СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: М. Ю. Лермонтов « Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 5 классе

 Тема урока: М. Ю.  Лермонтов « Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цель урока – помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных;

Планируемые образовательные результаты:

1.  Личностные:  совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства патриотизма за историческое прошлое нашей страны.

 

 2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные:  понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

 

регулятивные:  продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

 

коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

 

    3. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

                - расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;

                -понять    стихотворение  «Бородино»,  его тему, идею произведения;

    - членение текста на композиционные части.

 

Тип урока – усвоения новых знаний.

________________________________________________________________________________

 

Основные понятия: тема и идея стихотворения патриотизм, мужество, героизм, отвага, храбрость, самопожертвование.

Основные ресурсы урока: учебник «Литература 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной

« Поурочные разработки» под редакцией В. Я. Коровиной

Дополнительные ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика и на группу)

- листы взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);

 –  компьютер, проектор,  презентация.

                                                                     Ход урока

 

1 этап  Орг. момент.  Здравствуйте дети, уважаемые гости!  Сегодня на уроке мы окунёмся в далёкое прошлое и узнаем великие деяния наших  предков.

Проверятся   наличие  учебных материалов на рабочем столе.

 

 2 этап урока Мотивация:  Внимание на экран.

Слайды презентации,  звучит боевой марш  (слайды 1-13)

Вопросы:   1. Что объединяет эти слайды?

2. Что такое война?

3. От кого необходимо защищать Родину?

4. Как называют людей, встающих на защиту Отечества?

(защитник, богатырь, солдат, армеец).

 

Целевая установка: На уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ - вот почему войну 1812г. называют Отечественной.

 

 Вопрос:  Как вы думаете, ребята,  с чем будет связана наша тема урока? (с войной, с защитой Родины)

  Работа с рабочей тетрадью. Запись числа и  темы урока

М. Ю.  Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос (приподнятость) стихотворения.  Слайд №15

3 этап урока  Актуализация знаний.

 

Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес поэта  к истории России)

Вводная беседа:

1.  Какие произведения Лермонтова вы читали  в начальной  школе?

2. Что вам известно о жизни  и творчестве этого русского поэта?

3. Какую  знаменательную дату мы отмечали в октябре 2014 года? ( 200 –летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова).

 

4 этап урока   Целеполагание и планирование

1. Сформулируйте цели нашего урока. На уроке мы сможем:

 

Познакомиться  с …

Прочитать….

Понять…

Узнать…

Научиться…

 

Цели урока:  - расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;

   -понять    о чём  стихотворение  «Бородино»,

 - научиться формулировать  тему, идею произведения;

 

План. (в рабочих листах)

1. Слово о писателе.

2.  Историческая основа стихотворения

3. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

 

 

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

 Биография  М. Ю. Лермонтова (презентация   слайды № 16 -23)

Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстами,   дополнительным материалом;

Опережающее задание- работа групп.

-детство М. Ю. Лермонтова;

-детские увлечения, талант поэта;

- годы учёбы поэта;

-история создания  стихотворения  «Бородино».

ЗНАКОМСТВО С ФАКТАМИ ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА.

1-ый ученик:

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия  Петровича Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец  Не знал покоя под конец.  В слезах угасла мать моя.  От них остался только я.

 

2-ой  ученик

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В Тарханах, в родовом имении, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве.

3-ий ученик

В 14 лет Михаил поступил в Благородный  пансион в Москве,  а после его окончания в Московский университет. Но учиться там поэт отказался. Бабушка и внук приняли решение поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалеристов. Через два года Лермонтов стал офицером.

4-ый ученик:

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. 

 5-ый ученик:

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

6-ой ученик

Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой сражении. Бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях:  Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении). Лермонтову довелось служить  с  солдатами, которые  участвовали  в Бородинской  битве. Ветераны  делились своими  воспоминаниями. К 25-летию великого сражения Лермонтов пишет стихотворение «Бородино» о доблести русских воинов.

