СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочные планы по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочные планы по литературе для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочные планы по литературе для 9 класса»

Краткосрочный план по русской литературе в 9 классе.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Тема урока: Специфика художественной литературы


Цель: Дать понятие о специфике худ. литературы

Задачи: 1. формировать у учащихся понятие о специфике художественной литературы;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

3.воспитывать у учащихся интерес к чтению литературы.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний


Уч-ся просматривают иллючтрации

3. Объяснение нового материала

Изучение нового материала

Устная речь

Изобретение письма как способа сохранения и передачи информации


Изобретение бумаги – появление печатного станка (рельефное и графическое изображение буквы на бруске, применяемое в типографии)



«litera»



Литература – вся совокупность письменных произведений



1. Научная (слова-термины, формулы, графики, чертежи)

2. Научно-популярная (передает сложные научные явления в доступной форме для широкого круга читателей)

3. Публицистическая (отражение вопросов политики и общественной жизни)

4. Художественная (передает эстетические, нравственные, философские ценности) –искусство слова.

Виды искусства:



Музыка хореография живопись скульптура и др.

Уч-ся читают выразительно стихотворение И. Бунина, анализируют стиховорение по вопросам, делают выводы.

4. Закрепление нового материала

Работа по вопросам, стр.6 запись в тетрадь слов М. Горького

Уч-ся работают по вопросам, записывают в тетрадях.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

пересказ статьи, стр.7-8

Запись в дневниках

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2

Тема урока: Мифология. Мифы народов мира (Шумерский миф о всемирном потопе)


Цель: Познакомить уч-ся с мифами народов. Задачи:

1. формировать у учащихся понятие о мифе, о шумерском мифе;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

3.воспитывать у учащихся интерес к шумерскому периоду литературы.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Что такое миф?

-Какие мифы вы знаете?

Запись в тетрадь

Миф – предания первобытных людей, рассказывающие об устройстве вселенной, о происхождении жизни на земле, происхождении человека.


Уч-ся просматривают иллючтрации

2.Опрос домашнего задания.


3. Объяснение нового материала

пересказ статьи, стр.7-8 «Специфика художественной литературы»



За 4000 лет до н.э. в Южной Месопотамии между реками Тигр и Ефрат существовала цивилизация, жили шумеры. Книги- глиняные плиты, их тексты ученые расшифровали. Особое место – эпос о Гильгамеше (всевидящий, всезнающий). Двенадцать песен поэмы соответствуют 12 знакам Зодиака. 11 месяц у шумеров самый дождливый, 11 песня названа «Миф о всемирном потопе». Герой Гильгамеш – правитель города Урука в Шумере потерял своего друга, и сам тяжело заболел. Находит своего предка Утнапишмета узнать секрет бессмертия, но тот ответил, что человеку нет бессмертия. А как же Утнапишмету удалось стать бессмертным? На что его предок рассказал миф о всемирном потопе.

Чтение мифа, стр.12-15

Запись в тетрадь:

Эпос – произведение народного творчества, героические сказания.

Миф. Шумерский миф о всемирном потопе. Главный герой – Гильгамеш – правитель г. Урука в шумере. Его предок Утнапишмет рассказал ему историю о всемирном потопе, о том, как ем удалось стать бессмертным, богом и получить титул «Хранитель семени человеческого рода».

Уч-ся пересказывают статью.



Уч-ся слушают, делают выводы.





















Уч-ся записывать в тетрадях

4. Закрепление нового материала

Работа по вопросам, стр.16

Уч-ся работают по вопросам.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

пересказ , стр.12-15, 16-18

Запись в дневниках






Деятельность учителя

Деятельность ученика

3

Тема: Античная литература. Эзоп. Басни Эзопа

Цель: Познакомить уч-ся с античной литературой 1. формировать у учащихся понятие об античной литературе, познакомить с Эзопом и его баснями;

2.развивать навыки устной речи, память, мышление;

3.воспитывать интерес к античной литературе, к творчеству Эзопа.

Тип урока: изучение нового материала

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний


Уч-ся просматривают иллючтрации

2.Опрос домашнего задания.



3. Объяснение нового материала

1. Расскажите о шумерской цивилизации и эпосе о Гильгамеше;

2. Пересказ песни о всемирном потопе.


