СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Окружающему миру "Путешествие капельки" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски»

Тема урока

«Путешествие капельки»

Цель

организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, попытаться удивит детей “очевидностью” ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном;

Задачи

1. Обучающие: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);

2. Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, наблюдательности, внимательности, умения сравнивать, анализировать, рассуждать.

3. Воспитывающие: способствовать формированию бережного отношения к природе

Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные: знать о видах тканях; уметь самостоятельно создавать помпоны

Метапредметные УУД:
Познавательные -
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); научиться извлекать информацию из прослушанного;

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи формировать атмосферу для овладения умением творческого видения, формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

Коммуникативные - уметь слушать друг друга, работать в коллективе, уважать мнения других участников образовательного процесса.

Личностные: понимать причины успехов и неудач в учебной деятельности; стремиться к формированию эстетического вкуса, к пониманию прекрасного в искусстве и в жизни

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, презентация, раздаточный материал

Учебное оборудование и материалы для учителя

Презентация

Используемая учителем литература

Учебник окружающего мира 3 класс, интернет ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран; Доска SMART BOARD




Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент - 1 мин.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Вячеславовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.


Приветствуют учителя


- Здравствуйте!






регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


II. Определение

темы и цели урока. Актуализация знаний – 1 мин

Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном веществе.


Её пьют,
Её льют.
Всем нужна она,
Кто она такая? (слайд.2)

– Кто догадался о чем мы будем говорить на уроке? 

– Да. Сегодня мы узнаем о том, как вода умеет путешествовать.

– Но для начала вспомним, что мы знаем о воде.

– Мы нальём воду в стакан, понюхаем её, попьём. Что мы заметим?

– А если мы положим в стакан с водой ложку. Через стакан можно будет её увидеть? Какое свойство помогло вам в этом?

– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… 

– Перельём воду в другой стакан и обратно. Что это за свойство воды? 

– А если мы положим сахар в воду, размешаем его. Сахар растворится. Теперь вода сладкая. Благодаря какому свойству? 

– Что происходит с водой в жаркий день? 

– Итак, какие свойства имеет вода? Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь эти свойства. (слайд 3)



– Вода о себе может говорить так:

Я и стужа, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как это понять? Какие 3 состояния имеет вода? (слайд 4)

Запишите 3 состояния воды в тетрадь.








-О воде









-Вода без вкуса и запаха



-Ложку можно будет увидеть. Прозрачность




-Вода бесцветна



-Текучесть



-Вода - растворитель



- Вода испаряется


1.без вкуса, 2.без запаха, 3.прозрачность, 4.бесцветность, 5.текучесть, 6.растворитель, 7.испаряемость








-Вода имеет 3 состояния: жидкое, твердое, газообразное.

познавательные: развитие памяти.


регулятивные: овладевать умением прогнозирования.


коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Освоение нового материала - 14 мин

-Послушайте небольшую историю и после ответьте на вопрос: (слайд 5)

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.

Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.

– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? 

-Вы слышали такую пословицу:

“Капля воды дороже золота”? (слайд6)

– Почему так говорят?

– Зачем же вода нужна человеку?
























-От жажды, у них не было воды.



-Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.


-Вода – источник жизни, дающий всему живому шанс на существование. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность всем организмам.





познавательные: ориентироваться в системе знаний


регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения.


коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.

IV. Физкультминутка – 2 мин

А теперь всем детям встать. (слайд7)
  А теперь всем детям встать,
  Руки медленно поднять,
  Пальцы сжать, потом разжать,
  Руки вниз и так стоять.
  Отдохнули все немножко
  И отправились в дорожку.

- Тихо и спокойно садитесь.





(дети повторяют движения)


V. Изучение

нового материала – 19 мин

– Мы уже с вами обсудили, какие свойства имеет вода, в каком состоянии она бывает, а теперь давайте проследим путь превращения воды из одного состояния в другое. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте послушаем, как путешествуют капельки. (рассказ в учебнике, слайд 8)

-Можно ли сказать, что в рассказе говорится о круговороте воды в природе?

Какие слова спрятались в слове «круговорот»?

Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот»- вращение. Получается «вращение по кругу». (слайд9)


Круговорот воды в природе состоит из следующих процессов:

-Испарение – преобразование воды из жидкого состояния в газообразное.

-Конденсация – уникальный процесс, который заставляет пар вновь превращаться в жидкость

-В виде чего можно увидеть конденсацию?

-Выпадение осадков – капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее, и они начинают падать на землю или в воду.

-А в виде чего выпадают осадки?

-Стоки – перемещение влаги на поверхности земли; попадая на землю, некоторые осадки впитываются в почву, другие поступают в море, третьи питают растения и деревья. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

-Посмотрите в учебник на стр.85. Давайте вместе попробуем объяснить по схеме, как происходит круговорот воды (схема в учебнике стр.85,)










-В своих рабочих тетрадях отобразите схему круговорота воды в природе, о котором мы с вами говорили, опираясь на схему в учебнике или на слайде (слайд10). Используйте  стрелки и свои условные обозначения. Подумайте, как изобразить пар, дождь, облачко.

-  Покажите, что у вас получилось.


-У вас на столах лежат карточки-упражнения. Вам предстоит восстановить последовательность этапов круговорота воды в природе. 1- вода испаряется, а дальше продолжите сами (слайд11)

Карточка-упражнение «Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется (1),

  2. Идёт дождь, снег (7),

  3. Образование облаков (6),

  4. Пар охлаждается (4),

  5. Образуются капли, льдинки (5),

  6. Пар поднимается вверх (2),

  7. Воздух высоко холодный (3).

