СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казахская чайная церемония

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о традициях казахского чаепития

Просмотр содержимого документа
«Казахская чайная церемония»

Оренбургская область

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Беляевского района

На базе «Буранчинская основная общеобразовательная школа»



Региональный этап Всероссийского конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»



Номинация: «Экотрадиции»

Тема: «Казахская чайная церемония»

Автор: Сайфулина Рустина Рустамовна,

учащаяся детского этнографического

объединения «Шашу», 9 кл.

Руководитель: педагог д /о

Киякова Менслу Кабдыкуловна

МБУ ДО «ДДТ»





с. Буранчи 2021

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..3

  2. Основная часть…………………………………………………………4

  3. Источник получения информации……………………………………14

  4. Приложение……………………………………………………………15





















Проблема исследования:

1.Цель: изучить традиционное казахское чаепитие и доказать, что оно является настоящей церемонией со своими правилами и традициями, обосновать необходимость сохранения.

Задачи:

1. Ознакомиться с историей национального казахского чаепития в сети интернет.

2. Изучить негласные правила и традиции казахского чаепития.

3. Изучить местные правила казахского чаепития

4. Провести опрос среди учеников о казахской чайной церемонии.

5.Создание буклета с правилами казахской чайной церемонии.

6.Провести казахскую чайную церемонию.

Объект исследования: Казахская чайная церемония.

Предмет исследования: отношение людей к казахской чайной церемонии, разнообразие правил и ее воспитательная ценность.

2.Гипотезы исследования: Если мы больше узнаем об особенностях казахского чаепития, то поймём, что и нашими национальными традициями, такие как гостеприимство и уважение к старшим можно гордиться, как гордятся своей чайной церемонией в Китае, в Японии, в Англии, что современным обществом незаслуженно забываются национальные традиции и обычаи наших предков.

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.

Введение

Трудно представить себе жизнь без чая, который придает бодрости по утрам, восстанавливает силы после тяжелого трудового дня и согревает дружескую беседу.

Чай – это напиток, который не терпит суеты, и получить от него пользу можно лишь полностью отдавшись этому процессу хотя бы на полчаса.

Чай – это древний и благородный напиток, который еще обладает и целебными свойствами. Так в древнекитайских мифах чайный лист выступал в качестве самостоятельного лекарственного средства

Стоило чаю появиться в какой-либо стране, как он в считанные годы завоевывал ее целиком и полностью. Казахи в конце основной трапезы раньше подавали кумыс, на Руси чай заменил такие традиционные напитки, как взбитень, взвар, медовуху. А сама процедура чаепития обрастала своеобразными традициями и становилась «визитной карточкой» народа. Чай быстро распространялся по всему миру и завоевывал любовь самых разных слоев населения. Приблизительно в V-VI веке китайцы начинают торговать чаем с тюркскими племенами, для чайной торговли наступает "золотой век" - чай узнают кочевые народы Великой степи. Кочевники обнаружили, что употребление этого напитка помогает избежать типичных болезней, связанных с недостатком растительных продуктов питания.

Употребление чая прочно вошло в повседневную жизнь людей и стало неотъемлемой ее частью. Так постепенно сформировались национальные традиции, связанные с этим напитком.

Основная часть

Что же такое казахское чаепитие? Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, чай пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно – ни одно угощение не обходится без чая.

Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни казахи называют черный чай «красный» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления его в сливки: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты.

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда. Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках.

По традиции казахского чаепития, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Если наливать много, то это будет воспринято так, как будто ты хочешь, чтобы гость скорее ушел. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте. Однако в разных территориях, где проживают казахи, количество чая «с уважением» разное. Так, молодая казашка, приехав в наши края из Кзыл-Орды, очень удивилась, когда ей налили чая чуть меньше половины пиалы– у них было принято наливать гораздо меньше, почти на донышке.

Еще одно негласное, но очень важное правило в традиции казахского чаепития - очерёдность подачи пиал с чаем. Самым первым за дастарханом (скатертью) подают чай мужчинам, начиная со старших. Затем подают чай женщинам и тоже начиная со старших. Дети же дождутся своего чая после того, как всем взрослым подадут чай. Но обычно они этим не озабочены, в это время они уплетают сладости поданные к столу.

Как правило за большим дастарханом собирается много народу и чтобы хозяйка не перепутала пиалы, каждый человек кладет в нее свою метку, это может быть изюм, курага или пара ложек тары, талкана. Некоторые гости кладут соленый курт (казахский национальный сыр).


Также, у каждой хозяйки есть свой секрет вкусного и ароматного чая, который передается от матери дочери, от свекрови невестке. Об одном из таких секретов мне рассказала педагог дополнительного образования с. Буранчи, Киякова Менслу Кабдыкуловна: «В семнадцать лет я пришла в дом снохой, где жила бабушка моего мужа – Акслу-аже, свекровь моей свекрови. Она была долгожительницей и все в доме к ней уважительно обращались – Апа. Жила она в комнате без мебели, она ее не признавала. И кровать и стол заменяли нары, устланные ковром, поверх которых вдоль стен лежали цветные шерстяные корпе (казахское национальное лоскутное одеяло). Она была большой любительницей чая и он в доме готовился не менее пяти раз в день. Это был целый ритуал. Из своего железного сундучка она доставала мешочки с тары, талканом, куртом (казахские национальные блюда), сухофрукты и накладывала их столько, сколько по ее мнению хватит на одно чаепитие, ни больше ни меньше. В это время уже чай заварен и стоит на горячей электрической плите-это было важно, чтобы чай был всегда горячим. Но какой бы чай мы не заваривали, ей он казался невкусным без добавления гвоздики или мускатного порошка. Раньше эти пряности было трудно достать, поэтому она берегла их как зеницу ока. И если Апа узнавала, что кто-то едет в город, обязательно наказывала купить их. Каждый раз заваривался свежий чай, но гвоздики (причём только три штуки) добавлялись с утреннего чаепития и использовались в течении дня. Я должна была их после каждого чаепития их найти в чайнике, причём все три. Это было не так то легко и вызывало тогда у меня возмущение и негодование. Сейчас я те чаепития вспоминаю с улыбкой и теплотой. Никто никуда не торопился, к какому-нибудь событию Апа обязательно приводила пример из прошлой жизни, советовала как поступить, журила нас, если не прислушивались. Как не хватает тех бесед и такого вкусного чая!»

Чай, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда не наливает себе чай – чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть пиалу, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу.

В ежедневных семейных чаепитиях, чай разливает мать или старшая дочь. Разливать чай девочек специально не учат, обычно они видят, как это делает мать. В доме, где живет женатый сын, чай разливает его жена - невестка.

Сейчас, по мнению старшего, поколения, молодые невестки не умеют правильно разливать чай, поэтому на больших застольях это делать поручают более опытным женщинам. Надо следить, чтобы всегда был кипяток, и заварка не кончалась, а посуда не должна греметь. Женщина, разливающая чай, должна уметь правильно сидеть, не поворачиваться к гостям спиной. Можно сказать, что во всей чайной церемонии фигура женщины, которая разливает чай, приобрела для казахов особое эстетическое значение. Как говорят бабушки нашей деревни, «женщина, разливающая чай, должна быть расторопной и внимательной. Поскольку она оказывается в центре внимания, она должна выглядеть опрятной, движения ее должны быть плавными. Гости наблюдают за ней. От ее умения наливать и подавать чай во многом зависит атмосфера застолья, уровень приема гостей». А если гости хотят выразить свое поощрение какой-либо невестке, то говорят, что она хорошо чай разливает.