1. рассказ учителя о Перикловом веке

Запись в тетрадь

Античный в переводе с латинского «древний».

Античная литература является составной частью великой культуры Древней Греции и Древнего Рима в 8 веке до н.э. Правил в те времена Перикл – вождь рабовладельческой демократии в Афинах. При его правлении Афины превратились в экономический, политический и культурный центр Греции. Расцвета достигла и античная литература. Один из самых ранних жанров были басни. Самым знаменитым баснописцем античности был Эзоп.

2. Рассказ учителя о Эзопе

Запись в тетрадь:

Басня – небольшой рассказ с поучительным смыслом. Основная идея басни – мораль. Басни пишут, используя аллегорию (герои - животные), иносказание – замаскированный способ выражения мысли.

Чтение басен, стр.23-26

анализ

Уч-ся рассказывают д.з





Слушают рассказ учителя, записывают в тетрадях.

4. Закрепление нового материала

Работа по вопросам, стр.16

Уч-ся работают по вопросам

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»


7.Последующие задания

пересказ , стр.20-26

Запись в дневниках








Деятельность учителя

Деятельность ученика

4

Основные жанры средневековой литературы: героический эпос, лирические стихотворения, стихотворный или прозаический роман (повесть)

Цели урока: Сформировать знания учащихся о основных жанрах средневековой литературы: о героическом эпосе, о лирическом стихотворении, о стихотворном и прозаическом романе (повести)

Задачи:

1. познакомить учащихся с учеником Аристотеля Феофрастом;

2.развивать навыки устной речи, память, мышление;

3.воспитывать желание быть тактичным, отрицательно относится к лицемерию, бестактности, нечистоплотности.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Уч-ся просматривают иллючтрации

2.Опрос домашнего задания.



3. Объяснение нового материала

1. Расскажите о Эзопе.

2. Пересказ его басен.



1. рассказ учителя о Феофрасте


Запись в тетрадь

Феофраст – сын сукновала, слушал в Афинах лекции Платона. После смерти Платона становится учеником Аристотеля. Феофраст популяризировал его учения, стал древнегреческим философом. Самое знаменитое произведение Феофраста – «Характеры». Цель книги – помочь людям стать лучше.

Уч-ся пересказывают домашнее задание



Слушают рассказ учителя о Феофрасте. Записывают в тетрадях.

4. Закрепление нового материала

-Что означает слово этикет?

-Чтение отрывков из книги «Характеры», стр. 28-35

-Анализ прочитанных отрывков по вопросам учебника.

Отвечают на вопросы.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

пересказ , стр.28-35

Запись в дневниках













Деятельность учителя

Деятельность ученика

6

Тема: А. Фирдоуси. Эпос Шахнаме


Цели: Сформировать знания учащихся о лирике Востока.

1. формировать у учащихся понятие о средневековой литературе,

А. Фирдоуси и его эпосе «Шахнаме»;

2. развивать мышление, память, речь учащихся;

3. воспитывать патриотизм, храбрость

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний


Уч-ся просматривают иллючтрации

2. Опрос домашнего задания


3. Объяснение нового материала

Пересказ о средневековой литературе




запись в тетрадь

Средневековье охватывает 120 веков, начало – 5 век.

Эпоха средних веков в разных странах завершилось в разное время: в восточных странах, например в Китае – к VIII веку, в Средней Азии и Иране – к IX-XV векам. В странах Европы – к XIV-XV векам, на Руси – к XVII веку.

Основные жанры – героический эпос, лирические стихотворения, стихотворный роман, имели религиозный характер

Абулькасим Фирдоуси – один из самых знаменитых поэтов Востока 30 лет он работал над эпосом «Шахнаме» («Книга царей»). Книга состоит из 50 царствований, то есть глав. В одной рассказывается о битве при Герате (город в Афганистане) между тюрками и персами.

