№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 Тема урока: Специфика художественной литературы | Цель: Дать понятие о специфике худ. литературы Задачи: 1. формировать у учащихся понятие о специфике художественной литературы; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление 3.воспитывать у учащихся интерес к чтению литературы. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | | Уч-ся просматривают иллючтрации |
3. Объяснение нового материала | Изучение нового материала Устная речь Изобретение письма как способа сохранения и передачи информации Изобретение бумаги – появление печатного станка (рельефное и графическое изображение буквы на бруске, применяемое в типографии) «litera» Литература – вся совокупность письменных произведений 1. Научная (слова-термины, формулы, графики, чертежи) 2. Научно-популярная (передает сложные научные явления в доступной форме для широкого круга читателей) 3. Публицистическая (отражение вопросов политики и общественной жизни) 4. Художественная (передает эстетические, нравственные, философские ценности) –искусство слова. Виды искусства: Музыка хореография живопись скульптура и др. | Уч-ся читают выразительно стихотворение И. Бунина, анализируют стиховорение по вопросам, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | Работа по вопросам, стр.6 запись в тетрадь слов М. Горького | Уч-ся работают по вопросам, записывают в тетрадях. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | пересказ статьи, стр.7-8 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
2 Тема урока: Мифология. Мифы народов мира (Шумерский миф о всемирном потопе) | Цель: Познакомить уч-ся с мифами народов. Задачи: 1. формировать у учащихся понятие о мифе, о шумерском мифе; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление 3.воспитывать у учащихся интерес к шумерскому периоду литературы. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Что такое миф? -Какие мифы вы знаете? Запись в тетрадь Миф – предания первобытных людей, рассказывающие об устройстве вселенной, о происхождении жизни на земле, происхождении человека. | Уч-ся просматривают иллючтрации |
2.Опрос домашнего задания. 3. Объяснение нового материала | пересказ статьи, стр.7-8 «Специфика художественной литературы» За 4000 лет до н.э. в Южной Месопотамии между реками Тигр и Ефрат существовала цивилизация, жили шумеры. Книги- глиняные плиты, их тексты ученые расшифровали. Особое место – эпос о Гильгамеше (всевидящий, всезнающий). Двенадцать песен поэмы соответствуют 12 знакам Зодиака. 11 месяц у шумеров самый дождливый, 11 песня названа «Миф о всемирном потопе». Герой Гильгамеш – правитель города Урука в Шумере потерял своего друга, и сам тяжело заболел. Находит своего предка Утнапишмета узнать секрет бессмертия, но тот ответил, что человеку нет бессмертия. А как же Утнапишмету удалось стать бессмертным? На что его предок рассказал миф о всемирном потопе. Чтение мифа, стр.12-15 Запись в тетрадь: Эпос – произведение народного творчества, героические сказания. Миф. Шумерский миф о всемирном потопе. Главный герой – Гильгамеш – правитель г. Урука в шумере. Его предок Утнапишмет рассказал ему историю о всемирном потопе, о том, как ем удалось стать бессмертным, богом и получить титул «Хранитель семени человеческого рода». | Уч-ся пересказывают статью. Уч-ся слушают, делают выводы. Уч-ся записывать в тетрадях |
4. Закрепление нового материала | Работа по вопросам, стр.16 | Уч-ся работают по вопросам. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | пересказ , стр.12-15, 16-18 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
3 Тема: Античная литература. Эзоп. Басни Эзопа | Цель: Познакомить уч-ся с античной литературой 1. формировать у учащихся понятие об античной литературе, познакомить с Эзопом и его баснями; 2.развивать навыки устной речи, память, мышление; 3.воспитывать интерес к античной литературе, к творчеству Эзопа. Тип урока: изучение нового материала | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | | Уч-ся просматривают иллючтрации |