 

Промежуточная рефлексия:

 

  1. Что нового узнали о жизни и личности Лермонтова?

 

6 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

 Учитель: Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунёмся в те исторические события, которые описываются в нём.

 

Историческая основа стихотворения (презентация слайды 24-28)

 

Исторический комментарий  (сообщения учащихся)

 

Презентация работы групп:

1-ый ученик 1 группа

     12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.

 

2 группа

 2-ой ученик.  В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

3  группа

3-ий ученик.   Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»

 

 4-ый ученик. Потери составили :

 русская армия: 30 – 50 тыс. солдат и 29 генералов;

 французская армия: 30 – 40 тыс. солдат и 49 генералов.

 «Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов.

 Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

 

Изучение  стихотворения « Бородино»

Учитель: А теперь мы переходим непосредственно к стихотворению « Бородино».

Но прежде чем его слушать, проведем словарную работу.

 

  Словарная работа (Слайды № 30 -36)

 

Звучит стихотворение в актёрском исполнении (фонохрестоматия) дети следят по хрестоматии.(4. 53мин)

 

1. Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ

2. Какие чувства вами владели во время чтения этого стихотворения Михаила Лермонтова? Опишите их. (Чувство гордости за народ. восхищение за мужество,  преданность России.)

 

Физкульминутка: физические упражнения для тела и глаз.

 

 

Работа в группах: - У каждой группы есть индивидуальное задание по тексту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прочитайте свое задание, после у вас будет минутка для обдумывания ответа на свой вопрос, а затем надо будет представить полный, развернутый ответ на свой вопрос.

 

Задания на карточках:

Групповая работа. ( соотнести строки с элементами сюжета)

1группа- Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"

2группа- Завязка: "И вот нашли большое поле…"

3группа- Кульминация: "Ну ж был денёк!"

4группа- Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

Вопросы для 1-ой  группы: Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции?

 Ответы уч-ся: (Стихотворение представляет собой беседу двух солдат: старого и молодого. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку незнакомому или мало знакомому старше себя). Молодой солдат спрашивает, почему Москва была оставлена французам, и ждет подтверждения своей мысли, что такова была стратегия и тактика главнокомандующего Кутузова, а не слабость и трусость русских солдат. Все: и участники событий, и последующие поколения – все знали, что Бородинское сражение положило начало разгрому армии Наполеона).

 

2. Каким вы представляете себе старого воина? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

3.Что волнует больше всего молодого солдата? ( Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва) А как вы думаете, зачем Лермонтов вводит диалог и монолог? (Показать старое и новое поколение).

4.Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, их отличало от потомков?

 - Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

 

(Старый солдат медленно  погружается  в воспоминания. Пожилой человек  начинает свой рассказ с высокой оценки людей своего времени. Далее он кратко говорит о ходе войны, о настроении армии во время отступления, о приближении решительного сражения. Главной чертой русских людей начала 19 столетия, особенно солдат и офицеров, рассказчик считает патриотизм, хотя само слово это нигде не звучит. Перед нами простой человек «из народа», скорее всего, неграмотный, поэтому и слов таких он не знал. Однако он и его товарищи, не зная высоких слов, любили Родину и отдавали за нее жизнь).

2 группа                                      Вопросы:

1. Найдите пейзаж в стихотворении (описание Бородинского поля). Опишите, какие картины вы представляете? 2. От какого лица ведёт повествование старый солдат?

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

3. Как вели себя русские воины в ночь перед боем? Что делали французы?

 (ликование у французов и серьезное, сосредоточенное настроение у русских).