Уч-ся пересказывают о средневековой литературе


Уч-ся записывают в тетрадях

4. Закрепление нового материала

1. анализ произведения по вопросам учебника, стр 44

Анализируют по вопросам учебника.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

стр 37-44, перессказ

Запись в дневниках






Деятельность учителя

Деятельность ученика

5

Тема: Слово о полку Игореве – литературный памятник 12 века


Цели: Сформировать знания учащихся о памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

Задачи:

1. формировать у учащихся понятие о литературе Древней Руси, о литературном памятнике – «Слово о полку Игореве»;

2. развивать мышление, память, речь учащихся;

3. воспитывать чувство патриотизма

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний


Уч-ся просматривают иллючтрации

2. Опрос домашнего задания


3. Объяснение нового материала

стр 37-44, перессказ + выразительное чтение отрывков из эпоса «Шахнаме»



*Рассказ учителя о произведении «Слово о полку игореве» с показом иллюстраций


Запись в тетрадь:

«Слово о полку Игореве» - самое известное произведение литературы киевской Руси. Посвящено историческому событию – походу князя Игоря на половцев в 1185 году.

*Чтение учащимися статьи «Исторические основы «Слова о полку Игореве»

Уч-ся рассказывают домашнее задание


Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы.


4. Закрепление нового материала

*Чтение учащимися отрывков из «Слова..»

* Анализ произведения по вопросам учебника, стр 44

Анализируют по вопросам учебника.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

стр 50-56, выразительное чтение отрывков из «Слова..»

Запись в дневниках







Деятельность учителя

Деятельность ученика

7

Тема: А. Навои. Фархад и Ширин


Цели: Сформировать знания учащихся о творчествах Навои, Фархада и Ширина

1. формировать у учащихся понятие о эпохе Ренессанса (Возрождения),познакомить с А. Навои и его творчеством;

2. развивать мышление, память, речь учащихся;

3. воспитывать гуманизм, культуру общения.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний


Уч-ся просматривают иллючтрации

2. Опрос домашнего задания


3. Объяснение нового материала

*Рассказ о книге «Слово о поку Игореве»

*Выразительное чтение «Плача Ярославны» и других отрывков по желанию учащихся.



Эпоха Возрождения.

Гуманисты верили в человека, воспевали его красоту и разум, возрождали национальные традиции и язык. Главное – освобождение человеческой мысли от религии, развитие науки, литературы и искусства, свободной от религии, т.е. светской


Его поэма «Фархад и Ширин» - сюжет о двух влюбленных. В образе Фархада он воплотил гуманистический идеал человека эпохи Возрождения.

Уч-ся рассказывают домашнее задание


Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы.


4. Закрепление нового материала

1. Чтение фрагментов из поэмы, стр 61

2.Анализ поэмы по вопросам учебника, стр.69


Анализируют по вопросам учебника.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

стр 61-69, выразительное чтение

Запись в дневниках









Деятельность учителя

Деятельность ученика

10

Тема: Сентиментализм как литературное направление.

Цель: На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить уч-ся с литературным направлением – сентиментализм.

Задачи: 1.Развивать умение анализиролвать текст, проводить сравнительный анализ литературных направлений; 2.способствовать воспитанию такого нравственного качества, как отвественность за свои поступки перед людьми.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Сентиментализм – «изящное изображение основного и повседневного».

П. А. Вяземский

Уч-ся работают с эпиграфом


2. Опрос домашнего задания


3. Объяснение нового материала





Сентиментализм – направление европейской литературе и исскустве второй половины 18 в. сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы. Представителями сентиментализма являются Лоренс Стерн, Ричардсон, (Англия), Жае-Жак Руссо (Франция). В России – М. Н. Муравьев, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский

Уч-ся пересказывают о средневековой литературе

Уч-ся слушают, записывают в тетрадях

4. Закрепление нового материала

- Посмотрите на портрет В. Боровиковского. Определите его принадлежность к стилю «сентиментализм»

- Был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе?

Что обозначают слова чувствительный, эмоциональный, сентиментальный?

Анализируют по вопросам учебника.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

Прочитать статью в учебнике об истории возникнования этого направления, дополнить записи в тетради. Выучить основные черты сентиментализма.

Запись в дневниках




Деятельность учителя

Деятельность ученика

11 Тема урока: Романтизм как литературное направление. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.


