№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Тема урока: Писатели о языке. Интерес русских писателей к историческому прошлому. Абай Кунанбаев о необходимости овладения русским языком и передовой русской и мировой культурой. Духовная эволюция автора. Двадцать пятое слово- назидание Абая. | Цели урока: Познакомить учащихся с мировой и русской культурой. А также познакомить со словами назидания Абая. 1.познакомить учащихся с двадцать пятым словом-назиданием Абая, с понятием «двуязычие», с учебником русской литературы и задачами курса литературы в 8 классе; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся желание изучать русский язык | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Беседа с учащимися о первом дне в школе | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | * Знакомство с учебником и задачами курса литературы в 8 классе * Беседа о книге акына «Слова-назидания» * Чтение учителем 25-го Слова с попутным толкованием слов и выражений. * Работа по вопросам и заданиям, стр.5-6 * Комментированное чтение фрагментов из статей М. Ауезова «Абай и мировая культура» и Ч. Айтматова «Бессмертие народа – в его языке» и беседа по их содержанию. * Знакомство с понятием «двуязычие» (билингвизм) - Беседа о двуязычных писателях и поэтах Казахстана и СНГ | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | -Уровневые задания по группам Контрольные вопросы: ІІІ уровень: № 1-2; ІІ уровень : № 3-4; І уровень: № 5-6; Письменно ответьте на вопросы к тексту. | Выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | Постер «Школа» | Учащиеся заполняют |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | пересказ статьи, стр.4-5 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
2 Тема урока: А. Никитин «Хождение за три моря» | Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством А. Никитина 1.познакомить учащихся с русским купцом А. Никитиным и его книгой «Хождение за три моря»; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | Пересказ 25-го «Слова» Абая | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве Абая | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | * Продолжить ряд ассоциаций: у казахов – Абай, у русских – (Пушкин), у англичан – (Шекспир), у итальянцев – (Данте), у немцев – (Гете). * «Все они писали на разных языках, но у них «созвучие духа, созвучие таланта, единство разноязычия» Герольд Бельгер * Как вы понимаете эти слова?. * Чтение стихотворения «Ночная песнь странника» Гете и высказываний о нем М. Шагинян и Г. Бельгера | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *работа по вопросам, стр. 10-11 *чтение стихотворения М.Лермонтова *анализ по вопросам, стр.12 *комментированное чтение высказываний В.Белинского, Бельгера, И. Андронникова *Самостоятельное чтение стихотворения Абая *Комментированное чтение фрагмента из романа М.Ауезова «Путь Абая» | выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | Постер «Аквариум» | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | выучить наизусть стихотворение Гете и перевод М. Лермонтова, стр.4-5 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
3 Тема урока: Дж. Байрон «Корсар». Жизненная основа поэмы | Цели урока: Рассказать учащимся о лирике Дж. байрона «Корсар» Задачи: 1.познакомить учащихся с Байроном и его повестью «Корсар»; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся на основе повести дух свободы, воли и независимости. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | выучить наизусть стихотворение Гете и перевод М. Лермонтова, стр.4-5 | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | беседа о жизни и творчестве Дж. Байрона | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | *Комментированное чтение фрагмента из статьи В.М. Жирмунского «Поэт - романтик» * краткий рассказ о поэте, исторических основах поэмы «Корсар» *Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику *Комментированное чтение фрагментов оды «Фелица». | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Анализ поэмы по вопросам после каждого фрагмента *Подготовка к выразительному чтению. * знакомство с понятием «романтизм». Поэма «Корсар» как романтическое произведение. | выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | Дневник двойной записи | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | стр.34-35,наизусть 8 строк из поэмы | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
4 Тема урока: А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан» | Цели урока: Познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» Задачи: 1.познакомить учащихся с поэмой и работой Пушкина над ней; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся интерес к творчеству А.С. Пушкина. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | стр.34-35,наизусть 8 строк из поэмы | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина, о его сказках | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | *Комментированное чтение фрагмента из выступления И.С. Тургенева на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве * Словарная работа. Ответы на вопросы,стр.45 *Краткий рассказ учителя об историко-культурных основах поэмы *Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику *Комментированное чтение поэмы «Бахчисарайский фонтан». | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | * Ответы на вопросы и выполнение заданий * Обобщающая беседа. * Самостоятельная работа – чтение статьи о силлабо-тоническом стихосложении. *Упражнение в определении двусложных размеров в знакомых поэтических текстах. | выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | РАФТ | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | стр.45-55,выразительное чтение поэмы (по желанию выучить отрывок наизусть) | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
