СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочные планы по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочные планы по литературе для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочные планы по литературе для 8 класса»

Краткосрочное планирование по русской литературе в 8 классе.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Тема урока: Писатели о языке. Интерес русских писателей к историческому прошлому. Абай Кунанбаев о необходимости овладения русским языком и передовой русской и мировой культурой. Духовная эволюция автора. Двадцать пятое слово- назидание Абая.

Цели урока: Познакомить учащихся с мировой и русской культурой. А также познакомить со словами назидания Абая.

1.познакомить учащихся с двадцать пятым словом-назиданием Абая, с понятием «двуязычие», с учебником русской литературы и задачами курса литературы в 8 классе;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание изучать русский язык

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Беседа с учащимися о первом дне в школе

Учащиеся беседуют


3. Объяснение нового материала

* Знакомство с учебником и задачами курса литературы в 8 классе

* Беседа о книге акына «Слова-назидания»

* Чтение учителем 25-го Слова с попутным толкованием слов и выражений.

* Работа по вопросам и заданиям, стр.5-6

* Комментированное чтение фрагментов из статей М. Ауезова «Абай и мировая культура» и Ч. Айтматова «Бессмертие народа – в его языке» и беседа по их содержанию.

* Знакомство с понятием «двуязычие» (билингвизм)

- Беседа о двуязычных писателях и поэтах Казахстана и СНГ

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально

4. Закрепление нового материала

-Уровневые задания по группам

Контрольные вопросы:

ІІІ уровень: № 1-2;

ІІ уровень : № 3-4;

І уровень: № 5-6;

Письменно ответьте на вопросы к тексту.

Выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

Постер «Школа»

Учащиеся заполняют

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

пересказ статьи, стр.4-5

Запись в дневниках.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

2

Тема урока: А. Никитин «Хождение за три моря»


Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством А. Никитина

1.познакомить учащихся с русским купцом А. Никитиным и его книгой «Хождение за три моря»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

Пересказ 25-го «Слова» Абая



Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве Абая

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

* Продолжить ряд ассоциаций: у казахов – Абай, у русских – (Пушкин), у англичан – (Шекспир), у итальянцев – (Данте), у немцев – (Гете).

* «Все они писали на разных языках, но у них «созвучие духа, созвучие таланта, единство разноязычия» Герольд Бельгер

* Как вы понимаете эти слова?.

* Чтение стихотворения «Ночная песнь странника» Гете и высказываний о нем М. Шагинян и Г. Бельгера

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

*работа по вопросам, стр. 10-11

*чтение стихотворения М.Лермонтова

*анализ по вопросам, стр.12

*комментированное чтение высказываний В.Белинского, Бельгера, И. Андронникова

*Самостоятельное чтение стихотворения Абая

*Комментированное чтение фрагмента из романа М.Ауезова «Путь Абая»

выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

Постер «Аквариум»

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

выучить наизусть стихотворение Гете и перевод

М. Лермонтова, стр.4-5

Запись в дневниках.









Деятельность учителя

Деятельность ученика

3

Тема урока:

Дж. Байрон «Корсар». Жизненная основа поэмы

Цели урока: Рассказать учащимся о лирике Дж. байрона «Корсар»

Задачи:

1.познакомить учащихся с Байроном и его повестью «Корсар»; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся на основе повести дух свободы, воли и независимости.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

выучить наизусть стихотворение Гете и перевод

М. Лермонтова, стр.4-5

Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

беседа о жизни и творчестве Дж. Байрона

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

*Комментированное чтение фрагмента из статьи В.М. Жирмунского «Поэт - романтик»

* краткий рассказ о поэте, исторических основах поэмы «Корсар»

*Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику

*Комментированное чтение фрагментов оды «Фелица».

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

*Анализ поэмы по вопросам после каждого фрагмента

*Подготовка к выразительному чтению.

* знакомство с понятием «романтизм». Поэма «Корсар» как романтическое произведение.

выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

Дневник двойной записи

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

стр.34-35,наизусть 8 строк из поэмы

Запись в дневниках.







Деятельность учителя

Деятельность ученика

4

Тема урока:

А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»

Цели урока: Познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

Задачи:

1.познакомить учащихся с поэмой и работой Пушкина над ней;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

стр.34-35,наизусть 8 строк из поэмы

Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина, о его сказках

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

*Комментированное чтение фрагмента из выступления И.С. Тургенева на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве

* Словарная работа. Ответы на вопросы,стр.45

*Краткий рассказ учителя об историко-культурных основах поэмы

*Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику

*Комментированное чтение поэмы «Бахчисарайский фонтан».

