1.Мотивация к учебной деятельности Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. | Беседа; Поощрение; Формирование готовности к восприятию; Педагогическое требование; Контроль; | - Ребята, здравствуйте, предлагаю поприветствовать друг друга, встаньте, пожалуйста, рядом со своей партой. - А теперь повернитесь к соседу по парте и одарите его доброй улыбкой, обернитесь и улыбнитесь гостям, а теперь улыбнемся друг другу. - Хорошо, сначала садятся тихо девочки, а теперь также тихо мальчики. - Проверьте, чтобы у вас на парте был учебник, пенал, тетрадь. - Молодцы. - Чтобы нам сегодня узнать, чем мы с вами будем заниматься, предлагаю вспомнить некоторые понятия. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: ( волевая саморегуляция); личностные УУД (самоопределение). |
2.Актуализация опорных знаний Задача: актуализировать знания о типах текста, об определении «план текста»; определить тему. | | - У вас на парте лежит карточка, придвиньте её к себе. - Миша, что написано на карточке? (Типы текста) - Вам необходимо правильно заполнить окошки, после чего мы с вами проверим ваши ответы, на это у вас есть 1 минута. Приступайте. - Проверим (спрашиваю нескольких детей – ответы: (повествование, описание, рассуждение) - Правильно! Молодцы! - А чем отличаются повествование от описания типы текста? - Чем отличается рассуждение от повествования? Повествование – описываются события в определенной последовательности (Что? Где? Когда?) Описание – описываются признаки предметов, явлений и событий (Какой? Какие? Какое?) Рассуждение – утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие (Почему?) Ответ появляется в виде таблицы на слайде презентации - Ребята, а что такое план текста? (ответы детей) План - это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. - А для чего нам нужен план текста? (для того, чтобы написать изложение, сочинение) - А как вы думаете, где же нам может пригодиться план текста? (Он пригодится нам при написании изложения) - Правильно! - Кто сможет сказать, что мы сегодня будем делать? (писать изложение) | Обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме); |
3. Выявление проблемы. Постановка цели и задач Задача: создать проблемную ситуацию, поставить цель урока, задачи урока. | Беседа; Поощрение; Педагогическое требование; Контроль; Стимулирование занимательным содержанием; Постановка систем перспектив. | - Чтобы узнать тему изложения, предлагаю взглянуть на слайд: «Мы в ответе за тех, кого приручили» «Маленький принц», Антуана де Сент-Экзюпери (1943) - О чем данное высказывание? (О животных, о том, что когда мы заводим животное, мы должны за ним ухаживать, не обижать его) - Оно означает, что нужно быть ответственным в любви и дружбе, щадить чувства близкого человека, дорожить чужим доверием, не обманывать его. - Как вы думаете, на какую тему мы будем писать изложение? (На тему дружбы) - Так ли это или нет, мы узнаем с вами, когда прочитаем текст. - Какую цель мы можем поставить на этот урок? (Отвечаем по поднятой руке) - Цель: написание изложения - А какие мы можем поставить задачи, для решения нашей цели? - Задачи: Прочитать текст. Обсудить содержание текста и выявить главную мысль. Составить план текста. Написать изложение. - Хорошо, вот мы и определили задачи урока. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (составление плана и последовательности действий, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способы действия); коммуникативные УУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого) |
4. Решение проблемы Задача: познакомиться с содержанием текста изложения, провести работу над словом «боксёр», провести работу с лексическим значением словосочетаний, с орфограммой – безударная гласная в корне слова, пересказать каждую часть текста, составить план текста | Беседа; Поощрение; Педагогическое требование; Контроль; Стимулирование занимательным содержанием; Закрепление учебных умений и накопления опыта; Взаимная проверка. | - Для того, чтобы решить 1 задачу, предлагаю нам открыть учебник на странице 141, упражнение 273. - Сейчас мы прочитаем рассказ про себя, после чего я задам вам вопросы по этому тексту. У вас есть 2 минуты. - Миша, прочитай, пожалуйста, вслух, выразительно для нас этот текст, остальные внимательно слушают и следят за текстом. - Определите тип текста (Повествование) - Почему? (описываются события в определенном порядке, последовательности, в основном используются глаголы, чтобы передать действия героев) - О ком говорится в тексте? (о собаке и мальчике) - Где находилась собака? (одна дома, на балконе) - Кого она ждала? (друга Костю) - Как помог Костя слезьте собаке? (он подставил лестницу) - Что было с собой у Кости? (припасы еды, еда для собаки) - Как ел боксёр? Найдите в тексте (с жадностью, посматривал на Костю) - Что сделали друзья, когда Боксёр поел? (отправились на прогулку) - Как провожал боксёр своего друга? Найдите в тексте (Боксёр провожал Костю глазами, полными благодарностью) - Кто сможет назвать тему этого текста? (Дружба) - Значит мы с вами правильно определили тему? (Да) - А как называется порода собаки в этом тексте? (Боксёр) - А какое еще значение есть у этого слова? (Человек, порода собаки) Появляется на слайде изображение человека и собаки - Что вы знаете об этой породе собак? (ответы детей) - Немецкий боксер собака среднего размера, у них крепкое и мускулистое тело. У боксера отличная мускулатура: сухая, отлично развита и рельефная. (Фото на слайде) - Ребята, а как вы думаете, почему боксер не сводил глаз с ворот? (потому что он очень ждал своего друга) - А можно ли сказать, что Костя не оставил своего друга в беде? (Да) - Почему? (Потому что он пришел к нему, не оставил его одного) - А как Костя помог собаке слезть с балкона? (подставил лестницу к балкону) - А можно ли сказать, что Костя