СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы в 5 классе предлагают ученикам отправиться в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Данная разработка по интегрированному курсу «Литература» представляет собой опыт работы по включению теории литературы в изучение художественных произведений, предложенных программой к изучению в 5 классе. Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…

Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 1»

Из тайников искусства слова Теория литературы на уроках литературы в 5 классе Часть 1

Из тайников искусства слова

Теория литературы на уроках литературы в 5 классе

Часть 1

Дорогие ребята! Уроки литературы в 5 классе предлагают вам отправиться в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…

Дорогие ребята!

  • Уроки литературы в 5 классе предлагают вам отправиться в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное.
  • Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
  • Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Художественная литература – вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова. Поэтому литературу называют искусством слова .
  • Художественная литература – вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова.
  • Поэтому литературу называют искусством слова .
Литература даёт нам колоссальнейший, обширнейший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Д. Лихачёв
  • Литература даёт нам колоссальнейший, обширнейший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей.
  • Д. Лихачёв
Понятие об оригинале и переводе Оригинал – первичный текст, с которого делается перевод. Перевод - это передача слова, высказывания или текста средствами другого языка.

Понятие об оригинале и переводе

  • Оригинал – первичный текст, с которого делается перевод.
  • Перевод - это передача слова, высказывания или текста средствами другого языка.
Признанные мастера русского перевода и многие другие

Признанные мастера русского перевода

и многие другие

Известные украинские переводчики

Известные украинские переводчики

Сокровищница народного опыта Искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах, называется устным народным творчеством , или фольклором . Пословица – краткое общеизвестное образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни и имеющее поучительный смысл. Поговорка – крылатое выражение , очень близка к пословице, но в отличие от неё не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Загадка – замысловатое описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое для разгадки.

Сокровищница народного опыта

  • Искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах, называется устным народным творчеством , или фольклором .
  • Пословица – краткое общеизвестное образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни и имеющее поучительный смысл.
  • Поговорка – крылатое выражение , очень близка к пословице, но в отличие от неё не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него.
  • Загадка – замысловатое описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое для разгадки.
Сказка мудростью богата… Сказка (от слов «сказывать», «говорить» ) – повествование о вымышленных событиях и приключениях. Народная сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях, не имеющее определённого автора. Главный закон любой народной сказки: добро обязательно побеждает зло. Все народные сказки можно разделить на волшебные, бытовые и сказки о животных .

Сказка мудростью богата…

  • Сказка (от слов «сказывать», «говорить» ) – повествование о вымышленных событиях и приключениях.
  • Народная сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях, не имеющее определённого автора.
  • Главный закон любой народной сказки: добро обязательно побеждает зло.
  • Все народные сказки можно разделить на волшебные, бытовые и сказки о животных .
Волшебная сказка… Здесь происходят превращения, чары и заклинания , испытания и сражения. Присутствуют волшебные силы и предметы , фантастические существа . Действуют особые герои , необыкновенно смелые и сильные, отважные и мудрые.

Волшебная сказка…

  • Здесь происходят превращения, чары и заклинания , испытания и сражения.
  • Присутствуют волшебные силы и предметы , фантастические существа .
  • Действуют особые герои , необыкновенно смелые и сильные, отважные и мудрые.
Сказки о животных… Самый древний вид сказок. Звери и птицы в них наделялись человеческими качествами. Сказки этого вида передают нам забытые верования и обряды, представления наших предков о взаимоотношениях с животным миром.

Сказки о животных…

  • Самый древний вид сказок.
  • Звери и птицы в них наделялись человеческими качествами.
  • Сказки этого вида передают нам забытые верования и обряды, представления наших предков о взаимоотношениях с животным миром.
Бытовые сказки… В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.

Бытовые сказки…

  • В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.
О теме и идее художественного произведения Тема художественного произведения– это то, о чём в целом рассказывается в произведении, это то, что положено в его основу . Идея – основная мысль произведения, которую автор стремится донести читателям. Определить тему и идею произведения – значит понять, что и зачем хотел рассказать читателю автор. « Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка)

О теме и идее художественного произведения

  • Тема художественного произведения– это то, о чём в целом рассказывается в произведении, это то, что положено в его основу .
  • Идея – основная мысль произведения, которую автор стремится донести читателям.
  • Определить тему и идею произведения – значит понять, что и зачем хотел рассказать читателю автор.

« Двенадцать месяцев» (словацкая народная сказка)

О сюжете художественного произведения Сюжет – это ряд связанных между собой событий, положенных в основу художественного произведения. Основные элементы сюжета : завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

О сюжете художественного произведения

  • Сюжет – это ряд связанных между собой событий, положенных в основу художественного произведения.
  • Основные элементы сюжета : завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
О сюжете художественного произведения Завязка - начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении. Развитие действия – несколько событий, которые сменяют друг друга и в которых раскрываются характеры героев. Кульминация – высшее напряжение действия в произведении. Развязка - заключительный момент в развитии действия. «Госпожа Метелица» (немецкая народная сказка)

О сюжете художественного произведения

  • Завязка - начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.
  • Развитие действия – несколько событий, которые сменяют друг друга и в которых раскрываются характеры героев.
  • Кульминация – высшее напряжение действия в произведении.
  • Развязка - заключительный момент в развитии действия.

«Госпожа Метелица» (немецкая народная сказка)

Литературная сказка Литературная сказка – авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.

Литературная сказка

  • Литературная сказка – авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.
Стихотворная и прозаическая речь Стихотворная речь – это особый тип художественного повествования, для которого характерна строгая соразмерная (ритмическая) организация. Стихотворная речь создаётся при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, графического оформления текста .

