Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 11 классе составлена на основе программы по русскому М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, издательство «Просвещение», 2020г.
Один час в неделю рассчитан для более полного рассмотрения тем по комплексному анализу текста, так как ежегодно проводятся краевые диагностические контрольные работы по русскому языку, в основе которых лежит комплексный анализ текста и с учётом заданий ЕГЭ в 11 классе.
Задачи преподавания русского языка
Познавательные:
формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения,
вооружение их основами знаний о родном языке (устройстве и функционирование),
развитие языкового и эстетического идеала.
Практические:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его проявления.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие их логического мышления;
обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общенаучных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Цели обучения:
Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п./п. | Разделы, темы. | Количество часов Авторская (примерная) программа | Количество часов Рабочая программа |
1 | Что такое текст? | 1 | 1 |
2 | Что значит писать и говорить на тему? | 1 | 1 |
3 | Темы широкие и узкие. | 1 | 1 |
4 | Главное в тексте - идея, основная мысль. | 1 | 1 |
5 | Загадки и тайны авторского замысла. | 1 | 1 |
6 | Для чего нужен план? Простой и сложный план. | 1 | 1 |
7 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 1 |
8 | Грамматические средства: связь между предложениями. | 2 | 2 |
9 | Лексические средства в тексте. | 2 | 2 |
10 | Стили речи. | 2 | 2 |
11 | Типы речи. | 2 | 2 |
12 | Сочетание разных типов речи в одном тексте. | 2 | 2 |
13 | Изобразительно - выразительные средства в тексте. | 3 | 3 |
14 | Правильность русской речи или нормы литературного языка: Словообразовательные; Лексические; Грамматические; Стилистические. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
15 | Лексика и фразеология. | 2 | 2 |
16 | Фонетика и орфоэпия. | 2 | 2 |
17 | Морфемика и словообразование. | 2 | 2 |
18 | Морфология и орфография. | 2 | 2 |
19 | Синтаксис и пунктуация. | 2 | 2 |
| Итого: | 34 | 34 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
в 11 классе
Комплексный анализ текста охватывает три содержательные линии, пронизывающие школьный курс русского языка: систему языка, правописание, речевую деятельность.
Работа с текстом позволяет ученику проявить комплексные знания всего курса, умение ориентироваться в незнакомом, не подготовленном заранее языковом материале. Учащиеся выполняют на экзамене не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья, поэтому учащиеся должны уметь при выполнении комплексного языкового анализа текста:
рассматривать факты языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;
выполнять различные виды языкового анализа;
выделять из текста предложения определённых типов;
находить в тексте изученные единицы языка;
устанавливать несоответствия между написанием и произношением слова;
определять значения и целесообразность употребления различных языковых единиц;
находить тему текста, его главную мысль, устанавливать стиль и тип речи;
озаглавливать текст;
создавать тексты разных стилей и типов;
производить все виды разборов: фонетический» морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствий с содержанием и стилем создаваемого текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, производить пунктуационный разбор предложения;
уметь пользоваться учебными словарями;
учащиеся должны уметь давать полный ответ, отражающий их знания по всему курсу русского языка.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 год.
Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С.. Развивайте дар слова. Фак. курс М.: Просвещение, 1997 г.
Никитина Е. И.. Русская речь: пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1997 г.
Розенталь Д. Э.. Русский язык: Сборник упражнений. М.: Дрофа, 1997 г.
Сборник упражнений по современному русскому языку. Лексика. Фонетика. Морфология. Аникина А. Б., Бессарабова Н. Д. и другие. – М.: Высшая школа. 1989 г.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки.
Лист контроля
В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).
Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.
Учебник по русскому языку для старших классов /Н.Г.Гольцова
Учебное пособие для учащихся.
В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку.
Содержание курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).
Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) – 1 час.
Что такое текст? Связь предложений в тексте – 1 час.
Составление текста. Задания из части 1 (блок А) – 1 час
Стили текста: публицистический стиль –1 час.
Стили текста: художественный стиль –1 час
Типы текста – 1 час.
Контрольная работа №1 – 1 час.
Тема и основная мысль текста – 1 час.
Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) – 1 час.
Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст – 1 час.
«Расшифровка» информации текста – 1 час.
Контрольная работа №2 – 1 час.
Роль вступления в сочинении-рассуждении – 2 часа.
Роль заключения в сочинении-рассуждении – 2 часа.
Формулировка основной проблемы исходного текста – 2 часа.
Комментируем основную проблему текста – 2 часа.
Контрольная работа №3 – 1 час
Позиция автора и способы ее выражения – 2 часа.
Общие средства выразительности – 1 час.
Специальные средства выразительности – 1 час.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 2 часа.
Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) – 1 час.
Типы аргументации в изложении собственной позиции – 1 час.
Экспертная оценка сочинения – 1 час.
