Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение по литературе»
Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2020-2021
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания.
Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году - 2 декабря 2020 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Примерные темы и литература к новым направлениям ИС 2020-2021
«Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);
«Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);
«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Забвению не подлежит
Примерные темы:
- Почему тема войны не уходит из литературы?
- Как влияет на сущность человека война?
- Какой опыт даёт человеку война?
- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
- Как судьба человека связана с историей народа?
- Может ли человек влиять на ход истории?
- Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
- В чём ценность исторического опыта?
- Какие времена можно назвать жестокими?
- Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
Произведения
- Б. Васильев «А зори здесь тихие»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- А. Платонов «Котлован»
- А. Блок «Двенадцать»
- А. Фадеев «Разгром»
- А. Ахматова «Реквием»
- В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
- В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
- Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М. Шолохов «Тихий Дон».
Я и другие
Примерные темы:
- Что мешает человеку быть счастливым?
- Чем опасно равнодушие?
- Важно ли понимание души другого человека?
- Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
- Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
- Может ли человек ставить себя выше общества?
- Как разум и чувства влияют на поступки человека?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
- В чём причины вражды между людьми?
- Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
- К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
Произведения
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- А.С. Пушкин «Цыганы»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- И.С. Тургенев «Ася»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.И. Куприн «Олеся»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.Н. Островский «Бесприданница»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- М. Горький »Макар Чудра»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- А. Платонов «Юшка»
- М. Горький «На дне»
Между прошлым и будущим
Примерные темы:
- Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
- Почему так важно сохранять связь между поколениями?
- Зачем человеку заглядывать в будущее?
- Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
- Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
- Когда родители могут гордиться детьми?
Произведения
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
- Б. Васильев «Экспонат»
- К. Паустовский «Телеграмма»
- Ю. Бондарев «Простите нас!»
- Е. Замятин. Роман «Мы»
- Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
- В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»
Время перемен
Примерные темы:
- Как противостоять ударам судьбы?
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
- Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
- Нужно ли анализировать свои ошибки?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
- Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
- Можно ли жить без надежды на лучшее?
- Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
Произведения
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин «Медный всадник»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- Л.Н. Толстой «После бала»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
- М. Шолохов «Судьба человека»
- А. Ахматова «Реквием»
- В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
Разговор с собой
Примерные темы:
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
- Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
- Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?
- Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
- Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
- На пути к благородной цели все ли средства хороши?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
- Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
Произведения
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «После бала»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.А. Гончаров «Обломов»
Н. Лесков «Очарованный странник»
А.И. Куприн «Олеся»
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
М. Горький «На дне»
М. Горький «Старуха Изергиль»
Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»