СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству С.А. Есенина в формате итогового сочинения по литературе 2020-21 учебного года" (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству С.А. Есенина в формате итогового сочинения по литературе 2020 - 21 учебного года (11 класс)" может быть использована при организации подготовки учащихся к написанию сочинения по текущей теме и при подготовке к итоговому сочинению по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству С.А. Есенина в формате итогового сочинения по литературе 2020-21 учебного года" (11 класс)»

Подготовка к сочинению по творчеству С.А. Есенина Формат итогового сочинения по литературе

Подготовка к сочинению по творчеству С.А. Есенина

Формат

итогового сочинения

по литературе

Темы сочинения по творчеству С.А. Есенина 1. За что можно любить Родину? 2. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности? 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему? 4. Можно ли охарактеризовать поэзию Сергея Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?

Темы сочинения по творчеству С.А. Есенина

1. За что можно любить Родину?

2. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

4. Можно ли охарактеризовать поэзию Сергея Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?

План итогового сочинения по литературе I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий) II. Основная часть 1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы) Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов! 2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения) 2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения) III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)

План итогового сочинения по литературе

I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий)

II. Основная часть

1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы)

Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов!

2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)

Обязательные требования к сочинению Рекомендуемый объём – от 350 слов. Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!) Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ). Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ). Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ). Один аргумент должен быть взят из лирики С.А. Есенина или из его поэм.

Обязательные требования к сочинению

  • Рекомендуемый объём – от 350 слов.
  • Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!)
  • Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ).
  • Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
  • Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
  • Один аргумент должен быть взят из лирики С.А. Есенина или из его поэм.
Тема 1. За что можно любить Родину?   Направление «Забвению не подлежит» «Я покинул родимый дом…» «Я снова здесь, в семье родной…» «Спит ковыль, равнина дорогая…» «Несказанное, синее, нежное…» «Нивы сжаты, рощи голы…» «Низкий дом с голубыми ставнями…» «Отговорила роща золотая…» «Я последний поэт деревни»

Тема 1. За что можно любить Родину?

  • Направление «Забвению не подлежит»
  • «Я покинул родимый дом…»
  • «Я снова здесь, в семье родной…»
  • «Спит ковыль, равнина дорогая…»
  • «Несказанное, синее, нежное…»
  • «Нивы сжаты, рощи голы…»
  • «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • «Отговорила роща золотая…»
  • «Я последний поэт деревни»
Тема 2. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?    Направление «Я и другие» Сергей Есенин и лирический герой его поэмы «Чёрный человек» Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше. В грозы, в бури,  В житейскую стынь,  При тяжелых утратах  И когда тебе грустно,  Казаться улыбчивым и простым —  Самое высшее в мире искусство.

Тема 2. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

  • Направление «Я и другие»
  • Сергей Есенин и лирический герой его поэмы «Чёрный человек»
  • Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.
  • В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство.
Бесконечный трагизм в душе счастливого человека… Главная мысль поэмы «Чёрный человек» — бесконечный трагизм, спрятанный в глубь души «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает. Лирический герой осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на публике, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой.

Бесконечный трагизм в душе счастливого человека…

  • Главная мысль поэмы «Чёрный человек» — бесконечный трагизм, спрятанный в глубь души «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.
  • Лирический герой осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на публике, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик.
  • Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой.
Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?   Направление «Время перемен» Поэма «Анна Снегина» Проблема войны . Солдаты не понимали, за что воевали. Главный герой хоть и является патриотом, но все равно дезертирует, ведь знает, что это не его борьба, что его просто используют. Кроме того, автор освещает вопрос более глобально, говоря, что любая кровавая распря – трагедия для народов. Особенно драматизм военных потерь ощущается, когда Снегины получили известие о гибели Бориса. Социальное неравенство  в поэме Есенина «Анна Снегина» является основной проблемой. Именно оно явилось основой революционных настроений, которые привели к революции и гражданской войне. Оно же разлучило главных героев, озлобило рассказчика, довело от исступления крестьян.

Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

  • Направление «Время перемен»
  • Поэма «Анна Снегина»
  • Проблема войны . Солдаты не понимали, за что воевали. Главный герой хоть и является патриотом, но все равно дезертирует, ведь знает, что это не его борьба, что его просто используют. Кроме того, автор освещает вопрос более глобально, говоря, что любая кровавая распря – трагедия для народов. Особенно драматизм военных потерь ощущается, когда Снегины получили известие о гибели Бориса.
  • Социальное неравенство  в поэме Есенина «Анна Снегина» является основной проблемой. Именно оно явилось основой революционных настроений, которые привели к революции и гражданской войне. Оно же разлучило главных героев, озлобило рассказчика, довело от исступления крестьян.

Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?   Направление «Время перемен» Поэма «Анна Снегина» Проблема жестокости . Представители новой власти, проповедуя идеи равенства, братства, социальной справедливости, жестоко и равнодушно относятся к представителям «старого мира». Например, они выселяют из дома вдову погибшего на войне белогвардейца, их не интересует , что станется с беззащитной женщиной, испытавшей такое горе. Нравственно-философская проблема  выбора проявляется в нечеткой позиции рассказчика: он не понимает, какую сторону в противостоянии занимает, и надо ли ему это. Обе стороны внушают ему сомнение, ведь цель не оправдывает средства, и справедливость не оправдывает насилие. То же самое он испытал на фронте, когда, любя родину, отказался от участия в войне.

Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

  • Направление «Время перемен»
  • Поэма «Анна Снегина»
  • Проблема жестокости . Представители новой власти, проповедуя идеи равенства, братства, социальной справедливости, жестоко и равнодушно относятся к представителям «старого мира». Например, они выселяют из дома вдову погибшего на войне белогвардейца, их не интересует , что станется с беззащитной женщиной, испытавшей такое горе.
  • Нравственно-философская проблема  выбора проявляется в нечеткой позиции рассказчика: он не понимает, какую сторону в противостоянии занимает, и надо ли ему это. Обе стороны внушают ему сомнение, ведь цель не оправдывает средства, и справедливость не оправдывает насилие. То же самое он испытал на фронте, когда, любя родину, отказался от участия в войне.

Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?   Направление «Время перемен» Стихотворение «Я последний поэт деревни…»  В 1920 году Есенин пишет стихотворение

Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

  • Направление «Время перемен»
  • Стихотворение «Я последний поэт деревни…» В 1920 году Есенин пишет стихотворение "Я последний поэт деревни...", в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, "деревянной" Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.
  • Это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы.

Тема 4 . Можно ли охарактеризовать поэзию Сергея Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?   Направление «Разговор с собой» Поэма «Анна Снегина» Поэма «Чёрный человек» «Письмо матери» «Разбуди меня завтра рано…» «Под окошком месяц…» «Не бродить, не мять в кустах багряных…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Письмо к женщине» «Я помню, любимая, помню…» «Любимая, я мучил Вас…»

Тема 4 . Можно ли охарактеризовать поэзию Сергея Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?

  • Направление «Разговор с собой»
  • Поэма «Анна Снегина»
  • Поэма «Чёрный человек»
  • «Письмо матери»
  • «Разбуди меня завтра рано…»
  • «Под окошком месяц…»
  • «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
  • «Письмо к женщине»
  • «Я помню, любимая, помню…»
  • «Любимая, я мучил Вас…»
Автобиографичность поэмы  «Анна Снегина» Поэма «Анна Снегина» глубоко автобиографична. Прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.  Лирический герой-рассказчик  – главное действующее лицо в поэме «Анна Снегина». Это умный и проницательный человек, родом из крестьян. Его биография совпадает с историей самого Есенина: он вышел в люди, стал известным поэтом и вернулся в родное село знаменитым и уважаемым человеком. Он тонко чувствует природу, обладает эстетическим вкусом и очень любит родные края. Близость к природе, тонкость натуры, естественность в выражении чувств ощущается в каждом слове: «Мне было 16 лет», «Далекие, милые были».

Автобиографичность поэмы «Анна Снегина»

  • Поэма «Анна Снегина» глубоко автобиографична. Прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.
  • Лирический герой-рассказчик  – главное действующее лицо в поэме «Анна Снегина». Это умный и проницательный человек, родом из крестьян. Его биография совпадает с историей самого Есенина: он вышел в люди, стал известным поэтом и вернулся в родное село знаменитым и уважаемым человеком. Он тонко чувствует природу, обладает эстетическим вкусом и очень любит родные края. Близость к природе, тонкость натуры, естественность в выражении чувств ощущается в каждом слове: «Мне было 16 лет», «Далекие, милые были».
Автобиографичность поэмы «Анна Снегина» В финале поэмы звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как

Автобиографичность поэмы «Анна Снегина»

  • В финале поэмы звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэмевсе человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Автобиографичность поэмы «Чёрный человек» Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани… Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним…

Автобиографичность поэмы «Чёрный человек»

  • Нельзя отождествлять лирического героя с автором.
  • Однако стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт.
  • И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани… Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним…
Работу выполнила  учитель русского языка  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!