Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока
Формат
итогового сочинения
по литературе
Темы сочинения по творчеству А.А. Блока
- В чём заключается ценность исторического опыта?
- Какова роль любви в жизни человека?
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»?
- Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?
План итогового сочинения по литературе
I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий)
II. Основная часть
1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы)
Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов!
2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)
2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)
III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)
Обязательные требования к сочинению
- Рекомендуемый объём – от 350 слов.
- Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!)
- Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ).
- Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
- Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
- Один аргумент должен быть взят из лирики А.А. Блока или его поэмы «Двенадцать».
Тема 1. В чём заключается ценность исторического опыта?
- Исторический опыт - это концентрированное выражение общественной практики прошлого и функционирования общества на настоящем этапе, ориентированное на выявление законов социальной эволюции, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современного периода развития.
- Исторический опыт дает возможность предположить последствия тех или иных событий. Он наделяет человечество знаниями, помогающими избежать ошибок в настоящем и в будущем. Часто, чтобы понять и осмыслить то, что происходит в настоящем, люди обращаются к историческому прошлому.
Поэма А. А. Блока «Двенадцать»
- «Двенадцать» - поэма-предупреждение.
- В революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо.
- Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
- Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
- «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». (А. Блок). Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.
Поэма А. А. Блока «Двенадцать»
- «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
- «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
- Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
- «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»
(Из статьи А. Блока)
А.А. Блок «На поле Куликовом»
- 1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен.
- Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом».
- За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.
А.А. Блок «На поле Куликовом»
- Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу.
- Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии.
- Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.
А.А. Блок «На поле Куликовом»
- Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности.
- Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».
- Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».
А.А. Блок «На поле Куликовом»
- Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря:
- «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла».
- Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».
Тема 2. Какова роль любви в жизни человека?
- Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
- Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье.
- И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.
«Мне всё равно – Вселенная во мне…»
- Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре».
- «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души лирического героя (и автора), состояние внутреннего созерцания.
- Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:
Мне всё равно — Вселенная во мне...
- Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:
Ищу спасенья.
Мои огни горят на высях гор
Лирический герой и его Прекрасная Дама…
- Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь.
- Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:
А в лицо мне глядит озарённый
Только образ, лишь сон о Ней.
- Это незримое присутствие герою дороже реального.
Тема 3. Сложно ли жить человеку в эпоху перемен?
- ЭПО́ХА, -и, ж. 1. Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности.
- Перемены – изменения.
- Эпоха перемен – время глобальных изменений; смена эпох; переломный период; великие социальные и исторические потрясения…
- Борьба старого мира и нового мира в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
Тема 4 . Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»?
- Человек постоянно меняется: меняются настроение, чувства, эмоции. Человек находится в поиске смысла жизни.
- У человека есть мечты и надежды. Он стремится их претворить в жизнь.
- Вся жизнь человека – это череда обстоятельств, когда от человека требуется нравственный выбор.
- У каждого человека – свой путь духовного развития, становления личности.
Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой – отрок; инок; рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Он преклоняется перед Прекрасной Дамой, боготворит её. Герой ждёт встречи с ней, тоскует, любит, боится разочарования; стремится к божественному идеалу красоты и духовности.
Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности.
Стихотворения «Ветер принёс издалёка…»; «Предчувствую Тебя…»; «Мы встречались с тобой на закате…»
Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока
- Цикл «Город» (1904 – 1908).
- Лирический герой вдруг увидел в Городе людей. Он понял, что они страдают, им больно.
- «Тёмные дворцы» слепы к страданиям людей.
- Голос народа не слышен «на Неве»
- Человек беззащитен перед роковыми силами
- Выход – только в мечте…
- Стихотворения «Вися над городом всемирным…»; «В октябре»; «Холодный день»
Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока
- Стихотворение «Незнакомка» (1906 год).
- В душе лирического героя нарастают противоречия.
- Поиски идеала завели его в тупик.
- Трагедия лирического героя – в раздвоенности его сознания.
- Из глубин души поднимается мечта. Она реализуется в образе Незнакомки…
- Но герой беспомощен и слаб…
Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?
- Лирика Александра Блока:
- Как любовь способна изменить человека?
- Возможно ли осуществление мечты?
- Каков идеал женской красоты?
- К чему нужно стремиться в жизни?
- Нужно ли помнить уроки прошлого?
- Что значит исторический опыт и в чём состоит его ценность?
- Что значит «патриотизм»?
- Как нужно относиться к переменам в жизни?
Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?
- Поэма А.А. Блока «Двенадцать»
- Что значит «эпоха перемен» и как её оценивать?
- Что поможет человеку выжить и сохранить своё человеческое достоинство в период глобальных социальных изменений?
- Каковы последствия революций?
- Как исторические события отражаются на судьбе конкретного человека?
- Может ли быть счастлив человек в современном мире? В чём заключается это счастье?..
Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.