Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству С.А. Есенина в формате итогового сочинения по литературе 2020-21 учебного года" (11 класс)»
Подготовка к сочинению по творчеству С.А. Есенина
Формат
итогового сочинения
по литературе
Темы сочинения по творчеству С.А. Есенина
1. За что можно любить Родину?
2. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
4. Можно ли охарактеризовать поэзию Сергея Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?
План итогового сочинения по литературе
I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий)
II. Основная часть
1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы)
Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов!
2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)
2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)
III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)
Обязательные требования к сочинению
- Рекомендуемый объём – от 350 слов.
- Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!)
- Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ).
- Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
- Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
- Один аргумент должен быть взят из лирики С.А. Есенина или из его поэм.
Тема 1. За что можно любить Родину?
- Направление «Забвению не подлежит»
- «Я покинул родимый дом…»
- «Я снова здесь, в семье родной…»
- «Спит ковыль, равнина дорогая…»
- «Несказанное, синее, нежное…»
- «Нивы сжаты, рощи голы…»
- «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- «Отговорила роща золотая…»
- «Я последний поэт деревни»
Тема 2. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
- Направление «Я и другие»
- Сергей Есенин и лирический герой его поэмы «Чёрный человек»
- Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.
- В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство.
Бесконечный трагизм в душе счастливого человека…
- Главная мысль поэмы «Чёрный человек» — бесконечный трагизм, спрятанный в глубь души «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.
- Лирический герой осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на публике, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик.
- Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой.
Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
- Направление «Время перемен»
- Поэма «Анна Снегина»
- Проблема войны . Солдаты не понимали, за что воевали. Главный герой хоть и является патриотом, но все равно дезертирует, ведь знает, что это не его борьба, что его просто используют. Кроме того, автор освещает вопрос более глобально, говоря, что любая кровавая распря – трагедия для народов. Особенно драматизм военных потерь ощущается, когда Снегины получили известие о гибели Бориса.
- Социальное неравенство в поэме Есенина «Анна Снегина» является основной проблемой. Именно оно явилось основой революционных настроений, которые привели к революции и гражданской войне. Оно же разлучило главных героев, озлобило рассказчика, довело от исступления крестьян.
Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
- Направление «Время перемен»
- Поэма «Анна Снегина»
- Проблема жестокости . Представители новой власти, проповедуя идеи равенства, братства, социальной справедливости, жестоко и равнодушно относятся к представителям «старого мира». Например, они выселяют из дома вдову погибшего на войне белогвардейца, их не интересует , что станется с беззащитной женщиной, испытавшей такое горе.
- Нравственно-философская проблема выбора проявляется в нечеткой позиции рассказчика: он не понимает, какую сторону в противостоянии занимает, и надо ли ему это. Обе стороны внушают ему сомнение, ведь цель не оправдывает средства, и справедливость не оправдывает насилие. То же самое он испытал на фронте, когда, любя родину, отказался от участия в войне.
Тема 3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
- Направление «Время перемен»
- Стихотворение «Я последний поэт деревни…» В 1920 году Есенин пишет стихотворение "Я последний поэт деревни...", в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, "деревянной" Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.
- Это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы.
Тема 4 . Можно ли охарактеризовать поэзию Сергея Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?
- Направление «Разговор с собой»
- Поэма «Анна Снегина»
- Поэма «Чёрный человек»
- «Письмо матери»
- «Разбуди меня завтра рано…»
- «Под окошком месяц…»
- «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
- «Письмо к женщине»
- «Я помню, любимая, помню…»
- «Любимая, я мучил Вас…»
Автобиографичность поэмы «Анна Снегина»
- Поэма «Анна Снегина» глубоко автобиографична. Прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.
- Лирический герой-рассказчик – главное действующее лицо в поэме «Анна Снегина». Это умный и проницательный человек, родом из крестьян. Его биография совпадает с историей самого Есенина: он вышел в люди, стал известным поэтом и вернулся в родное село знаменитым и уважаемым человеком. Он тонко чувствует природу, обладает эстетическим вкусом и очень любит родные края. Близость к природе, тонкость натуры, естественность в выражении чувств ощущается в каждом слове: «Мне было 16 лет», «Далекие, милые были».
Автобиографичность поэмы «Анна Снегина»
- В финале поэмы звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Автобиографичность поэмы «Чёрный человек»
- Нельзя отождествлять лирического героя с автором.
- Однако стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт.
- И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани… Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним…
Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.