II. Определение темы и цели урока. Актуализация знаний – 1 мин | Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном веществе. Её пьют, Её льют. Всем нужна она, Кто она такая? (слайд.2) – Кто догадался о чем мы будем говорить на уроке? – Да. Сегодня мы узнаем о том, как вода умеет путешествовать. – Но для начала вспомним, что мы знаем о воде. – Мы нальём воду в стакан, понюхаем её, попьём. Что мы заметим? – А если мы положим в стакан с водой ложку. Через стакан можно будет её увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? – Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… – Перельём воду в другой стакан и обратно. Что это за свойство воды? – А если мы положим сахар в воду, размешаем его. Сахар растворится. Теперь вода сладкая. Благодаря какому свойству? – Что происходит с водой в жаркий день? – Итак, какие свойства имеет вода? Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь эти свойства. (слайд 3) – Вода о себе может говорить так: Я и стужа, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. – Как это понять? Какие 3 состояния имеет вода? (слайд 4) Запишите 3 состояния воды в тетрадь. | -О воде -Вода без вкуса и запаха -Ложку можно будет увидеть. Прозрачность -Вода бесцветна -Текучесть -Вода - растворитель - Вода испаряется 1.без вкуса, 2.без запаха, 3.прозрачность, 4.бесцветность, 5.текучесть, 6.растворитель, 7.испаряемость -Вода имеет 3 состояния: жидкое, твердое, газообразное. | познавательные: развитие памяти. регулятивные: овладевать умением прогнозирования. коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Освоение нового материала - 14 мин | -Послушайте небольшую историю и после ответьте на вопрос: (слайд 5) Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни. – От чего погибли люди и верблюды в пустыне? -Вы слышали такую пословицу: “Капля воды дороже золота”? (слайд6) – Почему так говорят? – Зачем же вода нужна человеку? | -От жажды, у них не было воды. -Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды. -Вода – источник жизни, дающий всему живому шанс на существование. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность всем организмам. | познавательные: ориентироваться в системе знаний регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения. коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. |
V. Изучение нового материала – 19 мин | – Мы уже с вами обсудили, какие свойства имеет вода, в каком состоянии она бывает, а теперь давайте проследим путь превращения воды из одного состояния в другое. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте послушаем, как путешествуют капельки. (рассказ в учебнике, слайд 8) -Можно ли сказать, что в рассказе говорится о круговороте воды в природе? Какие слова спрятались в слове «круговорот»? Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот»- вращение. Получается «вращение по кругу». (слайд9) Круговорот воды в природе состоит из следующих процессов: -Испарение – преобразование воды из жидкого состояния в газообразное. -Конденсация – уникальный процесс, который заставляет пар вновь превращаться в жидкость -В виде чего можно увидеть конденсацию? -Выпадение осадков – капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее, и они начинают падать на землю или в воду. -А в виде чего выпадают осадки? -Стоки – перемещение влаги на поверхности земли; попадая на землю, некоторые осадки впитываются в почву, другие поступают в море, третьи питают растения и деревья. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков. -Посмотрите в учебник на стр.85. Давайте вместе попробуем объяснить по схеме, как происходит круговорот воды (схема в учебнике стр.85,) -В своих рабочих тетрадях отобразите схему круговорота воды в природе, о котором мы с вами говорили, опираясь на схему в учебнике или на слайде (слайд10). Используйте стрелки и свои условные обозначения. Подумайте, как изобразить пар, дождь, облачко. - Покажите, что у вас получилось. -У вас на столах лежат карточки-упражнения. Вам предстоит восстановить последовательность этапов круговорота воды в природе. 