СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 3

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы в 5 классе предлагают ученикам отправиться в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Данная разработка по интегрированному курсу «Литература» представляет собой опыт работы по включению теории литературы в изучение художественных произведений, предложенных программой к изучению в 5 классе. Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…

Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 3»

Из тайников искусства слова Теория литературы на уроках литературы в 5 классе Часть 3

Из тайников искусства слова

Теория литературы на уроках литературы в 5 классе

Часть 3

Дорогие ребята! Продолжим путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, продолжим обсуждать и понимать прочитанное. Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Итак, завершаем совместное чтение, продолжая размышлять, понимать, обсуждать прочитанное…

Дорогие ребята!

  • Продолжим путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, продолжим обсуждать и понимать прочитанное.
  • Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
  • Итак, завершаем совместное чтение, продолжая размышлять, понимать, обсуждать прочитанное…
Стихотворная речь Стихотворная речь – это особый тип художественного повествования, для которого характерна строгая соразмерная (ритмическая) организация. Стихотворная речь создаётся при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, графического оформления текста .

Стихотворная речь

  • Стихотворная речь – это особый тип художественного повествования, для которого характерна строгая соразмерная (ритмическая) организация.
  • Стихотворная речь создаётся при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, графического оформления текста .
Распределите данные высказывания по темам «Прозаический текст», «Стихотворный текст» С юга дул теплый, ласковый ветер, на западе кучились густые, по-весеннему белые облака.  (М. Шолохов) Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет, и что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит. (А. Фет) Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою! (А. Плещеев) Съедает солнце снег, червоточит его, наливает влагой. Оголяются пригорки, пахнет глинистой почвой… (М. Шолохов)

Распределите данные высказывания по темам «Прозаический текст», «Стихотворный текст»

  • С юга дул теплый, ласковый ветер, на западе кучились густые, по-весеннему белые облака.

(М. Шолохов)

  • Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет, и что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит. (А. Фет)
  • Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою! (А. Плещеев)
  • Съедает солнце снег, червоточит его, наливает влагой. Оголяются пригорки, пахнет глинистой почвой… (М. Шолохов)
Понятие о ритме и рифме Ритм – одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке. Еще в полях белеет снег,  А воды уж весной шумят —  Бегут и будят сонный брег,  Бегут и блещут и гласят... Ф. И. Тютчев «Весенние воды» __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú  __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú  __ Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú  __ Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú

Понятие о ритме и рифме

  • Ритм – одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.
  • Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

  • Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
  • __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú

__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú

__ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú

__ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú

Понятие о ритме и рифме Рифма – звуковое совпадение, созвучие стихотворной строки. Наличие ритма и рифмы придают речи особое звучание, делают её музыкальной, плавной и приятной для слуха.

Понятие о ритме и рифме

  • Рифма – звуковое совпадение, созвучие стихотворной строки.
  • Наличие ритма и рифмы придают речи особое звучание, делают её музыкальной, плавной и приятной для слуха.
Понятие о ритме и рифме Посмотрите на окончание каждой стихотворной строки: Я пришел к тебе с привет ом ,  Рассказать, что солнце встал о ,  Что оно горячим свет ом  По листам затрепетал о … А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...» Каждая первая и третья , а также вторая и четвёртая строчки заканчиваются одинаково. Такие звуковые совпадения и созвучия, или рифмы , делают эти строки мелодичными и легко запоминающимися.

Понятие о ритме и рифме

  • Посмотрите на окончание каждой стихотворной строки:
  • Я пришел к тебе с привет ом ,

Рассказать, что солнце встал о ,

Что оно горячим свет ом

По листам затрепетал о

  • А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...»
  • Каждая первая и третья , а также вторая и четвёртая строчки заканчиваются одинаково. Такие звуковые совпадения и созвучия, или рифмы , делают эти строки мелодичными и легко запоминающимися.
Понятие об эпитете Эпитет – художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа. Тучки небесные,  степью лазурною,  цепью жемчужною,  клевета ядовитая,  нивы бесплодные…  Тучка золотая,  утёса-великана,  весело играя…

Понятие об эпитете

  • Эпитет – художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа.
  • Тучки небесные,

степью лазурною,

цепью жемчужною,

клевета ядовитая,

нивы бесплодные…

  • Тучка золотая,

утёса-великана,

весело играя…

Понятие об эпитете Эпитеты помогают сделать язык художественного произведения ярким, способным возбуждать наше воображение, передавать тончайшие нюансы чувств. Продолжите ряд эпитетов: Чародейкою Зимою,  под снежной бахромою,  чудной жизнью…

Понятие об эпитете

  • Эпитеты помогают сделать язык художественного произведения ярким, способным возбуждать наше воображение, передавать тончайшие нюансы чувств.
  • Продолжите ряд эпитетов:
  • Чародейкою Зимою,

под снежной бахромою,

чудной жизнью…

Понятие об эпитете Каким настроением проникнуто стихотворение  Ф. И. Тютчева «Весенние воды»? В ответе используйте эпитеты текста стихотворения.

