СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная полугодовая работа по русскому языку в 10 классе (2 вариант с ответами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная полугодовая работа по русскому языку в 10 классе (2 вариант с ответами)

Просмотр содержимого документа
«Контрольная полугодовая работа по русскому языку в 10 классе (2 вариант с ответами)»

11класс

Контрольная работа по русскому языку.

Вариант № 2.

Инструкция по выполнению работы.

Контрольная работа состоит из 2 частей: первая часть содержит 24 задания, вторая часть – 1 задание (необходимо сформулировать проблему и позицию автора).

На выполнение данной работы отводится 110 минут.

Ответами к заданиям 1-24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в бланк ответов №1, следуя инструкции заполнения бланка ответов №1.

Бланк заполняется яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.


1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.


1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство языка.
3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства языка.


Ответ:___________________________


2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Наоборот,                  Например,
 Однако                        Именно            Поэтому


Ответ:___________________________



3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4  знач.), м.
1) Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко». Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские.» Некрасов.
|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2) только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица. 
3) Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин.  «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «…о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки (преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык. Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.
4) Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык.
5) только ед. Способ выражения, стиль, свойственный кому или чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений.
6) только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.


Ответ:___________________________


№4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.


зубчАтый обеспЕчение аристокрАтия апОстроф придАное


Ответ:___________________________


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ миссия завершилась успешно.

Витиеватая личная РОСПИСЬ шефа говорит о непростом характере.

Оратор приступил к ОБОСНОВАНИЮ необходимости перемен в сфере образования.

ИСКУСНОЕ исполнение сонаты вызвало восхищение зала.

Роскошный наряд и ЭФФЕКТНАЯ прическа делали юную Варю неотразимой.


Ответ:___________________________


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


ОБЕИХ сестер

пара НОСКОВ

ждать в АЭРОПОРТЕ

опытные ИНСТРУКТОРЫ

около ПОЛУТОРА суток


Ответ:___________________________


№7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения 1)Местность между океаном и Килиманджаро с причастным оборотом представляет возвышенную равнину, которая

Б) неправильное употребление сразу же поднимается от берега океана.

падежной формы существительного 2)Страницу паспорта, содержащий закодированные

с предлогом сведения о его владельце, заполнят методом

В) ошибка в построении лазерного гравирования.

сложного предложения 3)Эта повесть впервые была опубликована в

Г) нарушение связи между подлежащим «Новом мире».

и сказуемым 4)У многих видов растений и животных пол зависит

Д) нарушение в построении от обстоятельств среды: например, у рыб сибасов

предложения с однородными смена пола у взрослых особей могут происходить

членами под действием температуры.

5)Биологические часы влияют и изменяют

активность гормональной, иммунной и прочих

систем организма человека.

6)Социологи отмечают, что зависть возникает

только внутри одного класса, то есть простому

гражданину вроде как не с руки завидовать

королевской семье или крупному предпринимателю.

7)Благодаря лучших специалистов мне смогли

быстро поставить правильный диагноз.

8)Свет – главный регулятор биологических

ритмов, и уровень мелатонина напрямую зависит

от того, что насколько темно или светло вокруг нас.

9)Внимательно прочитав задание, я приступил к его

выполнению.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






Ответ:


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

возр.ст к..нституционный расст..лить предпол..гать преподн..сить


Ответ:___________________________



9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.


нен..глядный, с..звучие

пр..морье, пр..обрел

в..будоражить, не..жатый

небез..нтересный, сверх..зысканный

пр..вокзальный, пр..острый


Ответ:___________________________


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.


солом..нка фасол..вый

выращ..вать сговорч..вый отчетл..вый


Ответ:___________________________


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.


перекол..шь стро..вший

подкле..нный засе..шь леч..щий


Ответ:___________________________


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Справа от дороги был до сих пор (НЕ)СКОШЕННЫЙ луг.

(НЕ)БУДУЧИ членом клуба, вы вряд ли сможете посещать семинары.

Атлет, к сожалению, (НЕ)ПРОШЕЛ в финал соревнований.

Прохожий (НЕ)ВЗНАЧАЙ задел ограждение.

Ни для кого (НЕ)СЕКРЕТ, что скоро будут выборы.


Ответ:___________________________


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Была грустная августовская ночь – грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

(ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета мы ощущали её нежнейший аромат.

Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного состояния в другое.

(ЗА)ТЕМ поворотом, ожидая сигнала о наступлении, стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ вражеское сопротивление на этом участке бесполезно.

Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.


Ответ:___________________________


№14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.


В доме было натопле(1)о, и пря(2)о пахло развеше(3)ыми повсюду суше(4)ыми травами.