 

4.В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)

 

 

      3группа                                       Вопросы:

       1. Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

 

  1. Как передана ожесточенность боя?(« гора кровавых тел», « рука бойцов колоть устала», « нагромождение образов», созданное перечислением( « смешались в кучу кони, люди», звуки орудий).    Слайд  №37
  2. Что значит «наш рукопашный бой»? 
  3.     4. Выделите в стихотворении строфы, характеризующие героизм, мужество и патриотизм русских людей.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

…Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

 

 

 

4 группа:              Вопросы:

 1. Чем закончилось сражение? (Поражением русских войск) слайды № 38-39

 

       2. Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного   бедствия и во время сражения?

        3. Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.(«…были готовы наутро бой затеять новый»)

        4.О каких чертах народного характера это говорит? (отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)

 

Работа с классом: Беседа

-Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

    Чужие изорвать мундиры

    О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

 

Итоговая беседа

   1. Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?

 

 Учитель: Каким словом называется человек, который любит свою Родину, предан Отечеству?

 

Работа с терминами.

  • Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству.

2. Был ли патриотом, на ваш взгляд, сам поэт – М. Ю. Лермонтов? Докажите свою точку зрения.

 

А что значит в наше время «быть патриотом»? (учиться, работать, служить в армии.) «Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ — «служба в армии является почётной обязанностью каждого

молодого человека».

 

7 этап Рефлексия и оценивание

Тест  «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ»

 1. Расположение войск для ночлега:

А  Бивак.

Б  Ночник.

В  Привал.

Г  Стоянка.

 

2. Военный головной убор:

А  Кепка.

Б  Ушанка.

В  Тюбетейка.

Г  Кивер.

 

3. Укрепление для круговой обороны:

А  Окоп.

Б  Редут.

В  Землянка.

Г  Траншея.

 

4. Опора, на которую накладывается артиллерийское орудие для стрельбы:

А – Затвор.

Б  Цапфа.

В  Ствол.

Г  Лафет.

 

5. Бородинское сражение началось:

А  Днём.

Б  Вечером.

В  Ночью.

Г  Утром.

 

6. Русских воинов автор называет:

А  Храбрецы.

Б Смельчаки.

В  Витязи.

Г  Богатыри.

 

7. Командир воина-рассказчика, "отец солдатам", носил звание:

А Полковник.

Б  Подполковник.

В  Майор.

Г  Капитан.

 

8. Сигнал к отступлению французам дали:

А  Трубы.

Б  Горны.

В  Барабаны.

Г – Пушки.

 

9. О Бородинском сражении герою стихотворения рассказывает:

А   Брат.

Б   Отец.

В   Дед.

Г   Дядя. 

10 . Неприятельского воина рассказчик называет:

А Мусью.

Б  Синьор.

В  Мистер.

Г  Сэр.

 

Ключ к тесту:

1. А

2. Г

3. Б

4. Г

5. Г

6. Г

7. В

8. В

9. Г

10.А

 

Обменяйтесь работами и оцените.

- организация самооценивания или взаимооценивания

- заполняют оценочные таблицы

 

Задание классу:

Работа с терминами: Битва, Родина, Отечество, Отчизна, Иноземцы, Отвага, Народ, Дом.

Задание:  Составьте из заглавных букв ключевое слово нашего урока.

Бородино.

1.  Почему выбрана такая цветовая гамма? Российский триколор.

2. Что означают эти цвета? (белый цвет символизирует благородство, синий – честность, а красный – храбрость)

3. Ребята, какие слова присущи патриоту?

4. Какие слова лишние?

Работа с классом:

 

Какие цели вы стали в начале урока?

 

Итог урока: 1.Какое произведение изучили?

2. О чём это произведение? Какова тема и идея стихотворения?

3. Как вы думаете, зачем, с какой целью Лермонтов написал « Бородино»? это урок и завещание потомкам.

  Тема – народная,  освободительная война

Идея- предки были великими, героическими людьми, подвиг их бессмертен. Потомки должны помнить и чтить славные страницы своей истории.

 

Какие выводы вы извлекли из нашего урока?

 

Заключительное слово:

 Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул:

                          Ребята! Не Москва ль за нами?