является настоящим другом? (Да) - Почему? (Потому что настоящие друзья всегда помогут в сложных ситуациях, не оставят в беде) - Тогда, какаю главную мысль хотел передать нам автор? (Друг всегда тебя поддержит и не оставит в беде) - В каком предложении мы можем увидеть главную мысль текста? (Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности) - Хорошо, какую задачу мы свами решили? (2 задачу) - Ребята, у вас на парте лежат листочки, напишите на них как бы вы озаглавили этот текст, потом мы с вами поделимся этим с одноклассниками. (Дети пишут заголовок) - Кто хочет поделиться? (Называют несколько заголовков) - Ребята, как вы думаете, чей заголовок ближе к данному тексту? (выбирают заголовок) - Запишите заголовок к себе на черновик. | Обучающиеся демонстрируют: : регулятивные УУД (составление плана и последовательности действий, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способы действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию); коммуникативные УУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлением поведением партнёра – коррекция, оценка действий); познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ с целью выделения признаков); |
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | | - Я вижу, что вы немного устали, предлагаю встать и провести физминутку, чтобы наше тело отдохнуло и мы смогли работать внимательно. - Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы выполняйте их вместе со мной: -Встаньте, дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг Пусть будет шире Дружбы круг. В кругу стоят друзья твои Ты им улыбку подари. Слева друг и справа друг А вместе это Дружбы круг, Другу справа руку пожми, Передай ему тепло твоей руки. Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья За работу нам пора! - Садитесь. | |
| | - Как вы думаете, при написании изложения, какие слова могут нас затруднить? (ответы детей) - У вас на парте есть большая карточка, придвиньте её к себе. 1. Определи лексическое значение выражений: Не сводит глаз (пристально смотрит, не отрываясь смотреть) Загорелись радостью (глаза) (Быть очень счастливым, увидев дорогого человека) Ел с жадностью (Быть очень голодным) Ел и посматривал (Есть и смотреть на кого-либо) 2. Что означает слово «припасы»? (Продукты, приготовленные заранее, про запас) 3. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму, подберите проверочное слово: Ж..льцы, в ворот..х, ..ставили, возвр..тились, з..горелись, к перил..м, к..рмить, п..сматривал, припас..в, гл..за, ..тправились ДЕТИ ОБМЕНИВАЮТСЯ КАРТОЧКАМИ, ПРОВЕРЯЮТ ДРУГ У ДРУГА, ОПИРАЯСЬ НА СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ | - Со сложными словами разобрались. -Какую задачу мы с вами сейчас будем решать? (3 задачу) - А для чего нам план текста? (для того, чтобы хорошо написать изложение, в правильном порядке) - Хорошо - На сколько частей мы можем разделить текст? (на 4) - Значит наш план будет состоять из 4 пунктов? (Да) - Как мы можем озаглавить каждую часть? - Молодцы. - Я предлагаю вам работать с таким планом: 1. Один дома. 2. Друг пришёл на помощь. 3. Друзья вместе. 4. Расставание друзей. - И чтобы лучше запомнить каждую часть предлагаю выполнить следующее задание: - Прочитайте сначала 1 часть. О чём говориться в 1 части? (о том, как собака осталась одна дома). Перескажи своими словами о чем говориться в этой части. - Теперь 2. Во 2 части? (о том, как Костя пришёл к своему другу). Перескажи своими словами о чем говориться в этой части. - Теперь 3. В 3 части? (о том, как Костя и боксёр проводят время вместе). Перескажи своими словами о чем говориться в этой части. - Теперь 4. В 4 части? (о том, как Костя уходит домой). Перескажи своими словами о чем говориться в этой части. - Хорошо! - Каким местоимением можно заменить слово «Костя»? (мальчик) «Боксёр»? (собака) - Каким словом можно заменить местоимение ОНИ? (Друзья) - Ребята, прочитайте последнее предложение в тексте. Можем ли мы его соотнести с цитатой Антуана Д. Сент-Экзюпери? Почему? (ответы детей) - Спасибо! (Ведь когда мы с кем-то дружим: с кошкой, собакой или человеком мы должны быть ответственными и преданными в дружбе, не подставлять друг друга) | |
Самостоятельная работа Задача: написать повествовательное изложение по плану. | | - Какую задачу нам осталось решить? (4 задачу) - Теперь еще раз прочитайте внимательно текст, на это у вас есть 2 минуты. - Закройте учебник, уберите его в портфель. - Пользуясь планом, мы можем с вами начать писать изложение. - Сначала напишите изложение на черновике. - Проверьте и начните писать его в своих контрольных тетрадях. - Перед написанием, предлагаю провести пальчиковую гимнастику, чтобы наш подчерк был красивым и аккуратным: Пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.) Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малиной, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился. - Повторим еще раз. - Молодцы. - Желаю вам удачи! | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (составление плана и последовательности действий; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию); |
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. | Педагогическое требование; Стимулирование занимательным содержанием; Создание ситуации успеха. | - Ребята, какое умение мы с вами закрепляли на этом уроке? (написание изложения). - Хорошо. - У вас на парте есть карточка с лесенкой. - Вам необходимо нарисовать человечка на той ступеньке, которая будет отражать вашу работу сегодня на уроке. Нижняя ступенька – работал недостаточно усердно, ступенька по середине – работал хорошо, верхняя ступенька – работал отлично. - Спасибо вам большое, можете готовиться к следующему уроку. Урок русского языка закончен. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); личностные УУД: (смыслообразование) |