Стихотворная и прозаическая речь

  • Стихотворная речь – это особый тип художественного повествования, для которого характерна строгая соразмерная (ритмическая) организация.
  • Стихотворная речь создаётся при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, графического оформления текста .
Стихотворная и прозаическая речь Прозаическая речь не имеет упорядоченной формы, не ограничена какими-либо особыми рамками; слова и предложения располагаются свободно.

Стихотворная и прозаическая речь

  • Прозаическая речь не имеет упорядоченной формы, не ограничена какими-либо особыми рамками; слова и предложения располагаются свободно.
Но невеста молодая, Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его – 12 братьев приезжают.  До зари в лесу блуждая,  Между тем всё шла и шла  И на терем набрела…
  • Но невеста молодая,
  • Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его – 12 братьев приезжают.

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла и шла

И на терем набрела…

 Большая польза бывает от учения книжного… Лаврентьевская летопись, 1037 год

Большая польза бывает от учения книжного…

Лаврентьевская летопись,

1037 год

Интернет-ресурсы: http:// samarus-school.ru/wp-content/uploads/2015/01/ТЕОРИЯ-ЛИТЕРАТУРЫ.jpg http ://terraoko.com/wp-content/uploads/2013/10/terraoko-2013-10-14-9870-4.jpg http://fb.ru/misc/i/gallery/4107/516737.jpg http:// 5ballov.qip.ru/tests/images/17/173_front.jpg http:// www.marwin.kz/img/article/2821/60_tn3.jpg http://narodna-osvita.com.ua/uploads/litra-5-isaeva/image012.jpg http:// i19.beon.ru/40/2/1750240/94/58308894/B964_4B0F6A43.jpeg http://rufolklor.narod.ru/petyh2.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5107/sirena-s.cb/0_640a7_fcb473eb_XL http://mamrabota.ru/wp-content/uploads/2013/11/lisitsaizhuravel.jpg http:// www.belmamont.ru/authors/106/333_14.jpg http://www.itup.ru/wp-content/uploads/2014/03/морозко.jpg http://s61.radikal.ru/i172/1301/55/29b177dd6e21.jpg http:// rasskajem.ru/wp-content/uploads/2013/04/Nikita-Kozhemyaka-2.png http:// static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005756805.jpg http://olesya-emelyanova.ru/novosti/novosti-153.jpg http://uchebana5.ru/images/536/1070456/m78db7105.jpg http://www.vestnik-evropy.ru/pronin/nepreryvny_zhurnal/lermontov-200/0087.jpg http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/10/32929.jpg http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/fet/fet-1208200722251978w.jpg http:// v.900igr.net:10/datai/literatura/Kavkazskij-plennik-1/0001-001-mne-dosadno-chto-nam-pochti-nechego-protivopostavit-malenkomu.jpg http://ukrknyga.at.ua/3/2010-08-07/ukrajinka_starodavnia.jpg http://images.ua.prom.st/187344677_w200_h200_dsc_0016.jpg http://www.ukrlib.com.ua/my/images/full/stus-vasyl-semenovych_2.jpg http://ranok-creative.com.ua/img/5890/5614.jpg http :// rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/676/675786/675786_html_m58bf46b4.jpg

Интернет-ресурсы:

  • http:// samarus-school.ru/wp-content/uploads/2015/01/ТЕОРИЯ-ЛИТЕРАТУРЫ.jpg
  • http ://terraoko.com/wp-content/uploads/2013/10/terraoko-2013-10-14-9870-4.jpg
  • http://fb.ru/misc/i/gallery/4107/516737.jpg
  • http:// 5ballov.qip.ru/tests/images/17/173_front.jpg
  • http:// www.marwin.kz/img/article/2821/60_tn3.jpg
  • http://narodna-osvita.com.ua/uploads/litra-5-isaeva/image012.jpg
  • http:// i19.beon.ru/40/2/1750240/94/58308894/B964_4B0F6A43.jpeg
  • http://rufolklor.narod.ru/petyh2.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5107/sirena-s.cb/0_640a7_fcb473eb_XL
  • http://mamrabota.ru/wp-content/uploads/2013/11/lisitsaizhuravel.jpg
  • http:// www.belmamont.ru/authors/106/333_14.jpg
  • http://www.itup.ru/wp-content/uploads/2014/03/морозко.jpg
  • http://s61.radikal.ru/i172/1301/55/29b177dd6e21.jpg
  • http:// rasskajem.ru/wp-content/uploads/2013/04/Nikita-Kozhemyaka-2.png
  • http:// static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005756805.jpg
  • http://olesya-emelyanova.ru/novosti/novosti-153.jpg
  • http://uchebana5.ru/images/536/1070456/m78db7105.jpg
  • http://www.vestnik-evropy.ru/pronin/nepreryvny_zhurnal/lermontov-200/0087.jpg
  • http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/10/32929.jpg
  • http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/fet/fet-1208200722251978w.jpg
  • http:// v.900igr.net:10/datai/literatura/Kavkazskij-plennik-1/0001-001-mne-dosadno-chto-nam-pochti-nechego-protivopostavit-malenkomu.jpg
  • http://ukrknyga.at.ua/3/2010-08-07/ukrajinka_starodavnia.jpg
  • http://images.ua.prom.st/187344677_w200_h200_dsc_0016.jpg
  • http://www.ukrlib.com.ua/my/images/full/stus-vasyl-semenovych_2.jpg
  • http://ranok-creative.com.ua/img/5890/5614.jpg
  • http :// rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/676/675786/675786_html_m58bf46b4.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!