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

* Ответы на вопросы и выполнение заданий

* Обобщающая беседа.

* Самостоятельная работа – чтение статьи о силлабо-тоническом стихосложении.

*Упражнение в определении двусложных размеров в знакомых поэтических текстах.

выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

РАФТ

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

стр.45-55,выразительное чтение поэмы

(по желанию выучить отрывок наизусть)

Запись в дневниках.





Деятельность учителя

Деятельность ученика

5

Тема урока: И.В. Гете «Ночная песнь странника», М.Ю. Лермонтов «Из Гете», Абай «Қаранғы түнде тау қалғып»


Цели урока:

1.познакомить учащихся с художественным и подстрочным переводом стихотворения «Ночная песнь странника» И.В. Гете

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся эстетический вкус

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

Пересказ 25-го «Слова» Абая



Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве Гете, Абая, Лермонтова

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

* Продолжить ряд ассоциаций: у казахов – Абай, у русских – (Пушкин), у англичан – (Шекспир), у итальянцев – (Данте), у немцев – (Гете).

* «Все они писали на разных языках, но у них «созвучие духа, созвучие таланта, единство разноязычия» Герольд Бельгер

* Как вы понимаете эти слова?.

* Чтение стихотворения «Ночная песнь странника» Гете и высказываний о нем М. Шагинян и Г. Бельгера

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

*работа по вопросам, стр. 10-11

*чтение стихотворения М.Лермонтова

*анализ по вопросам, стр.12

*комментированное чтение высказываний В.Белинского, Бельгера, И. Андронникова

*Самостоятельное чтение стихотворения Абая

*Комментированное чтение фрагмента из романа М.Ауезова «Путь Абая»

выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

Постер «Дерево желаний»

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

выучить наизусть стихотворение Гете и перевод

М. Лермонтова, стр.4-5

Запись в дневниках.











Деятельность учителя

Деятельность ученика

6

Тема урока: И.В. Тургенев «Лебединая песня» «Восточная легенда», Абай Кунанбаев «Масгут»


Цель урока: Познакомить учащихся с жанром «стихотворение в прозе», «аналог» на примере «Восточной легенды» И.С. Тургенева; «Лебединая песня». Абай Кунанбаев «Масгут»

Задачи:

1. Сформировать знания учащихся о произведениях Тургенева «Лебединая песня», «Восточная баллада» и с произведением Абая Кунанбаева с поэмой «Масгут».

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

выучить наизусть стихотворение Гете и перевод

М. Лермонтова, стр.4-5

Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве тургенева, Абая

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

*Краткий рассказ учителя о жанре «стихотворение в прозе» И.С. Тургенева и одном из них «Восточной легенде», сюжетно близкой к поэме Абая «Масгут».

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

-Комментированное чтение легенды.

-Словарная работа.

-Анализ произведения по вопросам

*Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме?*Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»?

*Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко?

выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

Постер «интерес»

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

стр.15-16, пересказ легенды

Запись в дневниках.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

7

Тема урока: Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (главы «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»)


Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1.учащиеся узнают содержание глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»;

2.учащиеся разовьют аналитические умения и самостоятельную деятельность, разовьют устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3. учащиеся воспитают чувство патриотизма на основе чтения повести «Тарас Бульба» .

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания


стр.15-16, пересказ легенды




Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве Гоголя

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

* Комментированное чтение глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»;

* Словарная работа

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

-Беседа по содержанию прочитанного

-Анализ по вопросам и заданиям в учебнике, стр. 84-85

-Отработка выразительного чтения

Выразительно читают понравившиеся отрывки из повести.

5. Рефлексия

Дневник тройной записи

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

чтение повести «Тарас Бульба», пересказ глав

Запись в дневниках.







Деятельность учителя

Деятельность ученика

8

Тема урока: Н.В. Гоголь. Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героев

Цель урока: Познакомить учащихся с образом Тараса Бульбы как воплощение ратного духа запорожцев, дать характеристику Остапу и Андрию, оценить нравственные качества героев.

Задачи:

1.учащиеся познакомятся с образом Тараса Бульбы, дадут сравнительные характеристики сыновьям Тараса, оценят их нравственные качества.