                          Умремте ж под Москвой!

С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных. Таким образом, «Бородино» Лермонтова –

Давайте вспомним о тех, кто не вернулся с полей сражений, кто отстоял нашу независимость. Звучит песня « Бородино»  группы  «Коловрат».

 

Домашнее задание.

-выучить стихотворение наизусть;

-подготовка и защита своих иллюстраций к стихотворению.

-какие вопросы вы хотели бы задать участнику Бородинского сражения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: М. Ю. Лермонтов « Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.»

Конспект урока по литературе в 5 классе Тема урока: М. Ю. Лермонтов « Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Цель урока – помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных;

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства патриотизма за историческое прошлое нашей страны.


2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.


регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.


коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.


3. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;

-понять стихотворение «Бородино», его тему, идею произведения;

- членение текста на композиционные части.


Тип урока – усвоения новых знаний.

________________________________________________________________________________


Основные понятия: тема и идея стихотворения патриотизм, мужество, героизм, отвага, храбрость, самопожертвование.

Основные ресурсы урока: учебник «Литература 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной

« Поурочные разработки» под редакцией В. Я. Коровиной

Дополнительные ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика и на группу)

- листы взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);

– компьютер, проектор, презентация.

Ход урока


1 этап Орг. момент. Здравствуйте дети, уважаемые гости! Сегодня на уроке мы окунёмся в далёкое прошлое и узнаем великие деяния наших предков.

Проверятся наличие учебных материалов на рабочем столе.


2 этап урока Мотивация: Внимание на экран.

Слайды презентации, звучит боевой марш (слайды 1-13)

Вопросы: 1. Что объединяет эти слайды?

2. Что такое война?

3. От кого необходимо защищать Родину?

4. Как называют людей, встающих на защиту Отечества?

(защитник, богатырь, солдат, армеец).


Целевая установка: На уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ - вот почему войну 1812г. называют Отечественной.


Вопрос: Как вы думаете, ребята, с чем будет связана наша тема урока? (с войной, с защитой Родины)

Работа с рабочей тетрадью. Запись числа и темы урока М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос (приподнятость) стихотворения. Слайд №15

3 этап урока Актуализация знаний.


Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес поэта к истории России)

Вводная беседа:

1. Какие произведения Лермонтова вы читали в начальной школе?

2. Что вам известно о жизни и творчестве этого русского поэта?

3. Какую знаменательную дату мы отмечали в октябре 2014 года? ( 200 –летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова).


4 этап урока Целеполагание и планирование

1. Сформулируйте цели нашего урока. На уроке мы сможем:


Познакомиться с …

Прочитать….

Понять…

Узнать…

Научиться…


Цели урока: - расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;

-понять о чём стихотворение «Бородино»,

- научиться формулировать тему, идею произведения;


План. (в рабочих листах)

1. Слово о писателе.

2. Историческая основа стихотворения

3. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.



5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Биография М. Ю. Лермонтова (презентация слайды № 16 -23)

Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстами, дополнительным материалом;

Опережающее задание- работа групп.

-детство М. Ю. Лермонтова;

-детские увлечения, талант поэта;

- годы учёбы поэта;

-история создания стихотворения «Бородино».

ЗНАКОМСТВО С ФАКТАМИ ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА.

1-ый ученик:

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец 
Не знал покоя под конец. 
В слезах угасла мать моя. 
От них остался только я.


2-ой ученик

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В Тарханах, в родовом имении, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве.

3-ий ученик

В 14 лет Михаил поступил в Благородный пансион в Москве, а после его окончания в Московский университет. Но учиться там поэт отказался. Бабушка и внук приняли решение поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалеристов. Через два года Лермонтов стал офицером.

4-ый ученик:

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. 

5-ый ученик:

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

6-ой ученик

Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой сражении. Бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях: Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении). Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинской битве. Ветераны делились своими воспоминаниями. К 25-летию великого сражения Лермонтов пишет стихотворение «Бородино» о доблести русских воинов.



