Урок 5 класс. УМК под ред. В.В. Бабайцевой
Тема: Словосочетания.
Сочинительные и подчинительные словосочетания.
Цели урока:
отличать словосочетания от слов и предложений;
определять типы словосочетаний по строению и значению (сочинительные и подчинительные);
научить детей правильно и быстро устанавливать связи между словами;
строить словосочетания, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости, уместно использовать их в предложении, тексте.
Ход урока.
1. Побуждение к действию
Интеллектуальная разминка
А) Что лишнее?
1. У земли 2. Возле сада 3. Пушистый снег 4. Перед домом
Б) Обоснуйте (объясните) свой выбор.
пушистый снег – это словосочетания
Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
О словосочетании
2. Постановка проблемы
- Можно ли составить из этих слов словосочетания, не изменяя формы слова? Что надо сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания?
Помогать, друг;
чудесный, картина;
просить, помощь;
мороз, солнце;
ВЫВОД: Нет. Необходимо изменить форму слов или добавить предлоги.
Н: помогать другу – помощь друзей;
чудесная картина;
просить помощи;
мороз и солнце
3. - Открываем опорный конспект, раздел «Синтаксис»
Записываем:
По строению и значению СЛОВОСОЧЕТАНИЯ делятся
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ
× (равноправные)
(главное + зависимое) сущ + сущ
Сущ× + прил мороз и солнце
День× чудесный
Глаг× +сущ
Построили дом
Глаг ×+ наречие
Построили довно
Сущ ×+сущ
Дом у реки
- Связь между словами в словосочетаниях выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией
4. Актуализация опорных знаний
- Что по этой теме вам уже знакомо?
Опрос
- В словосочетании от одного слова к другому … (задается вопрос)
- Словосочетание состоит из главного и … (зависимого слов)
- Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что,… (они оба главные члены – грамматическая основа предложения)
5. Закрепление
Упр. 272
6. Работа по культуре и развитию речи.
– Ребята сейчас на улице очень холодно, и естественно, что мы все стараемся потеплее одеться. А вы задумывались когда-нибудь, как правильно сказать: "Одеть шубу или надеть шубу"? Поднимите руку, кто считает...
Обратимся к упр.275 на стр.85
7. Осложнённое списывание. Или УСТНО (Пропедевтика паронимов)
Девочка (одела, надела) зимнее пальто.
Собираясь гулять, я (надела, одела) тёплый шарф.
Войдя в автобус, я сразу (оплатил, заплатил) за проезд.
Кондуктор громко сказал: "(оплатите, заплатите) проезд!"
Мама поставила в моём дневнике (подпись, роспись).
8. РЕФЛЕКСИЯ – Закончите фразы:
- Надо запомнить, что ...
- Меня удивило...
- Я узнал, что...
- Впоследствии мне пригодится...
- Вызвало затруднение...
- Дома надо закрепить…