СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование исследовательского метода обучения как способ формирования познавательной активности студентов

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование исследовательского метода обучения как способ формирования познавательной активности студентов

Просмотр содержимого документа
«Использование исследовательского метода обучения как способ формирования познавательной активности студентов»

Использование исследовательского метода обучения

как способ формирования познавательной активности студентов



Для реализации познавательной и творческой активности студентов в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. В техникуме представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Среди них, исследовательские методы в обучении.

Исследовательские методы в обучении дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании общих и профессиональных компетенций.

Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности обучающихся. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа студентов в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Научно-исследовательская работа - это вид самостоятельной аналитиче­ской деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Исследовательский методэто способ организации творческой деятельности студентов по решению новых для них задач. При их выполнении обучающиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода – научить студентов видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.

Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:

  • приобщить их к процессу выработки новых знаний;

  • освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;

  • научить пользоваться нормативной и учебной лите­ратурой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

  • выработать умение работать с основными компьютерными программами;

  • предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Чтобы заниматься с обучающимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

  • глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;

  • свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;

  • отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;

  • знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.

Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:

  1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.

  2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед студентами ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.

  3. Формулировка гипотез. Студенты с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

  4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах. Обучающиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.

  5. Сбор данных. Студенты проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных и оформления результатов.

  6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим обучающимся группы в различной форме.

  7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.

  8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.

  9. Применение заключений, выводов. Обучающиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов и приходят к формулированию новых проблем.

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:

  • овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

  • самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

  • точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;

  • приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

  • сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;

  • проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

  • выстроить доказательство и давать опровержение.

Достоинством исследовательского метода организации учебной деятель­ности является привитие обучающимся навыка сотрудничества. Участники иссле­довательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и форму­лирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, студенты имитируют работу ученых, - они дей­ствительно выполняют научное исследование, если верно определены про­блематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследователь­ский метод следует использовать как можно чаще.



Скачать

© 2018 557 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!