Существует даже обязательная традиция после бракосочетания проводить «Келин щай»- первая чайная церемония у невестки в доме родителей жениха. Это своего рода экзамен молодой «келин» (снохи) по гостеприимству. Первое утреннее чаепитие невестка проводит сама, причём в доме собираются все родственники жениха. После окончания чаепития гости одаривают сноху, это может быть красивый платок или отрез ткани, но чаще деньги, при этом благодарят ее за гостеприимство, за знание и соблюдение всех правил казахского чаепития, за необычно вкусный чай. Похвала достается и молодому жениху за достойную невестку, желают молодым долгой семейной жизни.

Также у казахов испокон веков существует уникальная традиция взаимоподдержки – «Коныль – щай». Когда у человека случается горе – смерть близкого, то через определенное время его и всю его семью приглашают на «Коныль-щай» («коныль»-настроение), то есть, чаепитие для поднятия настроения. Делается это для того, чтобы семья, которую постигла беда, не оставалась один на один со своим горем, выразив тем самым свою поддержку, сопереживание, уважение и обязательно после чайной церемонии одаривают их. Обычно мужчинам дарят рубашки или «Такия» (тюбетейку), а женщинам отрез ткани или платок. Каждый казах считает своим долгом пригласить на «коныль-щай» будь то односельчанина, родственника или знакомого, а приглашённый не может отказать в приглашении, в какой бы дом его не звали. На «Коныль-щай» можно звать в течении года, поэтому как правило приглашаются несколько семей. Часто случается так, что в одной такой чайной церемонии встречаются люди не только с разных деревень, но и городов и стран. И это ещё один повод, хотя не очень веселый, встретиться с родными, близкими и друзьями.

В селе Буранчи существует ещё один вид чаепития – «Бала щай» (в переводе с казахского «бала»- ребёнок, «щай»-чай), то есть – детское чаепитие. Во время национальных праздников, которые отмечаются всем селом, обязательно готовится отдельно дастархан только для детей. Во время поминального чаепития тоже проводят бала-щай только после того, как уйдут гости.

Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, прежде всего, их, приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!». О серьезных делах за чаем не говорят.

3. Мои помощники в работе.

Моим помощником и наставником в исследовательской работе стала моя старшая сестра Айжан. Она вышла замуж, стала молодой «келин». Теперь она обязана знать и соблюдать законы казахского гостеприимства, традиции и обычаи связанные с ним, чтить правила казахской чайной церемонии. Я видела, как она с волнением готовилась к «Келин-щай». Она расспрашивала свекровь, кому же подать первую пиалу из гостей мужчин и какая гостья самая старшая. Свекровь же моей сестры подсказала Айжан, кто из гостей любит чай покрепче, а кто предпочитает чай без молока. Также она поделилась с ней своими секретами вкусного и ароматного чая и какое количество чая «с уважением» принято в здешних краях. Так как сестра с Беляевского района, а вышла она в Акбулакский район, который граничит с Казахстаном, правила чаепития здесь более архаичны.









4.Моя деятельность в работе.

Теоретические – поиск и изучение информации.

Практические – опрос, проведение чайной церемонии, создание буклета с правилами казахской чайной церемонии.

Проектно-исследовательская работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме. Я решила провести опрос и узнать, что же ребята знают о казахской чайной церемонии. Опрос был проведён среди учащихся 4-9 классов Буранчинской школы.

  1. Знаете ли вы, что такое казахская чайная церемония?

  2. Знаете ли вы правила казахского чаепития?

  3. Как вы думаете, нужно ли знать правила казахского чаепития?

  4. Придерживаются ли у вас в семье правил казахского чаепития?

  5. Как вы думаете, нужно ли сохранить традиции чайной церемонии, почему?

5.Результаты исследовательской(проектной) работы.

В результате проведённого опроса было выяснено, что

все опрошенные (100%) не знают, что такое казахская чайная церемония.

Но знают лишь некоторые правила казахского чаепития, так ответило 42% из опрошенных. 58% вообще не замечали особенностей во время чаепития.

Причём 67% опрошенных всё-таки считают, что необходимо знать правила казахского чаепития. Оставшиеся 33% опрошенных так не считают.