Цель урока: Сформировать знание учащихся о романтизме как литературном направлении. А также рассказать о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Задачи:

1. продолжить работу над формированием у учащихся понятия о творчестве

А.С. Пушкина;

2.развивать навыки устной речи, память, мышление;

3.раазвить знание о литературном направлении – романтизме.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний


Уч-ся просматривают иллючтрации

2. Опрос домашнего задания


3. Объяснение нового материала

стр.81-82, пересказ

стр.82-84, выразительное чтение


*Рассказ учителя об А.С. Пушкине

*Запись в тетрадь

19 век – «золотой век» в истории литературы

Представители: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь

И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой

А.П. Чехов и др.

А.С. Пушкин – гений русской литературы. Учителя Пушкина : Жуковский, Державин, Батюшков.

Основные темы его творчества: судьба России и её передовых представителей, взаимоотношение государства и человека, роль народа в жизни страны, прошлое, настоящее, будущее страны, место человека в жизни.

Чтение стихотворения «Подражание Корану», стр.89

Уч-ся рассказывают домашнее задание

Уч-ся слушают рассказ учителя, записывают в тетрадях, делают выводы.

4. Закрепление нового материала

Выразительное чтение стихотворения

*Анализ по вопросам учебника

Анализируют по вопросам учебника.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

стр. 86-92, пересказ+ выразительное чтение стихотворения

Запись в дневниках













Деятельность учителя

Деятельность ученика

8

Тема: Характеристика литературы 18 века. Классицизм как литературное направление

Цель: Дать характеристику о литературе 18 века. Познакомить уч-ся с литературным направлением - классицизмом. Задачи: познакомить уч-ся с литературным течением «классицизм», отметить его основные черты и характерные особенности; устную и письменную речь, творческое мышление; воспитают интерес к русской литературе

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Приветствие уч-ся, проверка отсутствующих.


Дежурные называют имена отсутсвующих на уроке.

2. Опрос домашнего задания

3. Объяснение нового материала

стр 61-69, выразительное чтение



Русский классицизм зародился во 2-ой четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.

Особенности русского классицизма.

Связь с современной дейтсвительностью

Сатирическая направленность

Обращение к конкретным явлениям русской жизни

Преобладание национально-исторической тематики

Высокий уровень развития жанра оды

Уч-ся выразительно читают домашнее задание


Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы.


4. Закрепление нового материала


Анализируют по вопросам учебника.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

А)учить лекцию по классицизму

Б)подготовка сообщений по деятельности М. В. Ломоносова (индивидуальные задания)

Запись в дневниках









Деятельность учителя

Деятельность ученика

9

Тема: М.В. Ломоносов. Разговор с Анакреоном. Ода на день вошествия на престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.

Цели урока:

1. формировать у учащихся понятие о жанре художественной литературы – оде, познакомить учащихся с М. Ломоносовым, его творчеством;

2.развивать навыки устной речи, память, мышление;

3.воспитывать интерес к творчеству М.В. Ломоносова.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Предлагается побеседовать о лирике

Уч-ся бесеуют

2. Опрос домашнего задания

Наизусть «Сонет» Ф. Петрарка

Уч-ся выразительно читают домашнее задание

3. Объяснение нового материала

*Рассказ учителя о М. Ломоносове

*Запись в тетрадь

«М.В. Ломоносов – историк, риторик, физик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец», - так писал о нём А.С. Пушкин.

Сын рыбака, в 19 лет отправился с обозом в Москву, поступил в Славяно –Греко – Латинскую академию, затем в Киевскую духовную академию и в университет при Петербургской академии наук. В 1736 – 1741 гг. Находился за границей в Германии, где изучал естественные и технические науки.

Ломоносов – автор многочисленных од. Ода – это торжественная хвалебная песь, посвященная великим событиям или людям.


*Чтение «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова

(Анакреон – древнегреческий поэт (4век до н.э.), который воспевал лишь радости жизни, веселье, любовь и дружбу).


Слушают, записывают в тетрадях, делают выводы.


4. Закрепление нового материала

*Анализ фрагмента «Разговор с Анакреоном»

*Выразительное чтение стихотворения

Читают, анализируют по вопросам учебника.

5. ОО и ОдО

Заполняют листы самооценивания и взаимооценивания

Заполняют листы

6. Рефлексия

Постер «Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

выучить наузусть отрывок из «Разговора...» по выбору, стр. 78

Запись в дневниках




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!