Ответ:___________________________


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


1) Должен ли я вернуться в часть немедленно или могу остаться дома до завтра?

2) За время своего правления губернатор успел рассориться не только с губернским предводителем но и с собственными чиновниками.

3) Федосья поставила на стол чашки и сахарницу и вскипятила воду.

4) Солнце стояло уже высоко и светило и грело совсем по-летнему.

5)То левой то правой лапкой медведь катил в берлогу ворох листьев.


Ответ:___________________________


№16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру(2) и (3) вслушиваясь в слова(4) произносимые ею.


Ответ:___________________________


№17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.


Ответ:___________________________


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.


Ответ:___________________________


19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поздней осенью очень быстро темнело(1) и (2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3) то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло.


Прочитайте текст и выполните задания 20 – 24.


(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.


20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.


1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2) Любовь не каждому человеку под силу.

3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5) Любящий человек должен выполнить любое приказание любимого.


Ответ:___________________________


№ 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.


1) В предложениях 1–5 представлено повествование.

2) В предложениях 9–10 представлено описание.

3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.

4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.

5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение.


Ответ:___________________________


№22. Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).


Ответ:___________________________


№ 23. Среди предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.


Ответ:___________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


24. «В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)__________ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».


Список терминов:

1) парцелляция

2) диалог

3) восклицательные предложения

4) фразеологизм

5) вопросительные предложения

6) цитирование

7) сравнение

8) синонимы

9) ряды однородных членов предложения

А

Б

В

Г





Ответ:



Часть 2

Для ответа на это задание используйте бланк ответов №2.



25. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).





Система оценивания.

За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1, 7, 15, 24) учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 1 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, обучающийся получает по 1 баллу ( 5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только 1 цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, обучающийся получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, обучающийся получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, обучающийся получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только 1цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Часть 2. Критерии оценивания ответа на задание 25.

Критерии оценивания ответа на задание 25.

Баллы.

1.Формулировка проблем исходного текста


Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста, то по 1 и 2 критериям выставляется 0 баллов.


0

2. Отражение позиции автора исходного текста


Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

3. Грамотность.


Экзаменуемый не допустил ошибок.

2

Экзаменуемый допустил в общей сложности не более 3 ошибок.

1

Экзаменуемый допустил в общей сложности более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов


4



Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания контрольной работы, - 37 баллов (за задания №1-24 - 33 балла, за задание № 25 – 4 балла).

Шкала перевода баллов в отметку.

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал баллов

0 - 18

19-26

27-34

35 - 37


КЛЮЧИ


Вариант 2

Макс. балл

1

15

2

2

именно

1

3

3

1

4

апостроф

1

5

подпись

1

6

аэропорту

1

7

27845

5

8

преподносить

1

9

приморьеприобрел

1

10

фасолевый

1

11

строивший

1

12

невзначай

1

13

потомунавстречу

1

14

124

1

15

25

2

16

14

1

17

1234

1

18

14

1

19

134

1

20

23

1

21

345

1

22

тайнусекрета

1

23

16

1

24

6597

4


Информация о тексте


Вариант 2


Примерный круг проблем


Позиция автора

1. Проблема поиска любви. (Почему каждый человек стремится обрести любовь?)

Люди стремятся обрести любовь, чтобы уйти от одиночества и получить душевную опору, разделить с человеком свою жизнь: сделать общими не только радости, но и обиды, и огорчения.

2. Проблема отношения к любви. (Как нужно относиться к обретённой любви?)

Обретённую любовь нужно сохранять, лелеять и бережно взращивать, а не разрушать, бездумно используя власть над любимым.

3. Проблема сущности любви. (Что такое любовь? Когда начинается любовь?)

Любовь – это трудная душевная работа, которая не каждому под силу. Любовь начинается тогда, когда люди понимают, что всё выдержат и всё перетерпят ради любимых.

4. Проблема сохранения любви. (Нужно ли удерживать любовь? Как можно удержать любовь?)

В совете удерживать любовь заключается житейская мудрость. Чтобы удержать любовь, нужно разумно пользоваться той властью, которую человек имеет над тем, кто его любит.

5. Проблема существования законов любви. (Существуют ли законы любви?)

У любви есть свои законы, а главный и неоспоримый её закон – добровольность: люди делают для любимых что-то хорошее, потому что сами получают от этого радость, потому что они не могут жить иначе.

6. Проблема власти в любви. (Как можно использовать власть, которую люди обретают над теми, кто их любит?)

Власть в любви должна быть терпелива. Нельзя требовать от любящего невозможного, а постепенно приручать его и позволять ему приручать себя.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!