СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские методы в обучении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские методы в обучении»

Тема: « Возвратные глаголы.»


Планируемые предметные результаты: Познакомиться с понятием « возвратные глаголы»; научатся образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса –ся.; выписывать из текста возвратные глаголы; правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме; составлять словосочетания с данными глаголами и подходящими по смыслу именами существительными .

Метапредметные УУД:

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные: высказывать своё предложение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты: проводить самооценку своих действий; развивать умение, наблюдать, сравнивать, делать выводы.



Ход урока


Ι.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности


-Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сегодня настроение?

Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Сегодняшний урок я хочу начать  следующими словами:
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.

- О чём нам хотел сказать автор?


Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока: ( СЛАЙД 1)

Грамоте учиться - всегда пригодится.


- Что это? (пословица). Что она значит.


II. Актуализация знаний.


1. Интерактивный метод «Незаконченные предложения»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Журналисты», я буду корренспондентом, подходить к каждому из вас, держа в руках микрофон и говорить предложения, но заканчивать их я не буду. Вам необходимо будет продолжить мои фразы. Например, я буду говорить: «Глагол – это…» И вы продолжаете. Только стараться отвечать нужно очень быстро. Поняли задание? Тогда начинаем.

Глагол – это… (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)

Неопределённая форма глагола – это… (Начальная форма глагола)

У глаголов существуют такие времена – …(Прошедшее, настоящее и будущее)

Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы – … (Что делать? Что сделать?)

Чем чаще всего является глагол в предложении? (сказуемым)

Изменение глагола по лицам числам в настоящем и будущем времени называется … (Спряжением)

-Отлично, ребята, вы справились с этим заданием и еще раз повторили всё то, что изучали на предыдущих уроках по русскому языку.



А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).

- А как по вашему, что может обозначать возвр.ф.?

-Хотите узнать?



III. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы.


Прочитайте строки. На слайде: (СЛАЙД 2) ( читает ученик)


Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… ( глаголы вывешиваются отдельно )


– Кто автор этого произведения?

- Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».)

– Назовите глаголы. Какой глагол здесь лишний ? (Нырять.)

-Почему он лишний? (Нет –ся на конце.)

– Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.)

- На какой вопрос отвечает глагол НЫРЯТЬ?

(Что делать? Стоит в н.ф.)

-На какие вопросы отвечают остальные глаголы? ( Что делать?)

-Значит они в какой форме употреблены? ( в н.ф.)

-Все глаголы отвечают на один вопрос, стоят в н.ф. Почему же у одних глаголов есть –ся, а у глагола НЫРЯТЬ- нет?

Давайте разберём эти глаголы по составу Нырять- купаться.

А как различаются глаголы по составу?

У глагола купаться появилось –СЯ.

-Что это?

-Что мы сегодня должны узнать? ( Что такое –СЯ и как называются такие глаголы?)

Сегодня, мы с вами будем исследователями. У вас на столах лежит карта. Посмотрите, что мы должны узнать в ходе нашего исследования.

Давайте определим его задачи.

ЗАДАЧИ:

  1. Узнать, чем является –СЯ.

  2. Смысловая роль?

  3. Место слога –СЯ в слове.



IV. Открытие нового знания.


ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

- Как мы это будем делать?

( будем сравнивать, наблюдать и анализировать.)

- А наши выводы занесём в карту исследования.


Прочитайте эти предложения. ( маркером на левой стороне)


Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветви деревьев качаются.

-Выделите грамматическую основу.


Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?


В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на ветви.

Во втором предложении – действие возвращается на сам предмет.

-Так, а что же такое –СЯ? Глаголы разберём по составу.

А как глаголы различаются по составу?

Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный –СЯ. Жил-был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причёсывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордилСЯ, что посчитал себя в слове самым главным и …встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричёсывал, СЯулыбал, СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова, за окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом.


- Как могут называться такие глаголы? ( ВОЗВРАТНЫЕ)


Давайте заполним нашу карту исследования.( Заполняется карта)


- Чем является –СЯ? ( суффиксом)

-Какова смысловая роль? (возвращает действие предмета)

-Место суффикса в слове ( после окончания)


Сделайте вывод:

(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на сам предмет.)


V. Физминутка


VI. Закрепление материала. ( Работа по учебнику.)

Откройте учебник на странице 102. Прочитайте вывод про себя. А теперь вслух.( 2 человека)

-Какие глаголы называются возвратными? ( глаголы с суффиксом –СЯ)

-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределённой форме?

( что делать?, что сделать?)

-Когда пишется мягкий знак в возвратных глаголах? (когда возвратный глагол в неопределённой форме)

А сейчас давайте проверим нашу карту исследования. (СЛАЙД 6)

- Так верно мы заполнили нашу карту?

Работа с учебником:

Выполнение упражнения №211 ( письменно)

Работа в парах: Спишите возвратные глаголы из упражнения 210 и подчеркните (ь) перед суффиксом –ся. Обменяйтесь с соседом, если выполнено верно карандашом поставьте +.

Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.

Упражнение № 212 ( комментированное письменно)

Поиграем в волшебников. Превратим глаголы в возвратные глаголы. (СЛАЙД 7) (СЛАЙД8)

Веселить - веселиться

Строить - строиться

Поднимать - подниматься

Опускать - подниматься

Учить - учиться

VII.Итог.

-Какие глаголы называются возвратными?

-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределённой форме?

-Что пишется перед –СЯ в возвратных глаголах в возвратных глаголах в неопределённых формах?

Д/З УПР № 213 ПРАВИЛО СТР 103

VIII.Рефлексия.

Сегодня ты искал, творил.

Знания новые открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко

Ты будешь выполнять.


Зажмите руку в кулак и……

Кому было интересно - разогните мизинец.

Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.

Кто хорошо работал – средний.

Кто работал в парах – указательный.

Кому урок понравился – большой.

Значит, как мы поработали ? На 5.МОЛОДЦЫ!





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!