Понятие об эпитете

  • Каким настроением проникнуто стихотворение

Ф. И. Тютчева «Весенние воды»?

  • В ответе используйте эпитеты текста стихотворения.

Понятие об эпитете Эпитет – это художественное средство, с помощью которого автор рисует самые разнообразные картины и вызывает у читателя эмоциональный отклик.

Понятие об эпитете

  • Эпитет – это художественное средство, с помощью которого автор рисует самые разнообразные картины и вызывает у читателя эмоциональный отклик.
Понятие о сравнении Сравнение - это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.

Понятие о сравнении

  • Сравнение - это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.
Понятие о сравнении Сравнение помогает увидеть новые стороны в давно знакомом и даже представить то, что читатель никогда не видел.

Понятие о сравнении

  • Сравнение помогает увидеть новые стороны в давно знакомом и даже представить то, что читатель никогда не видел.
Понятие о метафоре Метафора – это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению. И. Бунин «Помню – долгий зимний вечер»

Понятие о метафоре

  • Метафора – это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению.

И. Бунин «Помню – долгий зимний вечер»

Размышляем над прочитанным Определите, какие художественные средства передают волшебство утреннего пробуждения природы в стихотворении Сергея Есенина «С добрым утром!»

Размышляем над прочитанным

  • Определите, какие художественные средства передают волшебство утреннего пробуждения природы в стихотворении Сергея Есенина «С добрым утром!»
Большая польза бывает от учения книжного… Лаврентьевская летопись, 1037 год

Большая польза бывает от учения книжного…

Лаврентьевская летопись,

1037 год

Интернет-ресурсы: http://refdb.ru/images/693/1384274/m6275d913.png http://samarus-school.ru/wp-content/uploads/2015/01/ТЕОРИЯ-ЛИТЕРАТУРЫ.jpg http://rusmania.com/perch/resources/lermontov-2.jpg http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/10/32929.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/0/741/741630_esenin.jpg http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/fet/fet-1208200722251978w.jpg http://narodna-osvita.com.ua/uploads/litra-5-isaeva/image104.jpg http://img.picsa.ru/pictures/0/000/014/272/14272.JPG http://www.topjob.kz/uploads/posts/2012-12/1355138378_oz.jpg http://bookbox.com.ua/uploads/posts/2012-04/1335089470_ch-1.jpg http://bookbox.com.ua/uploads/posts/2012-04/1335089470_ch-1.jpg http://os1.i.ua/3/1/12597323_c074201f.jpg http://img15.dreamies.de/img/529/b/llchj3n2mt3.jpg http://lachaew.narod.ru/20030309/0013.jpg http://avtor.me/img/poems/1710_f061440fb4882e3347f104dd075e578d.jpeg

Интернет-ресурсы:

  • http://refdb.ru/images/693/1384274/m6275d913.png
  • http://samarus-school.ru/wp-content/uploads/2015/01/ТЕОРИЯ-ЛИТЕРАТУРЫ.jpg
  • http://rusmania.com/perch/resources/lermontov-2.jpg
  • http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/10/32929.jpg
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/0/741/741630_esenin.jpg
  • http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/fet/fet-1208200722251978w.jpg
  • http://narodna-osvita.com.ua/uploads/litra-5-isaeva/image104.jpg
  • http://img.picsa.ru/pictures/0/000/014/272/14272.JPG
  • http://www.topjob.kz/uploads/posts/2012-12/1355138378_oz.jpg
  • http://bookbox.com.ua/uploads/posts/2012-04/1335089470_ch-1.jpg
  • http://bookbox.com.ua/uploads/posts/2012-04/1335089470_ch-1.jpg
  • http://os1.i.ua/3/1/12597323_c074201f.jpg
  • http://img15.dreamies.de/img/529/b/llchj3n2mt3.jpg
  • http://lachaew.narod.ru/20030309/0013.jpg
  • http://avtor.me/img/poems/1710_f061440fb4882e3347f104dd075e578d.jpeg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!