Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении»
Компетентностный подход
в обучении
Функции общего образования
Трансляция
культуры
Подготовка к жизни
ПРЕДМЕТНЫЕ
(«НАУЧНЫЕ»)
КУЛЬТУРНЫЕ
-Ценности
(КАКИЕ ??)
(КАКИЕ ??)
-Ценности
Рейтинг прямой востребованности предметов (по требованиям вакансий)
50%
46 %
45%
40%
35%
30%
24 %
25%
20%
15%
10%
6%
3%
5%
0%
Информатика
Иностранный
Русский язык
География
язык
Рейтинг косвенной востребованности предметов (по требованиям вакансий)
Знания, умения, навыки, востребованные работодателями
- Владение компьютером
- Владение английским языком
- Грамотная речь
- Умение водить авто
- Умение вести переговоры
- Географические знания
- Умение решать проблемы
- Умение работать в команде
- Умение презентовать результат деятельности
- Владение вторым языком
Знания, умения, навыки, востребованные работодателями
- Владение компьютером
- Владение английским языком
- Грамотная речь
- Умение водить авто
- Умение вести переговоры
- Географические знания
- Умение решать проблемы
- Умение работать в команде
- Умение презентовать результат деятельности
- Владение вторым языком
Личностные качества, востребованные работодателями
- Коммуникабельность
- Аккуратность
- Инициативность
- Активность
- Нацеленность на результат
- Обучаемость
Определения компетенции
- Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека к эффективно й деятельности для достижения поставленной цели
- Компетенция – это способность установить связь между «знанием-умением» и и ситуацией
- Компетенция – готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для разрешения конкретной жизненной ситуации
Виды компетенций
Компетенции
Ключевые
Профессиональные
Функциональные
Базовые
Ключевые компетенции
- Ключевые компетенции - универсальные компетенции, применимые в различных типах жизненных ситуаций и необходимые каждому члену современного общества
Профессиональные компетенции
компетенции, являющиеся общими для больших групп профессиональной деятельности
- Функциональные компетенции - компетенции, специфические для той или иной конкретной профессиональной деятельности
Ключевые компетенции
Элементарные:
- Информационная
- Коммуникативная
- Кооперативная
- Проблемная
Комплексные:
- Социальная
- Гражданская
- Личностная
Составные:
- Самообразователь-ная
- Исследовательская
- Организационная
- Прогностическая
- И др.
Базовые компетенции
- Технологическая
- Менеджерская
- Предпринимательская
- Юридическая, экономическая и т.д.
Образовательные результаты
Образова - тельные результаты
Ступени непрерывного о бразовани я
Общее
Профессиональное
Среднее и высшее
Дополни - тель - ное
Профиль - ное
Основ - ное
Началь - ное
А
А
Грамотность
А
А Б
Б
А
А
Б
А Б
Ключевые комп - сти
Базовые комп -с ти
А Б
А
Б
А Б
Б
Функцио - нальные к .
Структура компетенции как результата образования
Образовательный процесс
Организация опыта деятельности и проживания ситуаций
Обучение
«Ресурсный пакет» освоенных способов деятельности
Личностный опыт и ценности
Знания
Умения
Навыки
Само-управление
Компетенция – результат образования
Компоненты ключевой компетенции (на примере кооперативной)
- Умение образовывать рабочую группу
- Групповое целеполагание
- Групповое планирование
- Распределение ролей в группе
- Умения лидировать и подчиняться
- Взаимопомощь и взаимоподдержка
- Взаимная координация усилий
- Групповая презентация
- Групповая рефлексия
- Групповая самооценка
Целеполагание (на примере 6 класса)
1. Коммуникативная компетенция
- По окончании 6-го класса учащиеся должны знать :
- правила формального и неформального общения.
- правила формального и неформального общения.
- По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь :
- различать ситуации формального и неформального общения; иметь и высказывать собственное мнение; пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника (собеседников).
- различать ситуации формального и неформального общения;
- иметь и высказывать собственное мнение;
- пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника (собеседников).
Целеполагание (на примере 6 класса)
2. Проблемная компетенция
- По окончании 6 класса учащиеся должны понимать :
- неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности ; значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей.
- неизбежность возникновения трудностей и проблем в ходе любой деятельности ;
- значение собственных усилий для преодоления возникающих трудностей.
- По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь :
- замечать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) и обращаться за помощью к учителю; формулировать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) .
- замечать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) и обращаться за помощью к учителю;
- формулировать возникшую проблему в учении (в том числе в выполнении учебного проекта) .
Целеполагание (на примере 6 класса)
3. Кооперативная компетенция
- По окончании 6 класса учащиеся должны поним ать :
- различия ролей лидера и ведомого (исполнителя) в деятельности ; значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем.
- различия ролей лидера и ведомого (исполнителя) в деятельности ;
- значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении сложных проблем.
- По окончании 6-го класса учащиеся должны уметь :
- объединяться в группы по 3-7 человек для выполнения групповых проектов; действовать в группе в роли исполнителя; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
- объединяться в группы по 3-7 человек для выполнения групповых проектов;
- действовать в группе в роли исполнителя;
- осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Закономерность
«В основе формирования компетенций лежат актуализация, формирование и осмысление личностно значимого опыта учащихся»
«Компетентностные» методы обучения
- Обращение к опыту учащихся
- Открытое обсуждение новых понятий
- Открытое обсуждение проблемных ситуаций
- Дискуссия, столкновение субъектных позиций
- Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
- «Метод проектов»
Методики целевого анализа урока (1)
План целевого анализа (самоанализа) урока
- 1. М есто урок а в изучаемом разделе ?
- 2. Ц ель и задачи урока (в т.ч. – по формированию ключевых компетенций ) ?
- 3. Б ыли ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?
- 4. Ф ормы и методы , использованные д ля решения «компетентностных» задач урока ?
- 5. Соотношение «компетентностны х » и «некомпетентностных» форм и метод ов работы на уроке?
- 6. Насколько достигнуты цели ? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?
- 7. З аметно ли продвижение учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким признакам об этом можно судить?
Методики целевого анализа урока (2)
- Обращение к опыту учащихся
- Открытое обсуждение новых понятий
- Открытое обсуждение проблемных ситуаций
- Дискуссия учащихся
- Игровая деятельность
- Проектная деятельность
Социальная компетентность
Социальная компетенция (социальный от лат. socialis -межличностный, компетенция от лат. с ompetere – встреча) способность человека определять свою жизнь на основе понимания сути происходящего в обществе.
Социальная компетенция – способность к межличностным отношениям.
Уровни социальной компетенции
- Низкий уровень – неспособность выражать свое мнение, способность слушать собеседника, способность воспринимать стимулы, неспособность принимать собственные решения.
- Средний уровень – способность выражать свое мнение, способность наблюдать и слушать за другими членами группы, способность адаптироваться, налаживать контакты.
- Высокий уровень - способность выслушивать критику и спорить с другими, умение понимать и приспосабливаться к действиям других, умение вести разговор, последовательность в обучении, способность себя поставить на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией.
Компоненты социальной компетенции
- Сотрудничество, работа в команде
- Коммуникативные навыки
- Способность принимать собственные решения
- Способность делать осознанный выбор
- Стремление к осознанию собственных потребностей и целей
- Социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе
- Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей
- Владение банком приемов ненасильственного решения конфликтов
- Развитие личностных качеств, саморегулирование