Написание рецензии – 2 часа.
Итоговая контрольная работа – 1 час.
Итоговое повторение – 1 час
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы
учебный год для 10-11 классов составляет 34 недели).
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)»
10-11 классы ( 68 час.)
№№ занят. | Дата провед. | Тема занятия | к-во час. | форма занятия /соответствие зада- ниям ЕГЭ | Нагляд- ность | |
| | 10 класс – 34 часа | | | | |
1 | | Введение. Нормативные и методические документы ЕГЭ Особенности ЕГЭ по русскому языку | 1 | лекция | | |
2 | | Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы. | 1 | практикум | | |
3 | | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 | лекция практикум | | |
4 | | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 2 | работа с тестами | | |
5-6 | | Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. | 2 | практикум | | |
7 | | Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике. | 1 | самост.работа | | |
8-9 | | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | 2 | работа с тестами | | |
10 | | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | 1 | практикум | | |
11 | | Морфологический анализ слов разных частей речи. | 1 | исслед.работа | | |
12 | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. | 1 | самост.работа | | |
13 | | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | практикум | | |
14 | | Правописание корней и приставок. | 1 | практикум | | |
15 | | Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. | 1 | исслед.работа | | |
16 | | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | 1 | тренинг | | |
17 | | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 | работа с тестами | | |
18 | | Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. | 1 | исслед.работа | | |
19 | | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. | 1 | самост.работа | | |
20-21 | | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 2 | тренинг | | |
22 | | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 | практикум | | |
23 | | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 | практикум | | |
24 | | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | 1 | тренинг | | |
25 | | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. | 1 | практикум | | |
26 | | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | 1 | практикум | | |
27 | | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»/ | 1 | самост.работа | | |
28-29 | | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | 2 | работа с тестами | | |
30 | | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | работа с тестами | | |
31 | | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 | практикум | | |
32 | | Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью | 1 | работа с тестами | | |
33-34 | | Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | 2 | | | |
| | 11 класс- 34 часа | | | | |
1 | | Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы) | 1 | тренинг | | |
2 | | Повторение трудных тем орфографии | 1 | тренинг | | |
3 | | Повторение трудных тем синтаксиса | 1 | тренинг | | |
4 | | Микротекст (структура, смысловая и композиции- оная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. | 1 | работа / текст | | |
5 | | Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. | 1 | исслед.работа | | |
6 | | Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). | 1 | работа / текст | | |
7 | | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. | 1 | практикум. | | |
8-9 | | Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. | 2 | практикум | | |
10 | | Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) | 1 | мини-исслед. | | |
11 | | Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. | 1 | мини-исслед. | | |
12 | | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | | | |
13 | | Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» | 1 | | | |
14 | | Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | лекция практикум | | |
15 | | Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста. | 1 | работа / текст | | |
16 | | Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет. | 1 | практикум | | |
17 | | Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. | 1 | мини-сочин. К2 | | |
18 | | Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. | 1 | мини-сочин. К3 | | |
19 | | Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. | 1 | мини-сочин. К4, К11 | | |
20-21 | | Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов. | 2 | исслед.работа | | |
22 | | Смысловая цельность, речевая связность и после-довательность изложения письменной работы | 1 | практикум | |
23 | | Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. | 1 | практикум | |
24-25 | | Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) | 2 | сочинение | |
26 | | Анализ и редактирование своих работ | 1 | самост.работа | |
27-28 | | Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ. | 2 | тренинг | |
29-32 | | Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ | 4 | | |
33 | | Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ | 1 | | | |
34 | | Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности. | 1 | психологич. практикум, мини-сочинение | | |
| | | | | | |
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. ЕГЭ-2016. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,
2013 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации.
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016 гг.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016гг.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
Учебно – методическое обеспечени
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
в 11 классе
Комплексный анализ текста охватывает три содержательные линии, пронизывающие школьный курс русского языка: систему языка, правописание, речевую деятельность.
Работа с текстом позволяет ученику проявить комплексные знания всего курса, умение ориентироваться в незнакомом, не подготовленном заранее языковом материале. Учащиеся выполняют на экзамене не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья, поэтому учащиеся должны уметь при выполнении комплексного языкового анализа текста:
рассматривать факты языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;
выполнять различные виды языкового анализа;
выделять из текста предложения определённых типов;
находить в тексте изученные единицы языка;
устанавливать несоответствия между написанием и произношением слова;
определять значения и целесообразность употребления различных языковых единиц;
находить тему текста, его главную мысль, устанавливать стиль и тип речи;
озаглавливать текст;
создавать тексты разных стилей и типов;
производить все виды разборов: фонетический» морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствий с содержанием и стилем создаваемого текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, производить пунктуационный разбор предложения;
уметь пользоваться учебными словарями;
учащиеся должны уметь давать полный ответ, отражающий их знания по всему курсу русского языка.