-Молодцы, вы справились с этим заданием.

-Ребята, как вы думаете, всю ли воду можно пить?

-Вода бывает пресная и морская. (слайд12)

Пресная вода — это питьевая жидкость. Считается, что запасы не могут иссякнуть, благодаря круговороту воды в природе их количество остается неизменным.

-Чаще всего пресную воду делят на виды(слайд13)

  • речную;

  • озерную;

  • дождевую;

  • талую

-Вы знаете, что такое талая вода?



  • родниковую (ключевую);

  • колодезную;

  • артезианскую

-А вы знаете, какую воду называют артезианской?


-В древности люди использовали ручьи, реки, озера и водохранилища в качестве источников воды. Но эти источники не всегда были чистыми. Поэтому их очищали различными способами:

-Как вы думаете, какими?

-для очистки воды были использованы различные природные минералы, использовали медь, железо или горячий песок в сочетании с кипячением и различные травы.

-А сейчас я вам расскажу, откуда берется вода в городе; как очищают сточные воды.(слайд14)

-вы знаете, откуда берут воду для городского водопровода?

- Воду для городского водопровода берут в водохранилищах, куда попадает вода дождей, ручьев и рек. В ней могут быть бактерии, микроорганизмы, водоросли и разный мусор. Для очистки воды строят очистные сооружения. В них сначала фильтры очищают воду от крупного и мелкого мусора. Затем специальные вещества поглощают вредные примеси. По водопроводным трубам очищенная вода поступает в дома, на заводы, в школы. После использования людьми, вода поступает в городскую канализацию. Потом – в отстойник. А из него - снова в водохранилище.

- Вот такой путь проделывает вода в нашем городе, прежде чем попасть в наши краны.

- Прежде чем пить воду из под крана, что мы с ней делаем? Как мы можем её очистить?

-Есть такие методы очистки воды. Основными являются:

  • кипячение

  • фильтрация

  • отстаивание;

  • заморозка;


Давайте поиграем в игру. Вы должны отгадать несколько загадок и сказать, какое это состояние воды.

Разгадывание загадок.

(Загадки воспринимают на слух, отгадки — кадры презентации)

-Отгадайте загадки, и у вас получится «портрет» воды.

1. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.


2. На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой.


3. Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?


4.Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.


5.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

а пошли искать их днем-

Ищем, ищем, не найдем.


6.Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз.

Вслух читают путешествие капельки.







-да, это круговорот воды в природе.


-«круг» и «ворот»







Дети записывают в тетрадь эти слова.




-можно увидеть в виде росы, тумана и облаков.





-в виде дождя, снега или града.







-Из океанов вода испаряется и превращается в пар и скапливается в облаках. Там превращается в дождь. Дождь выпадает в виде осадков, впитываются в почву. Из почвы вода выходит на поверхность в виде ручьев и родников, из них берут начало реки и текут в океан. Так происходит круговорот воды в природе.




Дети перерисовывают схему круговорота воды в свои тетради.














  1. Вода испаряется (1),

  2. Пар поднимается вверх (2),

  3. Воздух высоко холодный (3).

  4. Пар охлаждается (4),

  5. Образуются капли, льдинки (5),

  6. Образование облаков (6),

  7. Идет дождь, снег (7),

.



-нет, нельзя пить всю воду.













Вода, которая замёрзла, а потом растаяла; жидкость, которая вернулась из твердого в жидкое агрегатное состояние.



это вода, находящаяся в глубинах Земли и, как правило, выходящая на поверхность под давлением, гейзеры.





- использовали медь, железо или горячий песок, кипятили.







-Берут в водохранилищах







































Облака

Снег



Дождь



Лед



Роса





Пар

регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения.


познавательные: развитие памяти.


коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


VI. Итог урок. Рефлексия – 2 мин

- Время урока подходит к концу. Урок был полезен для вас?


- Что нового вы для себя узнали о воде?
- В виде чего бывает вода? 


-Помните путешествие капельки? Что сначала случилось с Капелькой и её подружками?

-Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?


- Кто доволен своей работой на уроке, поднимите две руки, кто испытывал затруднения, но справился с ними, поднимите одну руку.

- Спасибо всем за урок, до свидания.



(дети отвечают)

-Пар, роса, дождь, снег, иней, лед, град, туман


- Превратились в пар




-Круговорот воды в природе



Дети поднимают руки.




- До свидания!

познавательные: осуществлять анализ учебного материала;


коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли





































Министерства образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта)

пробного урока

по окружающему миру,

проведённого во 2 «А» классе «СОШ №49»

Ююковой Викторией Вячеславовной



Практикантка: Ююкова В.В.

__________(подпись)

Учитель: Слиткова Т.В.
___________(подпись)

Методист: Трубаева О.Н.

____________ (подпись)

(Оценка за урок) _____________



Астрахань, 2021

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

  7. Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

  7. Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

  7. Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

  7. Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

  7. Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

  7. Воздух высоко холодный.

Карточка-упражнение

«Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Вода испаряется,

  2. Идёт дождь, снег,

  3. Образование облаков

  4. Пар охлаждается,

  5. Образуются капли, льдинки,

  6. Пар поднимается вверх,

  7. Воздух высоко холодный.

А теперь всем детям встать.
  А теперь всем детям встать,
  Руки медленно поднять,
  Пальцы сжать, потом разжать,
  Руки вниз и так стоять.
  Отдохнули все немножко
  И отправились в дорожку.

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.

Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!