5 Тема урока: И.В. Гете «Ночная песнь странника», М.Ю. Лермонтов «Из Гете», Абай «Қаранғы түнде тау қалғып» | Цели урока: 1.познакомить учащихся с художественным и подстрочным переводом стихотворения «Ночная песнь странника» И.В. Гете 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся эстетический вкус | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | Пересказ 25-го «Слова» Абая | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве Гете, Абая, Лермонтова | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | * Продолжить ряд ассоциаций: у казахов – Абай, у русских – (Пушкин), у англичан – (Шекспир), у итальянцев – (Данте), у немцев – (Гете). * «Все они писали на разных языках, но у них «созвучие духа, созвучие таланта, единство разноязычия» Герольд Бельгер * Как вы понимаете эти слова?. * Чтение стихотворения «Ночная песнь странника» Гете и высказываний о нем М. Шагинян и Г. Бельгера | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *работа по вопросам, стр. 10-11 *чтение стихотворения М.Лермонтова *анализ по вопросам, стр.12 *комментированное чтение высказываний В.Белинского, Бельгера, И. Андронникова *Самостоятельное чтение стихотворения Абая *Комментированное чтение фрагмента из романа М.Ауезова «Путь Абая» | выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | Постер «Дерево желаний» | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | выучить наизусть стихотворение Гете и перевод М. Лермонтова, стр.4-5 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
6 Тема урока: И.В. Тургенев «Лебединая песня» «Восточная легенда», Абай Кунанбаев «Масгут» | Цель урока: Познакомить учащихся с жанром «стихотворение в прозе», «аналог» на примере «Восточной легенды» И.С. Тургенева; «Лебединая песня». Абай Кунанбаев «Масгут» Задачи: 1. Сформировать знания учащихся о произведениях Тургенева «Лебединая песня», «Восточная баллада» и с произведением Абая Кунанбаева с поэмой «Масгут». 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | выучить наизусть стихотворение Гете и перевод М. Лермонтова, стр.4-5 | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве тургенева, Абая | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | *Краткий рассказ учителя о жанре «стихотворение в прозе» И.С. Тургенева и одном из них «Восточной легенде», сюжетно близкой к поэме Абая «Масгут». | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | -Комментированное чтение легенды. -Словарная работа. -Анализ произведения по вопросам *Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме?*Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»? *Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко? | выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | Постер «интерес» | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | стр.15-16, пересказ легенды | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
7 Тема урока: Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (главы «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа») | Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 1.учащиеся узнают содержание глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»; 2.учащиеся разовьют аналитические умения и самостоятельную деятельность, разовьют устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3. учащиеся воспитают чувство патриотизма на основе чтения повести «Тарас Бульба» . | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | стр.15-16, пересказ легенды | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве Гоголя | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | * Комментированное чтение глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»; * Словарная работа | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | -Беседа по содержанию прочитанного -Анализ по вопросам и заданиям в учебнике, стр. 84-85 -Отработка выразительного чтения | Выразительно читают понравившиеся отрывки из повести. |
5. Рефлексия | Дневник тройной записи | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | чтение повести «Тарас Бульба», пересказ глав | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
