Учитель: (На доске расположен лист бумаги темного цвета) . – Ребята, посмотрите, что я сейчас сделала? (кистью провожу на бумаге зигзагообразную линию, использую белый цвет). - Опишите её словами. Какие ассоциации у вас возникли? На что похоже?– А теперь я добавлю к этой линии серые пятна. Что произошло с композицией? Ученики: Появилась ощущение тревоги и грозового неба. Учитель: К этой композиции я добавляю красный цвет. Что изменилось? Ученики: Цвет привлёк внимание, обострил восприятие, придал композиции образ. Учитель: Правильно, теперь композиции можно дать название! Придумайте, какое? Ученики: Гроза, молния, непогода. Учитель: Т.е. цвет эмоционально – образно и чувственно стал воздействовать на вас! – Для того чтобы правильно пользоваться цветом надо знать законы цветовой композиции. Их мы называем цветоведением. Зная, законы цветоведения вы сможете применять эти знания в практической деятельности. Этому и будем с вами учиться! Как изменится наше настроение без цвета? Какие чувства мы будем испытывать? Ученики: Люди станут печальными, будут казаться усталыми, скучно жить в сером мире. Учитель: Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам. Цвет - элемент композиционного творчества. Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться. Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности. Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе? Это форма предмета и его цвет.) Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний. Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок. Как называются эти цвета? Назовите их. Ученики: Основные цвета: это красный, желтый, синий. Учитель: Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете? Ученики: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок. Учитель: Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную. Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета. Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость. Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний. Определите в какой гамме выполнены данные произведения? Учащиеся выполняют задание. При составлении композиции важно не только эмоционально-чувственное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения. Очень велика роль цвета в плоскостной композиции. Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным. Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.) Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы. Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес. Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны. |