Промежуточная рефлексия:


  1. Что нового узнали о жизни и личности Лермонтова?


6 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Учитель: Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунёмся в те исторические события, которые описываются в нём.


Историческая основа стихотворения (презентация слайды 24-28)


Исторический комментарий (сообщения учащихся)


Презентация работы групп:

1-ый ученик 1 группа

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.


2 группа

2-ой ученик. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

3 группа

3-ий ученик. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»


4-ый ученик. Потери составили :

русская армия: 30 – 50 тыс. солдат и 29 генералов;

французская армия: 30 – 40 тыс. солдат и 49 генералов.

«Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов.

Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».


Изучение стихотворения « Бородино»

Учитель: А теперь мы переходим непосредственно к стихотворению « Бородино».

Но прежде чем его слушать, проведем словарную работу.


Словарная работа (Слайды № 30 -36)


Звучит стихотворение в актёрском исполнении (фонохрестоматия) дети следят по хрестоматии.(4. 53мин)


1. Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ

2. Какие чувства вами владели во время чтения этого стихотворения Михаила Лермонтова? Опишите их. (Чувство гордости за народ. восхищение за мужество,  преданность России.)


Физкульминутка: физические упражнения для тела и глаз.



Работа в группах: - У каждой группы есть индивидуальное задание по тексту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прочитайте свое задание, после у вас будет минутка для обдумывания ответа на свой вопрос, а затем надо будет представить полный, развернутый ответ на свой вопрос.


Задания на карточках:

Групповая работа. ( соотнести строки с элементами сюжета)

1группа- Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"

2группа- Завязка: "И вот нашли большое поле…"

3группа- Кульминация: "Ну ж был денёк!"

4группа- Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

Вопросы для 1-ой группы: Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции?

Ответы уч-ся: (Стихотворение представляет собой беседу двух солдат: старого и молодого. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку незнакомому или мало знакомому старше себя). Молодой солдат спрашивает, почему Москва была оставлена французам, и ждет подтверждения своей мысли, что такова была стратегия и тактика главнокомандующего Кутузова, а не слабость и трусость русских солдат. Все: и участники событий, и последующие поколения – все знали, что Бородинское сражение положило начало разгрому армии Наполеона).


2. Каким вы представляете себе старого воина? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

3.Что волнует больше всего молодого солдата? ( Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва) А как вы думаете, зачем Лермонтов вводит диалог и монолог? (Показать старое и новое поколение).

4.Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, их отличало от потомков?

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!


(Старый солдат медленно погружается в воспоминания. Пожилой человек начинает свой рассказ с высокой оценки людей своего времени. Далее он кратко говорит о ходе войны, о настроении армии во время отступления, о приближении решительного сражения. Главной чертой русских людей начала 19 столетия, особенно солдат и офицеров, рассказчик считает патриотизм, хотя само слово это нигде не звучит. Перед нами простой человек «из народа», скорее всего, неграмотный, поэтому и слов таких он не знал. Однако он и его товарищи, не зная высоких слов, любили Родину и отдавали за нее жизнь).

2 группа Вопросы:

1. Найдите пейзаж в стихотворении (описание Бородинского поля). Опишите, какие картины вы представляете?
2. От какого лица ведёт повествование старый солдат?

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

3. Как вели себя русские воины в ночь перед боем? Что делали французы?

(ликование у французов и серьезное, сосредоточенное настроение у русских).


4.В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)



3группа Вопросы:

1. Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.


  1. Как передана ожесточенность боя?(« гора кровавых тел», « рука бойцов колоть устала», « нагромождение образов», созданное перечислением( « смешались в кучу кони, люди», звуки орудий). Слайд №37

  2. Что значит «наш рукопашный бой»?

