и отдает человеку вдохновенному, неравнодушному, умеющему передать всю ее прелесть в звуках и словах.

Не менее сильные эмоции рождают во мне произведения А.П. Чехова. В лирических напряженных интонациях и образах «Степи» передо мной возникает мотив бесполезно гибнущей красоты. В этой красоте чувствую тоску, как будто сама степь осознает, что она одинока, что богатство ее гибнет даром для мира. Она просит певца, который сможет воспеть ее. Впечатлительному человеку открывается не только красота природы, вся поэзия степи, но ему еще слышится ее музыка. Ведь это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

Слушайте музыку слов и мелодию природы! Видеть, слышать, любить природу и музыку, проникать в их тайны дано не каждому человеку. Но, прикоснувшись к их глубинам, уже невозможно лукавить и лицедействовать. Это опора, которая позволяет человеку остаться Человеком, «не сгинуть» в водовороте пошлости и лицемерия.

 

Сердце и душа, любовь и счастье, честь и совесть, дружба и братство – вот те немногие понятия, на которые привык опираться человек, анализируя  поступки. Природа и музыка – одни из таких понятий. Они вечны, незыблемы, неделимы и всегда современны.

Если рассмотреть творчество настоящего поэта, писателя, музыканта, то мы увидим, что стихи о природе наполнены музыкой, а музыка о природе-  поэтична.

Мы, читатели и слушатели, ощущаем, что неживое, нарицательное, неодушевленное становится живым, ощутимым, умеющим передавать мысли, пробуждать самые лучшие человеческие чувства.

           Обратившись к  музыке и поэзии о природе и познакомившись с биографией наших композиторов и поэтов, то заметно, что большинство из них провели свое детство в деревне, которая формировала их личность и миросозерцание,  а впоследствии все это отразилось в их творчестве - музыке и поэзии.

Такую мыслящую и чувственную природу я нахожу в произведениях величайшего русского композитора С.Рахманинова, который знаком мне с детства. С.Рахманинов воспитан в краю лесном, речном и озерном. Этот сказочный, чудесный, былинный край – источник его вдохновения.

Во многих музыкальных произведениях Рахманинова больше печали, чем радости. В далеком детстве однажды картина спиленной на глазах у Сережи вековой ели больно ранила его душу; мальчик закричал; эта душевная боль ощущается во многих его произведениях, особенно тех, которые были созданы в эмиграции. Третья симфония С. Рахманинова   наполнена  задушевным, пейзажно-русским, глубоко родным…

Слушаю музыку… Звуки вливаются в мою душу и заполняют ее целиком. И я чувствую – вот она, Природа. Становится понятным ее бесконечное очарование. Вечный неисчерпаемый клад прекрасного хранит она в своих недрах и отдает человеку вдохновенному, неравнодушному, умеющему передать всю ее прелесть в звуках и словах.

Не менее сильные эмоции рождают во мне произведения А.П. Чехова. В лирических напряженных интонациях и образах «Степи» передо мной возникает мотив бесполезно гибнущей красоты. В этой красоте чувствую тоску, как будто сама степь осознает, что она одинока, что богатство ее гибнет даром для мира. Она просит певца, который сможет воспеть ее. Впечатлительному человеку открывается не только красота природы, вся поэзия степи, но ему еще слышится ее музыка. Ведь это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

Слушайте музыку слов и мелодию природы! Видеть, слышать, любить природу и музыку, проникать в их тайны дано не каждому человеку. Но, прикоснувшись к их глубинам, уже невозможно лукавить и лицедействовать. Это опора, которая позволяет человеку остаться Человеком, «не сгинуть» в водовороте пошлости и лицемерия.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Музыка и природа»

Времена года ГБОУ СО «Школа АОП № 1 город Саратов» Составитель: учитель Елисеев Г.Н. 2016-2017 учебный год

Времена года

ГБОУ СО «Школа АОП № 1 город Саратов»

Составитель: учитель Елисеев Г.Н.

2016-2017 учебный год

композиторы о природе 1. П. И. Чайковский – цикл

композиторы о природе

1. П. И. Чайковский – цикл "Времена года"-12 пьес.

2. А. Вивальди – концерты "Времена года"-4 концерта.

3. М. П. Мусоргский – вступление к опере "Хованщина" - Рассвет на Москве-реке.

4. Э. Григ – Утро из 1 сюиты "Пер Гюнт".

5. Н. А. Римский-Корсаков – "Океан - море синее" - вступление к опере Садко.

6. С. В. Рахманинов – романс "Весенние воды".

7. Йозеф Гайдн-«Сотворение мира» и «Времена года»

Времена года

Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (Зима) Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал... (снег) Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это — зимние... (метели) Заметает в парке тропы, Собирает снег в сугробы. Кто же эта незнакомка, Догадались вы? (Поземка) В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий... (лед) зима

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)

зима

*** Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький.  (Подснежник) *** В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка.  (Ручеек) *** Не пешеход, а идёт. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка?  (Дождь) *** Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) весна
  • ***

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

  • ***

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

  • ***

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

  • ***

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

весна

В дверь взойдет В трубу вылетит  (Лето) * * * Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти.  (Радуга) * * * Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём.  (Роса) * * * Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет.  (Дождь) лето

В дверь взойдет

В трубу вылетит

(Лето)

  • * * *

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти.

