Уроки литературы в 6 классе предлагают ученикам продолжить путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Данная разработка по интегрированному курсу «Литература» представляет собой опыт работы по включению теории литературы в изучение художественных произведений, предложенных программой к изучению в 6 классе. Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1»
Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 6 классе
Часть 1
Дорогие ребята!
- Уроки литературы в 6 классе предлагают вам продолжить путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное.
- Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
- Итак, давайте читать, думать, обсуждать…
- Художественная литература – вид искусства, творчески отображающий жизнь в художественных картинах при помощи слова.
- Поэтому литературу называют искусством слова .
Развитие понятия о художественной литературе
- Мифы – сказания, которые передавали представления древних людей о происхождении и устройстве мира, о богах и героях.
- Мифология ( от греческих «миф» и «логос» - знание ) –
1. наука, изучающая мифы;
2 – совокупность мифов определённых народов.
Понятие о мифе
- Древнегреческие мифы поражают силой своей фантазии и величием мысли.
Греческая мифология
Представления древних славян нашли яркое отражение в их многокрасочной мифологии, с которой связано много обрядов
Славянская мифология
Миф
Сказка
Общие черты
Общие черты
- Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.
- Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.
Различия
Различия
- Повествует об обычных людях.
- Воспринимается как вымысел, фантастика, развлекает, поучает.
- В центре – деяния богов и героев.
- Передаёт представления людей об окружающем мире, объясняет его.
- Воспринимается как отражение окружающего мира.
Общие и различные черты мифа и сказки
- Притча – небольшой поучительный рассказ, который на простых жизненных примерах раскрывает какую-либо сложную проблему общечеловеческого (морального) или религиозного содержания.
Понятие о притче
- Притча содержит поучение, высказанное в непрямой форме, без прямого наставления. Мораль из притчи каждый извлекает или не извлекает сам.
Понятие о притче
- Басня – это небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений раскрываются человеческие отношения и характеры.
Понятие о басне
- Басня состоит из двух частей – повествования и нравоучительного вывода.
- Мораль басни – её нравоучительный вывод.
Понятие о басне
- Басня – одно из самых давних произведений искусства слова.
Понятие о басне
- Эзопов язык – речь, насыщенная намёками, недомолвками, в которой позиция автора представлена в замаскированной форме.
«Эзопов язык»
- Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка .
- Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.
«Эзопов язык»
- Аллегория – иносказание, когда с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.
Понятие об аллегории
Басня
Притча
Отличие
Отличие
- Истолкование басни многозначно.
- Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации.
- Заключена определённая идея.
- Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации.
Сходство
Сходство
- Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.
- Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.
Жанровые отличия и сходства басни и притчи
Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме
- Ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.
- Рифма – звуковые совпадения, созвучия в конце строк.
- Еще в полях белеет сн ег , __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú
А воды уж весной шум ят — __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú
Бегут и будят сонный бр ег , __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú
Бегут и блещут и глас ят ... __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú
- Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
- Интонация – основное выразительное средство звучащей речи. Включает логическое ударение и паузы, повышение и понижение тона, выражение различных чувств.
Развитие понятий о рифме и ритме
- Строфа – группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.
- Мы вольные птицы; пора, брат, по ра !
Туда, где за тучей белеет го ра ,
Туда, где синеют морские кр ая ,
Туда, где гуляем лишь ветер... д а я !...»
Великолепными ковр ами ,
Блестя на солнце, снег леж ит ;
Прозрачный лес один черн еет ,
И ель сквозь иней зелен еет ,
И речка подо льдом блест ит .
- А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Понятие о строфе
- Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке.
- Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги, называется ямбом .
- Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный …
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
Двусложные размеры стиха
- Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке.
- Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги, называется хореем .
- Буря мглою небо кроет, Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
Вихри снежные крутя; Ú __ Ú __ __ __ Ú __
То, как зверь, она завоет, Ú Ú Ú __ Ú __ Ú __
То заплачет, как дитя… Ú __ Ú __ Ú __ Ú __
- А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Двусложные размеры стиха
- Эпитет – художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
- Сравнение - это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
- Метафора – это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
- Изобразительно-выразительные средства языка помогают передать чувства, настроения автора, создают образы яркие, запоминающиеся.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
- Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
- Самуил Маршак