2. учащиеся разовьют аналитические умения и самостоятельную деятельность, устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3. учащиеся воспитают чувство патриотизма на основе чтения глав повести.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

рассказ биографии Тараса Шевченко, пересказ глав повести «Тарас Бульба».


Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве Н. В. Гоголя


Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

Комментированное чтение глав «Встреча Тараса с сыновьями», «Степи, как вы хороши!»

* Словарная работа

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

-Беседа по содержанию прочитанного о образе Тараса Блуьбы, как воплощении ратного духа запорожцев. Сравнительная характеристика образов Андрия и Остапа (чтение из описания в повести. Запись в тертрадь). Анализ по вопросам и заданиям в учебнике. Отработка выразительного чтения.

выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

Постер «Радость»

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

заполнить таблицу – описание образа Тараса Бульбы, Андрия, Остапа. Чтение последующих глав.

Запись в дневниках.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

10-11

Тема урока: И. С. Тургенев «Бежин луг». Глава «У ночного костра»


Цель урока: Ознакомить учащихся с повестью Тургенева «Бежин луг»

1.познакомить учащихся с творчеством Тургенева, его повестью «Бежин луг»;

2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

Проверить заполнение таблицы - описание образа Тараса Бульбы, Андрия, Остапа. Пересказ последующих глав.

Учащиеся рассказывают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве Н. В. Гоголя

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

*Чтение эпиграфа к теме и толкование его содержания

*Комментированное чтение фрагмента из статьи Жуковского «Человек необыкновенного ума» или рассказ о Тургеневе.

*Знакомство с главами повести «У ночного костра». Чтение.

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

*Ответы на вопросы, стр.99-100

*Чтение учителем и учащимися фрагментов рассказа с попутной словарной работой. Характеристика мальчиков по вопросам на стр.103

*Рассказы от лица героев

Работа над пейзажем

*Чтение высказываний о писателе в разделе «И.С. Тургенев и мировая литература»

*Запись в тетради понравившихся высказываний.

выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы

5. Рефлексия

Дневник двойной записи

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

стр. 100-102 читать, пересказ

Запись в дневниках.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

12

Тема урока: Н. А. Некрасов «Школьник»

Цель: 1.познакомить учащихся с поэтом Некрасовым и его стихотворением;

2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание учиться и быть образованным.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

стр. 100-102 читать, пересказ

Учащиеся рассказывают домашнее задание


2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве Некрасова

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

*Чтение фрагментов из статьи Г.В. Плеханова о Некрасове

-Какие произведения Некрасова вы знаете?

*Чтение стихотворения «Школьник», стр.117

*Словарная работа

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

*Самостоятельное чтение учащимися стихотворения «Школьник»

*Анализ стихотворения по вопросам, стр. 118

*Отработка выразительного чтения

*Чтение и комментирование высказываний о поэзии Н.А. Некрасова.

Выразительно читают понравившиеся отрывки из повести.

5. Рефлексия

Постер «Уроки»

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

выучить наизусть отрывок из стихотворения до слов «..не без добрых душ...», стр.117

Запись в дневниках.











Деятельность учителя

Деятельность ученика

13

Тема урока: Н. C. Лесов «Дурачок»

Цели урока:

1.познакомить учащихся с содержанием рассказа;

2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся чуткое отношение друг к другу, милосердие и доброжелательность.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Проверка домашнего задания

выучить наизусть отрывок из стихотворения до слов «..не без добрых душ...», стр.117

Учащиеся рассказывают домашнее задание


2.Актуализация знаний

Беседа о жизни и творчестве Н. С. Лескова

Учащиеся беседуют

3. Объяснение нового материала

*Рассказ учителя о жизни и творчестве Н. Лескова

*Чтение рассказа «Дурачок»

Вопросы:

-Что написал автор о том, кого надо считать дураком?

-Кто такой Панька? Почему люди считали его дурачком?

-Какой случай окончательно убеждает деревенских, что Панька «и вправду дурачок»?

Изменился ли со временем Панька?

Как оценили поступок и жизнь Паньки татары? -Что означает слово «праведный»?

-Как вы относитесь к герою? Считаете ли вы его дурачком?

Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально


4. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение понравившихся отрывков из рассказа.

*Чтение цитат о Н. Лескове. Комментарии учащихся

Выразительно читают понравившиеся отрывки из повести.

5. Рефлексия

«Шесть шляп»

Уч-ся заполняют .

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

Подсчитывают баллы

7.Последующие задания

стр. 123-130, прочитать и пересказать

Запись в дневниках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!