(Радуга)

  • * * *

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)

* * *

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь)

лето

«Осень… последние теплые дни – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур. В прогретом воздухе летают тонкие, серебристые паутинки, на них жучки-почтальоны несут кому-то долгожданные известия». осень
  • «Осень… последние теплые дни – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур. В прогретом воздухе летают тонкие, серебристые паутинки, на них жучки-почтальоны несут кому-то долгожданные известия».

осень

Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем!  (сентябрь) * Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй?  (октябрь ) * Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало — Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?  (ноябрь) Определи месяц

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

*

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь )

*

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(ноябрь)

Определи месяц

Уже краснела зорька И солнышко вставало, И разгорался ярко Чудесный летий день. Хорошая погода На улице стояла, Стояла опершися Спиною об плетень. Но облака приплыли И солнышко прикрыли, И набежали тени От темных облаков. Хорошая погода На улице стояла. Хорошая погода, Куда ж она пропала? Неужто испугалась, Неужто убежала, Неужто ускакала Как зайчик от волков? Какого цвета каждое время года?

Уже краснела зорька

И солнышко вставало,

И разгорался ярко

Чудесный летий день.

Хорошая погода

На улице стояла,

Стояла опершися

Спиною об плетень.

Но облака приплыли

И солнышко прикрыли,

И набежали тени

От темных облаков.

Хорошая погода

На улице стояла.

Хорошая погода,

Куда ж она пропала?

Неужто испугалась,

Неужто убежала,

Неужто ускакала

Как зайчик от волков?

Какого цвета каждое время года?

Напиши ответ…

Напиши ответ…

А на дворе уже весна... Растаял снег и травка зеленеет. В мое окно глядит луна И быстро так на улице темнеет. нежданно первая звезда Должна на небе скоро появится. Пусть освещает путь она Всем тем, кто может заблудиться. Весь город вдруг укрылся тишиной. Из домика напротив дым струится. И кажется на свете ты одна... Я знаю, что мне нужно спать ложиться. Я просидеть готова так всю ночь И любоваться дивною природой. От боли в сердце закричала б во всю мочь, Вот только жаль - на улице ж хорошая погода! Определи время года и нарисуй весну.

А на дворе уже весна...

Растаял снег и травка зеленеет.

В мое окно глядит луна

И быстро так на улице темнеет.

нежданно первая звезда

Должна на небе скоро появится.

Пусть освещает путь она

Всем тем, кто может заблудиться.

Весь город вдруг укрылся тишиной.

Из домика напротив дым струится.

И кажется на свете ты одна...

Я знаю, что мне нужно спать ложиться.

Я просидеть готова так всю ночь

И любоваться дивною природой.

От боли в сердце закричала б во всю мочь,

Вот только жаль - на улице ж хорошая погода!

Определи время года и нарисуй весну.

подумай Какое время года?

подумай

Какое время года?

Чтоб закаты и восходы Вдохновляли часто вас, Пусть прекрасная погода Будет с вами каждый час! И в пути, и на привале, И на суши, и в воде – Где бы вы ни побывали, Пусть она вас ждет везде! Пусть утром солнышко встречает, И всё вокруг обогревает. У тучек будет выходной, Ведь, этот день сегодня твой. Пусть радует тебя погода, И бесподобная природа. И пусть проявит дождик лень. Сегодня тёплым будет день! Погоды хорошей желаю тебе. Чтоб день провести в золотистом тепле. Под лучиком солнца на небо смотреть, И радостно душу любовью согреть. Хорошей погоде ты рада всегда. Пусть будет сегодня такою она! Чтоб ты настроенье подняла себе, И весело шла по зелёной земле Подумай и запиши времена года

Чтоб закаты и восходы

Вдохновляли часто вас,

Пусть прекрасная погода

Будет с вами каждый час!

И в пути, и на привале,

И на суши, и в воде –

Где бы вы ни побывали,

Пусть она вас ждет везде!

Пусть утром солнышко встречает,

И всё вокруг обогревает.

У тучек будет выходной,

Ведь, этот день сегодня твой.

Пусть радует тебя погода,

И бесподобная природа.

И пусть проявит дождик лень.

Сегодня тёплым будет день!

Погоды хорошей желаю тебе.

Чтоб день провести в золотистом тепле.

Под лучиком солнца на небо смотреть,

И радостно душу любовью согреть.

Хорошей погоде ты рада всегда.

Пусть будет сегодня такою она!

Чтоб ты настроенье подняла себе,

И весело шла по зелёной земле

Подумай и запиши времена года

Итоги урока

Итоги урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!