СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока в формате итогового сочинения по литературе 2020 -21 учебного года"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока в формате итогового сочинения по литературе 2020 - 21 учебного года" предназначена для организации подготовки учащихся 11 класса к написанию контрольного сочинения по текущей теме и для подготовки к итоговому сочинению по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока в формате итогового сочинения по литературе 2020 -21 учебного года"»

Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока Формат итогового сочинения по литературе

Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока

Формат

итогового сочинения

по литературе

Темы сочинения по творчеству А.А. Блока В чём заключается ценность исторического опыта? Какова роль любви в жизни человека? Сложно ли жить в эпоху перемен? Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»? Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

Темы сочинения по творчеству А.А. Блока

  • В чём заключается ценность исторического опыта?
  • Какова роль любви в жизни человека?
  • Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?
План итогового сочинения по литературе I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий) II. Основная часть 1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы) Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов! 2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения) 2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения) III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)

План итогового сочинения по литературе

I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий)

II. Основная часть

1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы)

Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов!

2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)

Обязательные требования к сочинению Рекомендуемый объём – от 350 слов. Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!) Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ). Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ). Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ). Один аргумент должен быть взят из лирики А.А. Блока или его поэмы «Двенадцать».

Обязательные требования к сочинению

  • Рекомендуемый объём – от 350 слов.
  • Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!)
  • Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ).
  • Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
  • Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
  • Один аргумент должен быть взят из лирики А.А. Блока или его поэмы «Двенадцать».
Тема 1. В чём заключается ценность  исторического опыта?   Исторический   опыт  -  это  концентрированное выражение общественной практики прошлого и функционирования общества на настоящем этапе, ориентированное на выявление законов социальной эволюции, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современного периода развития. Исторический опыт дает возможность предположить последствия тех или иных событий. Он наделяет человечество знаниями, помогающими избежать ошибок в настоящем и в будущем. Часто, чтобы понять и осмыслить то, что происходит в настоящем, люди обращаются к историческому прошлому.

Тема 1. В чём заключается ценность исторического опыта?

  • Исторический   опыт  -  это  концентрированное выражение общественной практики прошлого и функционирования общества на настоящем этапе, ориентированное на выявление законов социальной эволюции, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современного периода развития.
  • Исторический опыт дает возможность предположить последствия тех или иных событий. Он наделяет человечество знаниями, помогающими избежать ошибок в настоящем и в будущем. Часто, чтобы понять и осмыслить то, что происходит в настоящем, люди обращаются к историческому прошлому.
Поэма А. А. Блока «Двенадцать» «Двенадцать» - поэма-предупреждение. В революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо. Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного. Иисус Христос символизирует истину, гармонию. «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». (А. Блок). Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.

Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

  • «Двенадцать» - поэма-предупреждение.
  • В революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо.
  • Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
  • Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
  • «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». (А. Блок). Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.
Поэма А. А. Блока «Двенадцать» «Этой поэме суждено бессмертие».         А.В.Луначарский.  «Поэмой зачитывались белые и красные».        В.Маяковский.  Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.  «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»       (Из статьи А. Блока)

Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

  • «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
  • «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
  • Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
  • «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»

(Из статьи А. Блока)

А.А. Блок «На поле Куликовом» 1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • 1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен.
  • Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом».
  • За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.
А.А. Блок «На поле Куликовом» Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу.
  • Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии.
  • Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.
А.А. Блок «На поле Куликовом» Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…». Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности.
  • Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».
  • Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».
А.А. Блок «На поле Куликовом» Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря:  «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря:
  • «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла».
  • Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».
Тема 2. Какова роль любви в жизни человека?   Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье. И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.

Тема 2. Какова роль любви в жизни человека?

  • Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
  • Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье.
  • И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.
«Мне всё равно – Вселенная во мне…» Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре». «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души лирического героя (и автора), состояние внутреннего созерцания. Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:  Мне всё равно — Вселенная во мне... Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:  Ищу спасенья.  Мои огни горят на высях гор 

«Мне всё равно – Вселенная во мне…»

  • Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре».
  • «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души лирического героя (и автора), состояние внутреннего созерцания.
  • Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:

Мне всё равно — Вселенная во мне...

  • Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Ищу спасенья.

Мои огни горят на высях гор 

Лирический герой и его Прекрасная Дама… Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь. Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:  А в лицо мне глядит озарённый  Только образ, лишь сон о Ней. Это незримое присутствие герою дороже реального.

Лирический герой и его Прекрасная Дама…

  • Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь.
  • Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

  • Это незримое присутствие герою дороже реального.
Тема 3. Сложно ли жить человеку в эпоху перемен? ЭПО́ХА, -и,  ж.  1. Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности. Перемены – изменения. Эпоха перемен – время глобальных изменений; смена эпох; переломный период; великие социальные и исторические потрясения… Борьба старого мира и нового мира в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Тема 3. Сложно ли жить человеку в эпоху перемен?

