Минутка чистописания Словарная работа а) Предъявление нового слова учащимся Работа над зрительным образом словарного слова Орфографическое проговаривание Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | - Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Начнём урок с минутки чистописания. На одной строчке предлагаю вам записать слоги ки ко ка до конца А на второй строчке запишите слоги те не ви Хорошо, теперь напишем словарь Посмотрите на доску (на доске написано слово словарь) Я буду диктовать слова, а вы будете записывать в тетрадях, а тот, кого вызову будет записывать на доске с комментированием. Словарь: извините, иней, карандаш, картина, класс, коньки, корова Хорошо, ребята. Теперь послушайте. Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница- О! Здравствуйте! Вы кто? — Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? — А я ваша родственница — гусеница. — Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи — Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей? (на слайде изображение гусей и гусеницы) Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? Да, верно. Среди слов тоже есть «родственники». Как вы думаете о каких словах мы сегодня на уроке поговорим? Да, верно. (на слайде тема урока) У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди- родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются: родственные слова! Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «ДОМ». (наглядная демонстрация на слайде дерева с родственными словами). Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в огромное дерево. И вместо листочков на нем стали появляться новые слова. Домик Домишка Домашний Домовой Домовитый Бездомный Все эти слова являются родственниками. Все из одной семьи. Выросли из одного корешка, из одного слова ДОМ. Благодарные родственники придумали для своего корешка уютный домик. Значит и во всех родственных словах домик будет одинаковый. Корень –ДОМ. Его мы выделим знаком А на соседнем дереве выросли родственники слова «ВОДА» Водяной Водичка Водомерка Водица Водянка Подводный Ребята, посмотрите на второе дерево. Как вы считаете, слово водитель будет родственным? Конечно не будет. Слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ имеют совершенно разное значение. Что такое вода? А кто такой водитель? Вода – это жидкость, а водитель – это человек, который ВОДИТ автомобиль. Корни у них одинаково звучат и пишутся, но значение у них разное. Значит эти слова НЕ РОДСТВЕННЫЕ. А слово ЖИДКОСТЬ будет ли родственным к слову ВОДА? А как вы думаете, почему? Правильно. С одной стороны, у них есть общее значение. Но мы знаем, что этого мало. Нужна еще общая часть. Родственные слова имеют похожее значение и общую часть. | Подготовили руки к письму Смотрят правильное написание слов Несколько учеников выходят к доске Извинииите, иииней, карандаааш, картииина, клаасс, конькии, корооова нет Гуся, гусыню, гусят О родственных словах Не будет Тоже не будет. Потому что у них нет общей части | Познавательные - анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.); - строить логические рассуждения; - производить анализ, синтез, сравнение. -ориентироваться в своей системе знаний, отличая новое от уже известного. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - прогнозировать предстоящую работу; Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: -развитие познавательных интересов; Предметные: Продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”; использовать изученные орфографические правила при письме. Коммуникативные: -знать ранее изученные правила -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. вопросы учителя; - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: -общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |