СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в обучении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Компетентностный подход в обучении

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении»

Компетентностный подход в обучении

Компетентностный подход

в обучении

Функции общего образования Трансляция культуры Подготовка к жизни ПРЕДМЕТНЫЕ («НАУЧНЫЕ») Знания Умения Навыки  КУЛЬТУРНЫЕ -Ценности (КАКИЕ ??) Знания Умения Навыки  (КАКИЕ ??) -Ценности

Функции общего образования

Трансляция

культуры

Подготовка к жизни

ПРЕДМЕТНЫЕ

(«НАУЧНЫЕ»)

  • Знания
  • Умения
  • Навыки

КУЛЬТУРНЫЕ

-Ценности

(КАКИЕ ??)

  • Знания
  • Умения
  • Навыки

(КАКИЕ ??)

-Ценности

Рейтинг прямой востребованности предметов (по требованиям вакансий) 50% 46 % 45% 40% 35% 30% 24 % 25% 20% 15% 10% 6% 3% 5% 0% Информатика  Иностранный  Русский язык  География язык

Рейтинг прямой востребованности предметов (по требованиям вакансий)

50%

46 %

45%

40%

35%

30%

24 %

25%

20%

15%

10%

6%

3%

5%

0%

Информатика

Иностранный

Русский язык

География

язык

Рейтинг косвенной востребованности предметов (по требованиям вакансий)

Рейтинг косвенной востребованности предметов (по требованиям вакансий)

Знания, умения, навыки,   востребованные работодателями Владение компьютером Владение английским языком Грамотная речь Умение водить авто Умение вести переговоры Географические знания Умение решать проблемы Умение работать в команде Умение презентовать результат деятельности Владение вторым языком

Знания, умения, навыки, востребованные работодателями

  • Владение компьютером
  • Владение английским языком
  • Грамотная речь
  • Умение водить авто
  • Умение вести переговоры
  • Географические знания
  • Умение решать проблемы
  • Умение работать в команде
  • Умение презентовать результат деятельности
  • Владение вторым языком

Знания, умения, навыки,   востребованные работодателями Владение компьютером Владение английским языком Грамотная речь Умение водить авто Умение вести переговоры Географические знания Умение решать проблемы Умение работать в команде Умение презентовать результат деятельности Владение вторым языком

Знания, умения, навыки, востребованные работодателями

  • Владение компьютером
  • Владение английским языком
  • Грамотная речь
  • Умение водить авто
  • Умение вести переговоры
  • Географические знания
  • Умение решать проблемы
  • Умение работать в команде
  • Умение презентовать результат деятельности
  • Владение вторым языком

Личностные качества,   востребованные работодателями Коммуникабельность Аккуратность Инициативность Активность Нацеленность на результат Обучаемость

Личностные качества, востребованные работодателями

  • Коммуникабельность
  • Аккуратность
  • Инициативность
  • Активность
  • Нацеленность на результат
  • Обучаемость

Определения компетенции Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека  к эффективно й деятельности для достижения поставленной цели Компетенция – это способность установить связь между «знанием-умением» и и ситуацией Компетенция – готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для разрешения конкретной жизненной ситуации

Определения компетенции

  • Компетенция результат образования, выражающийся в готовности человека к эффективно й деятельности для достижения поставленной цели
  • Компетенция – это способность установить связь между «знанием-умением» и и ситуацией
  • Компетенция – готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для разрешения конкретной жизненной ситуации

Виды компетенций Компетенции Ключевые Профессиональные Функциональные Базовые

Виды компетенций

Компетенции

Ключевые

Профессиональные

Функциональные

Базовые

Ключевые компетенции Ключевые компетенции - универсальные компетенции, применимые в различных типах жизненных ситуаций и необходимые каждому члену современного общества

Ключевые компетенции

  • Ключевые компетенции - универсальные компетенции, применимые в различных типах жизненных ситуаций и необходимые каждому члену современного общества

Профессиональные компетенции Базовые компетенции – компетенции, являющиеся общими для больших групп профессиональной деятельности  Функциональные компетенции - компетенции, специфические для той или иной конкретной профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции

  • Базовые компетенции –

компетенции, являющиеся общими для больших групп профессиональной деятельности

  • Функциональные компетенции - компетенции, специфические для той или иной конкретной профессиональной деятельности

Ключевые компетенции Элементарные: Информационная Коммуникативная Кооперативная Проблемная  Комплексные: Социальная Гражданская Личностная  Составные: Самообразователь-ная Исследовательская Организационная Прогностическая И др.

Ключевые компетенции

Элементарные:

  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Кооперативная
  • Проблемная

Комплексные:

  • Социальная
  • Гражданская
  • Личностная

Составные:

  • Самообразователь-ная
  • Исследовательская
  • Организационная
  • Прогностическая
  • И др.

Базовые компетенции Технологическая Менеджерская Предпринимательская Юридическая, экономическая и т.д.

Базовые компетенции

  • Технологическая
  • Менеджерская
  • Предпринимательская
  • Юридическая, экономическая и т.д.

Образовательные результаты  Образова - тельные результаты  Ступени непрерывного о бразовани я  Общее  Профессиональное  Среднее и высшее  Дополни - тель - ное  Профиль - ное  Основ - ное  Началь - ное  А  А  Грамотность  А  А Б  Б  А  А  Б  А Б  Ключевые комп - сти     Базовые комп -с ти  А Б  А  Б        А Б  Б           Функцио - нальные  к .

Образовательные результаты

Образова - тельные результаты

Ступени непрерывного о бразовани я

Общее

Профессиональное

Среднее и высшее

Дополни - тель - ное

Профиль - ное

Основ - ное

Началь - ное

А

А

Грамотность

А

А Б

Б

А

А

Б

А Б

Ключевые комп - сти

 

Базовые комп ти

А Б

А

Б

 

 

А Б

Б

 

 

 

Функцио - нальные к .

Структура компетенции  как результата образования Образовательный процесс Организация опыта деятельности и проживания ситуаций Обучение «Ресурсный пакет» освоенных способов деятельности Личностный опыт и ценности Знания Умения Навыки Само-управление Компетенция – результат образования

Структура компетенции как результата образования

Образовательный процесс

Организация опыта деятельности и проживания ситуаций

Обучение

«Ресурсный пакет» освоенных способов деятельности

Личностный опыт и ценности

Знания

Умения

Навыки

Само-управление

Компетенция – результат образования

Компоненты ключевой компетенции   (на примере кооперативной) Умение образовывать рабочую группу Групповое целеполагание Групповое планирование Распределение ролей в группе Умения лидировать и подчиняться Взаимопомощь и взаимоподдержка Взаимная координация усилий Групповая презентация Групповая рефлексия Групповая самооценка

Компоненты ключевой компетенции (на примере кооперативной)

  • Умение образовывать рабочую группу
  • Групповое целеполагание
  • Групповое планирование
  • Распределение ролей в группе
  • Умения лидировать и подчиняться
  • Взаимопомощь и взаимоподдержка
  • Взаимная координация усилий
  • Групповая презентация
  • Групповая рефлексия
  • Групповая самооценка

Целеполагание   (на примере 6 класса) 1. Коммуникативная компетенция По окончании 6-го класса учащиеся должны знать : правила формального и неформального общения. правила формального и неформального общения. По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь : различать ситуации формального и неформального общения; иметь и высказывать собственное мнение; пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника (собеседников).  различать ситуации формального и неформального общения; иметь и высказывать собственное мнение; пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника (собеседников).

Целеполагание (на примере 6 класса)

1. Коммуникативная компетенция

  • По окончании 6-го класса учащиеся должны знать :
  • правила формального и неформального общения.
  • правила формального и неформального общения.
  • По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь :
  • различать ситуации формального и неформального общения; иметь и высказывать собственное мнение; пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника (собеседников).
  • различать ситуации формального и неформального общения;
  • иметь и высказывать собственное мнение;
  • пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника (собеседников).

Целеполагание   (на примере 6 класса) 2. Проблемная компетенция По окончании 6 класса учащиеся должны понимать : неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности ; значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей. неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности ; значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей. По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь : замечать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) и обращаться за помощью к учителю; формулировать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) . замечать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) и обращаться за помощью к учителю; формулировать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) .

Целеполагание (на примере 6 класса)

2. Проблемная компетенция

  • По окончании 6 класса учащиеся должны понимать :
  • неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности ; значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей.
  • неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности ;
  • значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей.
  • По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь :
  • замечать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) и обращаться за помощью к учителю; формулировать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) .
  • замечать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) и обращаться за помощью к учителю;
  • формулировать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) .

Целеполагание   (на примере 6 класса) 3. Кооперативная компетенция По окончании 6 класса учащиеся должны поним ать : различия ролей лидера и ведомого (исполнителя) в деятельности ; значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем. различия ролей лидера и ведомого (исполнителя) в деятельности ; значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем. По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь : объединяться в группы по 3-7 человек для выполнения групповых проектов; действовать в группе в роли исполнителя; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.  объединяться в группы по 3-7 человек для выполнения групповых проектов; действовать в группе в роли исполнителя; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Целеполагание (на примере 6 класса)

3. Кооперативная компетенция

  • По окончании 6 класса учащиеся должны поним ать :
  • различия ролей лидера и ведомого (исполнителя) в деятельности ; значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем.
  • различия ролей лидера и ведомого (исполнителя) в деятельности ;
  • значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем.
  • По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь :
  • объединяться в группы по 3-7 человек для выполнения групповых проектов; действовать в группе в роли исполнителя; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
  • объединяться в группы по 3-7 человек для выполнения групповых проектов;
  • действовать в группе в роли исполнителя;
  • осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Закономерность  «В основе формирования компетенций лежат актуализация, формирование и осмысление личностно значимого опыта учащихся»

Закономерность

«В основе формирования компетенций лежат актуализация, формирование и осмысление личностно значимого опыта учащихся»

«Компетентностные»  методы обучения Обращение к опыту учащихся Открытое обсуждение новых понятий Открытое обсуждение проблемных ситуаций Дискуссия, столкновение субъектных позиций Ролевые и деловые игры, психологический тренинг «Метод проектов»

«Компетентностные» методы обучения

  • Обращение к опыту учащихся
  • Открытое обсуждение новых понятий
  • Открытое обсуждение проблемных ситуаций
  • Дискуссия, столкновение субъектных позиций
  • Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
  • «Метод проектов»

Методики целевого анализа урока (1) План целевого анализа (самоанализа) урока  1. М есто урок а в изучаемом разделе ? 2. Ц ель и задачи урока (в т.ч. – по формированию ключевых компетенций ) ? 3. Б ыли ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)? 4. Ф ормы и методы , использованные д ля решения «компетентностных» задач урока ? 5. Соотношение «компетентностны х » и «некомпетентностных» форм и метод ов работы на уроке? 6. Насколько достигнуты цели ? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему? 7. З аметно ли продвижение учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким признакам об этом можно судить?

Методики целевого анализа урока (1)

План целевого анализа (самоанализа) урока

  • 1. М есто урок а в изучаемом разделе ?
  • 2. Ц ель и задачи урока (в т.ч. – по формированию ключевых компетенций ) ?
  • 3. Б ыли ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?
  • 4. Ф ормы и методы , использованные д ля решения «компетентностных» задач урока ?
  • 5. Соотношение «компетентностны х » и «некомпетентностных» форм и метод ов работы на уроке?
  • 6. Насколько достигнуты цели ? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?
  • 7. З аметно ли продвижение учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким признакам об этом можно судить?

Методики целевого анализа урока (2) Обращение к опыту учащихся Открытое обсуждение новых понятий Открытое обсуждение проблемных ситуаций Дискуссия учащихся Игровая деятельность Проектная деятельность

Методики целевого анализа урока (2)

  • Обращение к опыту учащихся
  • Открытое обсуждение новых понятий
  • Открытое обсуждение проблемных ситуаций
  • Дискуссия учащихся
  • Игровая деятельность
  • Проектная деятельность

Социальная компетентность Социальная компетенция (социальный от лат. socialis -межличностный, компетенция от лат. с ompetere – встреча) способность человека определять свою жизнь на основе понимания сути происходящего в обществе. Социальная компетенция – способность к межличностным отношениям.

Социальная компетентность

Социальная компетенция (социальный от лат. socialis -межличностный, компетенция от лат. с ompetere – встреча) способность человека определять свою жизнь на основе понимания сути происходящего в обществе.

Социальная компетенция – способность к межличностным отношениям.

Уровни социальной компетенции Низкий уровень – неспособность выражать свое мнение, способность слушать собеседника, способность воспринимать стимулы, неспособность принимать собственные решения. Средний уровень – способность выражать свое мнение, способность наблюдать и слушать за другими членами группы, способность адаптироваться, налаживать контакты. Высокий уровень - способность выслушивать критику и спорить с другими, умение понимать и приспосабливаться к действиям других, умение вести разговор, последовательность в обучении, способность себя поставить на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией.

Уровни социальной компетенции

  • Низкий уровень – неспособность выражать свое мнение, способность слушать собеседника, способность воспринимать стимулы, неспособность принимать собственные решения.
  • Средний уровень – способность выражать свое мнение, способность наблюдать и слушать за другими членами группы, способность адаптироваться, налаживать контакты.
  • Высокий уровень - способность выслушивать критику и спорить с другими, умение понимать и приспосабливаться к действиям других, умение вести разговор, последовательность в обучении, способность себя поставить на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией.

Компоненты социальной компетенции Сотрудничество, работа в команде Коммуникативные навыки Способность принимать собственные решения Способность делать осознанный выбор Стремление к осознанию собственных потребностей и целей Социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей Владение банком приемов ненасильственного решения конфликтов Развитие личностных качеств, саморегулирование

Компоненты социальной компетенции

  • Сотрудничество, работа в команде
  • Коммуникативные навыки
  • Способность принимать собственные решения
  • Способность делать осознанный выбор
  • Стремление к осознанию собственных потребностей и целей
  • Социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе
  • Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей
  • Владение банком приемов ненасильственного решения конфликтов
  • Развитие личностных качеств, саморегулирование


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!