2.Опрос домашнего задания. 3. Объяснение нового материала | 1. Расскажите о шумерской цивилизации и эпосе о Гильгамеше; 2. Пересказ песни о всемирном потопе. 1. рассказ учителя о Перикловом веке Запись в тетрадь Античный в переводе с латинского «древний». Античная литература является составной частью великой культуры Древней Греции и Древнего Рима в 8 веке до н.э. Правил в те времена Перикл – вождь рабовладельческой демократии в Афинах. При его правлении Афины превратились в экономический, политический и культурный центр Греции. Расцвета достигла и античная литература. Один из самых ранних жанров были басни. Самым знаменитым баснописцем античности был Эзоп. 2. Рассказ учителя о Эзопе Запись в тетрадь: Басня – небольшой рассказ с поучительным смыслом. Основная идея басни – мораль. Басни пишут, используя аллегорию (герои - животные), иносказание – замаскированный способ выражения мысли. Чтение басен, стр.23-26 анализ | Уч-ся рассказывают д.з Слушают рассказ учителя, записывают в тетрадях. |
4. Закрепление нового материала | Работа по вопросам, стр.16 | Уч-ся работают по вопросам |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | |
7.Последующие задания | пересказ , стр.20-26 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
4 Основные жанры средневековой литературы: героический эпос, лирические стихотворения, стихотворный или прозаический роман (повесть) | Цели урока: Сформировать знания учащихся о основных жанрах средневековой литературы: о героическом эпосе, о лирическом стихотворении, о стихотворном и прозаическом романе (повести) Задачи: 1. познакомить учащихся с учеником Аристотеля Феофрастом; 2.развивать навыки устной речи, память, мышление; 3.воспитывать желание быть тактичным, отрицательно относится к лицемерию, бестактности, нечистоплотности. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | | Уч-ся просматривают иллючтрации |
2.Опрос домашнего задания. 3. Объяснение нового материала | 1. Расскажите о Эзопе. 2. Пересказ его басен. 1. рассказ учителя о Феофрасте Запись в тетрадь Феофраст – сын сукновала, слушал в Афинах лекции Платона. После смерти Платона становится учеником Аристотеля. Феофраст популяризировал его учения, стал древнегреческим философом. Самое знаменитое произведение Феофраста – «Характеры». Цель книги – помочь людям стать лучше. | Уч-ся пересказывают домашнее задание Слушают рассказ учителя о Феофрасте. Записывают в тетрадях. |
4. Закрепление нового материала | -Что означает слово этикет? -Чтение отрывков из книги «Характеры», стр. 28-35 -Анализ прочитанных отрывков по вопросам учебника. | Отвечают на вопросы. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | пересказ , стр.28-35 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
6 Тема: А. Фирдоуси. Эпос Шахнаме | Цели: Сформировать знания учащихся о лирике Востока. 1. формировать у учащихся понятие о средневековой литературе, А. Фирдоуси и его эпосе «Шахнаме»; 2. развивать мышление, память, речь учащихся; 3. воспитывать патриотизм, храбрость | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | | Уч-ся просматривают иллючтрации |
2. Опрос домашнего задания 3. Объяснение нового материала | Пересказ о средневековой литературе запись в тетрадь Средневековье охватывает 120 веков, начало – 5 век. Эпоха средних веков в разных странах завершилось в разное время: в восточных странах, например в Китае – к VIII веку, в Средней Азии и Иране – к IX-XV векам. В странах Европы – к XIV-XV векам, на Руси – к XVII веку. Основные жанры – героический эпос, лирические стихотворения, стихотворный роман, имели религиозный характер Абулькасим Фирдоуси – один из самых знаменитых поэтов Востока 30 лет он работал над эпосом «Шахнаме» («Книга царей»). Книга состоит из 50 царствований, то есть глав. В одной рассказывается о битве при Герате (город в Афганистане) между тюрками и персами. | Уч-ся пересказывают о средневековой литературе Уч-ся записывают в тетрадях |
4. Закрепление нового материала | 1. анализ произведения по вопросам учебника, стр 44 | Анализируют по вопросам учебника. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | стр 37-44, перессказ | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
5 Тема: Слово о полку Игореве – литературный памятник 12 века | Цели: Сформировать знания учащихся о памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» Задачи: 1. формировать у учащихся понятие о литературе Древней Руси, о литературном памятнике – «Слово о полку Игореве»; 2. развивать мышление, память, речь учащихся; 3. воспитывать чувство патриотизма | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | | Уч-ся просматривают иллючтрации |