1- вода испаряется, а дальше продолжите сами (слайд11) Карточка-упражнение «Установи последовательность этапов круговорота воды в природе». Вода испаряется (1), Идёт дождь, снег (7), Образование облаков (6), Пар охлаждается (4), Образуются капли, льдинки (5), Пар поднимается вверх (2), Воздух высоко холодный (3). -Молодцы, вы справились с этим заданием. -Ребята, как вы думаете, всю ли воду можно пить? -Вода бывает пресная и морская. (слайд12) Пресная вода — это питьевая жидкость. Считается, что запасы не могут иссякнуть, благодаря круговороту воды в природе их количество остается неизменным. -Чаще всего пресную воду делят на виды(слайд13) речную; озерную; дождевую; талую -Вы знаете, что такое талая вода? родниковую (ключевую); колодезную; артезианскую -А вы знаете, какую воду называют артезианской? -В древности люди использовали ручьи, реки, озера и водохранилища в качестве источников воды. Но эти источники не всегда были чистыми. Поэтому их очищали различными способами: -Как вы думаете, какими? -для очистки воды были использованы различные природные минералы, использовали медь, железо или горячий песок в сочетании с кипячением и различные травы. -А сейчас я вам расскажу, откуда берется вода в городе; как очищают сточные воды.(слайд14) -вы знаете, откуда берут воду для городского водопровода? - Воду для городского водопровода берут в водохранилищах, куда попадает вода дождей, ручьев и рек. В ней могут быть бактерии, микроорганизмы, водоросли и разный мусор. Для очистки воды строят очистные сооружения. В них сначала фильтры очищают воду от крупного и мелкого мусора. Затем специальные вещества поглощают вредные примеси. По водопроводным трубам очищенная вода поступает в дома, на заводы, в школы. После использования людьми, вода поступает в городскую канализацию. Потом – в отстойник. А из него - снова в водохранилище. - Вот такой путь проделывает вода в нашем городе, прежде чем попасть в наши краны. - Прежде чем пить воду из под крана, что мы с ней делаем? Как мы можем её очистить? -Есть такие методы очистки воды. Основными являются: кипячение фильтрация отстаивание; заморозка; Давайте поиграем в игру. Вы должны отгадать несколько загадок и сказать, какое это состояние воды. Разгадывание загадок. (Загадки воспринимают на слух, отгадки — кадры презентации) -Отгадайте загадки, и у вас получится «портрет» воды. 1. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. 2. На дворе лежал горой, В дом занес, он стал водой. 3. Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, Убаюкивает? 4.Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло. 5.Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, а пошли искать их днем- Ищем, ищем, не найдем. 6.Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх. А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. | Вслух читают путешествие капельки. -да, это круговорот воды в природе. -«круг» и «ворот» Дети записывают в тетрадь эти слова. -можно увидеть в виде росы, тумана и облаков. -в виде дождя, снега или града. -Из океанов вода испаряется и превращается в пар и скапливается в облаках. Там превращается в дождь. Дождь выпадает в виде осадков, впитываются в почву. Из почвы вода выходит на поверхность в виде ручьев и родников, из них берут начало реки и текут в океан. Так происходит круговорот воды в природе. Дети перерисовывают схему круговорота воды в свои тетради. Вода испаряется (1), Пар поднимается вверх (2), Воздух высоко холодный (3). Пар охлаждается (4), Образуются капли, льдинки (5), Образование облаков (6), Идет дождь, снег (7), . -нет, нельзя пить всю воду. Вода, которая замёрзла, а потом растаяла; жидкость, которая вернулась из твердого в жидкое агрегатное состояние. это вода, находящаяся в глубинах Земли и, как правило, выходящая на поверхность под давлением, гейзеры. - использовали медь, железо или горячий песок, кипятили. -Берут в водохранилищах Облака Снег Дождь Лед Роса Пар | регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения. познавательные: развитие памяти. коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Итог урок. Рефлексия – 2 мин | - Время урока подходит к концу. Урок был полезен для вас? - Что нового вы для себя узнали о воде? - В виде чего бывает вода? -Помните путешествие капельки? Что сначала случилось с Капелькой и её подружками? -Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе? - Кто доволен своей работой на уроке, поднимите две руки, кто испытывал затруднения, но справился с ними, поднимите одну руку. - Спасибо всем за урок, до свидания. | (дети отвечают) -Пар, роса, дождь, снег, иней, лед, град, туман - Превратились в пар -Круговорот воды в природе Дети поднимают руки. - До свидания! | познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |