№ п/п | Глава/ тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание (домашнее задание) |
план | факт |
1 | Введение. Знакомство с учебником | 1 | | | Принести на урок наиболее понравившуюся из прочитанных летом книгу |
ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ (16 ч) |
2 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | 1 | | | *Читать книги Э. Успенского и других авторов *Составить кроссворд по любимым произведениям (на листе) |
3 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | | Читать книги из рекомендованного списка на с. 5 учебника |
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 1 | | | *Подготовить выразительное чтение былины «Ильины три поездочки» (с. 6-9 учебника) *Найти объяснение незнакомых слов *Выполнить иллюстрации |
5 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 | | | *Перечитать былину «Три поездки Ильи Муромца» и разделить ее на смысловые части *План записать в рабочую тетрадь |
6 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | 1 | | | Подготовить пересказ одной из частей былины от лица Ильи Муромца |
7 | События летописи – основные события истории Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | 1 | | | *Читать летописи, былины, жития (материал найти в библиотеке) *Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из них |
8 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | | | *Читать текс на с. 14 – 15 учебника *Узнать о создании бумаги и книги |
9 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | | | *Найти произведение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями *Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка |
10 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 | | | Выучить отрывок из баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
11-13 | Житийная литература. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – святой земли Русской | 3 | | | 1*Прочитать текст «Житие Сергия Радонежского» на с. 18 – 22 учебника 2*Выполнить задание 5 на с. 23 учебника. Собирать материал для выполнения проекта (на выбор). Темы проекта даны на с. 26 учебника 3*Повторить материал раздела. Продолжить собирать материал для выполнения проекта (на выбор). Темы проекта даны на с. 26 учебника |
14 | Поговорим о самом главном | 1 | | | *Повторить изученный материал раздела *Собирать материал для проекта |
15 | Обобщающий урок-игра «Летописи. Былины. Жития» | 1 | | | Принести на урок собранный для проекта материал. |
16 | Проект «Создание календаря исторических событий» | 1 | | | Защита проекта |
17 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Читать любимые произведения |
ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (23 ч) |
18 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | | Найти материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Принести на урок книги с его сказками |
19 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения об А. С. Пушкине на основе статьи А. Слонимского | 1 | | | Найти дополнительную информацию о жизни и творчестве А. С. Пушкине. Подготовить сообщение |
20 | А. С. Пушкин «Няне» | 1 | | | Задание на выбор: выучить стихотворение «Няне» или составить текст об Арине Родионовне |
21 | А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» | 1 | | | Выучить стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..» |
22 | А. С. Пушкин «Туча» | 1 | | | Подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения А. С. Пушкина |
23 - 25 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части | 3 | | | 1*Прочитать сказку на с. 39 – 56 учебника 2*Дочитать сказку до конца. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку 3*Подробно пересказать одну из частей сказки |
26 | Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А. С. Пушкина | 1 | | | Найти и принести на урок информацию о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова |
27 | М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове на основе статьи А. Шан- Гирея | 1 | | | Подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М. Ю. Лермонтова |
28 - 30 | М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев | 3 | | | 1*Перечитать сказку 2*Подготовить краткий пересказ сказки 3*Выполнить задание 6 на с. 71 учебника. Написать отзыв о произведении по плану |
31 | Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом на основе статьи С. Толстого | 1 | | | Читать произведения Л. Н. Толстого |
32 | Л. Н. Толстой «Детство» | 1 | | | Читать произведение |
33 | Л. Н. Толстой «Ивины» | 1 | | | Читать произведение |
34 | Внеклассное чтение. Творчество Л. Н. Толстого | 1 | | | Найти материал о жизни и творчестве А. П. Чехова |
35 | А. П. Чехов. Подготовка сообщения об А. П. Чехове на основе статьи М. Семановой | 1 | | | Читать произведения А. П. Чехова. Добавить сообщение об А. П. Чехове |
36 | А. П. Чехов «Мальчики» | 1 | | | Перечитать рассказ «Мальчики». Найти объяснение непонятных слов |
37 | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | 1 | | | Подготовить пересказ текста по составленному плану |
38 | Повторим о самом главном | 1 | | | Узнать новое о жизни и творчестве М. Пришвина |
39 | Обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики» | 1 | | | Повторить |
40 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Читать любимые произведения |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (12 ч) |
