СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура эпохи Возрождения

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конкурс по теме "Художественная культура эпохи возрождения"   Представлен интересный материал,можно использовать как часть урока.

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура эпохи Возрождения»

Методическая разработка

Урок-конкурс по теме «Художественная культура эпохи Возрождения»

Банникова Анна Владимировна

Елецкий государственный колледж искусств им. Т.Н.Хренникова

Г. Елец Липецкая область






















































Художественная культура эпохи Возрождения

Цели урока-конкурса :

  • обобщение ранее усвоенных знаний о культуре и искусстве Ренессанса;

  • формирование и развитие навыков самостоятельной творческой работы;

  • воспитание эстетических идеалов через осмысление особенностей культуры и искусства Возрождения

  • контроль усвоенных знаний, умений и навыков.


Тип урока: урок обобщения и контроля усвоенных знаний, умений и навыков.


Оборудование: ноутбук; проектор.

Подготовительный этап

Каждая группа готовит свое выступление на уроке по выбранной теме: собирает и анализирует исторический, литературный, музыкальный материал, систематизирует его, готовит свою часть презентации.


Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов

Студент должен знать:

- основные этапы развития культуры Возрождения;

- представителей культуры и искусства этой эпохи;

- терминологию, связанную с культурой и искусством эпохи Возрождения;

Студент должен уметь:

- узнавать на репродукции картину (скульптуру) и её автора;

- находить информацию по заданной теме, используя разнообразные источники информации( в том числе информационные технологии);

- излагать и обосновывать свою точку зрения .

Студент должен иметь представление:

- об особенностях эпохи Возрождения в различных странах;

- о социальных и политических предпосылках Ренессанса;

- о различных школах живописи изучаемой эпохи;

- об идеологических и философских воззрениях эпохи.


Ход урока-конкурса


Организационный момент. Звучит Шандор Каллош лютневая музыка. На её фоне – слова преподавателя:

-Здравствуйте! Сегодня мы проводим урок-конкурс по теме: « Художественная культура эпохи Возрождения».

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

                                                  (Микеланджело Буонарроти) (слайд №1)

Возрождение выглядит светлой зарёй, первыми лучами солнца, осветившими предыдущую сумрачную, темную эпоху…

В эпоху Возрождения стало всё больше появляться людей, которым были тесны рамки феодального строя, старых верований, традиционных жизненных идеалов. У её истоков стояли великие поэты – мыслители Данте и Петрарка.

Многие титаны эпохи Возрождения были универсальными гениями, владели кистью и пером, резцом и циркулем, философскими знаниями и инженерными расчётами. Откуда же взялись силы, пробудившие творческую кипучую энергию титанов Возрождения?

На этот и многие другие вопросы вам предстоит сегодня ответить. Сегодня мы проведем занятие в форме конкурса, где оценивать ваши ответы ,буду я- ваш преподаватель. У нас три группы студентов -три команды, которые будут соревноваться в знаниях о культуре и искусстве Возрождения.

1 конкурс. Когда мы с вами начинаем знакомиться с культурой и искусством какого-либо исторического периода, стало уже традиционным начинать занятие с игры « Ассоциации», где за 1 минуту вы должны написать свои ассоциации по заданной теме.

Сегодня – обобщающий урок, поэтому представитель команды на доске должен написать как можно больше слов, связанных с понятием «возрождение». В результате – команда получает один балл.

А тем временем, пока представители работают у доски, остальные участники выполняют задания 2 конкурса.


2 конкурс «Что мы знаем о Ренессансе?»,

в котором за каждый правильный ответ вы получите по 1-му баллу

1.Ренессанс, Ринашименто… а по-русски?

Возрождение

2.Что возрождалось, т.е. рождалось ещё раз?

Идеалы античности

3.Что такое гуманизм?

Человечность, человеколюбие.

4.. Что такое перспектива?

Перспектива – закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием.

5. Что является строго закономерным в градации светлого и тёмного в изобразительном искусстве?

Светотень

6.Что такое колорит?

Характер взаимосвязи цветовых элементов, цветовой строй (от лат. colore –краска, цвет).

7. Как называется структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй.

Композиция (от лат. compositio – сочинение, составление, расположение).

8. Назовите произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное значение и рассчитанное на сосредоточенное восприятие и требует обрамление в виде рамы.

Картина, холст, полотно.

9.Они бывают жёсткие и мягкие, плоские и круглые, заострённые и тупые, по длине: короткие и длинные. В гравюре употребляются особые стеклянные и проволочные. О чем идет речь?

Кисть.

10.Понятие, характеризующее область искусства, ограниченную определённым кругом тем. Что это?

Жанр.

-Обратимся к доске и проверим выполненное задание. Подведение итогов 1 и 2 конкурсов.