52% опрошенных считают, что в их семье придерживаются традиций казахского чаепития, 40% затруднились ответить (связано с тем, что ребята не знают, что представляют собой эти негласные правила) и только 8% считают, что у них в семье не придерживаются никаких правил. Позже, после опроса, ребята подходили ко мне и говорили, поговорив на эту тему с домашними, что все таки в их семьях придерживаются традиций казахского чаепития, они об этом просто не знали, и воспринимали как должное.

54% опрошенных считают, что традиции казахского чаепития необходимо сохранить. Они даже и не знали, что это и есть чайная церемония со своими правилами и непререкаемыми законами и им очень интересно узнать национальные традиции и обычаи. А 46% оставшихся не видят в них необходимости и не понимают, зачем вообще придумали эти правила, что в современном мире они уже не актуальны.

Вывод: исходя из ответов учащихся 4-9 классов, можно сделать вывод, что о казахской чайной церемонии ребята ничего не слышали потому, что не понимали, что казахское чаепитие -это и есть чайная церемония, с правилами которой они конечно сталкивались в своей жизни, не осознавая этого. Ведь в каждой казахской семье так или иначе все таки придерживаются негласных традиций гостеприимства, которые им передавались из поколения в поколение. А некоторые ребята считают соблюдение традиций пережитком прошлого и даже бесполезным занятием.

Проведение чайной церемонии

Недавно сестра приезжала погостить и она по моей просьбе провела чаепитие по всем правилам, как в доме родителей мужа. Кстати, у нас в Буранчи мужчинам и женщинам чай подают в разные пиалы- первым наливают в более крупную посуду, а женщинам в небольшие и изящные пиалы. В нашей семье тоже придерживаются такого этикета.





Сначала пиалы подают всем мужчинам, только потом женщинам, даже если присутствует пожилая женщина. Мужчинам у нас наливают в большие пиалы





Только после мужчин чай подают женщинам и в пиалы по меньше.














Сноха должна запомнить очередность поданных пиал, чтобы не перепутать их.












Бабушки внимательно следят, всё ли правильно делает молодая Келин)))









За чаепитием время прошло незаметно)))










Заключение.

Проведенное исследование открыло для меня много нового. Оказывается, мы многого не знаем о национальных традициях и обычаях таких как, казахская чайная церемония. У казахского чаепития очень интересные и уникальные законы и правила. Чайная церемония конечно сегодня уже не такая как была раньше. Дастархан сейчас более обильный и разнообразный, но традиции и обычаи связанные с гостеприимством остаются незыблемыми. Они воспитывают в подрастающем поколении уважение к старшим, к домашнему очагу, семье, к матери, к женщине. Разве может ребёнок воспитанный на таких традициях стать плохим человеком? Жизнь меняется, меняется её ритм, он накладывает свой отпечаток на наш образ жизни. Люди ссылаясь не нехватку времени в конце концов теряют не только дружественные связи, но и близкие, родственные. В результате дети лишаются радости общения с двоюродными братьями и сёстрами, чувство плеча сильного дяди и заботы любящей тётушки, внуки – мудрых наставлений бабушек и дедушек. Хочется сказать всем людям: оглянитесь, замедлите свой ритм жизни, ведь всё доброе и прекрасное проходит мимо вас! Сделайте близким что-то приятное или скажите добрые слова, проведайте их, попейте с ними чаю…

Моя гипотеза подтвердилась. Узнавая больше о казахской чайной церемонии, мы понимаем, что нам тоже есть чем гордиться, что современным обществом незаслуженно забываются национальные традиции и обычаи предков.








Список используемой литературы.

1.Кенжеахетулы С. Национальная кухня казахов, 2007г

2.Кенжеахетулы С. Казахские народные традиции, 2001г

3.Кенжеахетулы С. Традиции и обряды казахского народа, 2007г

4.Кенжеахетулы С. Быт и культура казахского народа, 2006г

5. Интернет ресурсы









Приложения

Чаепитие в сельском клубе











10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!