СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми на основе компетентностного подхода на уроках математики и информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.

Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.

Понятие «компетентностный подход» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования.

Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у учащихся набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

В своей работы для формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках математики я вместе с учащимися, осваиваю новые технологии. Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.

С целью создания на уроках развивающей среды поощряю учащихся за попытки что-то сделать самостоятельно, побуждаю к опробованию других способов мышления, включаю учащихся в различны виды деятельности, развивающие у них различные способности, учу не бояться высказывать свое понимание проблемы, особенно тогда, когда оно отличается от мнения большинства.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на основе компетентностного подхода на уроках математики и информатики»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Левокумского муниципального района Ставропольского края








ДОКЛАД

по теме

«Работа с одаренными детьми на основе компетентностного подхода

на уроках математики и информатики»





Подготовила

учитель информатики

МКОУ СОШ №7

Гвоздикова Т.И.








2017-2018 учебный год

Тема: «Работа с одаренными детьми на основе компетентностного подхода на уроках математики и информатики»

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.

Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.

Понятие «компетентностный подход» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования.

Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у учащихся набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

Компетентностный подход позволяет:

• научить учиться (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы реализации поставленных целей, оценивать полученные результаты);

• научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи;

• научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических и др.;

• научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;

• научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

• научить решать проблемы, общие для различных видов профессии и иной деятельности.

В своей работы для формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках математики я вместе с учащимися, осваиваю новые технологии. Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.

С целью создания на уроках развивающей среды поощряю учащихся за попытки что-то сделать самостоятельно, побуждаю к опробованию других способов мышления, включаю учащихся в различны виды деятельности, развивающие у них различные способности, учу не бояться высказывать свое понимание проблемы, особенно тогда, когда оно отличается от мнения большинства. На уроках математики учу задавать вопросы, объясняю им, что необходимо выслушать мнение всех, но у них есть право не согласиться с мнением большинства, они должны аргументироваться свое мнение. Я поддерживаю учащихся, когда они делают ошибки, помогаю им справиться с ними.

На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции учащихся. Учу их:

  • точно формулировать мысли по теме;

  • исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии;

  • выбору основного содержания прочитанного или услышанного;

  • работать в сотрудничестве при выполнении общего задания;

  • оценивать результат своей деятельности.

Термин "компетенция" имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями. Применительно к образованию имеет смысл второе значение термина. Формирование компетентностного подхода на уроке дает возможность формировать у учащихся способность действовать в ситуации неопределенности.

Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Такие элементарные общеучебные компетенции, как выделение главного из прочитанного, точная формулировка правил, теорем, аксиом, исследование различных вариантов решения задач, оценка результатов своей деятельности должны формироваться не отдельно, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

На уроках, посвященных решению задач, учащиеся не копирует готовые решения с доски, а занимается поиском решения задач. Во время самостоятельной работы предлагаются разноуровневые карточки.

В своей работе использую промежуточный, текущий и итоговый контроль, тесты с выбором ответов и требующие развернутого ответа.

Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает учащегося и педагога на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Для формирования информационной компетентности использую задачи, содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.

Для формирования коммуникативной компетентности использую групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащимся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам. Например, на гипотенузе АВ прямоугольного треугольника АВС построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник АВС. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины a и b. Решить задачу возможно несколькими способами: используя теорему синусов, используя теорему косинусов, при помощи метода площадей, при помощи метода координат.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся предлагаю задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.

Для формирования готовности к самообразованию учащимся предлагаю самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, написать реферат, составить задачу и т.д.

Формирование ключевых компетентностей посредством задач позволяет реализовать компетентностный подход на уроках математики как средство повышения математической грамотности учащихся. Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетентностей.

На уроках информатики я придерживаюсь основных принципов работы с одаренными детьми.

1. Не навреди!

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Принцип научности.

Этот принцип реализуется через диагностико - статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого -педагогический инструментарий.             

3. Принцип взаимодействия с семьей

Этот принцип реализуется через систему просвети­тельских, консультационных и развивающих мероприятий, активны­ми участниками которых становятся родители одаренных детей.

4. Принцип гуманности и открытости.

Обретение ребенком реали­стичного представления о себе является важнейшим принципом работы.

5. Принцип доступности.

 Принцип доступности дает возможность ре­бенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6.Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несов­падения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности.

 Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад.

8. Принцип сотрудничества.

 Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации, са­мообразование, методическую работу.

9. Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

  Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:

  • выявление одаренных детей; 

  • построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Как же суметь выделить одаренных детей?

Одаренные дети имеют ряд особенностей:

  • Любознательность. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.

  • Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно.

  • Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к "ситуативно не стимулируемой деятельности". Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.

  • Высокий уровень развития логического мышления. Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.

  • Повышенный интерес к дивергентным задачам.
    Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов). Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

  • Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.

  • Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

  • Продуктивность мышления. Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.

  • Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.

  • Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.

  • Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

  • Отличная память.

  • Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Таким образом, компетентностный подход на уроках математики и информатики является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в том числе профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!