-Итак, мы с вами разогрелись и готовы к уроку. Теперь мы переходим к основной части нашего занятия: я приготовила для вас проблемный вопрос: « А может ли эпоха Возрождения состояться сегодня, в наше время в какой-либо стране мира?»( слайд 2)

Выполняя дальнейшие задания, не забывайте об этом вопросе, ответ на который вы должны будете дать в конце урока.

3 конкурс

-Знание гениальных произведений мастеров эпохи Возрождения, входящих в мировую сокровищницу великих работ живописи, архитектуры и скульптуры, сейчас предстоит продемонстрировать командам. Каждый правильный ответ принесёт вам по 1 баллу.

Преподаватель показывает слайд (репродукцию), ребята называют автора и название работы (прил . «Работы Возрождение»).

4 конкурс

Эти прекрасные живописные полотна создавались художниками. Так кто же они – титаны Возрождения? Командам было дано задание: подготовить короткие жизнеописания художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициана Виччелио. Дадим им слово. Ответ оценивается по 10-ти балльной системе в зависимости от полноты и глубины повествования, эмоциональной подачи материала (Выступление студентов, показ презентаций. Приложение «Презентации»)

Студенты рассказывают о жизни титанов Возрождения.

Между рассказами – прослушивание музыкальных произведений композиторов эпохи Возрождения

Подведение итогов конкурса.

5 конкурс

Следующий конкурс индивидуальный (студентам предлагаются тесты). Сумма правильных ответов принесет команде баллы.

1.Как называлась «столица» итальянского Возрождения?

(Рим, Неаполь, Флоренция ,Венеция).

2.Религиозное и социально-политическое движение в 16 в. В Германии, направленное на преобразование христианской церкви?

(деградация, сепарация, реформация, реставрация)

3.Поэт, создатель «Божественной комедии»

(Бокаччо, Петрарка, Данте, Цицерон)

4. Знаменитый Гентский алтарь написал

( Гуго ван дер Гус, Иероним Босх, Ян ван Эйк, Питер Брейгель)

5.Триптих – это картина,

(состоящая из 3частей, картина, написанная маслом, картина, изображающая 3 человек).

6.Какой художник создал полотно по пословицам

(Ян ван Эйк, Питер Брейгель, Дюрер, Иероним Босх)

7.Картина «Мадонна с цветком» написана

(Рафаэлем, Джоржоне, Леонардо, Микеланджело)

8. Кто первым употребил термин « Возрождение»

(Леонардо, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, Петрарка)

9. Какой собор увенчан куполом диаметром 42 м, который сконструировал Ф.Брунеллески

(Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Собор Парижской Богоматери, Собор св.Петра в Риме, Кельнский собор)

10.Основная черта идеологии Возрождения

(теоцентризм, гуманизм, сентиментализм, реализм)

-Сдайте тестовые задания, пока я их буду проверять, предлагаю вам отправиться в виртуальную экскурсию в один из музеев мира. (Преподаватель приглашает одного из студентов, который выступает в роли экскурсовода. Заранее он готовит презентацию об одном из музеев мира, где собраны произведения эпохи Возрождения.)

6 конкурс «Кто есть кто?»

«В историю человечества Возрождение вошло эпохой, которая нуждалась в титанах, и которая породила титанов по мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». (Ф. Энгельс слайд 3)

Главными ценностями этого времени стали Интеллект, Гармония, Мощь, нашедшие своё воплощение в искусстве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Вам предстоит по описанию, по фактам жизни узнать художника. Будьте внимательны!

Если догадались, о ком идёт речь, поднимите табличку с его именем (командам выдаётся по три таблички с именами Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело).

Задание команде № 1

Счастливый избранник судьбы: успех, богатство, поклонение – все окружало его при жизни, а после смерти человечество присвоило ему титул «царя живописи». На могиле его в Пантеоне высечены слова: «Здесь покоится тот…, при жизни которого великая природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть…»

Рафаэль.

Задание команде № 2.Его жизнь опровергает ходячее мнение о том, что даже гениальный человек, слишком разнообразящий свои знания, не достигает ничего прочного. Работая во всех областях знания и искусства, он везде был оригинален и велик.

Живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, музыкант, певец, стихотворец, анатом и оптик, биолог и ботаник. Но и этот перечень не исчерпывает его деятельности. Его суждения и открытия порой опережают на несколько веков прогресс человеческой мысли.

Леонардо да Винчи.

Задание команде № 3.Непримиримый и гордый, мрачный и одинокий, он воплотил в себе муки возрождённого человека – его борьбу, страдания, протест, неудовлетворённое стремление, разлад идеала и действительности. Живопись и скульптура, сонеты и купол Святого Петра, личные отношения – всё говорит о глубоком содержании его души, о высоком уме и поэзии сердца.

Микеланджело Буонарроти.