41 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | | Принести на урок поэтические сборники с понравившимися стихами |
42 | К. Ушинский «Четыре желания». Сравнение картин природы, созданных художниками и писателями | 1 | | | Выполнить задания 3, 4 на с. 103 учебника |
43 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…» | 1 | | | Выразительное чтение стихотворение |
44 | Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 | | | Выучить стихотворение наизусть |
45 | А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | | | Выучить одно из стихотворений, нарисовать иллюстрацию к нему |
46 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | 1 | | | Найдите другие стихотворения Е. А. Баратынского, подготовьте выразительное чтение. Нарисуйте иллюстрации к ним |
47 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями …» | 1 | | | Подготовить выразительное чтение стихотворения |
48 | Н. А. Некрасов «Саша» | 1 | | | Прочитать другие стихи Н. А. Некрасова, подготовить выразительное чтение одного из них |
49 | И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина | 1 | | | Подготовить выразительное чтение стихотворения, нарисуйте иллюстрацию к нему |
50 | Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков XIX – начала XX в.) | 1 | | | Продолжить знакомство с творчеством родных поэтов, читать о них |
51 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь» | 1 | | | Составить альбом с любимыми стихами и иллюстрациями к ним |
52 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Собрать информацию о жизни и творчестве В. Ф. Одоевского |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (17 ч) |
53 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Ф. Одоевский | 1 | | | Выполнить задание 2 на с. 117 учебника |
54 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Знакомство с произведением | 1 | | | Перечитать сказку на с. 118 – 126 учебника |
55, 56 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ | 2 | | | 1*Подготовить ответы на вопросы задания 3 на с. 127 учебника 2*Подготовить рассказ о Мише |
57 | П. П. Бажов. Подготовка сообщения о П. П. Бажове | 1 | | | Читать сказы П. П. Бажова |
58 - 60 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения | 3 | | | 1*Перечитать сказку. Подготовить выразительное, безошибочное чтение 2*Перечитать произведение П. П. Бажова. Подготовить иллюстрации к нему 3*Подготовить пересказ понравившегося отрывка |
61 | С. Т. Аксаков. Подготовка сообщения о С. Т. Аксакове | 1 | | | Читать произведения С. Т. Аксакова |
62 - 65 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | 4 | | | 1*Прочитать текст на с. 138 – 146 учебника (до слов «Очутилась она во дворце зверя лесного…») 2*Дочитать сказку до конца. Подумать над тем, как ее можно разделить на части 3*подготовить пересказ любой части. Проиллюстрировать ее 4*Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме «Сказки любимых писателей» |
66, 67 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Обобщающий урок-игра «Крестики - нолики» | 2 | | | 1*Повторение 2*Подготовка к контрольной работе |
68 | Поговорим о самом главном. Проверим себя | 1 | | | Выполнить задание 5 на с. 155 учебника |
69 | Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие | 1 | | | Найти и принести на урок информацию о жизни и творчестве Е. Л. Шварца |
ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (10 ч) |
70 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц. Подготовка сообщения о Е. Л. Шварце | 1 | | | Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя. Читать его произведения |
71 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Знакомство с произведением | 1 | | | Перечитать «Сказку о потерянном времени». Найти толкование непонятных слов и выражений |
72 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | 1 | | | Подготовить пересказ «Сказки о потерянном времени» по восстановленному плану. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку |
73 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | | | Подготовить пересказ текста от имени Дениски. Найти сведения о жизни и творчестве В. Ю. Драгунского |
74 | Сообщение о творчестве В. Ю. Драгунского. Поговорим о самом главном | 1 | | | Выполнить задание 3 на с. 22 учебника |
75, 76 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Инсценирование произведения | 2 | | | 1*Написать мини-сочинение о прогульщике 2*Повторить произведения раздела |
77 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | 1 | | | Пересказ понравившегося произведения |
78 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | 1 | | | Читать веселые рассказы о детях |
79 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Читать рассказы о детях |
СТРАНА ДЕТСТВА (11 ч) |
80, 81 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения | 2 | | | 1*Подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок 2*Подготовить подробный пересказ текста от имени главного героя |
82, 83 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 | | | 1*Перечитать текст 2*Найти в тексте и выписать эпитеты и олицетворения |
84 | Поговорим о самом главном. М. М. Зощенко «Ёлка» | 1 | | | Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. Нарисовать иллюстрации к тексту |
85 | М. И. Цветаева «Наши царства» | 1 | | | Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений |
86 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка …» | 1 | | | Выучить любое стихотворение М. И. Цветаевой |
87 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | | | Читать стихи С. А. Есенина. Подготовить выразительное чтение одного из них или выучить (по желанию) |
88 | Обобщающий урок «Страна детства» | 1 | | | Подготовиться к проверочной работе |
89 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Найти и принести в класс книги из разных серий |
90 | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение | 1 | | | Читать рассказы о природе |
ПРИРОДА И МЫ (14 ч) |
91 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | | Выполнить задание 5 на с. 61 учебника |
92 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | 1 | | | Подготовить безошибочное чтение рассказа |
93 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе | 1 | | | Придумать рассказ, что случилось с Приемышем дальше |
94 | С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | | | Выучить понравившийся отрывок из стихотворения |
95, 96 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 2 | | | 1*Подготовить выразительное чтение рассказа 2*Написать отзыв на рассказ «Выскочка». Найти информацию о жизни и творчестве М. М. Пришвина |
97 | М. М. Пришвин. Сообщение о жизни и творчестве писателя | 1 | | | Читать рассказы М. М. Пришвина |
98, 99 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | 2 | | | 1*Перечитать рассказ 2*Подготовить творческий пересказ произведения от имени Барбоса |
100, 101 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Составление плана | 2 | | | 1*Перечитать рассказ 2*Подготовить пересказ от имени Скрипа. Найти материал о жизни и творчестве В. П. Астафьева |
102 | В. П. Астафьев. Сообщение о жизни и творчестве писателя | 1 | | | Выполнить задание 2, 3 на с. 90 учебника |
103 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» | 1 | | | Подготовиться к проверочной работе |
104 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Читать произведения о Родине |
РОДИНА (9 ч) |
105 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | | Написать мини-сочинение «Что значит для меня моя Родина?». Выбрать тему проекта на с. 102 – 103 учебника |
106 | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 | | | Составить план стихотворения «Русь». Подготовить выразительное чтение стихотворения |
107 | С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | 1 | | | Выучить стихотворение |
108 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | 1 | | | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Повторить произведения раздела |
109 | Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости | 1 | | | Читать произведения из рекомендованного списка на с. 93 учебника. Продолжить сбор информации к созданию проекта |
110 | Обобщающий урок «Родина» | 1 | | | Повторить |
111 | Внеклассное чтение. «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!» | 1 | | | Подготовка к защите проекта |
112 | Проект «Они защищали Родину» | 1 | | | Защита проекта |
113 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Читать книги любимых писателей |
СТРАНА ФАНТАЗИЯ (8 ч) |
114 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | | Прочитать книгу из рекомендованного списка на с. 107 учебника. Подготовить на нее отзыв и иллюстрацию |
115, 116 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа | 2 | | | 1*перечитать отрывок из повести «Приключения Электроника». Найти объяснение непонятных слов 2*Составить рассказ «Наш друг Электроник» |
117, 118 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | 2 | | | 1*Перечитать отрывок из повести «Путешествие Алисы». Нарисовать иллюстрации к нему 2*Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении. Нарисовать иллюстрацию на космическую тему |
119 | Путешествие по стране Фантазии | 1 | | | Придумать небольшую историю о путешествии на другую планету |
120 | Проверим себя. Оценка достижений | 1 | | | Читать книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных |
121 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | 1 | | | Выполнить задание 8 на с. 120 учебника |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 ч) |
122 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | | Принести книгу Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
123-125 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы | 3 | | | 1*Перечитать текст. Нарисовать иллюстрацию к нему 2*Подумать над вариантами названия произведения 3*Придумать рассказ о том, что может произойти, если на какое-то время стать великаном |
126-130 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части. Рассказ о Русалочке. Характеристика героев | 5 | | | 1*Перечитать прочитанный в классе отрывок из сказки. Поделить его на части, озаглавить каждую часть 2* Перечитать прочитанный в классе отрывок из сказки. Поделить его на части, озаглавить каждую часть 3*Проиллюстрировать понравившуюся часть 4*Дочитать сказку 5*Читать сказки Г. Х. Андерсена (список книг на с. 149) |
131, 132 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | 2 | | | 1*Перечитать отрывок. Подготовить выразительное чтение 2*Подготовить пересказ текста от имена Тома Сойера |
133 | Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг» | 1 | | | Подготовиться к контрольной работе |
134 | Контрольная работа за II полугодие | 1 | | | Повторить |
135 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | 1 | | | Повториться к технике чтения |
136 | Урок-игра «Литературные тайны» | 1 | | | Повторение материала за курс |