2. Опрос домашнего задания 3. Объяснение нового материала | стр 37-44, перессказ + выразительное чтение отрывков из эпоса «Шахнаме» *Рассказ учителя о произведении «Слово о полку игореве» с показом иллюстраций Запись в тетрадь: «Слово о полку Игореве» - самое известное произведение литературы киевской Руси. Посвящено историческому событию – походу князя Игоря на половцев в 1185 году. *Чтение учащимися статьи «Исторические основы «Слова о полку Игореве» | Уч-ся рассказывают домашнее задание Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | *Чтение учащимися отрывков из «Слова..» * Анализ произведения по вопросам учебника, стр 44 | Анализируют по вопросам учебника. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | стр 50-56, выразительное чтение отрывков из «Слова..» | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
7 Тема: А. Навои. Фархад и Ширин | Цели: Сформировать знания учащихся о творчествах Навои, Фархада и Ширина 1. формировать у учащихся понятие о эпохе Ренессанса (Возрождения),познакомить с А. Навои и его творчеством; 2. развивать мышление, память, речь учащихся; 3. воспитывать гуманизм, культуру общения. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | | Уч-ся просматривают иллючтрации |
2. Опрос домашнего задания 3. Объяснение нового материала | *Рассказ о книге «Слово о поку Игореве» *Выразительное чтение «Плача Ярославны» и других отрывков по желанию учащихся. Эпоха Возрождения. Гуманисты верили в человека, воспевали его красоту и разум, возрождали национальные традиции и язык. Главное – освобождение человеческой мысли от религии, развитие науки, литературы и искусства, свободной от религии, т.е. светской Его поэма «Фархад и Ширин» - сюжет о двух влюбленных. В образе Фархада он воплотил гуманистический идеал человека эпохи Возрождения. | Уч-ся рассказывают домашнее задание Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | 1. Чтение фрагментов из поэмы, стр 61 2.Анализ поэмы по вопросам учебника, стр.69 | Анализируют по вопросам учебника. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | стр 61-69, выразительное чтение | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
10 Тема: Сентиментализм как литературное направление. | Цель: На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить уч-ся с литературным направлением – сентиментализм. Задачи: 1.Развивать умение анализиролвать текст, проводить сравнительный анализ литературных направлений; 2.способствовать воспитанию такого нравственного качества, как отвественность за свои поступки перед людьми. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Сентиментализм – «изящное изображение основного и повседневного». П. А. Вяземский | Уч-ся работают с эпиграфом |
2. Опрос домашнего задания 3. Объяснение нового материала | Сентиментализм – направление европейской литературе и исскустве второй половины 18 в. сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы. Представителями сентиментализма являются Лоренс Стерн, Ричардсон, (Англия), Жае-Жак Руссо (Франция). В России – М. Н. Муравьев, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский | Уч-ся пересказывают о средневековой литературе Уч-ся слушают, записывают в тетрадях |
4. Закрепление нового материала | - Посмотрите на портрет В. Боровиковского. Определите его принадлежность к стилю «сентиментализм» - Был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Что обозначают слова чувствительный, эмоциональный, сентиментальный? | Анализируют по вопросам учебника. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | Прочитать статью в учебнике об истории возникнования этого направления, дополнить записи в тетради. Выучить основные черты сентиментализма. | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
11 Тема урока: Романтизм как литературное направление. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. | Цель урока: Сформировать знание учащихся о романтизме как литературном направлении. А также рассказать о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Задачи: 1. продолжить работу над формированием у учащихся понятия о творчестве А.С. Пушкина; 2.развивать навыки устной речи, память, мышление; 3.раазвить знание о литературном направлении – романтизме. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | | Уч-ся просматривают иллючтрации |
