Тема урока: Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Цели урока: 1) закрепить знание основных видов словосочетаний; совершенствовать умение на практике;
2) научить различать виды словосочетаний и способы подчинительной связи;
3) содействовать воспитанию нравственных качеств.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова.
План урока
1 | Вступительное слово учителя | 2 |
2 | Опорное повторение (основные виды синтаксической связи, способы подчинительной связи, проверка домашнего задания). | 18 |
3 | Изучение новой темы «Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные», выполнение упражнений 57, 58 | 20 |
4 | Домашнее задание | 2 |
5 | Итог урока (обобщение и выводы) | 3 |
Ход урока:
Учитель: ребята, сегодня мы с вами изучим тему «Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные».
Ученики записывают тему и число в тетради.
Учитель: прежде, чем приступить к новой теме, проверим домашнее задание и вспомним, способы подчинительной связи?
Ученики: записывают диктант.
Гаснут над лесом; музыка утра; один из нас; предутренний час; поднимаются в небо; проснувшиеся птички; лесная музыка, среди бузины, собирать песни, стрелы молний, студить воду, тёплые края, глухо гудеть, становиться таинственнее.
Учитель: Словосочетание — это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу:
Встретить родителей; дождь или град.
Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него.
Так, из предложения Алое сияние долго стояло над землёю выделяем прежде всего грамматическую основу, а затем словосочетания: грамматическая основа: сияние стояло; словосочетания: 1) алое сияние 2) стояло над землёю; 3) стояло долго.
По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные.
В предложении больше подчинительных словосочетаний, в которых одно слово является главным (от него и задаётся вопрос), а другое — зависимым. В предложении Алое сияние долго стояло над землёю
существительное сияние распространяется прилагательным, образуя подчинительное словосочетание: алое сияние; глагол подчиняет себе существительные, образуя словосочетания: стояло над землёю и стояло долго.
В речи встречаются подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению. Такие словосочетания являются синонимичными. Например: девушка из города — городская девушка; сцена театра — театральная сцена; пожар в лесу — лесной пожар; берег моря — морской берег и др. Однако такая взаимозаменяемость возможна не всегда: так, словосочетание исторический день нельзя заменить сочетанием день истории, словосочетание день в лесу не имеет синонимичного лесной день.
В сочинительных словосочетаниях нет главных и зависимых слов. В этих словосочетаниях объединяются равноправные слова: нельзя задать вопрос от одного слова к другому.
Сочинительные словосочетания обычно состоят из слов, относящихся к одной части речи: день и ночь, гудит и воет; осенний, но тёплый; однообразно и уныло и др.
В состав подчинительных словосочетаний сочинительные словосочетания входят как одна часть — главная или зависимая: (чётко и выразительно) читать
Сочинительные словосочетания занимают позицию (место) одного члена предложения, образуя ряды однородных членов:
подлежащие: Благородство, бескорыстие, уважение к достоинству каждого человека, верность идеалам добра и справедливости, строгость и требовательность к себе — вот черты истинного интеллигента;
сказуемые: Герои этого романа не суетились, не ловчили, не лгали, не шли против совести;
второстепенные члены предложения: Зло можно победить лишь любовью, добром и состраданием.
Ученики: обращаются к §159 на странице 203.
Учитель: Ребята, обратимся к упражнению 58
Ученики: выполняют упр. в тетрадях.
Учитель: Ребята, давайте выполним упражнение 57.
Ученики: делают упражнение в тетрадях.
Домашнее задание: § 159, упражнение 60.
Подведение итогов урока: Что называется словосочетанием? Чем отличаются сочинительные и подчинительные словосочетания?
Какие способы подчинительной связи вы знаете? Какие словосочетания называются синонимичными?
Комментирование и выставление оценок.