  • ЭПО́ХА, -и,  ж.  1. Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности.
  • Перемены – изменения.
  • Эпоха перемен – время глобальных изменений; смена эпох; переломный период; великие социальные и исторические потрясения…
  • Борьба старого мира и нового мира в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
Тема 4 . Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»? Человек постоянно меняется: меняются настроение, чувства, эмоции. Человек находится в поиске смысла жизни. У человека есть мечты и надежды. Он стремится их претворить в жизнь. Вся жизнь человека – это череда обстоятельств, когда от человека требуется нравственный выбор. У каждого человека – свой путь духовного развития, становления личности.

Тема 4 . Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»?

  • Человек постоянно меняется: меняются настроение, чувства, эмоции. Человек находится в поиске смысла жизни.
  • У человека есть мечты и надежды. Он стремится их претворить в жизнь.
  • Вся жизнь человека – это череда обстоятельств, когда от человека требуется нравственный выбор.
  • У каждого человека – свой путь духовного развития, становления личности.
Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой – отрок; инок; рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Он преклоняется перед Прекрасной Дамой, боготворит её. Герой ждёт встречи с ней, тоскует, любит, боится разочарования; стремится к божественному идеалу красоты и духовности. Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности. Стихотворения «Ветер принёс издалёка…»; «Предчувствую Тебя…»; «Мы встречались с тобой на закате…»

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой – отрок; инок; рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Он преклоняется перед Прекрасной Дамой, боготворит её. Герой ждёт встречи с ней, тоскует, любит, боится разочарования; стремится к божественному идеалу красоты и духовности.

Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности.

Стихотворения «Ветер принёс издалёка…»; «Предчувствую Тебя…»; «Мы встречались с тобой на закате…»

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока Цикл «Город» (1904 – 1908). Лирический герой вдруг увидел в Городе людей. Он понял, что они страдают, им больно. «Тёмные дворцы» слепы к страданиям людей. Голос народа не слышен «на Неве» Человек беззащитен перед роковыми силами Выход – только в мечте… Стихотворения «Вися над городом всемирным…»; «В октябре»; «Холодный день»

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

  • Цикл «Город» (1904 – 1908).
  • Лирический герой вдруг увидел в Городе людей. Он понял, что они страдают, им больно.
  • «Тёмные дворцы» слепы к страданиям людей.
  • Голос народа не слышен «на Неве»
  • Человек беззащитен перед роковыми силами
  • Выход – только в мечте…
  • Стихотворения «Вися над городом всемирным…»; «В октябре»; «Холодный день»
Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока Стихотворение «Незнакомка» (1906 год).  В душе лирического героя нарастают противоречия. Поиски идеала завели его в тупик. Трагедия лирического героя – в раздвоенности его сознания. Из глубин души поднимается мечта. Она реализуется в образе Незнакомки… Но герой беспомощен и слаб…

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

  • Стихотворение «Незнакомка» (1906 год).
  • В душе лирического героя нарастают противоречия.
  • Поиски идеала завели его в тупик.
  • Трагедия лирического героя – в раздвоенности его сознания.
  • Из глубин души поднимается мечта. Она реализуется в образе Незнакомки…
  • Но герой беспомощен и слаб…
Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь? Лирика Александра Блока: Как любовь способна изменить человека? Возможно ли осуществление мечты? Каков идеал женской красоты? К чему нужно стремиться в жизни? Нужно ли помнить уроки прошлого? Что значит исторический опыт и в чём состоит его ценность? Что значит «патриотизм»? Как нужно относиться к переменам в жизни?

Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

  • Лирика Александра Блока:
  • Как любовь способна изменить человека?
  • Возможно ли осуществление мечты?
  • Каков идеал женской красоты?
  • К чему нужно стремиться в жизни?
  • Нужно ли помнить уроки прошлого?
  • Что значит исторический опыт и в чём состоит его ценность?
  • Что значит «патриотизм»?
  • Как нужно относиться к переменам в жизни?
Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь? Поэма А.А. Блока «Двенадцать» Что значит «эпоха перемен» и как её оценивать? Что поможет человеку выжить и сохранить своё человеческое достоинство в период глобальных социальных изменений? Каковы последствия революций? Как исторические события отражаются на судьбе конкретного человека? Может ли быть счастлив человек в современном мире? В чём заключается это счастье?..

Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

  • Поэма А.А. Блока «Двенадцать»
  • Что значит «эпоха перемен» и как её оценивать?
  • Что поможет человеку выжить и сохранить своё человеческое достоинство в период глобальных социальных изменений?
  • Каковы последствия революций?
  • Как исторические события отражаются на судьбе конкретного человека?
  • Может ли быть счастлив человек в современном мире? В чём заключается это счастье?..

Работу выполнила  учитель русского языка  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!