  3. 4. Выделите в стихотворении строфы, характеризующие героизм, мужество и патриотизм русских людей.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

…Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…




4 группа: Вопросы:

1. Чем закончилось сражение? (Поражением русских войск) слайды № 38-39


2. Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения?

3. Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.(«…были готовы наутро бой затеять новый»)

4.О каких чертах народного характера это говорит? (отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)


Работа с классом: Беседа

-Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).


Итоговая беседа

1. Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?


Учитель: Каким словом называется человек, который любит свою Родину, предан Отечеству?


Работа с терминами.

  • Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству.

2. Был ли патриотом, на ваш взгляд, сам поэт – М. Ю. Лермонтов? Докажите свою точку зрения.


А что значит в наше время «быть патриотом»? (учиться, работать, служить в армии.) «Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ — «служба в армии является почётной обязанностью каждого

молодого человека».


7 этап Рефлексия и оценивание

Тест  «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ»

 1. Расположение войск для ночлега:

А  Бивак.

Б  Ночник.

В  Привал.

Г  Стоянка.

 

2. Военный головной убор:

А  Кепка.

Б  Ушанка.

В  Тюбетейка.

Г  Кивер.

 

3. Укрепление для круговой обороны:

А  Окоп.

Б  Редут.

В  Землянка.

Г  Траншея.

 

4. Опора, на которую накладывается артиллерийское орудие для стрельбы:

А  Затвор.

Б  Цапфа.

В  Ствол.

Г  Лафет.

 

5. Бородинское сражение началось:

А  Днём.

Б  Вечером.

В  Ночью.

Г  Утром.

 

6. Русских воинов автор называет:

А  Храбрецы.

Б Смельчаки.

В  Витязи.

Г  Богатыри.

 

7. Командир воина-рассказчика, "отец солдатам", носил звание:

А Полковник.

Б  Подполковник.

В  Майор.

Г  Капитан.

 

8. Сигнал к отступлению французам дали:

А  Трубы.

Б  Горны.

В  Барабаны.

Г  Пушки.

 

9. О Бородинском сражении герою стихотворения рассказывает:

А   Брат.

Б   Отец.

В   Дед.

Г   Дядя. 

10 . Неприятельского воина рассказчик называет:

А Мусью.

Б  Синьор.

В  Мистер.

Г  Сэр.


Ключ к тесту:

1. А

2. Г

3. Б

4. Г

5. Г

6. Г

7. В

8. В

9. Г

10.А


Обменяйтесь работами и оцените.

- организация самооценивания или взаимооценивания

- заполняют оценочные таблицы


Задание классу:

Работа с терминами: Битва, Родина, Отечество, Отчизна, Иноземцы, Отвага, Народ, Дом.

Задание: Составьте из заглавных букв ключевое слово нашего урока.

Бородино.

1. Почему выбрана такая цветовая гамма? Российский триколор.

2. Что означают эти цвета? (белый цвет символизирует благородство, синий – честность, а красный – храбрость)

3. Ребята, какие слова присущи патриоту?

4. Какие слова лишние?

Работа с классом:


Какие цели вы стали в начале урока?


Итог урока: 1.Какое произведение изучили?

2. О чём это произведение? Какова тема и идея стихотворения?

3. Как вы думаете, зачем, с какой целью Лермонтов написал « Бородино»? это урок и завещание потомкам.

Тема – народная, освободительная война

Идея- предки были великими, героическими людьми, подвиг их бессмертен. Потомки должны помнить и чтить славные страницы своей истории.


Какие выводы вы извлекли из нашего урока?


Заключительное слово:

Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных. Таким образом, «Бородино» Лермонтова –

Давайте вспомним о тех, кто не вернулся с полей сражений, кто отстоял нашу независимость. Звучит песня « Бородино» группы «Коловрат».


Домашнее задание.

-выучить стихотворение наизусть;

-подготовка и защита своих иллюстраций к стихотворению.

-какие вопросы вы хотели бы задать участнику Бородинского сражения?


















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!