8 Тема урока: Н.В. Гоголь. Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героев | Цель урока: Познакомить учащихся с образом Тараса Бульбы как воплощение ратного духа запорожцев, дать характеристику Остапу и Андрию, оценить нравственные качества героев. Задачи: 1.учащиеся познакомятся с образом Тараса Бульбы, дадут сравнительные характеристики сыновьям Тараса, оценят их нравственные качества. 2. учащиеся разовьют аналитические умения и самостоятельную деятельность, устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3. учащиеся воспитают чувство патриотизма на основе чтения глав повести. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | рассказ биографии Тараса Шевченко, пересказ глав повести «Тарас Бульба». | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве Н. В. Гоголя | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | Комментированное чтение глав «Встреча Тараса с сыновьями», «Степи, как вы хороши!» * Словарная работа | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | -Беседа по содержанию прочитанного о образе Тараса Блуьбы, как воплощении ратного духа запорожцев. Сравнительная характеристика образов Андрия и Остапа (чтение из описания в повести. Запись в тертрадь). Анализ по вопросам и заданиям в учебнике. Отработка выразительного чтения. | выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | Постер «Радость» | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | заполнить таблицу – описание образа Тараса Бульбы, Андрия, Остапа. Чтение последующих глав. | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
10-11 Тема урока: И. С. Тургенев «Бежин луг». Глава «У ночного костра» | Цель урока: Ознакомить учащихся с повестью Тургенева «Бежин луг» 1.познакомить учащихся с творчеством Тургенева, его повестью «Бежин луг»; 2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся чувство прекрасного. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | Проверить заполнение таблицы - описание образа Тараса Бульбы, Андрия, Остапа. Пересказ последующих глав. | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве Н. В. Гоголя | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | *Чтение эпиграфа к теме и толкование его содержания *Комментированное чтение фрагмента из статьи Жуковского «Человек необыкновенного ума» или рассказ о Тургеневе. *Знакомство с главами повести «У ночного костра». Чтение. | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Ответы на вопросы, стр.99-100 *Чтение учителем и учащимися фрагментов рассказа с попутной словарной работой. Характеристика мальчиков по вопросам на стр.103 *Рассказы от лица героев Работа над пейзажем *Чтение высказываний о писателе в разделе «И.С. Тургенев и мировая литература» *Запись в тетради понравившихся высказываний. | выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы |
5. Рефлексия | Дневник двойной записи | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | стр. 100-102 читать, пересказ | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
12 Тема урока: Н. А. Некрасов «Школьник» | Цель: 1.познакомить учащихся с поэтом Некрасовым и его стихотворением; 2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся желание учиться и быть образованным. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | стр. 100-102 читать, пересказ | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве Некрасова | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | *Чтение фрагментов из статьи Г.В. Плеханова о Некрасове -Какие произведения Некрасова вы знаете? *Чтение стихотворения «Школьник», стр.117 *Словарная работа | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Самостоятельное чтение учащимися стихотворения «Школьник» *Анализ стихотворения по вопросам, стр. 118 *Отработка выразительного чтения *Чтение и комментирование высказываний о поэзии Н.А. Некрасова. | Выразительно читают понравившиеся отрывки из повести. |
5. Рефлексия | Постер «Уроки» | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | выучить наизусть отрывок из стихотворения до слов «..не без добрых душ...», стр.117 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
13 Тема урока: Н. C. Лесов «Дурачок» | Цели урока: 1.познакомить учащихся с содержанием рассказа; 2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся чуткое отношение друг к другу, милосердие и доброжелательность. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания | выучить наизусть отрывок из стихотворения до слов «..не без добрых душ...», стр.117 | Учащиеся рассказывают домашнее задание |
2.Актуализация знаний | Беседа о жизни и творчестве Н. С. Лескова | Учащиеся беседуют |
3. Объяснение нового материала | *Рассказ учителя о жизни и творчестве Н. Лескова *Чтение рассказа «Дурачок» Вопросы: -Что написал автор о том, кого надо считать дураком? -Кто такой Панька? Почему люди считали его дурачком? -Какой случай окончательно убеждает деревенских, что Панька «и вправду дурачок»? Изменился ли со временем Панька? Как оценили поступок и жизнь Паньки татары? -Что означает слово «праведный»? -Как вы относитесь к герою? Считаете ли вы его дурачком? | Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Выразительное чтение понравившихся отрывков из рассказа. *Чтение цитат о Н. Лескове. Комментарии учащихся | Выразительно читают понравившиеся отрывки из повести. |
5. Рефлексия | «Шесть шляп» | Уч-ся заполняют . |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | Подсчитывают баллы |
7.Последующие задания | стр. 123-130, прочитать и пересказать | Запись в дневниках. |