На уроках существуют большие возможности для использования частично-поискового метода, чем исследовательского. При этом методе обучения объяснения преподавателя сочетаются с поисковой деятельностью студентов на всех или отдельных этапах познавательного процесса. После постановки преподавателем учебных задач обучающиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы. Одним из вариантов частично-поискового метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых представляет собой шаг на пути к решению основной. Часть из них или все решаются студентами.
Просмотр содержимого документа
«Частично-поисковый и исследовательский методы обучения в преподавании профессиональных дисциплин»
Частично-поисковый и исследовательский методы обучения в преподавании профессиональных дисциплин
Преподаватель:
Белякова Т.Н.
Методы проблемного обучения
I) исследовательский метод;
2)частично-поисковый (эвристический) метод;
3)проблемное изложение знаний;
4) изложение с проблемным началом
Исследовательский метод-
метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска
Исследовательский метод
- преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему;
- новые знания не сообщают, обучающиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;
- основной целью деятельности преподавателя является оперативное управление процессом решения проблемных задач;
- 4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью
Исследовательский метод
Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:
- Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)
- Формулировка гипотезы по решению проблемы
- Построение плана исследования
- Реализация плана
- Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов
Частично-поисковый метод -
метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть обучающиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания
Частично-поисковый метод
- знания студентам в «готовом» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;
- преподаватель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;
- обучающиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают
Методические приемы создания проблемных ситуаций
Эвристическая беседа
Предполагаемые ответы студентов:
- фланцевое - оно самое распространенное;
- резьбовое – его легко разбирать и собирать;
- сварное – оно самое прочное и т.д.
Резюме таково: все ответы в какой-то мере правильны для определенных категорий трубопроводов. Для этого необходимо знать эксплуатационные характеристики трубопроводов и научиться проводить расчеты на прочность, чем мы и займемся на последующих занятиях.
- В последующей практической работе студентам выдается индивидуальное задание: рассчитать теплообменный аппарат заданной производительности (куб - испаритель, дефлегматор, холодильник, подогреватель и др.) вещества. Например, рассчитать куб-испаритель изопрена. Во-первых, студент должен четко представить, где располагается такой теплообменник по отношению к колонне. Во-вторых, сделать вывод, что в испарителе вещество превращается в пар, то есть изопрен необходимо нагреть выше температуры кипения. По справочнику надо найти температуру кипения изопрена, которая при атмосферном давлении равна 34,067 С. Далее, исходя из вышеизложенных требований, направляем изопрен в трубное пространство, как более агрессивный. Теперь выбираем второй теплоноситель. Нагреть вещество до температуры 36-37 ℃ можно с помощью горячей воды, которую и подаем в межтрубное пространство.
То есть студент сам выбирает нагревающие или охлаждающие агенты, исходя из назначения аппарата задает температуры теплоносителей и проводит расчет уже по алгоритму.
УП.01 Выполнение работ по обслуживанию оборудования и коммуникаций
При испытании центробежного насоса, студенты должны экспериментально установить, зависит ли напор и мощность от подачи насоса и построить насосную характеристику, определить КПД насоса, а также предложить способы регулирования подачи. При испытании воздушной сушилки необходимо установить зависимость скорости сушки от количества влаги в материале и времени сушки. Построить диаграммы и сделать выводы, почему скорость сушки изменяется. При эксплуатации вакуумного нутч-фильтра экспериментально определяем эффективность работы аппарата за определенный промежуток времени, измеряя количество фильтрата. Далее необходимо определить сопротивление фильтровальной перегородки. При эксплуатации валковой дробилки и барабанного грохота студентам предлагается не только определить коэффициент полезного действия оборудования, но и предложить пути интенсификации процесса.
Теоретические основы химической технологии
- Почему реакцию синтеза аммиака проводят при высокой температуре, если она экзотермическая?
Необходимо применить не только принцип Ле-Шателье, но и знать способы увеличения скорости ХТП
Частично-поисковые методы проблемного обучения способствуют развитию творческого мышления обучающихся