СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частично-поисковый и исследовательский методы обучения в преподавании профессиональных дисциплин

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках существуют большие возможности для использования частично-поискового метода, чем исследовательского. При этом методе обучения объяснения преподавателя сочетаются с поисковой деятельностью студентов на всех или отдельных этапах познавательного процесса. После постановки преподавателем учебных задач обучающиеся сами ищут правильное решение и делают вы­воды, выполняют самостоятельные  работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы. Одним из вариантов частично-поискового метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых представляет собой шаг на пути к решению основной. Часть из них или все решаются студентами.

Просмотр содержимого документа
«Частично-поисковый и исследовательский методы обучения в преподавании профессиональных дисциплин»

Частично-поисковый и исследовательский методы обучения в преподавании профессиональных дисциплин Преподаватель:  Белякова Т.Н.

Частично-поисковый и исследовательский методы обучения в преподавании профессиональных дисциплин

Преподаватель:

Белякова Т.Н.

 Методы проблемного обучения   I) исследовательский метод;  2)частично-поисковый (эвристический) метод;  3)проблемное изложение знаний;  4) изложение с проблемным началом

Методы проблемного обучения

I) исследовательский метод;

2)частично-поисковый (эвристический) метод;

3)проблемное изложение знаний;

4) изложение с проблемным началом

Исследовательский метод- метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска

Исследовательский метод-

метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска

Исследовательский метод преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему;  новые знания не сообщают, обучающиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;  основной целью деятельности преподавателя является оперативное управление процессом решения проблемных задач; 4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Исследовательский метод

  • преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему;
  • новые знания не сообщают, обучающиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;
  • основной целью деятельности преподавателя является оперативное управление процессом решения проблемных задач;
  • 4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Исследовательский метод Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:  Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)  Формулировка гипотезы по решению проблемы  Построение плана исследования  Реализация плана  Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов

Исследовательский метод

Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:

  • Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)
  • Формулировка гипотезы по решению проблемы
  • Построение плана исследования
  • Реализация плана
  • Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов
Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть обучающиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания

Частично-поисковый метод -

метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть обучающиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания

Частично-поисковый метод   знания студентам в «готовом» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно; преподаватель организует поиск новых знаний с помощью различных средств; обучающиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают

Частично-поисковый метод

  • знания студентам в «готовом» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;
  • преподаватель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;
  • обучающиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Эвристическая беседа Предполагаемые ответы студентов: фланцевое - оно самое распространенное; резьбовое – его легко разбирать и собирать;  сварное – оно самое прочное и т.д.  Резюме таково: все ответы в какой-то мере правильны для определенных категорий трубопроводов. Для этого необходимо знать эксплуатационные характеристики трубопроводов и научиться проводить расчеты на прочность, чем мы и займемся на последующих занятиях.

Эвристическая беседа

Предполагаемые ответы студентов:

  • фланцевое - оно самое распространенное;
  • резьбовое – его легко разбирать и собирать;
  • сварное – оно самое прочное и т.д.

Резюме таково: все ответы в какой-то мере правильны для определенных категорий трубопроводов. Для этого необходимо знать эксплуатационные характеристики трубопроводов и научиться проводить расчеты на прочность, чем мы и займемся на последующих занятиях.

 В последующей практической работе студентам выдается индивидуальное задание: рассчитать теплообменный аппарат заданной производительности (куб - испаритель, дефлегматор, холодильник, подогреватель и др.) вещества. Например, рассчитать куб-испаритель изопрена. Во-первых, студент должен четко представить, где располагается такой теплообменник по отношению к колонне. Во-вторых, сделать вывод, что в испарителе вещество превращается в пар, то есть изопрен необходимо нагреть выше температуры кипения. По справочнику надо найти температуру кипения изопрена, которая при атмосферном давлении равна 34,067 С. Далее, исходя из вышеизложенных требований, направляем изопрен в трубное пространство, как более агрессивный. Теперь выбираем второй теплоноситель. Нагреть вещество до температуры 36-37 ℃ можно с помощью горячей воды, которую и подаем в межтрубное пространство. То есть студент сам выбирает нагревающие или охлаждающие агенты, исходя из назначения аппарата задает температуры теплоносителей и проводит расчет уже по алгоритму.
  • В последующей практической работе студентам выдается индивидуальное задание: рассчитать теплообменный аппарат заданной производительности (куб - испаритель, дефлегматор, холодильник, подогреватель и др.) вещества. Например, рассчитать куб-испаритель изопрена. Во-первых, студент должен четко представить, где располагается такой теплообменник по отношению к колонне. Во-вторых, сделать вывод, что в испарителе вещество превращается в пар, то есть изопрен необходимо нагреть выше температуры кипения. По справочнику надо найти температуру кипения изопрена, которая при атмосферном давлении равна 34,067 С. Далее, исходя из вышеизложенных требований, направляем изопрен в трубное пространство, как более агрессивный. Теперь выбираем второй теплоноситель. Нагреть вещество до температуры 36-37 ℃ можно с помощью горячей воды, которую и подаем в межтрубное пространство.

То есть студент сам выбирает нагревающие или охлаждающие агенты, исходя из назначения аппарата задает температуры теплоносителей и проводит расчет уже по алгоритму.

УП.01 Выполнение работ  по обслуживанию  оборудования и  коммуникаций   При испытании центробежного насоса, студенты должны экспериментально установить, зависит ли напор и мощность от подачи насоса и построить насосную характеристику, определить КПД насоса, а также предложить способы регулирования подачи. При испытании воздушной сушилки необходимо установить зависимость скорости сушки от количества влаги в материале и времени сушки. Построить диаграммы и сделать выводы, почему скорость сушки изменяется. При эксплуатации вакуумного нутч-фильтра экспериментально определяем эффективность работы аппарата за определенный промежуток времени, измеряя количество фильтрата. Далее необходимо определить сопротивление фильтровальной перегородки. При эксплуатации валковой дробилки и барабанного грохота студентам предлагается не только определить коэффициент полезного действия оборудования, но и предложить пути интенсификации процесса.

УП.01 Выполнение работ по обслуживанию оборудования и коммуникаций

При испытании центробежного насоса, студенты должны экспериментально установить, зависит ли напор и мощность от подачи насоса и построить насосную характеристику, определить КПД насоса, а также предложить способы регулирования подачи. При испытании воздушной сушилки необходимо установить зависимость скорости сушки от количества влаги в материале и времени сушки. Построить диаграммы и сделать выводы, почему скорость сушки изменяется. При эксплуатации вакуумного нутч-фильтра экспериментально определяем эффективность работы аппарата за определенный промежуток времени, измеряя количество фильтрата. Далее необходимо определить сопротивление фильтровальной перегородки. При эксплуатации валковой дробилки и барабанного грохота студентам предлагается не только определить коэффициент полезного действия оборудования, но и предложить пути интенсификации процесса.

Теоретические основы химической технологии Почему реакцию синтеза аммиака проводят при высокой температуре, если она экзотермическая? Необходимо применить не только принцип Ле-Шателье, но и знать способы увеличения скорости ХТП

Теоретические основы химической технологии

  • Почему реакцию синтеза аммиака проводят при высокой температуре, если она экзотермическая?

Необходимо применить не только принцип Ле-Шателье, но и знать способы увеличения скорости ХТП

Частично-поисковые методы проблемного обучения способствуют развитию творческого мышления обучающихся

Частично-поисковые методы проблемного обучения способствуют развитию творческого мышления обучающихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!