2. Актуализация знаний | Прежде чем нам приступить к работе, давайте с вами прочитаем памятку при написании изложения: 1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою. 2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер. 3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их. 4. Подбери к ним заглавия. 5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков. 6. Расскажи о герое, пользуясь планом. | Дети читают памятку | |
3.Изучение нового знания | Текст, над которым мы будем работать, написал Николай Иванович Сладков - писатель, автор более 60 книг о природе. Родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в Ленинграде (ныне Петербург). - Творчество Н.И.Сладкова – это удивительный мир природы. С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления. Занимаясь в кружке при Ленинградском зоологическом институте, познакомился с известным писателем Виталием Бианки, который и занимался с ребятами. Летом кружковцы приезжали к Бианки в Новгородскую область изучать тайны леса и постигать природу. Став взрослым, увлёкся фотоохотой. Он очень много путешествовал, писал о необходимости защиты природы и охраны животных. В книгах Николая Ивановича много рассказов и для детей. Итак, я прочитаю вам текст над которым мы будем работать, почему автор назвал рассказ так? Маленькая ёлочка. Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли. -Почему автор так назвал свой рассказ? - Как автор относится к ёлочке? -Когда в лесу появилась ёлочка - Как она появилась? - А что в это время происходило с деревьями? - Подумайте, почему автор говорит, что деревья несли ёлочке свои подарки? - Обратили внимание, с чем сравнивает Сладков листочки ивы? Прочитайте словами текста. - А почему вдруг такое сравнение? (-Прочитайте, какие листья падали с клена? ( С клёна упали на деревце красивые звёздочки.) -Почему автор листья клёна сравнивает со звёздочками? - Сколько частей в нашем тексте? - Почему вы так решили - Прочитаем первую часть. - О каком важном событии рассказал Н.И.Сладков в этой части? - Найдите, как автор называет деревце? - Верно. Вот первую часть мы так и назовём. - Обратите внимание, что первая часть пишется с красной строки. - А теперь прочитаем вторую часть. - Что самое главное в этой части? - Как же озаглавим вторую часть? - Вторую часть тоже пишем с красной строки. - Мы с вами составили план изложения. План. 1.Малютка. 2.Подарки для ёлочки. | Дети слушают рассказ учителя Дети слушают учителя и следят за текстом. - Рассказ идет о маленькой ёлочке, которая только появилась на свет. Автор с нежностью называет её малюткой Ёлочка появилась в лесу осенью Она раздвинула листья и травинки Деревья роняли свой осенний наряд Ёлочка была совсем крохотная. Осенние листочки падали вниз на её лапки. Это и были подарки от деревьев. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. Листья ивы очень похожи на маленьких рыбок. А осенью листочки становятся золотыми. У клёна резные листья, как у звёздочек. 2 части 2 красные строки Дети читают 1 часть Н.И.Сладков рассказал о появлении ёлочки Автор называет деревце малюткой.) Дети читают 2 часть. Самое главное здесь, что деревья дарили подарки ёлочке.) Подарки для ёлочки. | П2,П4. Р2,Р3,Р4. К1. |
4. Этап закрепления изученного материала | - А теперь, ребята, прочитаем слова, которые помогут вам написать изложение: показалась, раздвинула, высунулась, осмотрелась. - Из какой части эти слова? - О ком эти слова? - Читаем опорные слова из второй части: роняла, осыпали, раскинула, несли. - Сейчас приступаем к важной работе. Будьте внимательны. Мы будем устно работать с вопросами к тесту, а ваша задача подробно отвечать, грамотно строить предложения, используя опорные слова. Затем будете письменно отвечать на эти вопросы. 1. –Когда в лесу показалась маленькая ёлочка? 2. - Что она сделала с листьями и травинками? 3. - Что потом сделала малютка? - Хорошо. На этом первая часть изложения закончилась. Мы приступаем отвечать на вопросы второй части. 1. - Что роняли деревья? 2. - Чем осыпала ёлочку ива? 3. – Что на деревце упало с клёна? 4. – Что раскинула ёлочка? 5. – Что несли ей деревья? - А теперь приступаем к письменному выполнению задания, будьте вимательны, желаю вам удачи при написании. | Из 1 части О ёлочке (Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка.) (Она раздвинула листья и травинки.) ( Малютка высунулась из травы и осмотрелась.) (Деревья роняли свой осенний наряд.) (Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками.) ( С клёна упали на деревце красивые звёздочки.) (Ёлочка раскинула свои лапки.) (Деревья несли ей подарки.) Дети приступают к написанию изложения. | П1,П2,П3,П4. Р2,Р3,Р4,Р5. К1.К2,К3,К4. Л1,Л2. |