2. Опрос домашнего задания 3. Объяснение нового материала | стр.81-82, пересказ стр.82-84, выразительное чтение *Рассказ учителя об А.С. Пушкине *Запись в тетрадь 19 век – «золотой век» в истории литературы Представители: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой А.П. Чехов и др. А.С. Пушкин – гений русской литературы. Учителя Пушкина : Жуковский, Державин, Батюшков. Основные темы его творчества: судьба России и её передовых представителей, взаимоотношение государства и человека, роль народа в жизни страны, прошлое, настоящее, будущее страны, место человека в жизни. Чтение стихотворения «Подражание Корану», стр.89 | Уч-ся рассказывают домашнее задание Уч-ся слушают рассказ учителя, записывают в тетрадях, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | Выразительное чтение стихотворения *Анализ по вопросам учебника | Анализируют по вопросам учебника. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | стр. 86-92, пересказ+ выразительное чтение стихотворения | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
8 Тема: Характеристика литературы 18 века. Классицизм как литературное направление | Цель: Дать характеристику о литературе 18 века. Познакомить уч-ся с литературным направлением - классицизмом. Задачи: познакомить уч-ся с литературным течением «классицизм», отметить его основные черты и характерные особенности; устную и письменную речь, творческое мышление; воспитают интерес к русской литературе | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Приветствие уч-ся, проверка отсутствующих. | Дежурные называют имена отсутсвующих на уроке. |
2. Опрос домашнего задания 3. Объяснение нового материала | стр 61-69, выразительное чтение Русский классицизм зародился во 2-ой четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Особенности русского классицизма. Связь с современной дейтсвительностью Сатирическая направленность Обращение к конкретным явлениям русской жизни Преобладание национально-исторической тематики Высокий уровень развития жанра оды | Уч-ся выразительно читают домашнее задание Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | | Анализируют по вопросам учебника. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | А)учить лекцию по классицизму Б)подготовка сообщений по деятельности М. В. Ломоносова (индивидуальные задания) | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
9 Тема: М.В. Ломоносов. Разговор с Анакреоном. Ода на день вошествия на престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747г. | Цели урока: 1. формировать у учащихся понятие о жанре художественной литературы – оде, познакомить учащихся с М. Ломоносовым, его творчеством; 2.развивать навыки устной речи, память, мышление; 3.воспитывать интерес к творчеству М.В. Ломоносова. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Предлагается побеседовать о лирике | Уч-ся бесеуют |
2. Опрос домашнего задания | Наизусть «Сонет» Ф. Петрарка | Уч-ся выразительно читают домашнее задание |
3. Объяснение нового материала | *Рассказ учителя о М. Ломоносове *Запись в тетрадь «М.В. Ломоносов – историк, риторик, физик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец», - так писал о нём А.С. Пушкин. Сын рыбака, в 19 лет отправился с обозом в Москву, поступил в Славяно –Греко – Латинскую академию, затем в Киевскую духовную академию и в университет при Петербургской академии наук. В 1736 – 1741 гг. Находился за границей в Германии, где изучал естественные и технические науки. Ломоносов – автор многочисленных од. Ода – это торжественная хвалебная песь, посвященная великим событиям или людям. *Чтение «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова (Анакреон – древнегреческий поэт (4век до н.э.), который воспевал лишь радости жизни, веселье, любовь и дружбу). | Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | *Анализ фрагмента «Разговор с Анакреоном» *Выразительное чтение стихотворения | Читают, анализируют по вопросам учебника. |
5. ОО и ОдО | Заполняют листы самооценивания и взаимооценивания | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Постер «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | выучить наузусть отрывок из «Разговора...» по выбору, стр. 78 | Запись в дневниках |