Задание команде № 1.В детстве он был кудрявым непоседой, изрисовавшим углём и кирпичом все каменные заборы соседей. Соседи жаловались на него герцогу. Тогда герцог вызвал к себе Джованни и спросил, знает ли он, что его сын хочет стать художником? Джованни ответил: «Надеюсь, что сын им станет». С тех пор отец сделался учителем сына.

Рафаэль.

Задание команде № 2. Он был наделён редким здоровьем, был прекрасен собой, высок, синеглаз. Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью, родился, как говорили, под звездой Марса (15 апреля). Любил чёрно-бархатные камзолы, украшенные серебром, носил короткий алый плащ, торжественные шляпы. Дивно пел, на глазах у слушателей сочинял мелодии и стихи. Играл на любых музыкальных инструментах, создавал их сам.

Леонардо да Винчи.

Задание команде № 3. Он прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь. Ему, до конца преданному гуманистическим идеалам, довелось дожить до крушения этих идеалов в Италии. Патриот и гражданин, с оружием в руках боровшийся за независимость Флоренции, он увидел унижение своей Родины, уничтожение республики, разгром Рима.

Микеланджело Буонарроти.

Подведение итогов конкурса.


Этап контроля усвоения знаний

Пока преподаватель подводит итоги конкурсных заданий, распределяет призы в номинациях «Самая сплоченная команда», «Лучший знаток», студенты слушают стихи поэтов изученной эпохи. Например:

«Любовь моя, сиянием во взоре,

Румянцем роз и снегом чистоты,

И женственностью нежной в разговоре

Меня на век околдовала ты.

Я весь горю, и ни реке, ни морю

Не потушить огонь моей мечты.

Но в пламени, который даришь ты,

Сгореть дотла – мне радость, а не горе.

Как сладостно ярмо прекрасных рук –

Обвивших шею мне цепей неволи.

Освобождён, я изнемог от мук.

Сказать ещё о многом не позволит

Смертельный страх, уста сковавший вдруг…

Молчу, мечтой стремясь к тебе всё боле».

Рафаэль

«Высокий дух, чей образ отражает

В прекрасных членах тела твоего,

Что могут сделать бог и естество,

Когда их труд свой лучший дар являет».

Микеланджело

Звучит музыка.


Далее преподаватель предлагает дискуссию, где желающие могут высказать свою точку зрения по предложенному в начале занятия проблемному вопросу.

Согласно мнениям студентов, преподаватель обобщает их и делает вывод.


По итогам всех конкурсов урока студенты награждаются дипломами.





Список использованной литературы

  1. Альберти, Леон Баттиста. Три книги о живописи. / Эстетика Ренессанса в трех томах. — М.: Искусство. 1981.

  2. Бенеш, Отто. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. / Пер. с англ. Н.А. Белоусовой; Общ. ред. и предисл. В.Н. Гращенкова. — М.: Искусство 1973г. — 224 с.

  3. Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. / В пяти томах. — М.: Искусство, 1956 — 1971 — 3800 с.

  4. Кастрия М.Ф., Паули Т., Дзуффи С. Живопись Ренессанса. Открытие мира и человека. — М.: АСТ, Астрель, 2002. – 400 с.

  5. Лиментани, Вирдис Катерина, Пьетроджованна, Мари. Алтари. Живопись Раннего Возрождения. Классика Мирового Искусства. — М.: Белый город. 2002 г. — 424 с.

  6. Мандер, Карел ван. Книга о художниках. / Пер В. Минорский, Г. Федорова – М.: Азбука-классика, 2007. – 608 с.

  7. Сидоров, А.А. Рисунки старых мастеров. – М.-Л.: Искусство, 1940. – 278 с.

  8. Соколов, М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. — М.: 2002, с. 193-219.

  9. Гращенков, В.Н. Рафаэль М.: Искусств, 1971. – 220 с.

  10. Лебедянский, М.С. Портреты Рафаэля. М.: Изобразительное искусство, 1983. – 136 с.

  11. Рафаэль и его время. / Сборниик под ред. Л.С.Чиколини. — М.: Наука, 1986. – 256 с.

  12. Сонина Т.В. Исторические и космогонические аспекты символики Лоджий Рафаэль // Итальянский сборник. От Возрождения до XX века. № 2’97. — СПб., 1997. — с. 29-38.

  13. Тициан Вечеллио и Венецианский Ренессанс

  14. Искусство Венеции и Венеция в искусстве. / Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». — М., 1988.

  15. Педрокко, Филиппо. Тициан. Полное собрание картин. / Серия «Великие мастера». – М.: Астрель, 2002

  16. Поцца, Нери. Тициан. / Серия «Жизнь в искусстве». – М.: Искусство, 1981. – 255 с.

  17. Ротенберг, Е.И. Искусство Италии XVI века. / Серия «Памятники мирового искусства». – М.: Искусство, 1967. – 495 с.

  18. Смирнова, И. А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. — М.: НИИ РАХ, 1994.

Приложение.

Картины Возрождения:
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!